г. Москва |
|
12 декабря 2022 г. |
Дело N А40-224313/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена: 05 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен: 12 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семёновой А.Б.
судей Кузнецовой Е.Е., Тетюка В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Егоровой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Москвы, ООО "Белеран" на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.10.2022 по делу N А40-224313/21
по иску (заявлению) Правительства Москвы (125032 Москва город улица Тверская 13, ОГРН: 1027739813507, Дата присвоения ОГРН: 18.12.2002, ИНН: 7710489036)
к ООО "Белеран" (119330, Москва город, Мосфильмовская улица, дом 70, этаж -4 комната 278Е, ОГРН: 1027700544827, Дата присвоения ОГРН: 18.12.2002, ИНН: 7703275700),
3-е лицо: Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы,
об обязании подписать акт по инвестиционному контракту N 13-003653-5301-0013- 00001-08 от 24.01.2008, взыскании денежных средств
по встречному иску ООО "Белеран" к Правительству Москвы об обязании подписать акт реализации, взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Кашина Л.А. по доверенности от 21.07.2022,
от ответчика: Самаренко Я.В. по доверенности от 26.10.2022, Василевич А.А. по доверенности от 31.03.2020, Зарубина В.В. по доверенности от 09.09.2022,
от третьего лица: Урманова Е.А. по доверенности от 16.03.2022, Ширяев И.Г. по доверенности от 16.09.2022,
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением "Белеран" об обязании подписать акт о результатах реализации инвестиционного контракта N 13-003653-5301-0013-00001-08 от 24.01.2008 в редакции истца и взыскании указанной в акте суммы в размере 1 674 029 544,54 руб., а также 101 643,5 долларов США в рублях по курсу ЦБ РФ на день оплаты.
ООО "Белеран" обралось со встречным иском к Правительству Москвы об обязании подписать акт о результатах реализации инвестиционного контракта в редакции ООО "Белеран", о взыскании 856 314 755,20 руб., с учетом уточнений иска.
Решением от 06.10.2022 исковые требования Правительства Москвы и встречные требования ООО "Белеран" удовлетворены частично. Суд обязал Правительство Москвы и ООО "Белеран" исполнить обязательство в натуре путём подписания Акта о результатах реализации инвестиционного контракта N 13-003653-5301-0013-00001-08 от 24.01.2008 в редакции, утвержденной Арбитражным судом города Москвы.
В части первоначальных требований о взыскании суммы в размере 1 674 029 544,54 руб., 101 643,5 долларов США в рублях по курсу ЦБ РФ на день оплаты, а также встречных требований о взыскании долга в размере 856 314 755,20 руб. первоначальный и встречный иски оставлены без рассмотрения.
Не согласившись с решением суда, Правительство Москвы и ООО "Белеран" обратились с апелляционными жалобами.
Правительство Москвы в апелляционной жалобе просит решение Арбитражного города Москвы от 06.10.2022 по делу N А40-224313/2021 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Правительства Москвы об обязании ООО "Белеран" исполнить обязательство в натуре путем подписания Акта о результатах реализации инвестиционного проекта в редакции Правительства Москвы и о взыскании с ООО "Белеран" указанной в пп.8.2, 8.3, 9, 10, 11.3 Акта о результатах реализации инвестиционного проекта задолженности по инвестиционному контракту от 24.01.2008 (реестровый N 13-003653-5301-0013-00001-08), а также об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Белеран" встречных исковых требований.
ООО "Белеран" в апелляционной жалобе просит суд отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 06 октября 2022 по делу N А40-224313/2021; обязать Правительство Москвы и ООО "Белеран" исполнить обязательство в натуре путём подписания Акта о результатах реализации инвестиционного контракта N13-003653-5301-0013-00001-08 от 24.01.2008 (реестровый N 13-003653-5301-0013-00001-08) в редакции ООО "Белеран"; взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО "Белеран" (ОГРН 1027700544827. ИНН 7703275700) указанную в акте о результатах реализации инвестиционного проекта задолженность по Инвестиционному контракту от 24.01.2008 (реестровый N 13-003653-5301-0013-00001-08) в размере 856 314 755,20 руб. с НДС, а также расходы по оплате госпошлины в размере 206 000 руб. 00 коп.
