г. Владивосток |
|
12 декабря 2022 г. |
Дело N А51-8750/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 декабря 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Понуровской,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восток-Лес",
апелляционное производство N 05АП-7067/2022
на решение от 30.09.2022
судьи Н.А. Беспаловой
по делу N А51-8750/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восток-Лес" (ИНН 2508126624, ОГРН 1162536068474)
к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ИНН 2543146126, ОГРН 1202500000339)
третье лицо: Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу (ИНН 2723090306, ОГРН 1072723002252),
о признании незаконным приказа от 31.03.2022 N 452,
при участии:
от ООО "Восток-Лес": представитель пак Ю.В. (при участии онлайн) по доверенности от 13.04.2020, сроком действия 3 года, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 674-6), свидетельство о заключении брака, паспорт;
от Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края: представитель Моисеенко О.Г. по доверенности от 30.12.2021, сроком действия до 31.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 25663), копия свидетельства о заключении брака, служебное удостоверение.
от Департамента лесного хозяйства по ДФО: не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Восток-Лес" (далее - ООО "Восток-Лес", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (далее - Министерство, ответчик) о признании незаконным приказа от 31.03.2022 N 452 "Об утверждении заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов на проект освоения лесов по лесному участку Маргаритовского участкового лесничества Кавалеровского лесничества, предоставленному в аренду для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений и утвержденное им заключение экспертной комиссии от 31.03.2022 N 452, а также возложении обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в соответствии с нормами действующего законодательства.
Определением арбитражного суда от 03.08.2022 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 30.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Восток-Лес" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 30.09.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что законодательством предусмотрена возможность внесения изменений в проект освоения лесов без его отмены. Так, согласно пункту 33 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Также в силу позиции Рослесхоза, изложенной в письме от 16.08.2013 N ИК-03-27/8209 "О разъяснении законодательства в части внесения изменений в проект освоения лесов", перечень случаев, при которых внесение изменений в проект освоения лесов является обязательным, не является исчерпывающим. По мнению апеллянта, судом первой инстанции не были выяснены юридически значимые обстоятельства по делу, а именно: являлось ли изменение количественных и качественных характеристик существенным и каким образом такие изменения повлияли на условия заключенного между сторонами договора аренды лесного участка. При этом в силу положений части 5 статьи 200 АПК РФ, бремя доказывания указанных обстоятельств по делу должно быть возложено на административный орган, принявший оспариваемое решение. Общество настаивает на том, что изменение характеристик лесного участка никак не повлияло на условия договора аренды - объем, площадь, ассортиментный состав, размер арендной платы остаются неизмененными, что подтверждается материалами дела N А51-13653/2022.
Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края по тексту представленного письменного отзыва, приобщенного в порядке статьи 262 АПК РФ к материалам дела, считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Определение Пятого арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 07.11.2022 и размещено в информационной системе "Картотека арбитражных дел" по адресу: http://kad.arbitr.ru в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ.
Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Департамент лесного хозяйства по ДФО, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о причине неявки не сообщил. Представители общества, министерства не возражали против рассмотрения дела в его отсутствие. Суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провел судебное заседание в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Восток-Лес" поддержал доводы апелляционной жалобы: решение суда первой инстанции просит отменить.
Представитель Министерства на доводы апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверена Пятым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
28.06.2016 между Департаментом лесного хозяйства Приморского края и ООО "Восток-Лес" заключен договор аренды лесного участка для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных трав N 9/34-16 (далее - договор).
Согласно договору ООО "Восток-Лес" предоставлен лесной участок площадью 40697 га месторасположение которого: Приморский край, Ольгинский муниципальный район, Кавалеровское лесничество, Маргаритовское участковое лесничество, кварталы 1-40, 41 (за исключением частей выделов 23,27,28,32,33,39, выдела 38), 42 (за исключением частей выделов 57,63,64,67,68,71,72,выдела 73), 43 (за исключением частей выделов 32,34,38,39) 44-51, 60 (за исключением частей выделов 6,15,16,23,70,71,72); номер учетной записи в государственном лесном реестре - 56/1105010-2016-03.
Договор от 28.06.2016 N 9/34-16 заключен на основании протокола проведения открытого аукциона по извещению N 120516/0868395/01 от 14.06.2016.
В силу пункта 25 Договора срок его действия установлен 49 лет с момента государственной регистрации Договора.
В 2018 году на лесном участке, предоставленном в аренду ООО "Восток-Лес" проведены работы по таксации лесов, в ходе которых установлено, что характеристика лесного участка и его насаждений, а соответственно, цели и объемы использовании лесов на арендуемом лесном участке, указанные в Приложениях к договору аренды, не соответствуют выявленному фактическому состоянию лесов на лесном участке.
