г. Санкт-Петербург |
|
12 декабря 2022 г. |
Дело N А56-3103/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Вохмяниным Д.А.,
при участии:
от заявителя: Новосельцев Н.И. по доверенности;
от ответчика: Герасимов Д.А. по доверенности; Власов А.А. по доверенности;
от ПАО "Россети Ленэнерго": Целиков Д.В. по доверенности; Шалманов Е.Г. по доверенности;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33615/2022) ООО "РСК "РЭС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.08.2022 по делу N А56-3103/2022, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания "Распределительные электрические сети"
к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга
3-и лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу; публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго"
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания "Распределительные электрические сети" (далее - Общество, заявитель, ООО "РСК "РЭС") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет, ответчик) с заявлением о признании недействительным решения, оформленного приказом от 28.12.2021 N 230, и обязании Комитет в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение по вопросу установления необходимой валовой выручки Общества и тарифов на 2022-2026 годы согласно заявлению Общества от 30.04.2021 N 234-И.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго".
Решением суда первой инстанции от 29.08.2022 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "РСК "РЭС" подана апелляционная жалоба. Общество полагает ошибочными выводы суда о том, что у заявителя имеется право и обязанность на заключение с ПАО "Россети Ленэнерго" договора об оказании услуг по передаче электрической энергии и мощности с целью оказания потребителям услуг. Указанный факт подтверждается решением арбитражного суда по делу N А56-120504/2021.
В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал; представители Комитета и ПАО "Россети Ленэнерго" выразили несогласие с доводами жалобы.
ПАО "Россети Ленэнерго" представлен письменный отзыв.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением от 30.04.2021 N 234-И об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по своим электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2022-2026 годы.
В обоснование заявления Общество сослалось на наличие у него на праве собственности объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии. Также Общество указало на отсутствие присоединения сетей ООО "РСК "РЭС" к объектам электросетевого хозяйства ПАО "Россети Ленэнерго" либо другой сетевой компании и, соответственно, положительного сальдо-перетока электрической энергии между сетями ООО "РСК "РЭС" и ПАО "Россети Ленэнерго" либо другой сетевой компании.
Приказом N 230 от 28.12.2021 Комитет установил отсутствие оснований для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО "РСК "РЭС" на территории Санкт-Петербурга на 2022-2026 годы методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, поскольку в нарушение подпункта 13 пункта 17 Правил N 1178 Общество не представило договор с территориальной сетевой организацией, являющейся в регионе "котлодержателем" и не заявило в орган регулирования установление индивидуального тарифа для взаиморасчетов с ПАО "Россети Ленэнерго".
Полагая приказ Комитета не соответствующим законодательству в сфере электроэнергетики, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности вынесенного решения, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения жалобы Общества в силу следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 23.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня.
Согласно пунктами 1 и 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Пунктом 1 статьи 23 Закона N 35-ФЗ установлено, что государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 13 пункта 17 Правила N 1178 установлено, что к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 настоящих Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают, в том числе документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты).
Пунктом 12 Правил N 1178 предусмотрено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Согласно пункту 7 Правил N 1178 цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев; при этом действие данного пункта не распространяется, в частности, на решения регулирующих органов об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), за исключением индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.
Для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил. Цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме, за исключением индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии. По решению регулирующего органа данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней (пункт 18 Правил N 1178).
В силу абзаца второго пункта 18 Правил N 1178 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с начала очередного расчетного периода регулирования.
Согласно пункту 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Пунктом 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) установлено, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Как установлено судом, в Санкт-Петербурге реализуется котловая модель взаиморасчетов между субъектами розничного рынка электроэнергии, которая предусматривает определение суммарной необходимой валовой выручки (далее - НВВ) всех территориальных сетевых организаций, на основании которой рассчитываются единые (котловые) тарифы.
ПАО "Россети Ленэнерго" является "котлодержателем", перераспределяющим выручку между территориальными сетевыми компаниями, с которыми имеет положительный сальдо-переток, осуществляя с ними взаиморасчеты по установленным Комитетом индивидуальным тарифам, реализуя модель "котел сверху"; выручку по модели "котел снизу" получают территориальные сетевые организации, у которых нет положительного сальдо-перетока электрической энергии с ПАО "Россети Ленэнерго" или иными входящими в "котел" сетевыми организациями, они осуществляют взаиморасчеты со сбытовыми компаниями напрямую по единым (котловым) тарифам без участия иных сетевых организаций.
Общество обратилось в адрес Комитета с заявлением об установлении тарифов на передачу электрической энергии на 2022-2026 годы
В заявлении Общество указало на необходимость установления для него единых (котловых) тарифов и на отсутствие необходимости установления индивидуальных тарифов для взаиморасчетов с другими сетевыми организациями, в том числе с "котлодержателем" - ПАО "Россети Ленэнерго" по причине отсутствия присоединения сетей ООО "РСК "РЭС" к объектам электросетевого хозяйства ПАО "Россети Ленэнерго", либо другой сетевой компании, и, соответственно, положительного сальдо-перетока электрической энергии между сетями ООО "РСК "РЭС" и ПАО "Россети Ленэнерго", либо другой сетевой компании.
В обоснование своей позиции Общество в соответствии с требованиям пункта 17 Правил N 1178 представило документы, подтверждающие право собственности в отношении электросетевых объектов, у которых отсутствуют точки присоединений к сетям "котлодержателя" и договор на осуществление регулируемой деятельности - договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 28.10.2020 N Т-1, заключенный между ООО "РСК "РЭС" и ООО "Сбытовая компания "Вымпел", по которому ООО "РСК "РЭС" выступает исполнителем услуг по передаче электрической энергии, а сбытовая организация заказчиком этих услуг.
28.12.2021 года в адрес Комитета от ПАО "Россети Ленэнерго" поступило письмо N ЛЭ/01-21/102 (вх. от 28.12.2021 N 01-14-3462/21-0-0) с информацией о наличии сальдо-перетока электроэнергии из сетей ПАО "Россети Ленэнерго" в электрические сети ООО "РСК РЭС" в объеме 5 453 526 кВт*ч, при отсутствии заключенного и действующего договора оказания услуг по передаче электрической энергии между ПАО "Россети Ленэнерго" и ООО "РСК "РЭС".
В подтверждение данного довода ПАО "Россети Ленэнерго" направило копии АТП N 293046 от 21.12.2018, N 343675 от 24.09.2020, N 343677 от 24.09.2020, копию договора купли-продажи электросетевого имущества N ДЗО-06/21 от 30.06.2021, копию договора аренды земельного участка N АР-22/ЗУ от 14.06.2021, а также сводную ведомость объема электрической энергии, потребленной ООО "Легенда Комендантского" через сети ООО "РСК "РЭС", присоединенные к сетям ПАО "Россети Ленэнерго".
Комитет установив, что у ООО "РСК "РЭС" имеются точки присоединения к сетям ПАО "Россети Ленэнерго" и сальдо-перетока электроэнергии из сетей ПАО "Россети Ленэнерго" в электрические сети ООО "РСК РЭС", а также отсутствие договора с территориальной сетевой организацией, являющейся в регионе "котлодержателем", принял решение об отсутствии оснований для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Общества на территории Санкт-Петербурга на 2022-2026 годы методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Доводы подателя жалобы на решение суда первой инстанции по делу А56-120504/2021, согласно которому у заявителя отсутствует право заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с ПАО "Россети Ленэнерго" подлежат отклонению, поскольку суд в указанном деле констатировал отсутствие такого права лишь по представленным ООО "РСК "РЭС" документам. При этом для заключения такого договора ООО "РСК "РЭС" необходимо было представить документы, подтверждающие величину максимальной мощности энергопринимающих устройств, в отношении которых Общество намерено заключить договор.
Исходя из пункта 8(2) Правил недискриминационного доступа, вновь введённого постановлением Правительства РФ от 31.03.2021 N 496, в целях обеспечения равенства единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории), из числа тех, в отношении которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), а также в целях исполнения обязательств гарантирующих поставщиков по договорам поставки электрической энергии и мощности перед потребителями электрической энергии и мощности, территориальная сетевая организация заключает договор на оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) с иной территориальной сетевой организацией при соблюдении следующих обязательных условий:
- иная территориальная сетевая организация соответствует критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям;
- иная территориальная сетевая организация присоединена к территориальной сетевой организации через объекты электрбсетевого хозяйства организаций, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть;
- для территориальной сетевой организации и иной территориальной сетевой организации были установлены индивидуальные тарифы на передачу электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями в предыдущем периоде регулирования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 41 Федерального закона РФ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" организации, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии (сетевые компании) в пределах исполнения своих обязательств перед потребителями электрической энергии по договору оказания услуг по передаче электрической энергии, а также лица, владеющие объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, и не осуществляющие деятельности по передаче электрической энергии таким потребителям в определяемом Правительством Российской Федерации порядке, обязаны урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, с иными сетевыми компаниями, электрические сети которых имеют последовательное взаимное соединение и используются для поставок электрической энергии (мощности) соответствующему потребителю электрической энергии.
