г. Красноярск |
|
13 декабря 2022 г. |
Дело N А69-3125/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" декабря 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лала В.В.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 13.09.2022 по делу N А69-3125/2021
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Алмаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Министерство) в котором общество просило признать незаконным принятие Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва распоряжения N 64-р от 25.02.2022 года об отмене Распоряжения N 474~р от 17.10.2018 "О предоставлении земельного участка в аренду", а также Распоряжения N65-р от 25.02.2022 года о внесении изменений в Распоряжение N13-р от 04.02.2020 года; понудить ответчика заключить с Истцом договор долгосрочной аренды земельного участка общей площадью 400 кв. м., расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, на 130 метров в северную сторону от дома по ул. Дружбы 84, с разрешенным: использованием - под строительство торгового объекта, сроком на 20 лет.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 13.09.2022 заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству.
От заявителя материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд установил, что к судебному заседанию с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) представитель ответчика, заявивший соответствующее ходатайство, не подключился, вместе с тем, техническая возможность проведения судебного заседания с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в Третьем арбитражном апелляционном суде имеется, при этом, судебное заседание проводится с сохранением возможности подключения.
Представитель истца к судебному заседанию с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) не подключился надлежащим образом (у стороны отсутствует звук).
Судом разъяснено, что у представителя истца сохраняется возможность надлежащего подключения к судебному заседанию с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) на всем протяжении процесса.
Представитель истца участвует в настоящем судебном заседании в качестве слушателя.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мэрией города Кызыла принято постановление от 17.04.2013 N 476 о выдаче обществу с ограниченной ответственностью "Алмаз" акта выбора и обследования земельного участка из категории земель населенных пунктов, общей площадью 400 кв. м., расположенного по адресу: Республика Тыва, г.Кызыл, на 130 метров в северную сторону от дома по ул. Дружбы, 84, предназначенный под строительство магазина.
30 апреля 2013 года Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии города Кызыла выдал обществу с ограниченной ответственностью "Алмаз" акт выбора и обследования земельного участка N 1 под строительство магазина, общей площадью 400 кв. м., расположенного: Республика Тыва, г. Кызыл, на 130 метров в северную сторону от дома по ул. Дружбы, 84.
Актом выбора и обследования земельного участка для установления охранной и санитарно-защитной зоны с разрешением под строительство магазина от 30.04.2013 г. N 1, общество согласовало с муниципальными организациями инженерной, транспортной и социальной инфраструктур условия использования земельным участком.
В газете "Кызыл неделя" от 14.05.2013 года опубликовано информационное сообщение о том, что в Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г.Кызыла поступило заявление от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Алмаз" земельного участка общей площадью 400 кв. м., расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, на 130 метров в северную сторону от дома по ул. Дружбы 84, под строительство магазина.
Из материалов дела следует, что 23 ноября 2016 общество обратилось в Министерство с заявлением о согласовании (утверждении) акта выбора земельного участка N 1 от 30.04.2013 с предварительным согласованием места размещения объекта и предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 лет под строительство магазина ориентировочной площадью 400 кв. м. с местоположением: Республика Тыва, г. Кызыл на 130 метров в северную сторону от дома по ул. Дружбы, 84. (вх. N 5851 от 23.11.2016).
Решением в виде письма от 21.12.2016 года N ЭЧ-3891 Министерство отказало обществу в предоставлении земельного участка, ссылаясь на нарушение п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, указывая на истечение срока действия акта выбора и обследования земельного участка N1 от 30.04.2013 (истёк 30 апреля 2016 г.), а также на то, что к данному акту должны прилагаться утвержденная органом местного самоуправления схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Полагая, что оспариваемый отказ Министерства в предоставлении земельного участка не соответствует закону, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 21.12.2016 N ЭЧ-3891 в предварительном согласовании (утверждении) акта N 1 от 30.04.2013 выбора и обследования земельного участка для строительства торгового объекта и совершения последующих действий по предоставлению земельного участка в аренду с заключением договора аренды и обязании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва принять распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта, об утверждении акта N 1 от 30.04.2013, выданного обществу с ограниченной ответственностью "Алмаз" выбора и обследования земельного участка.