Приказом департамента лесного хозяйства Приморского края от 10.09.2018 N 994 материалы лесоустройства признаны соответствующими действующему законодательству, отвечающими требованиям Лесоустроительной инструкции и введены в действие.
Соответствующие изменения внесены в государственный лесной реестр (акт N 1-05-2018-Км от 10.09.2018 внесения документированной информации).
Проект освоения лесов, подготовленный по результатам лесоустройства прошел государственную экспертизу с положительным заключением, утверждённым приказом Департамента лесного хозяйства Приморского края от 24.12.2019 N 1837.
В период с 15.04.2021 по 23.04.2021 на основании приказа от 13.04.2021 N 108-п Департаментом по Дальневосточному федеральному округу была проведена проверка Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края в целях исполнения переданных полномочий в области лесных отношений в связи с выявленными противоречиями в договоре аренды лесного участка от 28.06.2016 N 9/34- 16, получивших положительное заключение государственной экспертизы требованиям лесного законодательства.
Результаты проверки отражены в акте проверки Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу от 23.04.2021.
Согласно акту проверки, Министерством при проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов и оформлении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом департамента лесного хозяйства Приморского края от 24.12.2019 N 1837, нарушены требования пункта 7.1.10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496 (далее - Порядок), действовавшего на момент проведения государственной экспертизы.
По результатам проверки в адрес Министерства Департаментом Лесного хозяйства по ДВФО направлено предписание от 15.06.2021 N 12/2021.
Поскольку в соответствии с частью 3. статьи 74.1 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка, Министерством 01.09.2021 исх. N 38/6301 в адрес арендатора ООО "Восток-Лес" направлено предложение обратиться в суд для внесения изменений в договор аренды лесного участка от 28.06.2016 N 9/34-16 с приложением проекта соглашения о внесении изменений в договор.
Так как арендатор в суд с заявлением о внесении изменений в договор аренды не обращался и в связи с не соответствием количественных и качественных характеристик лесного участка, отраженных в договоре, данным, имеющимся в государственном лесном реестре в связи с внесением в него изменений в 2018 году, Министерством был издан приказ от 31.03.2022 N 452, в соответствии с которым утверждено отрицательное заключение экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов на проект освоения лесов по лесному участку Маргаритовского участкового лесничества, Кавалеровского лесничества, предоставленному в аренду для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений ООО "Восток-лес" (договор аренды от 28.06.2016 N 9/34-16).
В качестве оснований для признания отрицательным и утверждения заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов на проект освоения лесов по лесному участку Маргаритовского участкового лесничества Кавалеровского лесничества, предоставленному в аренду для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений ООО "Восток-Лес" послужило не соответствие сведений таблиц 6, 7, 14 Проекта информации приведенной в приложении N 2 к договору аренды от 28.06.2016 N 9/34-16, которое обусловлено отсутствием актуализации количественных и качественных характеристик лесного участка в соответствии с материалами таксации лесов, внесенных в государственный лесной реестр актом от 10.09.2018 N 1-05-20.18-Км и утвержденных приказом от 10.09.2018 N 994.
В соответствии с пунктом 2.4.1. лесохозяйственного регламента Кавалеровского лесничества, утвержденного приказом министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 30.11.2018 N 1562, при сборе кедровых шишек необходимо оставлять 30% для семенного возобновления и на корм животным. Между тем в соответствии с Проектом фонд пищевых лесных ресурсов (таблица 15) соответствует проектируемым ежегодным объемам заготовки кедрового ореха (таблица 16), в связи с чем Министерством указано на истощительное использование лесов и не оставлении 30 % кедровых шишек для семенного возобновления и на корм животным.
Кроме того, указано, что при проведении лесоустройства в 2018 г. ООО "ПРИМ-ПРОЕКТ" установлено, что часть площади выделов, расположенных в лесных кварталах N 37, 38, 39, 40, 41, 42, 60 Маргаритовского участкового лесничества Кавалеровского лесничества, находится за пределами земельного (лесного) участка с кадастровым номером 25:12:000000:1310.
Посчитав, что приказ Министерства от 31.03.2022 N 452 "Об утверждении заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов на проект освоения лесов по лесному участку Маргаритовского участкового лесничества Кавалеровского лесничества, предоставленному в аренду для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений и утвержденное им заключение экспертной комиссии от 31.03.2022 N 452 не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные ООО "Восток-Лес", общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в удовлетворении которого судом было отказано.
