г. Владивосток |
|
13 декабря 2022 г. |
Дело N А51-13110/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Н. Палагеша,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Север",
апелляционное производство N 05АП-7339/2022
на решение от 19.10.2022
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-13110/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СЕВЕР" (ИНН 2522002638, ОГРН 1122511002415)
к Дальневосточной электронной таможне (ИНН 2502062244, ОГРН 1202500010624)
о признании незаконным решения от 22.05.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10720010/151121/3005271,
при участии: от ООО "Север": представитель Хмельницкий Я.А. по доверенности от 27.06.2022, сроком действия 3 года, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 9517), паспорт;
от ДВЭТ: представитель Филичева Е.А. по доверенности от 04.05.2022, сроком действия до 03.05.2023, копия диплома о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 593), служебное удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СЕВЕР" (далее - заявитель, общество, ООО "Север") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Дальневосточной электронной таможни (далее - таможня, ДЭТ) от 22.05.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10720010/151121/3005271.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Север" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 19.10.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает на ошибочный вывод суда о том, что непредставление экспортной декларации и прайс-листа является достаточным основанием для внесения изменений в декларацию на товары. Настаивает на том, что обществом был предоставлен достаточный объем коммерческих и товаросопроводительных документов, подтверждающий заявленную таможенную стоимость. Поясняет, что у объекта объективно отсутствовала возможность представить таможенному органу запрошенные документы, о чем общество уведомило таможенный орган, направив ответ инопартнера. Обращает внимание на то, что на момент вынесения оспариваемого решения общество не могло подтвердить оплату товара, учитывая предусмотренную контрактом отсрочку платежа.
Общество заявило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств об оплате товара: заявление на перевод N 18 от 09.09.2022, ведомость банковского контроля по состоянию на 18.10.2022, выписки по валютному счету. В обоснование ходатайства представитель общества указал, что не мог предоставить указанные документы на момент принятия таможней спорного решения и на момент подачи заявления в суд, поскольку оплата была произведена 09.09.2022. Суд первой инстанции не запрашивал данные документы. Таможенный орган возражает против приобщения указанных документов.
Суд рассмотрел заявленное ходатайство и отказывает в его удовлетворении. В силу части 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. Из материалов дела установлено, что оплата за поставку произведена 09.09.2022, решение суда принято 12.10.2022, коллегия не признала причины невозможности представления доказательств в суд первой инстанции уважительными.
Таможня по тексту представленного письменного отзыва с доводами апелляционной жалобы не согласилась, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, принятым при полном исследовании всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежащим отмене.
Из материалов дела суд апелляционной инстанции установил следующее.
15.11.2021 ООО "Север" подана ДТ N 10720010/151121/3005271, в которой в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления задекларирован, в том числе, товар N12 "очки солнцезащитные с линзами из пластмассы, в полимерной оправе, очки солнцезащитные с линзами из пластмассы, в металлической оправе. Всего 60800 шт. производитель WENZHOU ZHENTAICHANG OPTICAL CO.LTD", поступивший из Китая на условиях СРТ Полтавка.
Заявленная таможенная стоимость Товара определена декларантом методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
При проведении контроля таможенной стоимости после выпуска товаров были обнаружены признаки, указывающие на то. что заявленные при таможенном декларировании товара сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, в связи с чем ДВЭТ в адрес декларанта направлен запрос от 19.01.2022 N 10-22/00546 о предоставлении дополнительных документов и сведений.
Документы и сведения от декларанта по запросу таможенного органа поступили 01.02.2022.
22.05.2022 по результатам анализа представленных документов и сведений ДВЭТ принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10720010/151121/3005271.
Сумма дополнительно начисленных и подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов составила 732 299,17 рублей.
Не согласившись с решением таможенного органа, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого обжалуемым решением отказано.
Исследовав и оценив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам пункта 2 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с настоящей главой, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 Кодекса).