В судебном заседании апелляционного суда Правительство Москвы и Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы поддержали доводы апелляционной жалобы истца по первоначальному иску, против удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Белеран" возражали.
ООО "Белеран" свою апелляционную жалобу поддержал, против удовлетворения апелляционной жалобы Правительства Москвы возражал.
Ходатайство Правительства Москвы об отложении судебного разбирательства, со ссылкой на намерения заключить мировое соглашение, рассмотрено и отклонено, с учетом позиции ООО "Белеран", которое против отложения рассмотрения апелляционных жалоб возражало.
Кроме того, необходимо отменить, что в соответствии с положениями части 4 статьи 138 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заключение мирового соглашения возможно на любой стадии арбитражного процесса, к которой помимо прочего относится также стадия исполнительного производства.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между Правительством Москвы (администрация) и ООО "Белеран" (инвестор) заключён инвестиционный контракт N 13-003653-5301-0013-00001-08 от 24.01.2008 (в редакции дополнительных соглашений от 30.09.2011, от 18.07.2013 N 2, от 12.09.2013 N 3, от 25.11.2014 N 4, от 14.03.2016 N 5) (далее - контракт), предметом которого в соответствии с п.2.1 контракта являлась реализация в 2007-2011 инвестиционного проекта:
- по новому строительству жилого комплекса с развитой инфраструктурой по адресам: Погонный пр., д. 1, ул. 1-я Мясниковская, д. 2, стр. 1, 2, 3 (далее - объект N 1);
- по проектированию спортивного комплекса с плоскостными сооружениями по адресу: ул. Милионная, вл. 15 (далее - объект N 2).
В соответствии с п.3.1 контракта распределение недвижимого имущества по итогам реализации инвестиционного проекта устанавливается следующим образом:
- 100% общей жилой площади Объекта N 1 передаётся в собственность инвестора ООО "Белеран" и привлечённых им в установленном порядке соинвесторов при условии перечисления инвестором денежных средств в объёме 109 490 272 долларов США (в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на день оплаты) в счёт платежа городу Москве при реализации инвестиционных проектов строительства и реконструкции объектов жилого назначения на территории горда Москвы и выполнения п. 5.2.9 контракта.
По общей нежилой площади объектов, за исключением площади в размере 4 332,0 кв.м, находящейся в собственности инвестора, и площадей общего пользования и инженерного назначения, неразрывно связанных с системами жизнеобеспечения жилой части объектов:
- 40% общей нежилой площади с учётом площади физкультурно-оздоровительного комплекса (6 000 кв.м) - в собственность города Москвы в лице Департамента городского имущества города Москвы, что согласно условиям контракта составляет 433,04 кв.м.
- 60% общей нежилой площади - в собственность инвестора и привлечённых им в установленном порядке соинвесторов, что согласно условиям контракта составляет 649,56 кв.м, а также 100% площади помещений, находящихся ниже уровня первого этажа.
Указанные в п.3.1.1 контракта денежные обязательства инвестора перед администрацией исполнены в полном объёме в соответствии со следующим.
Как указано в пункте 1 дополнительного соглашения N 3 от 12.09.2013 между инвестором и ЗАО "СК Донстрой" заключено соглашение о переводе долга от 10.07.2013, согласно которому инвестор перевел долг перед администрацией на ЗАО "СК Донстрой" в размере 82 592 217 долларов США. Как указано в п. 2 дополнительного соглашения N 3 от 12.09.2013, с учётом соглашения о переводе долга от 10.07.2013 и проведённых взаиморасчетов на 10.07.2013 в соответствии с п. 3.1.1 контракта образовалась задолженность ЗАО "СК Донстрой" перед администрацией в размере 88 348 883,67 руб., которая была оплачена платежным поручением N 2008 от 18.09.2013.
Пунктом 3.3 контракта согласовано, что конкретное имущество, подлежащее передаче в собственность сторон по итогам реализации инвестиционного контракта, определяется на основании акта о результатах реализации инвестиционного проекта, подписание которого является этапом реализации инвестиционного проекта и основанием для прекращения обязательств по нему, а также государственной регистрации прав участников контракта на объекты инвестиционной деятельности.
