г. Хабаровск |
|
12 декабря 2022 г. |
А73-10202/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Дуэт": представитель не явился;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района: Герасимовой М. С. представителя по доверенности от 18.08.2022 N 14, сроком по 31.12.2022);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дуэт"
на решение от 07.11.2022
по делу N А73-10202/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дуэт" (ОГРН 1062720000947, ИНН 2720031609)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района (ОГРН 1032700248690, ИНН 2720015420)
о взыскании 79825,48 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дуэт" (далее - истец, ООО "Дуэт", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района (далее - ответчик, Комитет, КУМИ) о взыскании 79825,48 руб. за период с 20.07.2021 по 20.09.2022, (с учетом уточнения) убытков в виде уплаченной арендной платы.
Решением суда первой инстанции от 07.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Дуэт" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы утверждает следующее: вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.10.2021 по делу А73-10933/2021, КУМИ, в том числе признан обязанным устранить нарушение прав истца, посредством совершения юридически значимых действий, направленных на приобретение ООО "Дуэт" спорного имущества, однако до настоящего времени спорный объект последним не приобретен, договор купли-продажи для подписания, не направлялся; уплата арендных платежей производилась ИП Кротовой Т.С., в связи с наличием у последней обязательств перед ООО "Дуэт"; факт о том, что в настоящее время в спорном помещении располагается третье лицо, не относится к настоящему делу, и является предметом рассмотрения другого дела - N А73-8104/2022.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Комитет отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Представитель ООО "Дуэт", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанного выше лица согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Комитета поддерживает доводы, изложенные в отзыве на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителя Комитета, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ООО "Дуэт" с 2006 года является арендатором муниципального имущества - функционального нежилого помещения 1 (10-13) общей площадью 60,3 кв. м. по адресу с. Восточное Хабаровского района, ул. Центральная, д.1, кадастровый номер 27:17:0300601:1704; в настоящий момент между Комитетом и обществом заключен договор аренды недвижимого муниципального имущества от 09.04.2021 N 669-2021.
Постановлением Администрации от 16.07.2020 N 658 объект функциональное нежилое помещение 1 (10-13), этаж 1, общей площадью 60,3 кв. м. по адресу с. Восточное Хабаровского района, ул. Центральная, д.1, кадастровый номер 27:17:0300601:1704 включен в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
При этом ранее это имущество было включено в аналогичный перечень, утвержденный Постановлением Администрации от 16.12.2014 N 4145, и в перечень, утвержденный Постановлением Главы Хабаровского муниципального района от 20.11.2008 N 1898.
ООО "Дуэт" 20.05.2021 обратилось в Комитет с заявлением о рассмотрении вопроса преимущественного права на выкуп вышеуказанного нежилого помещения 1 (10-13) общей площадью 60,3 кв. м. по адресу с. Восточное Хабаровского района, ул. Центральная, д.1, кадастровый номер 27:17:0300601:1704, на что последний письмом от 17.06.2021 сообщил обществу о невозможности принятия решения о заключении с ним договора купли-продажи рассматриваемого помещения, в связи с отказом Собрания Депутатов Хабаровского муниципального района на его приватизацию.
Не согласившись с указанным отказом, изложенным в письме Комитета, ООО "Дуэт" обратилось с заявлением в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным такого отказа.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.10.2021 по делу А73-10933/2021 суд признал незаконным отказ Комитета в реализации преимущественного права на приобретение муниципального имущества - нежилого помещения кадастровый номер 27:17:0300601:1704 по адресу с. Восточное, ул. Центральная, д. 1, выраженный в письме КУМИ от 17.06.2021 N 01-21/3961, с обязанием последнего устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Дуэт" посредством совершения юридически значимых действий, направленных на реализацию права общества на приобретение арендуемого имущества: нежилое помещение с кадастровым номером 27:17:0300601:1704, расположенное по адресу с. Восточное, ул. Центральная, д. 1.