Исследовав и оценив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав в судебном заседании представителей министерства и общества, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене, на основании следующего:
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Соответственно, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ, Кодекс) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу статьи 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику, который по своему усмотрению вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно пункту 2 статьи 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
Как предусмотрено в пункте 3 статьи 129 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
На основании пункта 2 части 1 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
В силу статей 71 - 73, пункта 2 части 1 статьи 83 Кодекса предоставление в аренду лесных участков осуществляется в соответствии с Лесным кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским Кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Лесным кодексом.
Частью 1 статьи 88 ЛК РФ на лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, возложена обязанность составить проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 89 ЛК РФ).
Порядок составления проекта освоения лесов регламентируется Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (далее - Приказ от 29.02.2012 N 69).
Согласно пункту 28 Приказа проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются (пункт 29 Приказа N 69).
В соответствии с пунктом 31 Приказа N 69, при разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Полученная информация может быть использована при разработке проекта освоения лесов, если она внесена в установленном порядке в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Согласно пункту 32 Приказа N 69, информация, включаемая в проект освоения лесов, оформляется в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических). Все картографические материалы изготавливаются в масштабах, предусмотренных действующей лесоустроительной инструкцией. Внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды.
Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом (пункт 33 Приказа N 69).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28.06.2016 между Департаментом лесного хозяйства Приморского края и ООО "Восток-Лес" заключен договор аренды лесного участка для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных трав N 9/34-16, согласно которому ООО "Восток-Лес" предоставлен лесной участок площадью 40697 га месторасположение которого: Приморский край, Ольгинский муниципальный район, Кавалеровское лесничество, Маргаритовское участковое лесничество, кварталы 1-40, 41 (за исключением частей выделов 23,27,28,32,33,39, выдела 38), 42 (за исключением частей выделов 57,63,64,67,68,71,72, выдела 73), 43 (за исключением частей выделов 32,34,38,39) 44-51, 60 (за исключением частей выделов 6,15,16,23,70,71,72); номер учетной записи в государственном лесном реестре - 56/1105010-2016-03.
Вместе с тем, в 2018 году на лесном участке, предоставленном в аренду ООО "Восток-Лес" проведены работы по таксации лесов, в ходе которых установлено, что характеристика лесного участка и его насаждений, а соответственно, цели и объемы использовании лесов на арендуемом лесном участке, указанные в Приложениях к договору аренды, не соответствуют выявленному фактическому состоянию лесов на лесном участке.
Приказом департамента лесного хозяйства ПК от 10.09.2018 N 994 материалы лесоустройства признаны соответствующими действующему законодательству, отвечающими требованиям Лесоустроительной инструкции и введены в действие. Приказом департамента лесного хозяйства Приморского края от 30.11.2018 N 1562 были утверждены лесохозяйственные регламенты лесничеств Приморского края, в том числе Кавалеровского лесничества Приморского края.
Следовательно, фактически проект освоения лесов был разработан по результатам таксации лесов, проведенной арендатором в 2018 году, т.е. после заключения договора аренды от 28.06.2016 N 9/34-16.
Действовавшим в указанный период времени приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496 утвержден порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов.
В соответствии с положениями настоящего Порядка государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (Экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг (пункт 2).
Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 3).
Для проведения Экспертизы органы государственной власти и органы местного самоуправления образовывают экспертные комиссии (пункт 4).
Экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 7.1).
Результат Экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9).
Положительное заключение Экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки (пункт 10).
Апелляционной коллегией установлено, что с 15.04.2021 по 23.04.2021 на основании приказа от 13.04.2021 N 108-п Департаментом по Дальневосточному федеральному округу была проведена проверка Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края в целях исполнения переданных полномочий в области лесных отношений в связи с выявленными противоречиями в договоре аренды лесного участка от 28.06.2016 N 9/34-16, получивших положительное заключение государственной экспертизы требованиям лесного законодательства, по итогам которой составлен акт проверки от 23.04.2021.
Согласно указанному акту, Министерством при проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов и оформлении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом департамента лесного хозяйства Приморского края от 24.12.2019 N 1837, нарушены требования пункта 7.1.10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496, действовавшего на момент проведения государственной экспертизы.
Установлено, что приведенный в разделе 2.1 проекта освоения лесов перечень переданных в аренду лесных кварталов (части лесотаксационных выделов) не соответствует договору аренды лесного участка от 28.06.2016 N 9/34-16, заключенного с ООО "Восток-лес", поскольку часть площади выделов, расположенных в лесных кварталах N 37, 38, 39, 40, 41, 42, 60 Маргаритовского участкового лесничества Кавалеровского лесничества, находится за пределами земельного (лесного) участка с кадастровым номером 25:12:000000:1310.