Во исполнение условий контракта инвестор за счёт собственных и/или привлечённых средств обеспечил проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию жилого комплекса с развитой инфраструктурой по адресам: ул. 1-я Мясниковская, д. 2, ул. 1-я Мясниковская, д. 2 стр. 1 (строительный адрес: ул. 1-я Мясниковская, вл. 2) (далее - объект N 1), Погонный пр., д. 3А (строительный адрес: Погонный пр., вл. 1) (далее - объект N 2).
Объект N 1 введён в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 27.04.2017 N 77-113000-007870-2017, выданного Комитетом государственного строительного надзора города Москвы.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 23.03.2017 N 8046 "О присвоении адресов объектам адресации" объекту N 1 присвоен адрес: 1-я Мясниковская ул., д. 2.
Объект N 2 введён в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 31.08.2012 N RU77113000-004218, выданного Комитетом государственного строительного надзора города Москвы.
Распоряжением префекта Восточного административного округа города Москвы от 31.01.2012 N 35-В-РП "Об утверждении адреса здания жилого комплекса с подземной автостоянкой по адресу: Погонный пр., д. 3А" объекту N 2 присвоен адрес: Погонный пр., д. 3А.
Во исполнение условий контракта общая жилая площадь объекта N 1 в размере 20 350,9 кв.м передана инвестору по акту о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 15.06.2018.
Общая жилая площадь объекта N 2 в размере 99 760,5 кв.м. передана инвестору по акту о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 09.07.2014.
Суммарная площадь объектов составляет 120 111,4 кв.м., что на 111,4 кв.м больше, чем установлено условиями контракта.
Пунктом 3.10 контракта в редакции дополнительного соглашения от 30.10.2011 установлено, что в случае увеличения площадей объектов по результатам реализации инвестиционного проекта, размер средств, подлежащих перечислению в бюджет города Москвы, соразмерно увеличивается.
Сумма доплаты в бюджет города Москвы составила 101 643,5 долларов США (в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на день оплаты).
В связи с исключением из условий контракта обязательств инвестора по разработке в 2007-2008 на основании технического задания префектуры Восточного административного округа города Москвы предпроектной и проектной документации на строительство ФОК общей площадью 6 000 кв.м. с плоскостными сооружениями, в т.ч. футбольным полем, трибунами для зрителей на 300 мест по адресу: ул. Миллионная, вл. 15, стр, 1, 2, 3, в том числе разработку сводного расчёта по строительству спортивного комплекса (п.2.2.3 контракта), инвестор согласно п.5.2.6 контракта (в редакции дополнительного соглашения от 30.10.2011) обязался перечислить в бюджет города Москвы денежные средства в размере стоимости ФОК 6 000 кв.м в соответствии со сводным сметным расчётом по аналогичному типовому объекту.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1089-ПП "Об утверждении единого порядка согласования, оформления, подписания и учетной регистрации инвестиционных контрактов" полномочиями по подготовке и направлению проектов актов о результатах реализации инвестиционных проектов наделён Департамент городского имущества города Москвы.
Во исполнение обязательств Департаментом городского имущества города Москвы 26.07.2021 в адрес инвестора ООО "Белеран" направлено обращение N ДГИ-И-50819/21 с приложением подписанного администрацией акта о результатах реализации инвестиционного контракта. Письмом N 03-02/64 от 23.07.2021 ООО "Белеран" направило в адрес администрации проект акта о результатах реализации инвестиционного контракта в редакции инвестора.
Неподписание инвестором направленного акта явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии с п. 4 и 7 Постановления Пленума ВАС РФ N 54 от 11.07.2011 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", при рассмотрении споров, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, судам следует устанавливать правовую природу соответствующих договоров и разрешать спор по правилам глав 30 ("Купля-продажа"), 37 ("Подряд"), 55 ("Простое товарищество") ГК РФ и т.д.
В случаях, когда из условий договора усматривается, что каждая из сторон вносит вклады (передает земельный участок, вносит денежные средства, выполняет работы, поставляет строительные материалы и т.д.) с целью достижения общей цели, а именно создания объекта недвижимости, соответствующий договор должен быть квалифицирован как договор простого товарищества.
