г. Санкт-Петербург |
|
12 декабря 2022 г. |
Дело N А56-64488/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Вохмяниным Д.А.,
при участии:
от заявителя: Задавина Н.А. по доверенности;
от ответчика: Ордан Д.Д. по доверенности;
от 3-их лиц: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35368/2022) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2022 по делу N А56-64488/2022, принятое по заявлению Муниципального казенного учреждения "Центр муниципальных услуг" муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
3-и лица: Подобед Людмила Владимировна; Администрация муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области
об оспаривании решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казённое учреждение "Центр муниципальных услуг" муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, УФАС) от 08.06.2022 по делу N 047/10/18.1-1402/2022 и предписания от 08.06.2022 по делу N 047/10/18.1-1402/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Подобед Людмила Владимировна и Администрация муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация).
Решением суда от 26.09.2022 оспариваемые решение и предписание признаны недействительными.
Не согласившись с указанным решением, Учреждением подана апелляционная жалоба. По мнению подателя жалобы, в рассматриваемом случае отсутствовали основания для применения общих норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), к рассматриваемым правоотношениям подлежали применению специальные нормы Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а именно часть 24 статьи 39.11 ЗК РФ.
В судебном заседании представитель Управления жалобу поддержал; представитель Учреждения выразил несогласие с доводами жалобы, представил письменный отзыв.
Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 22.04.2022 на официальном сайте http://torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Учреждением размещено извещение N 210422/0169204/04 о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 47:07:0707002:365, площадью 1 242 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, с.п. Бугровское, д. Капитолово, ул. Центральная, з/у 16 В.
18.05.2022 Приказом N 41 Учреждение на основании пункта 4 статьи 448 ГК РФ с учётом письма МО "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (исх. N 1698 от 16.05.2022) отменило объявленный 22.04.2022 аукцион в связи с необходимостью выезда на земельный участок с целью установления возможного подъезда к земельному участку.
В УФАС поступила жалоба Подобед Л.В. (вх. N 6470 от 25.05.2022) на действия организатора торгов при организации и проведении аукциона в связи с необоснованным аннулированием торгов.
Рассмотрев жалобу Подобед Л.В., Управлением вынесено решение от 08.06.2022 по делу N 047/10/18.1-1402/2022, в соответствии с которым жалоба признана обоснованной (пункт 1); в действиях организатора торгов признаны нарушения пункта 24 статьи 39.11 ЗК РФ (пункт 2); организатору торгов решено выдать обязательное для исполнения предписание (пункт 3); материалы дела решено передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства (пункт 4).
В соответствии с выданным предписанием от 08.06.2022 по делу N 047/10/18.1-1402/2022 организатору торгов в срок до 14.07.2022 предписано отменить решение об отказе в проведении аукциона; продолжить процедуру проведения аукциона в соответствии с требованиями ЗК РФ; разместить информацию об отмене решения об отказе в проведении аукциона в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также в иных средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", где было опубликовано указанное решение.
Не согласившись с решением и предписанием Управления, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Учреждения, правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов; договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В силу пункта 3 статьи 447 ГК РФ в случаях, указанных в ГК РФ или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи. Данный порядок направлен на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и лиц, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен в статье 39.11 ЗК РФ.
В силу части 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
При этом в соответствии с частью 18 статьи 39.11 ЗК РФ организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона").
Частью 19 указанной статьи ЗК РФ установлено, что извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Обстоятельства, исключающие проведение аукциона в отношении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, определены в части 8 статьи 39.11 ЗК РФ, в котором определен перечень земельных участков, которые не могут быть предметом аукциона.
В силу части 24 статьи 39.11 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных частью 8 настоящей статьи. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения.
Из материалов дела следует, что Приказом от 18.05.2022 N 41 Учреждение отменило процедуру проведения торгов. При этом, по мнению антимонопольного органа, в отсутствие надлежащих оснований, установленных частью 24 статьи 39.11 ЗК РФ, у организатора торгов отсутствовало право на принятие решения об отказе от проведения аукциона.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, пункт 4 статьи 448 ГК РФ (определяющей общий порядок организации и проведения торгов) предусматривает, что если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.
При этом пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ предусмотрено, в каких случаях земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона.
Пунктом 24 статьи 39.11 ЗК РФ определен перечень оснований, предусматривающих императивный отказ от проведения аукциона именно в тех случаях, когда проведение аукциона невозможно в силу закона.
Между тем, пункт 24 статьи 39.11 ЗК РФ не содержит положений, запрещающих уполномоченному органу (организатору торгов) отказаться от проведения аукциона по иным основаниям, соблюдая при этом положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 448 ГК РФ.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с правомерными выводами суда первой инстанции о том, что положения статьи 39.11 ЗК РФ не ограничивают организатора торгов в праве принятия решения об отказе в проведении аукциона по иным основаниям, в сроки, установленные пунктом 4 статьи 448 ГК РФ.
Учитывая, что мотивом для отмены проведения аукциона в соответствии Приказом N 41 от 18.05.2022, учитывающим письмо МО "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (исх. N 1698 от 16.05.2022), явилась необходимость выезда на земельный участок с целью установления возможности подъезда к нему, суд апелляционной инстанции также приходит к выводу о том, что действия Учреждения по отмене аукциона по извещению N 210422/0169204/04 соответствуют положениям, закрепленным в пункте 4 статьи 448 ГК РФ, и не противоречат требованиям пунктов 8 и 24 статьи 39.11 ЗК РФ.
Более того, вопреки ошибочным выводам Управления, антимонопольный контроль за торгами, в том числе контроль за соблюдением процедуры торгов, ограничен случаями, когда результаты проведения определенных торгов способны оказать влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках.
В этой связи УФАС надлежаще не подтвердило компетенцию на рассмотрение жалобы с позиции наличия негативного воздействия на конкурентные отношения (отнесение к сфере антимонопольного контроля) рассматриваемых действий на торгах (пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2022 N 309-ЭС21-27706).
Принятым решением организатор торгов не создал преимущественные условия кому-либо из его участников, не повлиял на конкуренцию на конкретном товарном рынке, необходимость отмены торгов была обусловлена необходимостью соблюдения административных процедур при выставлении на торги земельного участка, уточнения его характеристик.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление Учреждения, признал недействительными оспариваемые решение и предписание УФАС.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 сентября 2022 года по делу N А56-64488/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-64488/2022
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВСЕВОЛОЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН" ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, Подобед Людмила Владимировна
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2626/2023
12.12.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35368/2022
28.09.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22844/2022
26.09.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-64488/2022