Таким образом, при наличии точки разграничения балансовой принадлежности, через которую происходит сальдо-переток электрической энергии между сетевыми организациями, между ООО "РСК "РЭС" и ПАО "Россети Ленэнерго" должен быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Ссылка подателя жалобы на установление ООО "РСК "РЭС" распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 09.12.2020 N 287-р тарифов на предыдущий период (2021 год), также отклоняется апелляционным судом, поскольку решением Санкт-Петербургского городского суда от 08.09.2021 по делу N 3а-130/2021 пункт 12 приложения N 2 и пункт 13 таблицы 1 приложения N 4 к распоряжению от 29.12.2020 N 287-р в части необходимой валовой выручки ООО "РСК РЭС" в размере 79733,49 тыс. рублей и строка "всего" таблицы 1 приложения N 4 к распоряжению в части совокупного размера необходимой валовой выручки сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации в размере 44258622,68 тыс.. рублей признаны недействительными.
В рамках указанного дела судом было установлено, что отсутствие технологического присоединения, в том числе опосредованного, объектов электросетевого хозяйства ООО "РСК "РЭС" к объектам электросетевого хозяйства ПАО "Россети Ленэнерго", само по себе не могло служить основанием для применения в отношении ООО "РСК "РЭС" порядка тарифного регулирования, отличного от порядка, применяемого в отношении территориальных сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых имеют такое технологическое присоединение. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифа, включающее единый (котловой), так и индивидуальные тарифы, учитывает экономически обоснованные потребности всех электросетевых организаций, входящих в "котел". В силу нормативного характера тарифного решения и пункта 35 Правил N 1178 такое решение должно применяться в расчетах по тем же правилам, по которым устанавливался тариф. Таким образом, сетевая организация вправе претендовать на получение платы за услуги, оказанные посредством объектов электросетевого хозяйства, затраты на содержание и эксплуатацию которых учтены при утверждении тарифного решения.
Кроме того, установление НВВ ООО "РСК "РЭС" для котловой схемы взаиморасчетов при отсутствии установленного индивидуального тарифа для взаиморасчетов между сетевыми организациями нарушает базовый принцип государственного ценового регулирования услуг по передаче электроэнергии, установленный в статье 6 Федерального закона N 35-ФЗ, соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, используемого при осуществлении субъектами электроэнергетики видов деятельности, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов).
В данном случае ООО "РСК "РЭС", имея сальдо-переток электрической энергии с ПАО "Россети Ленэнерго" в объеме 5 453 526 кВт*ч по точкам, указанным в АТП N 293046 от 21.12.2018, N 343675 от 24.09.2020, N 343677 от 24.09.2020, с учетом договора купли-продажи электросетевого оборудования NДЗО-06/21 от 30.06.2021 и договора аренды земельного участка NАР-22/ЗУ от 14.06.2021, но в отсутствие заключенного договора на 2022 год с территориальной сетевой организацией, являющейся в регионе "котлодержателем", не может претендовать на установление для Общества государственного регулируемого тарифов.
В связи с чем суд первой инстанции обоснованно согласился с правомерностью вынесенного Комитетом оспариваемого решения N 230 от 28.12.2021 об отказе в установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО "РСК "РЭС" на территории Санкт-Петербурга на 2022-2026 годы методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлине в размере 1 500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату ООО "РСК "РЭС" из федерального бюджета РФ на основании платежного поручения от N 1708 от 27.09.2022.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 августа 2022 года по делу N А56-3103/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания "Распределительные электрические сети" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания "Распределительные электрические сети" из федерального бюджета РФ 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3103/2022
Истец: ООО "РЕГИОНАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ "РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ"
Ответчик: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга
Третье лицо: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