Решением от 27 февраля 2017 по делу N А69-15/2017 Арбитражный суд Республики Тыва признал недействительным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 21.12.2016 г. исх. N ЭЧ-3891 в предварительном согласовании (утверждении) акта N 1 от 30.04.2013 выбора и обследования земельного участка, для строительства торгового объекта и совершения последующих действий по предоставлению земельного участка в аренду с заключением договора аренды и обязал Министерство земельных и. имущественных отношений Республики Тыва принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, об утверждении акта N 1 от 30.04.2013, выданного обществу с ограниченной ответственностью "Алмаз" выбора и обследования земельного участка общей площадью 400 кв. м., расположенного по адресу (имеющего адресные ориентиры): Республика Тыва, г. Кызыл, на 130 метров в северную сторону от дома по ул. Дружбы 84, с разрешенным использованием - под строительство торгового объекта.
Из материалов дела следует, что Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва принято распоряжение от 17 октября 2017 N 478-р об исполнении решения суда об утверждении акта N 1 от 30.04.2013 выбора и обследования земельного участка из категории земель населенных пунктов, общей площадью 400 кв. м., находящегося по адресу (адресные ориентиры): Республика Тыва, г. Кызыл на 130 метров в северную сторону от дома по ул. Дружбы, 84 - в целях использования под строительство магазина, акт выдан ООО "Алмаз".
17 октября 2018 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва принято распоряжение N 478-р о предоставлении в аренду сроком на 20 (двадцать) лет ООО "Алмаз" земельного участка из категории земель населенных пунктов, общей площадью 400 кв. м., расположенного по адресу: Республика Тыва, г.Кызыл на 130 метров в северную сторону от дома по ул. Дружбы, 84, с разрешенным использованием (назначением) под строительство магазина.
04 февраля 2020 распоряжением N 13-р Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва утвердило схему расположения земельного участка из категории земель - земли населенных пунктов в кадастровом квартале 17:18:0105011, общей площадью 400 кв. м., расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл на 130 метров в северную сторону от дома по ул. Дружбы, 84, с разрешенным использованием (назначением) - Магазины. Пунктом 3 указанного распоряжения установлено, что срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет 2 (два) года.
25 февраля 2022 Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва приняты распоряжение N 64-р об отмене распоряжения N 474-р от 17.10.2018 "О предоставлении в аренду" и распоряжение N 65-р о внесении изменений в распоряжение N 13-р от 04.02.2020, исключив пункт 3.
Полагая, что принятие Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва распоряжения N 64-р от 25.02.2022 года об отмене распоряжения N474-р от 17.10.2018 года "О предоставлении земельного участка в аренду", а также распоряжения N 65-р от 25.02.2022 года о внесении изменений в распоряжение N13-р от 04.02.2020 года является незаконным, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.
Статьей 34 Закона N 171-ФЗ установлен ряд переходных положений, в том числе в части принятия уполномоченным органом решений в соответствии с ЗК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 171-ФЗ.
В силу части 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2018, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 01.03.2018 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указано в этом решении.
Таким образом, законодателем установлена возможность завершения уже начатой процедуры предоставления конкретного земельного участка без проведения торгов при наличии принятого до 01.03.2015 по правилам ранее действовавшей статьи 31 ЗК РФ решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов до 01.03.2015 был установлен статьей 31 ЗК РФ.
В соответствии с положениями названной нормы гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пункту 3 статьи 31 ЗК РФ после определения участка, предоставляемого для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление органы местного самоуправления городских и сельских поселений обязаны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, в целях обеспечения реализации гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, соблюдение интересов общества и отдельных граждан.
Как следует из материалов дела, извещение о возможном предоставлении земельного участка, площадью 400 кв. м., расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, на 130 метров в северную сторону от дома по ул. Дружбы, д.84, предназначенного под строительство магазина в аренду обществу, опубликовано в общегородской газете "Кызыл неделя" N 20 (125) 24.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Общество обратилось в Министерство земельных и имущественных отношений 23 ноября 2016 с заявлением о согласовании (утверждении) акта выбора земельного участка N 1 от 30.04.2013 с предварительным согласованием места размещения объекта и предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 лет под строительство магазина ориентировочной площадью 400 кв. м. с местоположением: Республика Тыва, г. Кызыл на 130 метров в северную сторону от дома по ул. Дружбы, 84. (вх.N 5851 от 23.11.2016).