Согласно Федеральному закону от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвестиционная деятельность предполагает вложение инвестором в объект предпринимательской или иной деятельности на условиях, предусмотренных инвестиционным контрактом, денежных средств, ценных бумаг, иного имущества или практических действий и возникновение у инвестора прав на результаты таких вложений. В отношении строительных объектов правовым последствием осуществления инвестиционной деятельности является возникновение у инвесторов права общей долевой собственности на объект инвестиций.
Согласно п. 1 ст. 1043 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, внесенное товарищами в качестве вклада, а также произведенное в результате совместной деятельности, признается их общей долевой собственностью, если иное не предусмотрено законом, договором либо не вытекает из существа обязательства.
Раздел объекта инвестиционной деятельности в натуре осуществляется после ввода объекта в эксплуатацию по правилам ст. 252 ГК РФ с учётом согласованных сторонами условий инвестиционного контракта.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ, исходя из условий контракта, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что по своей правовой природе инвестиционный контракт N 13-003653-5301-0013-00001-08 от 24.01.2008 является договором простого товарищества.
Согласно п. 3.5 контракта оформление имущественных прав сторон по результатам реализации инвестиционного проекта с учётом всех дополнительных соглашений к контракту производится после выполнения сторонами обязательств по контракту и дополнительным соглашениям к нему на основании актов о результатах частичной реализации инвестиционного проекта согласно условиям контракта.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемого между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 24.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и с 01.01.2017 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 01.01.2011 и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимого имущества при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по данному договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества, предусмотренным этим документом.
Исходя из условий инвестиционного договора, составление акта о результатах реализации инвестиционного договора по каждому объекту является обязанностью сторон, неисполнение которой влечёт невозможность регистрации участниками инвестиционных отношений права собственности на инвестиционный объект в силу ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Уклонение стороны инвестиционного договора от подписания акта о результатах реализации инвестиционного договора представляет собой неисполнение договорного обязательства, влекущее невозможность регистрации участниками инвестиционных отношений прав на инвестиционный объект.
Следовательно, требования о понуждении исполнения указанного договорного обязательства является надлежащим способом защиты нарушенного права.
Спорными по настоящему делу являются условия пунктов 8.2, 8.3, 10, 11.1 и 11.3, 12 акта о результатах реализации инвестиционного контракта в редакции истца в части определения кратности и размера компенсации за непостроенный физкультурно-оздоровительный комплекс, размера компенсации за 5 566,96 кв.м нежилой площади, передачи в собственность администрации помещения "офис" площадью 281,4 кв.м, размера задолженности по общей нежилой площади 433,04 кв.м и размера компенсации за 20% машиномест.
Также ООО "Белеран" включило в свою редакцию акта о результатах реализации инвестиционного контракта взыскиваемую компенсацию затрат на технологическое присоединение к электрическим сетям и на проектирование и строительство городских магистральных инженерных коммуникаций (пункт 12 акта о результатах реализации инвестиционного контракта в редакции ответчика).
В материалы дела представлен акт приёма-передачи объекта недвижимости от 30.12.2018, согласно которому помещение "офис" площадью 281,4 кв.м передано участнику долевого строительства Нетиевской Г.Т. Учитывая указанное обстоятельство, как верно указал суд первой инстанции, помещение "офис" площадью 281,4 кв.м не может быть передано в собственность города Москвы в результате действий инвестора.
Согласно п. 4 ст. 252 ГК РФ несоразмерность имущества, выделяемого в натуре участнику долевой собственности на основании настоящей статьи, его доле в праве собственности устраняется выплатой соответствующей денежной суммы или иной компенсацией.
Размер компенсации за помещение площадью 281,4 кв.м исходя из стоимости 1 кв.м. в размере 184 247 кв.м, установленной экспертом в заключении по результатам судебной экспертизы, составляет 51 847 105,80 руб.
Рыночная стоимость оставшейся части не переданных нежилых помещений общей площадью 151,64 кв.м (433,04 кв.м - 281,4 кв.м) в построенных объектах по результатам судебной экспертизы составляет 27 939 000,00 руб.