Кроме того, приведенные в проекте освоения лесов количественные и качественные характеристики лесного участка не соответствуют договору аренды, а именно: - распределение площади лесного участка по лесным и нелесным землям лесного фонда (раздел 2.2. проекта); таксационная характеристика лесных насаждений на лесном участке (раздел 2.4 проекта); приведенные в разделе 6.5 проекта освоения лесов особо защитные участки лесов не соответствуют договору аренды от 28.06.2016 N 9/34-16;
Также в текстовой части раздела 7.1.1 проекта освоения лесов указано на оставление 30% шишек для семенного возобновления и на корм животным. При этом сведения о фонде пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений (раздел 7.1.2.таблица 15 проекта освоения лесов) полностью соответствует сведениям о проектируемых ежегодных объемов заготовки пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений (раздел 7.1.3. таблица 16 проекта), что противоречит принципу обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, установленного пунктом 4 части 1 Лесного кодекса РФ, пунктам 7, 19 Правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, утвержденных приказом Рослесхоза от 05.12.2011, действовавших на момент проведения экспертизы, а также положениям лесохозяйственного регламента Кавалеровского лесничества.
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что у ответчика изначально не имелось правовых оснований для вынесения приказа Департамента лесного хозяйства Приморского края от 24.12.2019 N 1837 об утверждении положительной государственной экспертизы Проекта освоения лесов, подготовленного по результатам лесоустройства 2018 года, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о законности принятого Министерством оспариваемого Приказа от 31.03.2022 N 452.
Довод апелляционной жалобы общества об отсутствии у Министерства правомочий по отмене ранее изданного приказа, утвердившего положительное заключение, подлежит отклонению ввиду следующего.
Постановлением Губернатора Приморского края от 06.08.2019 года N 52-пг утверждена структура органов исполнительной власти Приморского края, в число которых входит Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира.
Постановлением Администрации Приморского края от 20.08.2019 N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края" Департамент лесного хозяйства Приморского края реорганизован путем слияния с департаментом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края в Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира (вступило в силу с 01.01.2020 года).
В соответствии с пунктов 1.2 Положения о министерстве лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 01.11.2019 N 713-па, министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края, исполняющим за счет субвенций из федерального бюджета переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений, охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Исходя из пункта 2.1.17.7. Положения проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов входит в компетенцию Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира.
В данном случае исходя из закрепленных постановлением администрации Приморского края от 01.11.2019 N 713-па "Об утверждении Положения о Министерстве лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края" полномочий Министерства, последнее является уполномоченным органом власти в области лесных отношений, охраны и использования объектов животного мира, в связи с чем выступает в отношениях с заявителем стороной договора аренды как гражданско-правовой сделки, а также имеет полномочия по издания приказа об утверждении заключений экспертных комиссий, так и полномочия по отмене приказов об утверждении заключений экспертных комиссий, в случае выявления несоответствия проекта освоения лесов, экспертного заключения требованиям действующего законодательства.
Законодательством не установлен запрет на отмену органом исполнительной власти ранее вынесенного правового акта, в том числе, это касается и приказа об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Таким образом, Министерство, как исполнительный орган государственной власти Приморского края, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля был вправе отменить ранее изданный приказ, который не соответствуют законодательству.
Повторно заявленный доводов апеллянта о том, что планируемые ответчиком изменения договора аренды лесного участка, послужившие основанием для отрицательного заключения на проект освоения лесов, не связаны с изменением количественных и качественных характеристик лесного участка, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку опровергается материалами дела.
В соответствие с частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ, изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
На основании части 3 статьи 74.1 ЛК РФ, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Из открытых сведений, размещенных в информационной системе "Картотека арбитражных дел" по адресу: http://kad.arbitr.ru относительно дела N А51-13653/2022, следует, что Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к ООО "Восток-Лес" о внесении изменений и дополнений в договор аренды лесного участка для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений от 28.06.2016 N 9/34-16 путем заключения дополнительного соглашения в представленной истцом редакции.
Таким образом, оснований для признания недействительным приказа Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 31.03.2022 N 452 и утвержденного им заключения экспертной комиссии от 31.03.2022 N 452 не имеется.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение судебного акта.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возложению на заявителя в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1.500 рублей подлежит возврату заявителю на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.09.2022 по делу N А51-8750/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Восток-Лес" (ИНН 2508126624, ОГРН 1162536068474) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1.500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 155 от 24.10.2022. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Понуровская |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-8750/2022
Истец: ООО "ВОСТОК-ЛЕС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу