г. Санкт-Петербург |
|
12 декабря 2022 г. |
Дело N А56-57821/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: Бойко Д.А. по доверенности от 18.10.2021
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30914/2022) открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2022 по делу N А56-57821/2022(судья Устинкина О.Е.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго"
к Управлению федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - Общество, ОАО "Россети Ленэнерго", сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, УФАС) от 11.05.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-851/2022, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением суда от 23.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт Податель жалобы указывает, что Заявителем поданы одинаковые семи заявок на заключение договоров об осуществлении технологического присоединения в отношении семи земельных участков, образованных из одного земельного участка. Указывает, что в его действиях отсутствует такой обязательный признак объективной стороны административного правонарушения, как противоправность, поскольку Обществом в ЛКК Заявителя размещен проект договора об осуществлении технологического присоединения в соответствии с пунктом 15 Правил ТП, что исключает вменение Сетевой организации нарушения пункта 105 Правил ТП. Ссылается на то, что арбитражным судом необоснованно не учтена позиция Общества о необходимости применения статьи 2.9 КоАП РФ, а так же не учтено, что Управлением допущено нарушение правил назначения административного наказания.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в адрес Ленинградского УФАС России поступило заявление ИП Гаврюшина В.Э. (вх. N 560 от 19.01.2022) с жалобой на действия (бездействие) ПАО "Россети Ленэнерго".
06.12.2021 заявитель направил в адрес ПАО "Россети Ленэнерго" заявку N 21- 077544 на технологическое присоединение объекта, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, кад. N 47:14:0501004:1965 (далее - Объект).
Согласно пункту 105 Правил присоединения Сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей, счет, технические условия, проект договора, инструкцию.
ПАО "Россети Ленэнерго" должны были разместить документы и сведения, указанные в пункте 105 Правил присоединения, в срок до 20.12.2021.
27.04.2022 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по делу N 047/04/9.21-851/2022.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Управление вынесло постановление от 11.05.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-851/2022, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Управления, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Согласно пункту 105 Правил сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает в личном кабинете заявителя: условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям согласно приложению N 17; счет на оплату технологического присоединения по договору; подписанные со стороны сетевой организации технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) названных Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации; инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Инспекцией установлено, что заявка Предпринимателя N 21-077544 соответствовала требованиям Правил. Сетевая организация обязана рассмотреть заявку и разместить в личном кабинете информацию в соответствии с пунктом 105 Правил ТП.
В установленный срок Обществом информация не размещена, что свидетельствует о нарушении Обществом Правил ТП и наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом повторности привлечения Общества к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ).
Довод Общества о том, что договор об осуществлении технологического присоединения с Предпринимателем в отношении всех энергопринимающих устройств должен быть один, поскольку каждый из вновь образованных земельных участков образован из одного земельного участка, отклоняется апелляционным судом, поскольку Предприниматель является владельцем разных земельных участков, каждый из которых имеет свой кадастровый номер.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о доказанности в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, апелляционным судом не установлено.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для признания правонарушения малозначительным и применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, по мнению апелляционной коллегии, судом первой инстанции не оценены все обстоятельства совершения правонарушения, выводы суда о невозможности применения статьи 2.9 КоАП РФ являются не достаточно мотивированными.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Таким образом, категория малозначительности совершенного правонарушения является оценочной и определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Оценив обстоятельства настоящего дела, характер совершенного Обществом правонарушения и степень его общественной опасности, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае при формальном наличии признаков состава административного правонарушения допущенное Обществом правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям, не привело к возникновению каких-либо вредных последствий, в связи с чем может быть признано малозначительным.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что Обществом 22.12.2021 в ЛКК потребителя размещен проект договора об осуществлении технологического присоединения в отношении всех ЭПУ, максимальная мощность - 1050 кВт (150*7) по 3 к.н. Проект договора содержал все характеристики ЭПУ, указанные Предпринимателем в заявке. 04.02.2022 поступил отказ от подписания проекта договора. В последующем 27.05.2022 в ЛКК предпринимателя в соответствии с заявкой размещены счет и технические условия, инструкция и условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ЭПУ, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 47:14:0501004:1965, максимальной мощности 150 кВт по 3 к.н. 30.05.2022 предпринимателем произведена оплата счета-договора, следовательно, договор об осуществлении технологического присоединения заключен. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии уклонения Общества от исполнения возложенных на него обязанностей.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о возможности квалифицировать совершенное Обществом правонарушение, как малозначительное.
По мнению апелляционной коллегии, в данном случае рассмотрением дела об административном правонарушении и установлением вины лица, совершившего правонарушение, достигнуты цели административного производства, установленные пунктом 3.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 августа 2022 года по делу N А56-57821/2022 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 11.05.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-851/2022.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-57821/2022
Истец: ОАО энергетики и электрификации "Ленэнерго"
Ответчик: УПАРВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