Оснований считать выполненное экспертное заключение несоответствующим требованиям закона судом первой инстанции и апелляционным судом не установлено. Как следует из решения, ООО "Белеран" учтена редакция акта с учётом сведений о конкретных нежилых помещениях, отчуждённых в собственность иных лиц.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы указывает, что изначально по условиям контракта инвестор должен был построить два физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК): по адресу Погонный проезд, д. 1 и по адресу ул. Миллионная вл. 15, но дополнительным соглашением от 30.09.2011 к контракту обязательство по строительству ФОК по адресу ул. Миллионная вл. 15 было исключено из контракта, а ФОК по адресу Погонный проезд, д. 1 построен не был.
В связи с указанными обстоятельствами Правительство Москвы включило в проект акта реализации контракта условие о перечислении инвестором в бюджет города Москвы денежных средств в размере стоимости физкультурно-оздоровительного комплекса площадью 6000 кв.м. дважды (п. 8.2 и п. 10 проекта акта реализации контракта в редакции Правительства Москвы).
Пунктом 8.2 проекта акта реализации предусмотрена компенсация за ФОК по адресу: Погонный проезд, д. 1 и пунктом 10 предусмотрена компенсация за ФОК по адресу: ул. Миллионная вл. 15.
Суд первой инстанции, отклоняя доводы Правительства, согласился с позицией ответчика ООО "Белеран" о том, что условие о задолженности инвестора перед администрацией, указанное в пункте 8.2 проекта акта реализации контракта в редакции Правительства Москвы, является неправомерным, на основании следующего.
Согласно пункту 3.1.2 контракта в первоначальной редакции в собственность города Москвы передается 40% общей нежилой площади с учетом 100% площади физкультурно-оздоровительного комплекса, строящегося в соответствии с техническим заданием префектуры Восточного административного округа города Москвы.
При этом пунктами 4.1.8 и 4.1.9 контракта установлено, что предпроектная документация на строительство Объекта N 2, то есть спортивного комплекса по адресу: ул. Миллионная, вл. 15, разрабатывается на основании полученного от префектуры Восточного административного округа города Москвы технического задания.
Вместе с этим в контракте отсутствует какое-либо указание на строительство на основании технического задания префектуры ВАО г. Москвы физкультурно-оздоровительного комплекса по адресу Погонный проезд, д. 1.
Таким образом, изначально пунктом 3.1.2 контракта был предусмотрен переход в собственность г. Москвы физкультурно-оздоровительного комплекса по адресу:
ул. Миллионная, вл. 15.
Дополнительным соглашением от 30.09.2011 из пункта 2.1 контракта исключена обязанность инвестора по проектированию спортивного комплекса по адресу: ул. Миллионная, вл. 15, пункт 2.2.3 контракта был исключен. Одновременно указанным дополнительным соглашением в п. 3.1.2 и п. 5.2.6 контракта были внесены изменения: теперь согласно пункту 3.1.2 в собственность города Москвы переходят "40% общей нежилой площади с учетом площади физкультурно-оздоровительного комплекса (6000 кв.м.)", а согласно пункту 5.2.6 контракта инвестор должен "перечислить в бюджет города Москвы денежные средства в размере стоимости физкультурно-оздоровительного комплекса площадью 6000 кв.м. в соответствии со сводным сметным расчетом по аналогичному типовому объекту".
Суд первой инстанции установил, что контрактом не установлены требования к ФОК по адресу Погонный проезд, д. 1. Так, в п. 2.2.2.1 контракта отсутствуют требования к параметрам (в т.ч. площади) физкультурно-оздоровительного комплекса в составе объекта по адресу: Погонный проезд, д. 1. В контракте отсутствует требование о передаче в собственность города Москвы ФОК, подлежащего строительству в объекте по адресу: Погонный пр., вл. 1. В соответствии с п. 3.1.2 контракта ФОК по адресу Погонный пр., вл. 1 входит в общую нежилую площадь, подлежащую разделу.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что пункт 3.1.2 контракта в редакции дополнительного соглашения от 30.09.2011 предусматривает, что в собственность города Москвы передается 40% общей нежилой площади, а вместо передачи ФОК по адресу ул. Миллионная, вл. 15 инвестор перечисляет в бюджет города Москвы денежные средства в соответствии со сводным сметным расчетом по аналогичному типовому объекту.