Пунктом 15 этой же статьи предусмотрено, что основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Как установлено пунктом 1 статьи 104 Кодекса, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В декларации на товары подлежат указанию сведения о заявляемой таможенной процедуре, о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 настоящего Кодекса (подпункты 1, 4, 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров (подпункт 10 пункта 1 статьи 108 Кодекса).
По правилам пункта 2 названной статьи, в случае если в документах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения подтверждаются иными документами.
В силу пункта 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации (пункт 1 статьи 325 ТК ЕАЭС).
На основании пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса.
Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары (пункт 4 статьи 112 ТК ЕАЭС).
Из материалов дела усматривается, что при таможенном оформлении ввезенного товара обществом в ДТ N 10720010/151121/3005271, поданной посредством системы электронного декларирования, заявлены сведения о следующих подтверждающих документах: контракт от 13.10.2014 N HLDN-318, дополнения к контракту, CMR от 12.11.2021 N S00092, инвойс от 12.11.2021 N S00092 и иные документы.
В числе прочих задекларирован товар N 12 "очки солнцезащитные с линзами из пластмассы, в полимерной оправе, очки солнцезащитные с линзами из пластмассы, в металлической оправе. Всего 60800 шт. производитель WENZHOU ZHENTAICHANG OPTICAL CO.LTD", поступивший из Китая на условиях СРТ Полтавка.
В рамках таможенного контроля таможенной стоимости товаров, произведенного после выпуска товаров, общество по запросу таможенного органа письмом от 24.02.2022 представило коммерческие документы по спорной поставке, в том числе, копию контракта от 13.10.2014 N HLDN-318 и дополнительные соглашения к контракту от 14.06.2016, от 22.07.2015, от 29.06.2015, от 30.08.2016, от 05.07.2019, CMR от 05.11.2021 N S00090, от 12.11.2021 N S00092, от 17.11.2021 N S094-C030, от 26.11.2021 N S00099; инвойсы и отгрузочные спецификации от 05.11.2021 N S00090, от 12.11.2021 N S00092, от 17.11.2021 N S094-C030, от 26.11.2021 N S00099, запрос и ответ на запрос инопартнера о невозможности предоставления экспортной декларации, пояснения по поводу отсутствия иных запрашиваемых документов, в том числе оплаты.
Анализ указанных документов показывает, что по условиям пункта 1.1 контракта от 13.10.2014 N HLDN-318 (номер контракта согласно дополнительному соглашению от 29.06.2015 заменен с RUS-25-100) продавец обязуется продать покупателю на условиях FCA-Тунцзян, FCA-Дуннин, FCA-Хулинь, FCA-Мишань согласно Инкотермс-2010 независимо от вида, размеров, формы, материала и иных признаков обувь, одежду и другие товары народного потребления, а также продукцию производственно-технического назначения.
По согласованию с Покупателем Товар также может быть поставлен на условиях Инкотермс-2010: FAS и FOB - в морских (речных) портах; CFR и CIF в - в порты России; СРТ и DAP - в месте назначения. Базис поставки, конкретный порт поставки, место назначения указывается в товаросопроводительном документе (инвойсе и/или отгрузочной спецификации, и/или коносаменте).
В силу пункта 1.2 контракта товар поставляется партиями. Полный ассортимент каждой партии Товара, его количество, стоимость, страна происхождения и отправитель согласовываются Сторонами любым доступным способом, в том числе путем переговоров с использованием средств сети Интернета, и фиксируются в отгрузочных спецификациях и (или) в приложениях, оформляемых на каждую партию Товара.
Общая стоимость настоящего контракта составляет 150 000 000 долларов США (2.1 Контракта).
На основании пункта 4.3 контракта продавец одновременно с товаром обеспечивает передачу Покупателю инвойса, отгрузочной спецификации, международной товарно-транспортной накладной (CMR) или коносамента в необходимом количестве.
Как следует из пункта 5.1 контракта, оплата за Товар производится в валюте Российской Федерации (код валюты RUB-643) по курсу Банка России по каждой декларации на товары на дату начала совершения таможенных операций и при условии их завершения в форме банковского перевода на счет Продавца, указанный в статье 11 настоящего контракта.
Пунктом 5.4 контракта предусмотрено, что покупатель производит оплату Товара в течение 180 дней с даты его ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в Российскую Федерацию.
В рамках исполнения данного контракта сторонами была подписана отгрузочная спецификация от 12.11.2021 на поставку товара на общую сумму 24004,83 долл. США, продавцом был сформирован и выставлен инвойс от 12.11.2021 N S00092 на общую сумму 24004,83 долл.США.
При помещении ввезенного в рамках указанного контракта товара под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" таможенному органу была представлена декларация на товары N 10720010/151121/3005271 с представлением контракта с дополнениями, отгрузочной спецификации от 12.11.2021, инвойса и иных документов.
Изучив представленные документы, таможенный орган с использованием системы управления рисками выявил риски недостоверного декларирования, выразившиеся в отклонении заявленной таможенной стоимости товаров от ценовой информации, имеющейся в его распоряжении.
При этом, из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 10 Постановления от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 49), следует, что отличие заявленной декларантом стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов, может рассматриваться в качестве одного из признаков недостоверного (не соответствующего действительной стоимости) определения таможенной стоимости, если такое отклонение является существенным.
Так, по данным информационно-аналитической системы в течение 90 дней до даты ввоза спорных товаров индекс таможенной стоимости товаров, однородных товару N 12, составил 18,01 долл.США/кг, тогда как индекс таможенной стоимости ввезенного товара N 12 составил 4,66 долл.США/кг, что в 3,9 раз ниже.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что у таможни имелись законные основания для проведения дополнительной проверки заявленной таможенной стоимости, в силу которого у декларанта были запрошены дополнительные пояснения и документы по факторам, влияющим на значительно низкую цену декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары.
Делая данный вывод, коллегия также учитывает, что таможенные органы, исходя из положений пункта 13 статьи 38 ТК ЕАЭС, вправе убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с их действительной стоимостью.
В свою очередь, лицо, ввозящее на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, должно обладать документами, подтверждающими действительное приобретение товара по такой цене и доступными для получения в условиях внешнеторгового оборота (пункт 12 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 49).
Между тем, достоверность и количественная определенность заявленной таможенной стоимости не были подтверждены в ходе таможенного контроля, исходя из содержания и характера представленных коммерческих документов и документов, сопутствующих спорной поставке, что в рассматриваемой ситуации не устранило сомнения таможни в обоснованности применения первого метода таможенной стоимости.
Как подтверждается материалами дела, во исполнение запроса таможни документов и сведений от 19.01.2022 декларант представил копии документов, дал пояснения относительно отсутствия оплаты по данной поставке ввиду предусмотренной контрактом отсрочки платежа, а также пояснил о невозможности представления экспортной декларации и прайс-листа.
Совокупный анализ представленных пояснений и дополнительных документов показывает, что данные объяснения фактически не были направлены на обоснование стоимостной характеристики заявленной таможенной стоимости.
Делая указанный вывод, коллегия исходит из того, что действительно, по условиям пункта 5.4 контракта, продублированных в инвойсе от 12.11.2021, оплата стоимости поставляемого товара производится покупателем в течение 180 дней с даты ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в Российскую Федерацию. Покупатель вправе осуществлять авансовые платежи.
Соответственно, непредставление запрошенных у декларанта документов об оплате товаров, ввезенных по спорной поставке, было обусловлено объективными причинами отсутствия таких документов на дату таможенного оформления и проведения таможенного контроля, о чем обществом были даны соответствующие пояснения в ответе на запрос таможни.
В то же время названные обстоятельства не могли послужить препятствием для представления доказательств оплаты предыдущих поставок по данному контракту, учитывая, что спорная поставка не являлась первой, что подтверждается сведениями раздела III "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля.
Вместе с тем, названные документы декларантом представлены не были, пояснения о невозможности их предоставления не направлены.
Судебной коллегией установлено, что ни при подаче ДТ, ни в ходе проведения проверки заявленной таможенной стоимости, ни в рамках судебного разбирательства по настоящему делу общество не представило экспортную декларацию, а также сведения о соответствии заявленной стоимости ввозимых товаров рыночной стоимости аналогичных товаров по информации страны отправления.
Указание декларанта на отказ инопартнера представить экспортную декларацию, как не предусмотренную контрактом в качестве документов, сопровождающих товар, апелляционная коллегия оценивает критически, поскольку невозможность представления экспортной декларации продавцом по контракту объективными причинами не обусловлена.
При этом анализ представленного в материалы дела запроса общества от 25.12.2020 и ответа поставщика от 26.01.2021 о невозможности предоставления экспортной декларации и прайс-листа, позволяют сделать вывод, что указанные документы получены не в связи со спорной партией товара, а ранее в рамках иных поставок по контракту N HLDN-318.
Экспортная декларация является одним из документов, отражающим цену товара при его таможенном оформлении в стране вывоза, и в отличие от коммерческих документов (инвойс, спецификация, коммерческое предложение) оформляется не только от имени продавца, который находится в прямой коммерческой зависимости от покупателя и его интересов, но и государственными органами страны отправления.
В этой связи следует признать, что сведения, содержащиеся в экспортной декларации, являются значимыми для осуществления контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, как отражающие результаты контроля государственных органов страны вывоза.
Кроме того, сведения, содержащиеся в экспортной декларации страны вывоза, представляются в таможенный орган страны отправления продавцом товара, у которого отсутствует заинтересованность в предоставлении таможенному органу страны отправления сведений, отличных от сведений, содержащихся в коммерческих документах по сделке, тем более приводящих к завышению таможенной стоимости вывозимого товара.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума ВС РФ N 49, в порядке реализации положений пункта 2 статьи 313, пункта 15 статьи 325 Таможенного кодекса декларант вправе предоставить пояснения об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения.
Вместе с тем, как подтверждается материалами дела, исходя из представленных декларантом документов, у таможенного органа в ходе таможенного контроля отсутствовала возможность убедиться в том, что стоимость товаров, ввезенных по спорной ДТ, является количественно определенной, поскольку заявленные ценовые характеристики указанных товаров не представилось возможным сопоставить с результатами декларирования в стране вывоза.
Соответственно представление обществом пояснений о невозможности представить экспортную декларацию, в том числе, учитывая их несоотносимость непосредственно со спорной партией товаров, не свидетельствует о предоставлении доказательств, подтверждающих приобретение товара по цене, сформированной в отсутствие условий и обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено, и существовавшей в условиях внешнеторгового оборота в период ввоза спорных товаров для неограниченного круга лиц.
В свою очередь, непредставление обществом прайс-листа, на основании которого также можно было бы проанализировать сведения о стоимости декларируемых товаров в стране отправления и объяснить причины отличия цены сделки от цены на однородный товар, не позволило таможне устранить послужившие основанием для проведения проверки сомнения в достоверности сведений о заявленной таможенной стоимости товаров и правомерности ее определения по цене сделки на основании представленных декларантом документов.
Между тем, предполагая добросовестность продавца и разумность покупателя, намеренных продать/купить товары и совершающих все необходимые подготовительные действия и предварительные согласования, направленные на предстоящую поставку товаров, доведение поставщиком/продавцом до сведения покупателя и запрос покупателя от поставщика/продавца информации о предполагаемых к продаже товаров, является обычаем делового оборота и соответствует принципам разумности и добросовестности участников внешнеэкономической деятельности. Этим же принципам соответствует получение покупателем от продавца/поставщика на стадии согласования в отношении интересующего товара информации о цене, о физических характеристиках, качестве, составе материала.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что сведения о заявленной декларантом таможенной стоимости в нарушение пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС не являются количественно определяемыми и документально подтвержденными, что является ограничением для применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Учитывая изложенное, подлежат отклонению ссылки апеллянта на пункт 10 Положения об особенностях проведения контроля таможенной стоимости товаров, возимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 "Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза".
