г. Владивосток |
|
12 декабря 2022 г. |
Дело N А24-3592/2022 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.А. Солохиной,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю,
апелляционное производство N 05АП-6667/2022
на решение от 19.09.2022
судьи С.А. Кущ
по делу N А24-3592/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по иску Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю (ИНН 4101047235, ОГРН 1024101020756683024)
к обществу с ограниченной ответственностью "Технология" (ИНН 5504159582, ОГРН 1195543012587)
о взыскании суммы пеней за нарушение сроков поставки товара по государственному контракту на поставку товара для нужд уголовно-исполнительной системы от 22.06.2021 N 261 за период с 31.07.2021 по 08.10.2021 в размере 22 335,82 руб.
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Технология" (далее - ответчик) о взыскании суммы пени за нарушение сроков поставки товара по государственному контракту на поставку товара для нужд уголовно-исполнительной системы от 22.06.2021 N 261 за период с 31.07.2021 по 08.10.2021 в размере 22 335,82 руб.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением суда от 14.09.2022, вынесенным в виде резолютивной части в удовлетворении иска отказано. 19 сентября 2022 изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец подал апелляционную жалобу, в обоснование которой указал на следующее.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 19.02.2022 по делу N А24-3592/2022 в удовлетворении исковых требований отказано на основании Постановления Правительства РФ от 4 июля 2018 г. N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом".
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ N 783 указано, что списание штрафов и пеней по Закону N 44-ФЗ в 2022 году происходит, если соблюдаются такие условия: в 2021 г. обязательства не выполнены полностью из-за существенного увеличения цен на строительные ресурсы, и такой рост привел к невозможности исполнения Государственного контракта. Документов подтверждающих увеличения цены на оборудование для сварки, приобретенное по государственному контракту от 22.06.2021 N 261 Обществом с ограниченной ответственность "Технология" (далее -ООО "Технология"), не предоставлялись.
Помимо этого по правилам участники государственных закупок могут списать штрафы или неустойки за неисполнение государственного контракта, только если исполнитель подтвердит долг, в соответствии с п. 4, 7 Постановления Правительства РФ N 783. УФСИН России по Камчатскому краю в адрес ООО "Технология" направлялось претензионное требование об уплате пени исх-42/ТО/7-4965 от 30.05.2022, данная претензия согласно отчету отслеживания отправления с сайта почты России вручена адресату 08.06.2022, оставлена без рассмотрения.
Неустойку по государственному контракту от 22.06.2021 N 261 ООО "Технология", не подтвердило. Тогда как факт нарушения ООО "Технология" установленного контрактом срока поставки товара подтвержден материалами дела и решением Арбитражного суда Камчатского края от 19.09.2022 и начисление пени признано обоснованным.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления отзыва на апелляционную жалобу и иных документов по делу на основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 272.1 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции в законным и обоснованным, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела между истцом (государственный заказчик) и ответчиком (поставщик) по итогам электронного аукциона, оформленного протоколом от 08.06.2021 N 0138100000421000046, заключен государственный контракт на поставку товара для нужд уголовно-исполнительной системы, по условиям которого поставщик обязуется передать грузополучателю (УФСИН России по Камчатскому краю) оборудование для сварки (далее - товар или объект закупки) российского производства по адресу, цене, в количестве и в сроки, предусмотренные ведомостью поставки (приложение N 1) и отгрузочной разнарядкой (приложение N 2), государственный заказчик (грузополучатель) обязуется обеспечить приемку и оплату товара согласно условиям контракта (пункт 1.1 контракта).
В соответствии с пунктом 3.1 контракта его цена составляет 1 438 700 руб., и включает стоимость товара (НДС не облагается на основании НК РФ) тары и упаковочных материалов, расходы на перевозку, отгрузку товара грузополучателю, запуск и пуско-наладочные работы оборудования, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, взимаемых с поставщика в связи с исполнением обязательств по контракту.
