12 декабря 2022 г. |
Дело N А83-1171/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.12.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.12.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Градовой О.Г., Кравченко В.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 июля 2022 года по делу N А83-1171/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ключ Гремячий" об оспаривании решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ключ Гремячий" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее по тексту - Министерство) от 18.10.2021 N 56845/01-10/1 об отказе в предоставлении государственной услуги. В качестве способа восстановления нарушенного права просит обязать Министерство в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу, принять решение об оказании государственной услуги на основании поданного обществом заявления от 14.10.2021 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, Ароматненский сельский совет, с северной стороны, в границах квартала 90:01:040701, площадью 775 847 кв.м, с указанными в схеме географическими координатами границ земельного участка; взыскать с Министерства судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 70 000,00 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26 июля 2022 года заявление удовлетворено. Суд признал незаконным отказ Министерства, оформленный письмом от 18.10.2021 N 56845/01-10/1; обязал Министерство повторно рассмотреть заявление общества от 14.10.2021 (вх. 56845/01-10 от 14.10.2021); взыскал с Министерства в пользу общества судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 3 000,00 руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 52 000,00 руб. В части взыскания судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 18 000,00 руб. отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, поскольку оспариваемое решение является обоснованным, принятым в соответствии с действующим законодательством.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 29.11.2022 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14.00 ч. 06.12.2022.
После объявленного перерыва представитель Министерства в судебное заседание не явилась, в судебном заседании 29.11.2022 поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе и пояснениях к ней.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), при этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 14.10.2021 общество обратилось в Министерство с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 775 847 кв.м, расположенного на территории Ароматненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым.
По результатам рассмотрения заявления Министерством 18.10.2021 было отказано в предоставлении государственной услуги (письмо исх. N 56845/01-10/1). Отказ мотивирован тем, что представленная схема не соответствует Требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762. Кроме того, в отказе указано, что заявление подано лицом, не уполномоченным на осуществление таких действий.
Полагая, что решение Министерства является незаконным и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что из принятого отказа не усматривается, какие действия (меры) необходимо осуществить обществу, для исправления схемы и каким именно требованиям Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 она не соответствует.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 11.2., п. 3 ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из перечисленных в данном пункте документов, в частности с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10. настоящего Кодекса.
Понятие схема расположения земельного участка закреплено в ст. 11.10. ЗК РФ, согласно ч. 1 которой, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (ч.2 ст. 11.10. ЗК РФ).
Согласно пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пункт 16 статьи 11.10. ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
Пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что схема расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (действовал на момент возникновения спорных отношений) утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее - Требования).
В соответствии с пунктами 3, 6 Требований схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить. В схеме расположения земельного участка приводятся:
условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);
проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;
изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация);
сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Из материалов дела следует, что общество обратилось с заявлением, к которому приложена схема расположения земельного участка с указанием кадастрового квартала, в который входят различные земельные участки. При этом определить, где на указанной схеме расположен земельный участок, схема расположения которого подлежит утверждению, не представляется возможным.
В пункте 7 Требований указано, что при подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
Судом установлено, что в данном случае картографическая основа отсутствует, соответственно на схеме также необходимо было отразить границы территорий общего пользования, красные линии, а также местоположение объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства.
Поскольку схема расположения земельного участка, представленная обществом на утверждение, в нарушение пункта 12 статьи 11.10 ЗК РФ не соответствует Требованиям, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ Министерства является законным и обоснованным.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что является основанием для отмены судебного решения; заявленные требования удовлетворению не подлежат.
При этом апелляционный суд учитывает, что отказ в удовлетворении настоящего заявления не нарушает права общества на судебную защиту, поскольку не препятствует повторному обращению с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с внесенными коррективами.
Относительно указания Министерства на то, что заявление об утверждении схемы расположения земельного участка подано лицом, не уполномоченным на осуществление таких действий, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что в рассматриваемом случае Павлюков Д.М. являлся уполномоченным представителем заявителя, что подтверждается соответствующей доверенностью N 82АА2526219 от 26.08.2021, удостоверенной нотариусом Симферопольского нотариального округа Республики Крым - Евтушенко С.М., срок действия которой истекает 26.08.2024. Из текста доверенности следует, что Павлюков Д. М. может быть представителем заявителя со всеми необходимыми полномочиями во всех компетентных государственных органах Республики Крым, в том числе в Министерстве, для чего ему представлены все необходимые полномочия, не исключая разрешения вопроса по межеванию и размежеванию земельных участков; подготовки и надлежащего оформления права собственности на земельные участки; подавать и получать акты согласования границ земельных участков, и др.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения заявленных требований, судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления, а также расходы, понесенные обществом на оплату услуг представителя в размере 70 000,00 руб., на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на общество.
Руководствуясь ст. 110, ст. 266, ст. 268, п. 2 ст. 269, ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 июля 2022 года по делу N А83-1171/2022 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Ключ Гремячий" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1171/2022
Истец: ООО "КЛЮЧ "ГРЕМЯЧИЙ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Павлюков Дмитрий Михайлович