Полагая, что в связи с несовершением таких действий Комитета, общество понесло убытки в виде уплаченной арендной платы за данное помещение в размере 79825,48 руб., последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1, пунктом 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
На основании абзаца 1 статьи 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно статье 1 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ (далее - Закон о приватизации; Федеральный закон N 178-ФЗ) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
При этом частью 1 статьи 10 Закона о приватизации установлено, что порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона.
Решение об условиях приватизации государственного или муниципального имущества служит основанием для направления в адрес арендатора данного имущества предложения о заключении договора купли-продажи.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного или муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона N 178-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.
Между тем, как установлено подпунктом 5 пунктом 1 статьи 19 Устава Хабаровского муниципального района Хабаровского края к исключительной компетенции Собрания депутатов района относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 22.05.2009 N 22 утверждено Положение о порядке управления, владения и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Хабаровского муниципального района, согласно подп.2 п.4 которого Собрание депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края утверждает программу приватизации муниципального имущества.
Так, в целях исполнения решения суда по делу А73-10933/2021 Комитет направил обращение(я) в Собрание депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края 15.03.2022, 11.05.2022 с проектом решений о включении спорного имущества в прогнозные платы приватизации на 2022 год; - исполнены муниципальные контракты на проведение оценки рыночной стоимости спорного имущества; подготовлен проект договора купли продажи спорного имущества.
Принятие решения о приватизации (пункт 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") спорного имущества находится в компетенции представительного органа муниципального образования.
Вместе с тем, как верно установлено судом, согласно представленным выпискам из протоколов 15.03.2022, 17.05.2022 решение Собрания Депутатов Хабаровского муниципального района на приватизацию спорного имущества отсутствует, как и не определены условия приватизации спорного помещения, а Комитет в силу закона не вправе самостоятельно принять решение о приватизации и условиях приватизации спорного муниципального имущества, в связи с чем, его вины в невозможности исполнения решения суда по делу А73-10933/2021, нет.
Кроме того, суд правильно установил, что обществом не доказано наличие заявленных убытков.
Оплату арендных платежей за спорное помещение согласно представленным в материалы дела платежным поручениям осуществляет ИП Кротова Т.С. (директор и единственный участник общества согласно выписке из ЕГРЮЛ от 14.06.2022).
По акту от 15.08.2022 осмотра помещения, переданного в аренду ООО "Дуэт", спорное помещение использует ИП Виноградова Ж.С.
При этом, согласия Комитета на сдачу арендованного ООО "Дуэт" помещения в субаренду ИП Виноградовой Ж.С., в нарушение пункта 4.2.9. договора аренды на момент рассмотрения дела за спорный период, в материалы дела не предоставлено, как и не представлено акта приема-передачи оборудования сторонами договора, первичные документы по учету и принадлежности ООО "Дуэт" проданного оборудования.
Комитетом представлен акт осмотра спорного помещения, согласно которого арендованное истцом помещение занимает ИП Виноградова Ж.С.
Таким образом, как верно установил суд, Кротова Т.C., являясь директором ООО "Дуэт" и индивидуальным предпринимателем, использует в предпринимательских целях помещение, переданное в аренду ООО "Дуэт", для сдачи его в субаренду.
Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд сделал правильный вывод о том, получая от ИП Виноградовой Ж.С. оплату за сданное в субаренду помещение, ИП Кротова Т.С. (фактически использует и распоряжается арендованным ООО "Дуэт" помещением), которая не может быть меньше производимых арендных платежей, производит оплату за ООО "Дуэт" арендных платежей, что является, субарендной платой, в связи с чем, общество расходов по оплате аренды не производит, и убытков не несет.
Таким образом, правомерны выводы суда о недоказанности обществом: виновных действий ответчика; наличия убытков, ввиду отсутствия факта несения затрат по оплате арендованного имущества.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и вынесено по существу законное и обоснованное решение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07 ноября 2022 года по делу N А73-10202/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10202/2022
Истец: ООО "Дуэт"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района