12 декабря 2022 г. |
Дело N А83-22504/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2022.
В полном объёме постановление изготовлено 12.12.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Евдокимова И.В., судей Колупаевой Ю.В., Остаповой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Молчановой В.С.,
при участии:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" - Ланцова Т.А., представитель по доверенности от 15.12.2021 N 21,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.09.2022 года по делу N А83-22504/2021,
по иску Публичного акционерного общества "Орскнефтеоргсинтез"
(ИНН 5615002700, ИНН 5615002700, КПП 546050001)
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Крымская железная дорога" (ИНН 9102157783 ОГРН 1159102022738),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика: Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании пени за несвоевременную доставку грузов в размере 982 223,92 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Орскнефтеоргсинтез" (далее - истец, ПАО "Орскнефтеоргсинтез") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Крымская железная дорога" (далее - ответчик, ФГУП "Крымская железная дорога") о взыскании пени за несвоевременную доставку грузов в размере 982 223,92 рублей.
Исковые требования мотивированы нарушением ответчиком сроков перевозки груза, в результате чего у последнего возникла обязанность по уплате пени.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 20.09.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГУП "Крымская железная дорога" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивированы тем, что суд первой инстанции при принятии решения неполно установил обстоятельства имеющие существенное значение для правильного рассмотрения настоящего спора, а также неправильно применил нормы материального права.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что в рассматриваемом деле, применение статьи 97 Устава железнодорожного транспорта и взыскание пени за просрочку доставки груза с ФГУП "Крымская железная дорога" как с перевозчика, является необоснованным, поскольку перевозка осуществлялась двумя различными инфраструктурами железнодорожного транспорта, а груз доставлялся в прямом железнодорожном сообщении. Вина ФГУП "Крымская железная дорога" в просрочке доставки груза отсутствует, так как просрочка доставки произошла на инфраструктуре ОАО "РЖД" до прибытия вагонов на инфраструктуру ФГУП "КЖД", в связи с чем, по мнению апеллянта, данные требования должны быть предъявлены к ОАО "РЖД".
ПАО "Орскнефтеоргсинтез" представило отзыв на апелляционную жалобу, просило отказать в её удовлетворении, решение суда первой инстанции оставить без изменений, со ссылкой на статьи 40, 792 ГК РФ, статью 97 ФЗ N 18-ФЗ от 10.01.2003 года "Устав железнодорожного транспорта РФ", в соответствии с которой, за просрочку доставки грузов, перевозчик уплачивает пени, при этом, данная норма не разделяет ответственность перевозчиков, если перевозка осуществлялась прямым железнодорожным сообщением, с участием нескольких инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив его материалы, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Так, ответчиком в июне-июле 2021 года при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении с участием двух инфраструктур по транспортным железнодорожным накладным N N ЭЭ921569, ЭЭ922167, ЭЭ 922599, ЭЭ962123, ЭЯ708862, ЭЯ708968, ЭЯ709518, ЭЯ709603, ЭЯ709958, ЭЯ731763, ЭЯ731746, ЭЯ895792, ЭЯ726426, ЭЯ708651 были нарушены сроки их доставки.
С целью соблюдения досудебного порядка урегулированию спора, истцом в адрес ответчика направлялась претензия с требованием о погашении задолженности.
Поскольку ФГУП "КЖД" не исполнило обязанность по своевременной доставке груза, сумма задолженности не погашена, ПАО "Орскнефтеоргсинтез" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с данными исковыми требованиями.
Изучив материалы дела, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё, коллегия судей пришла к выводу, об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Так, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии со статьей 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Аналогичное правило содержится в статье 25 Федерального закона от 10.01.2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Как усматривается из материалов дела, заключение между сторонами договоров перевозки грузов подтверждается приобщенными истцом железнодорожными накладными N N ЭЭ921569, ЭЭ922167, ЭЭ 922599, ЭЭ962123, ЭЯ708862, ЭЯ708968, ЭЯ709518, ЭЯ709603, ЭЯ709958, ЭЯ731763, ЭЯ731746, ЭЯ895792, ЭЯ726426, ЭЯ708651 и дорожными ведомостями ответчика.
Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок (статья 792 ГК РФ).
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке, стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон (пункт 1 статьи 793 ГК РФ).
Статьёй 97 Федерального закона от 10.01.2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 УЖДТ обстоятельств. Перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз, вправе предъявить требование о возмещении убытков к перевозчику другого вида транспорта или осуществляющей перевалку грузов организации, по вине которых допущена просрочка.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения, указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанций, ПАО "Орскнефтеоргсинтез" по транспортной железнодорожной накладной N ЭЭ921569 был отправлен груз станция назначения Симферополь-Грузовой Крымской железной дороги.