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решением от 27 февраля 2017 по делу N А69-15/2017 Арбитражный суд Республики Тыва признал недействительным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 21.12.2016 г. исх. N ЭЧ-3891 в предварительном согласовании (утверждении) акта N 1 от 30.04.2013 выбора и обследования земельного участка, для строительства торгового объекта и совершения последующих действий по предоставлению земельного участка в аренду с заключением договора аренды и обязал Министерство земельных и. имущественных отношений Республики Тыва принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, об утверждении акта N 1 от 30.04.2013, выданного обществу с ограниченной ответственностью "Алмаз" выбора и обследования земельного участка общей площадью 400 кв. м., расположенного по адресу (имеющего адресные ориентиры): Республика Тыва, г. Кызыл, на 130 метров в северную сторону от дома по ул. Дружбы 84, с разрешенным использованием - под строительство торгового объекта.
Из материалов дела следует, что Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва принято распоряжение от 17 октября 2017 N 478-р об исполнении решения суда об утверждении акта N 1 от 30.04.2013 выбора и обследования земельного участка из категории земель населенных пунктов, общей площадью 400 кв. м., находящегося по адресу (адресные ориентиры): Республика Тыва, г. Кызыл на 130 метров в северную сторону от дома по ул. Дружбы, 84 - в целях использования под строительство магазина, акт выдан ООО "Алмаз".
Поскольку акт выбора и обследования земельного участка выдан обществу 17.04.2013 (постановление Мэрии города Кызыла от 17.04.2013 N 476) до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до введения в действие новых правил предоставления земельных участков, нормативно обоснован вывод суда первой инстанции о том, что то начатая в 2013 году процедура предоставления обществу земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта должна быть завершена в соответствии с правилами статей 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент начатой процедуры предоставления земельного участка.
04 февраля 2020 года распоряжением N 13-р Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва утвердило схему расположения земельного участка из категории земель - земли населенных пунктов в кадастровом квартале 17:18:0105011, общей площадью 400 кв. м., расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл на 130 метров в северную сторону от дома по ул. Дружбы, 84, с разрешенным использованием (назначением) - Магазины. Пунктом 3 указанного распоряжения установлено, что срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет 2 (два) года.
Таким образом, с учетом того, что общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка до 01.03.2018, а также в пределах срока действия акта выбора, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оно вправе претендовать на предоставление земельного участка в аренду для строительства магазина.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что процедура предоставления земельного участка для строительства, начатая до 01.03.2015, не могла быть завершена до 01.03.2018, учитывая представление обществом результатов межевания Министерству в 2020 году, являются несостоятельными, поскольку в настоящем случае определяющее значение имеет факт обращения общества с заявлением о предоставлении земельного участка до 01.03.2018 и в пределах трехлетнего срока действия акта выбора земельного участка.
Как уже было отмечено выше, законодателем установлена возможность завершения уже начатой процедуры предоставления конкретного земельного участка без проведения торгов при наличии принятого до 01.03.2015 по правилам ранее действовавшей ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора земельного участка, согласованного всеми уполномоченными органами.
Таким образом, юридическим фактом, наличие которого является основанием для продолжения процедуры предоставления земельного участка для строительства, начатой до 01.03.2015 является принятое до 01.03.2015 решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка.
Поскольку в установленные законом сроки Министерством вопрос о предоставлении обществу земельного участка в порядке статьи 31 ЗК РФ в ранее действовавшей редакции не разрешен, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности отказа уполномоченного органа, и, следовательно, о незаконности распоряжения N 64-р от 25.02.2022 года об отмене распоряжения N474-р от 17.10.2018 года "О предоставлении земельного участка в аренду", а также распоряжения N 65-р от 25.02.2022 года о внесении изменений в распоряжение N13-р от 04.02.2020 года и удовлетворил заявленные обществом требования в полном объеме.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 13.09.2022 по делу N А69-3125/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-3125/2021
Истец: ООО "Алмаз"
Ответчик: Министерство земельных и имущественных отношений РТ