г. Санкт-Петербург |
|
12 декабря 2022 г. |
Дело N А56-61723/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: Катанценва К.А., по доверенности от 26.10.2022;
от заинтересованного лица: Закирова Е.Д., по доверенности от 23.03.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33340/2022) Государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2022 по делу N А56-61723/2022, принятое
по заявлению Государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области"
к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы Тосненского района Главного управления МЧС России по Ленинградской области
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Ленинградской области" (адрес: 188800, Ленинградская обл., г.Выборг, ул.Куйбышева, д.13; ОГРН: 1167847156300) (далее - Предприятие, заявитель, ГУП "Водоканал ЛО") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Тосненского района Главного управления МЧС России по Ленинградской области (адрес: 187000, Ленинградская обл., г.Тосно, пр.Ленина, д.16А) (далее - Отдел, административный орган) от 16.03.2022 N 47-019-2022-0036/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решением от 02.09.2022 суд в удовлетворении заявленного требования Предприятию отказать, придя к выводу о правомерности оспариваемого предписания.
В апелляционной жалобе ГУП "Водоканал ЛО" просит отменить принятое по делу решение и вынести новый судебный акт, которым удовлетворить заявленное требование. Податель жалобы указывает, что вывод суда о том, что Предприятию в хозяйственное ведение переданы пожарные гидранты, является ошибочным и не подтверждается материалами дела. Кроме того, по мнению подателя жалобы, в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности возложены на органы местного самоуправления.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель административного органа возражал против ее удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.03.2022 на имя начальника Отдела поступил рапорт о том, что по итогам профилактической проверки состояния (работоспособности) источников наружного противопожарного водоснабжения на территории Тосненского района Ленинградской области обнаружено 147 неисправных пожарных гидрантов (л.д.44).
Уполномоченным должностным лицом Отдела на основании решения от 02.03.2022 N 47-019-2022/0036рс в период с 05.03.2022 по 16.03.2022 в отношении Предприятия проведена документарная проверка, по результатам которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Составлен акт проверки от 16.03.2022 (л.д.54-56).
В отношении заявителя составлен протокол N 2-12-101-21 об административном правонарушении. Предприятию выдано предписание об устранении обязательных требований пожарной безопасности N 47-019-2022/0036/1 (л.д.13-15, 60-62).
Указанным предписанием на Предприятие возложена обязанность обеспечить исправное состояние источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов в количестве 32 шт.), расположенных на территории Тосненского района в г. Тосно, п. Нурма, д. Тарасово, АО "Ушаки", Любанского городского поселения.
Предприятие оспорило данное предписание в судебном порядке.
Выслушав стороны, изучим материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. К наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары. Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.
Согласно пункту 3.9. СП 8.13130 приказа МЧС России от 30.03.2020 N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 8.12130) пожарный гидрант - это устройство для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) первичными мерами пожарной безопасности является реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов (статья 19 Закона N 69-ФЗ).
В силу пункта 75 Постановления Правительства от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Из материалов дела следует и судом первой инстанции правомерно установлено, что пожарные гидранты, расположенные на указанной в акте и предписании территории, переданы из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации.
Так, на основании Распоряжения Правительства Ленинградской области от 11.02.2020 N 86-р "О принятии в государственную собственность Ленинградской области муниципального имущества казны муниципального образования Любанское городское поселение Тосненского района Ленинградской области" муниципальное имущество Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, находящееся в муниципальной собственности, передано в государственную собственность Ленинградской области. Передача имущества (включая пожарные гидранты) оформлена актом приема-передачи от 27.02.2020 (л.д.138-157, 158-172).
Распоряжением Правительства Ленинградской области от 19.05.2020 N 368-р "О принятии в государственную собственность Ленинградской области муниципального имущества казны муниципального образования Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области" (далее - распоряжение N 368-р) муниципальное имущество казны муниципального образования Тосненского городского поселения Тосненского муниципального района Ленинградской области, находящего в муниципальной собственности, передано в государственную собственность Ленинградской области (л.д.173-175). Составлен акт приема-передачи от 30.06.2020. По акту приема-передачи переданы, в том числе, пожарные гидранты (л.д.176-196).
В последующем, на основании Распоряжения Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 15.07.2020 N 907 "О закреплении государственного имущества казны Ленинградской области на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным предприятием "Водоканал Ленинградской области" перечисленное в приложении к распоряжению имущество (в том числе спорные гидранты, перечисленные в пунктах 73-258 раздела "Движимое имущество" приложения к Распоряжению N 907) передано в хозяйственное ведение Предприятия (л.д.80-106).
Составлен акт приема-передачи, подписанный 15.07.2020 передающей стороной (Леноблкомимущество) и 23.07.2020 - Предприятием (л.д.107-120).
Согласно Уставу Предприятия (глава N 2 "Цели, предмет и виды деятельности предприятия") Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результате оказания услуг по водоснабжению и водоотведению.