Согласно указанной накладной нормативный срок доставки истекал 28.06.2021 года. Груз прибыл в адрес Грузополучателя 03.07.2021 г., что подтверждается отметками в указанной накладной. Сумма провозной платы (из накладной) составляет 311 061 руб. без НДС. Груз доставлен с просрочкой на 5 суток.
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ сумма пени составляет 93 318,30 рублей.
ПАО "Орскнефтеоргсинтез" по транспортной железнодорожной накладной N ЭЭ922167 был отправлен груз станция назначения Симферополь-Грузовой Крымской железной дороги.
Согласно указанной накладной нормативный срок доставки истекал 28.06.2021. Груз прибыл в адрес Грузополучателя 03.07.2021, что подтверждается отметками в указанной накладной. Сумма провозной платы (из накладной) составляет 156 611 рублей без НДС. Груз доставлен с просрочкой на 5 суток.
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ сумма пени составляет 46 983,30 рублей.
ПАО "Орскнефтеоргсинтез" по транспортной железнодорожной накладной N ЭЭ922599 был отправлен груз станция назначения Джанкой Крымской железной дороги.
Согласно указанной накладной нормативный срок доставки истекал 28.06.2021. Груз прибыл в адрес Грузополучателя 02.07.2021, что подтверждается отметками в указанной накладной. Сумма провозной платы (из накладной) составляет 128 604 рублей без НДС. Груз доставлен с просрочкой на 4 суток.
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ сумма пени составляет 38 581,20 рублей.
ПАО "Орскнефтеоргсинтез" по транспортной железнодорожной накладной N ЭЭ962123 был отправлен груз станция назначения Остряково Крымской железной дороги.
Согласно указанной накладной нормативный срок доставки истекал 29.06.2021. Груз прибыл в адрес Грузополучателя 01.07.2021, что подтверждается отметками в указанной накладной. Сумма провозной платы (из накладной) составляет 277 703 рублей без НДС. Груз доставлен с просрочкой на 2 суток.
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ сумма пени составляет 33 324,36 рублей.
ПАО "Орскнефтеоргсинтез" по транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ708862 был отправлен груз станция назначения Остряково Крымской железной дороги.
Согласно указанной накладной нормативный срок доставки истекал 13.07.2021. Груз прибыл в адрес Грузополучателя 23.07.2021, что подтверждается отметками в указанной накладной. Сумма провозной платы (из накладной) составляет 133 150 рублей без НДС. Груз доставлен с просрочкой на 10 суток.
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ сумма пени составляет 66 575 рублей.
ПАО "Орскнефтеоргсинтез" по транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ708968 был отправлен груз станция назначения Керчь Крымской железной дороги.
Согласно указанной накладной нормативный срок доставки истекал 12.07.2021. Груз прибыл в адрес Грузополучателя 22.07.2021, что подтверждается отметками в указанной накладной. Сумма провозной платы (из накладной) составляет 141 047 рублей без НДС. Груз доставлен с просрочкой на 10 суток.
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ сумма пени составляет 70 523,50 рублей.
ПАО "Орскнефтеоргсинтез" по транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ709518 был отправлен груз станция назначения Мекензиевы горы Крымской железной дороги.
Согласно указанной накладной нормативный срок доставки истекал 14.07.2021. Груз прибыл в адрес Грузополучателя 23.07.2021, что подтверждается отметками в указанной накладной. Сумма провозной платы (из накладной) составляет 136 205 рублей без НДС. Груз доставлен с просрочкой на 9 суток.
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ сумма пени составляет 68 102,50 рублей.
ПАО "Орскнефтеоргсинтез" по транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ709603 был отправлен груз станция назначения Джанкой Крымской железной дороги.
Согласно указанной накладной нормативный срок доставки истекал 15.07.2021. Груз прибыл в адрес Грузополучателя 22.07.2021, что подтверждается отметками в указанной накладной. Сумма провозной платы (из накладной) составляет 151 287 рублей без НДС. Груз доставлен с просрочкой на 7 суток.
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ сумма пени составляет 63 540,54 рублей.
ПАО "Орскнефтеоргсинтез" по транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ709958 был отправлен груз станция назначения Остряково Крымской железной дороги.
Согласно указанной накладной нормативный срок доставки истекал 13.07.2021. Груз прибыл в адрес Грузополучателя 23.07.2021, что подтверждается отметками в указанной накладной. Сумма провозной платы (из накладной) составляет 285 417 рублей без НДС. Груз доставлен с просрочкой на 10 суток.
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ сумма пени составляет 142 708,50 рублей.
ПАО "Орскнефтеоргсинтез" по транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ731763 был отправлен груз станция назначения Остряково Крымской железной дороги.