Действительно, в пункте 10 названного Положения определено, что в качестве объяснения причин, по которым документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом у декларанта при проведении контроля таможенной стоимости товаров, не могут быть представлены и (или) отсутствуют, рассматриваются представленные декларантом документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, подтверждающие, что: а) запрошенный документ не существует или не применяется в рамках сделки; б) лицо, располагающее запрошенными документами и (или) сведениями, отказало декларанту в их предоставлении или декларантом не получен ответ от лица, располагающего запрошенными документами и (или) сведениями.
При этом в пункте 13 Постановления Пленума ВС РФ N 49 разъяснено, что непредоставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Вместе с тем при сохранении неполноты документального подтверждения таможенной стоимости и (или) сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля, по смыслу пункта 17 статьи 325 Таможенного кодекса решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение того, что таможенная стоимость ввозимых товаров не соответствует их действительной стоимости.
В этой связи, судебная коллегия отмечает, что письменные пояснения, обосновывающие низкий уровень заявленной цены товара при наличии данных о ввозе аналогичных товаров на территорию ЕАЭС по цене, превышающей указанную декларантом стоимость товара, последним подготовлены не были.
Отсутствие у покупателя такой информации о товаре и названных согласований противоречит устоявшимся в международной торговле деловым обыкновениям и нарушает баланс интересов потенциальных сторон будущей поставки, а равно противоречит сведениям таможенного органа, отраженным в оспариваемом решении, относительно публичной информации о продаже однородных товаров по цене, значительно отличающейся от стоимости товаров, согласованной сторонами сделки при заключении контракта.
Соответственно, доводы декларанта о предоставлении им для целей таможенного контроля полного пакета документов в подтверждение заявленной таможенной стоимости и, как следствие, об отсутствии у таможни оснований для отказа в применении первого метода определения заявленной таможенной стоимости опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
При таких условиях таможня обоснованно приняла решение от 22.05.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, фактически отказав декларанту в принятии таможенной стоимости ввезенных товаров N 12 по первому методу определения таможенной стоимости.
По правилам пункта 15 статьи 38 Кодекса в случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса, применяемыми последовательно.
Как установлено судебной коллегией, таможенная стоимость задекларированного в спорной ДТ товара скорректирована с применением метода по стоимости сделки с однородными товарами по правилам, предусмотренным статьей 42 ТК ЕАЭС (метод 3).
Выбор источника ценовой информации должен быть произведен таможней из числа источников, отраженных в системах специальной таможенной статистики (подпункт 7 пункта 3 статьи 351 ТК ЕАЭС), которая ведется таможенными органами в целях обеспечения задач, возложенных на таможенные органы, а не любых базах данных, формирование которых таможенными органами не контролируется, а потому достоверность которых не может быть обеспечена.
Согласно статье 37 ТК ЕАЭС "однородные товары" - товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенные из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми.
Проверка соблюдения принципа последовательного применения методов определения таможенной стоимости товара и источника ценовой информации, выбранного таможней для изменения сведений о таможенной стоимости товаров N 12 по спорной ДТ, показала, что метод определения таможенной стоимости "по стоимости сделки с однородными товарами" (третий метод) был выбран таможней последовательно, а выбранный источник ценовой информации сопоставим по коммерческим, качественным и техническим характеристикам со сведениями о товарах, заявленных в спорной декларации.
В этой связи, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при выборе источника ценовой информации требования статьи 42 ТК ЕАЭС были таможней соблюдены.
С учетом изложенного оспариваемое обществом решение от 22.05.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ N 10720010/151121/3005271, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленного требования.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, понесенные обществом при подаче апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 19.10.2022 по делу N А51-13110/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.Н. Палагеша |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-13110/2022
Истец: ООО "СЕВЕР"
Ответчик: ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