Принимая во внимание, что стоимость компенсации за физкультурно-оздоровительный комплекс по адресу: ул. Миллионная, вл. 15 учтена в п. 10 проекта акта о результатах реализации инвестиционного контракта в редакции Правительства Москвы и в соответствии с заключением эксперта N 2-06/2022 от 17.06.2022 составляет 504 691 000,00 руб. с НДС, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Правительство Москвы неправомерно требует от инвестора дважды перечислить в бюджет города Москвы денежные средства в размере стоимости физкультурно-оздоровительного комплекса.
Оснований для иной оценки данных обстоятельств судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах условия пунктов 8.2, 11.1 и 11.3 акта о результатах реализации инвестиционного контракта в редакции Правительства Москвы в части передачи в собственность администрации помещения "офис" площадью 281,4 кв.м и размера задолженности по общей нежилой площади 433,04 кв.м правомерно приняты судом первой инстанции в соответствии с редакцией ответчика ООО "Белеран", а именно, вместо передачи помещений общей площадью 433,04 кв.м инвестор перечисляет администрации стоимость данных помещений в денежном эквиваленте, что согласно заключению эксперта N 2-06/2022 от 17.06.2022 составляет 79 786 105,80 руб.
Также согласно заключению эксперта N 2-06/2022 от 17.06.2022 рыночная стоимость 20% машиномест в рамках контракта от общего количества 1 845 машиномест общей площадью 23 330,3 кв.м по состоянию на 29.03.2022 составляет 328 967 000,00 руб., что опровергает стоимость данных машиномест, указанную истцом Правительством Москвы в пункте 8.3 акта о результатах реализации инвестиционного контракта в редакции истца.
Таким образом, условие пункта 8.3 акта о результатах реализации инвестиционного контракта в части размера компенсации за 20% машиномест принимается судом в соответствии с редакцией ответчика ООО "Белеран", а именно, в соответствии с заключением эксперта N 2-06/2022 от 17.06.2022 рыночная стоимость 20% машиномест определяется в размере 328 967 000,00 руб.
Согласно расчёту истца по первоначальному иску, проверенному судом и не оспоренному ответчиком, сумма доплаты в бюджет города Москвы в соответствии с пунктом 3.10 контракта составила 101 643,5 долларов США в рублях по курсу ЦБ РФ на день оплаты. В связи с этим условие п. 9 акта о результатах реализации инвестиционного проекта соответствует условиям контракта.
Рассматривая довод апелляционной жалобы ООО "Белеран" о неправомерном отказе во включении в акт компенсации затрат на технологическое присоединение к электрическим сетям и на проектирование и строительство городских магистральных инженерных коммуникаций (пункт 12 акта в редакции ООО "Белеран"), апелляционный суд учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 3.8 контракта размер средств, передаваемых в городской бюджет, подлежит уточнению в установленном порядке с учетом затрат Инвестора по проектированию и строительству городских магистральных инженерных коммуникаций и платы за технологическое присоединение к распределительным энергетическим сетям сетевых организаций (п. 3.8 контракта в редакции дополнительного соглашения от 30.09.2011).
Судом первой инстанции установлено, что конкретный перечень документов, которыми должны быть подтверждены затраты инвестора, контрактом не установлен.
Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Из буквального толкования пункта 3.8 контракта следует, что в подтверждение своих затрат инвестор может представить любые документы. Относимость и допустимость данных документов в условиях судебного спора определяется судом.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод Правительства Москвы о том, что построенные инженерные объекты не являются городскими магистральными инженерными коммуникациями, так как предметом контракта согласно пунктам 2.2.2.1 и 2.2.2.2 являлось новое строительство жилых комплексов с развитой инфраструктурой и городскими магистральными инженерными коммуникациями по адресам: Погонный проезд, д. 1 и ул. 1-я Мясниковская д. 2. Таким образом, городские магистральные инженерные коммуникации были построены в составе жилых комплексов по адресам Погонный проезд, д. 1 и ул. 1-я Мясниковская д. 2.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства от 17.08.2004 N 562-ПП ООО "Белеран" осуществляет функции инвестора по проектированию и строительству городских магистральных инженерных коммуникаций на условиях, определенных настоящим постановлением. Пунктом 3.8. контракта предусмотрен учет затрат инвестора по проектированию и строительству городских магистральных инженерных коммуникаций при взаиморасчетах сторон. При этом Правительство Москвы в пункте 17 проекта акта реализации контракта подтверждает, что обязательства инвестора в части строительства объектов выполнены в полном объеме.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Москвы от 22.08.2000 N 660 "О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы" разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается в отношении городских инженерных коммуникаций и объектов. Учитывая, что рассматриваемые инженерные коммуникации указаны в разрешениях на ввод объектов в эксплуатацию, оформленных в ходе исполнения контракта, суд заключает, что данные объекты являются городскими магистральными инженерными коммуникациями.