В соответствии пунктом 2.2 Устава ГУП "Водоканал ЛО" для достижения указанных целей Предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения и связанную с ней деятельность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в пределах, соответствующим целям, предмету деятельности, предусмотренным настоящим Уставом (п. 2.2.3 Устава). В частности: - управление, эксплуатация и содержание систем коммунального водоснабжения и канализации, являющихся собственностью Ленинградской области и переданных Предприятию в установленном порядке в хозяйственное ведение, а также иных объектов сферы водо-канализационного хозяйства, в соответствии с договорами, заключенными с их владельцами (пользователями); - эксплуатация систем водоснабжения и канализации; - обеспечение работоспособности систем водоснабжения и водоотведения, организация и выполнение всех видов ремонта, необходимых для их нормальной эксплуатации; - работы по монтажу сухих стояков, например, в системах напорных водопроводов для пожаротушения (включая гидранты пожарные с выходными патрубками и пожарными рукавами); - работы по ремонту систем пожаротушения; - работы по ремонту водоснабжения; - услуги по управлению эксплуатацией систем водоснабжения и водоотведения; - диагностика технического состояния водопроводов, водопроводных сетей и сооружений на них (л.д.64-77).
В материалы дела представлен акт осенней профилактической проверки состояния (работоспособности) наружных источников противопожарного водоснабжения от 14.10.2021, проведенной комиссией в составе: и.о.начальника производственного управления Тосненского района ГУП "Леноблводоканал" и начальника эксплуатационного участка. По результатам проверки установлено наличие неисправных пожарных гидрантов, что зафиксировано в акте (л.д.121-124).
При указанных обстоятельствах довод ГУП "Водоканал ЛО" о том, что ему в оперативное управление передана только система водоснабжения, не включающая пожарные гидранты, подлежит отклонению, поскольку опровергается вышеуказанными распоряжениями и актами.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, профилактическая проверка Предприятием работоспособности источников противопожарного водоснабжения, расположенных по спорным адресам, также подтверждает факт передачи и принятия в хозяйственное ведение пожарных гидрантов, а, следовательно, и обязанность Предприятия по обеспечению их исправного состояния.
Довод Предприятия об отсутствии оснований для проведения проверки и выдачи спорного предписания также рассмотрен и правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в ходе проведения документарной проверки контрольным (надзорным) органом установлено, что неисправное состояние источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов) на территории ряда поселений Тосненского района Ленинградской области является непосредственной угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" под контролируемыми лицами понимаются организации и граждане, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо находящиеся во владении и (или) в пользовании объекты надзора которых подлежат федеральному государственному пожарному надзору, а также изготовители, исполнители (лица, выполняющие функции иностранного изготовителя), продавцы, подлежащие федеральному государственному пожарному надзору.
Согласно статье 16 Закона N 248-ФЗ объектами государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - объект контроля) являются:
1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
3) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
В силу части 1 статьи 31 Закона N 248-ФЗ под контролируемыми лицами в целях настоящего Федерального закона понимаются граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.
Из приведенных норм следует, что ГУП "Водоканал ЛО" правомерно отнесено к категории контролируемых лиц, в отношении которых осуществляется государственный пожарный надзор в порядке, установленном Законом N 248-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290, в том числе в виде документарной проверки, по результатам которой в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ контролирующий орган обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
Пункт N 2 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 NД24и-8436 "О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году" устанавливает, что на основании положений подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства N 336 выявления фактов причинения вреда либо непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства является основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия. В указанном случае решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимается на основании оценки конкретных обстоятельств.
Таким образом, выдача спорного предписания по устранению выявленных в ходе проверки нарушений обязательных требований пожарной безопасности правомерно признана судом первой инстанции законным и обоснованным.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на положения Закона N 131-ФЗ подлежит отклонению апелляционным судом на основании следующего.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 указанного Закона к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно статье 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к наружному противопожарному водоснабжению относятся:
1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод);
2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) пожарные резервуары.
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В рассматриваемом случае, пожарные гидратны переданы из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, а субъект Российской Федерации передал указанные полномочия государственному унитарному предприятию, что документально подтверждено в рамках настоящего дела.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт органа, осуществляющего публичные полномочия, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь указанной нормой и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности оспариваемого предписания Отдела. Принятое по делу решение соответствует нормам материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы Предприятия не опровергают законные и обоснованные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом судебном акте, в связи с чем подлежат отклонению апелляционным судом.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату ГУП "Водоканал ЛО" из федерального бюджета в порядке статьи 104 АПК РФ и статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 сентября 2022 года по делу N А56-61723/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Государственному унитарному предприятию "Водоканал Ленинградской области" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-61723/2022
Истец: ГУП "Водоканал Ленинградской области"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, РЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Тосненского района Главного управления МЧС России по Ленинградской области