Согласно указанной накладной нормативный срок доставки истекал 14.07.2021. Груз прибыл в адрес Грузополучателя 19.07.2021, что подтверждается отметками в указанной накладной. Сумма провозной платы (из накладной) составляет 154 035 рублей без НДС. Груз доставлен с просрочкой на 5 суток.
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ сумма пени составляет 46 210,50 рублей.
ПАО "Орскнефтеоргсинтез" по транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ731746 был отправлен груз станция назначения Мекензиевы горы Крымской железной дороги.
Согласно указанной накладной нормативный срок доставки истекал 15.07.2021. Груз прибыл в адрес Грузополучателя 20.07.2021, что подтверждается отметками в указанной накладной. Сумма провозной платы (из накладной) составляет 154 900 рублей без НДС. Груз доставлен с просрочкой на 5 суток.
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ сумма пени составляет 46 470 рублей.
ПАО "Орскнефтеоргсинтез" по транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ895792 был отправлен груз станция назначения Симферополь-Грузовой Крымской железной дороги.
Согласно указанной накладной нормативный срок доставки истекал 16.07.2021. Груз прибыл в адрес Грузополучателя 18.07.2021, что подтверждается отметками в указанной накладной. Сумма провозной платы (из накладной) составляет 859 693 рублей без НДС. Груз доставлен с просрочкой на 2 суток.
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ сумма пени составляет 103 163,16 рублей.
ПАО "Орскнефтеоргсинтез" по транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ726426 был отправлен груз станция назначения Самохвалово Крымской железной дороги.
Согласно указанной накладной нормативный срок доставки истекал 15.07.2021. Груз прибыл в адрес Грузополучателя 20.07.2021, что подтверждается отметками в указанной накладной. Сумма провозной платы (из накладной) составляет 311 281 рублей без НДС. Груз доставлен с просрочкой на 5 суток.
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ сумма пени составляет 93 384,30 рублей.
ПАО "Орскнефтеоргсинтез" по транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ708651 был отправлен груз станция назначения Самохвалово Крымской железной дороги.
Согласно указанной накладной нормативный срок доставки истекал 14.07.2021. Груз прибыл в адрес Грузополучателя 24.07.2021, что подтверждается отметками в указанной накладной. Сумма провозной платы (из накладной) составляет 154 110 рублей без НДС. Груз доставлен с просрочкой на 10 суток.
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ сумма пени составляет 77 055 рублей.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции обоснованно указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Представленный истцом расчёт пени, в соответствии со статьей 97 УЖДТ составил 982 223,92 рублей, был проверен судом первой и апелляционной инстанций и признан арифметически и методологически верным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что перевозка осуществлялась двумя различными инфраструктурами железнодорожного транспорта, а груз доставлялся в прямом железнодорожном сообщении, в связи с чем, вина ФГУП "Крымская железная дорога" в просрочке доставки груза отсутствует, по мнению судебной коллегии, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку в соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", перевозки в прямом железнодорожном сообщении - это перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов между железнодорожными станциями в Российской Федерации с участием одной и более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования.
В соответствии со статьёй 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, за просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пени.
При этом, пунктом 1 статьи 6 ГК РФ установлено, что в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Суд первой инстанции правильно указал, что данная норма не разделяет ответственность перевозчиков, если перевозка осуществлялась прямым железнодорожным сообщением, с участием нескольких инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования или прямым смешанным сообщением, в связи с чем, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы законодательства, установленные в статье 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что требования о взыскании пени за нарушение срока доставки груза должны быть предъявлены к перевозчику, допустившему нарушение срока доставки груза - ОАО "РЖД", являются несостоятельными, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 75 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, в случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении ответственность за просрочку доставки грузов несёт перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз.
Перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз, вправе предъявить требование о возмещении убытков к перевозчику другого вида транспорта или осуществляющей перевалку грузов организации, по вине которых допущена просрочка, в связи с чем, ФГУП "Крымская железная дорога" не лишено права на обращение в суд с требованиями о возмещении убытков к ОАО "РЖД", в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, учитывая положения статей 784, 785, 790, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 8, 25, 33, 65, 75, 97, 122 Федерального закона от 10.01.2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 года N 245, установив факт прибытия груза на станцию назначения с нарушением сроков доставки, суд первой инстанции правомерно возложил на ФГУП "Крымская железная дорога" ответственность в виде взыскания неустойки за просрочку доставки груза, поскольку ответчик является перевозчиком, выдавшим груз в рассматриваемых отношениях по прямой железнодорожной перевозке.
Учитывая всё выше изложенное, коллегия судей полагает, что доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 сентября 2022 года по делу N А83-22504/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-22504/2021
Истец: ПАО "ОРСКНЕФТЕОРГСИНТЕЗ"
Ответчик: ФГУП "КРЫМСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА"
Третье лицо: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"