Оплата по контракту производится в рублях РФ в безналичном порядке в форме платежных поручений путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет поставщика, в течение 15 дней после исполнения поставщиком обязательств по поставке согласно условиям контракта и предоставления заказчику документов, подтверждающих осуществление поставки товара, счета на оплату, оформленных надлежащим образом (пункт 3.3 контракта).
Согласно пункту 5.1 контракта поставщик обязуется передать государственному заказчику товар, предусмотренный предметом контракта, в количестве, ассортименте, по цене предусмотренной ведомостью поставки (Приложение N 1), в срок согласно отгрузочной ведомости (Приложение N 2). Товар принимается одной партией. Допускается досрочная поставка товара по согласованию с государственным заказчиком, грузополучателем.
В соответствии с пунктом 5.5 контракта обязательства поставщика по поставке (передачи) товара считаются исполненными с момента поставки товара, проведения пуско-наладочных работ, подписания акта приема-передачи товара, по факту приемки товара.
В ведомости поставки (приложение N 1) стороны согласовали наименование товара, его количество, стоимость и гарантийный срок на товар.
Согласно отгрузочной разнарядке (приложение N 2) грузополучателем является ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, г. Елизово, ул. Карьерная, д. 3; срок поставки товара - 31.07.2021.
Ответчик осуществил поставку товара с нарушением срока.
В соответствии с условиями контракта поставка должна была быть осуществлена до 31.07.2021, а фактически товар был поставлен и принят истцом 08.10.2021, о чем свидетельствует подпись грузополучателя на товарной накладной от 20.07.2021 N 16 и акт приема-передачи товара (экспертиза) от 08.10.2021.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506-522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (статья 526 ГК РФ).
В силу статей 309, 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой (пеней, штрафом), предусмотренной законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 ГК РФ).
Пунктом 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Аналогичный порядок начисления пеней предусмотрен сторонами в пункте 6.3 контракта.
Согласно условиям контракта срок поставки товара установлен до 31.07.2021, вместе с тем товар поставлен ответчиком с нарушением срока (08.10.2021).
Поскольку факт нарушения поставщиком установленного контрактом срока поставки товара подтверждается материалами дела, начисление пени является обоснованным.
Частью 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 783 утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Постановление N 783), которыми определен порядок и случаи осуществления заказчиком списания сумм таких неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с Постановлением N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме.
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на подпункт "в" пункта 2 Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783, о том, что не выполняются условия, установленные указанными Правилами, а ответчик не представил документов, подтверждающих увеличения цены на оборудование для сварки, приобретенное по государственному контракту от 22.06.2021 N 261, коллегией рассмотрен и отклонен.
Согласно подпункту "в" пункта 2 Правил, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым, в том числе, в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Между тем из материалов дела следует, что Обществом с ограниченной ответственность "Технология" обязательства были исполнены с нарушением срока, но в полном объёме.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил N 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, является обязанностью государственного заказчика и не зависит от его волеизъявления.
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на пункт 7 Правил N 783 коллегией рассмотрен и отклонен. Указанным пунктом предусмотрено, что в случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается.
При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному (муниципальному) контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 305-ЭС17-23242).
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712, указанный порядок списания начисленных сумм неустоек направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами.
Несовершение ответчиком действий по учету возникшей задолженности не может служить основанием для отказа в списании сумм неустоек.
Наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек, поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным контрактам.
Из разъяснений, изложенных в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, следует, что списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в данном случае заказчик вправе начислить неустойку в соответствии с условиями контракта, однако, учитывая, что обязательства по контракту выполнены в 2021 году и что начисленная неустойка не превышает 5% от цены контракта, заказчик обязан списать начисленную неустойку в соответствии с постановлением Правительства РФ и Законом N 44-ФЗ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 19.09.2022 по делу N А24-3592/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Судья |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-3592/2022
Истец: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю
Ответчик: ООО "Технология"