Судом первой инстанции также обоснованно отклонена позиция Правительства Москвы о том, что в соответствии пунктом 3.8 контракта затраты инвестора должны быть подтверждены договорами, актами выполненных работ и иными первичными учетными документами, так как из буквального толкования данной нормы это не следует.
Объекты инженерного и коммунального назначения городского значения указаны в пунктах 1.1, 1.2, 1.3 акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 03.06.2020 и в разрешениях на ввод объектов в эксплуатацию от 27.04.2017 N 77-113000-007870-2017, от 31.08.2012 N RU77113000-004218, от 17.12.2014 N RU77113000-006145.
Инвестор ООО "Белеран" в подтверждение своих затрат на строительство городских магистральных инженерных коммуникаций представил в материалы дела отчеты N 2021-01-03-1 от 15.03.2021, N2021-01-03-2 от 15.03.2021, N2021-01-03-3 от 15.03.2021.
По результатам назначенной по делу судебной экспертизы рыночная стоимость инженерных сооружений, расположенных по адресу 1-я Мясниковская, д. 2, составляет 134 294 000,00 руб.; по адресу Погонный пр., д. 3А - 157 286 000,00 руб., по строительному адресу Погонный пр., вл. 1 (теплосеть от камеры 1227 до точки 20 для теплоснабжения комплекса жилых зданий с подземной автостоянкой) - 814 395 000 руб.
Пунктом 5.2.13 контракта установлено, что передача в собственность Москвы объектов инженерного и коммунального обеспечения, построенных за счет средств инвестора, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22 августа 2000 N 660 "О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы". Согласно пункту 5 указанного постановления принятие объектов в собственность города Москвы сопровождается выпуском соответствующего распоряжения.
В материалы дела представлены распоряжение ДГИ г. Москвы о принятии к бюджетному учету Департамента и передаче в аренду АО "Мосводоканал" объекта инженерно-коммунального назначения N 39843 от 10.09.2021, распоряжение ДГИ г. Москвы о принятии к бюджетному учету Департамента и передаче в аренду АО "Мосводоканал" объекта инженерно-коммунального назначения N 57288 от 08.12.2021, распоряжение ДГИ г. Москвы о принятии в собственность города Москвы и передаче в аренду ПАО "МОЭК" объекта инженерно-коммунального назначения N 60199 от 20.12.2021, распоряжение ДГИ г. Москвы о закреплении на праве хозяйственного ведения за ГУП "Мосводосток" объекта инженерно-коммунального назначения N 17296 от 06.04.2022, распоряжение ДГИ г. Москвы о закреплении на праве хозяйственного ведения за ГУП "Мосводосток" объекта инженерно-коммунального назначения N 20927 от 25.04.2022, распоряжение ДГИ г. Москвы о принятии к бюджетному учету Департамента и передаче в аренду ПАО "МОЭК" объектов инженерно-коммунального назначения N 24144 от 11.05.2022.
Указанными распоряжениями подтверждается факт передачи в установленном порядке построенных инвестором инженерных коммуникаций в собственность города Москвы.
Так, распоряжением ДГИ г. Москвы N 39843 от 10.09.2021 "О принятии к бюджетному учету Департамента и передаче в аренду АО "Мосводоканал" объекта инженерно-коммунального назначения (недвижимое имущество)" был принят к учету объект (канализация по адресу Погонный проезд, д. 3А, кадастровый номер 77:03:0002020:10079) балансовой стоимостью 96 009 794,41 руб.
Распоряжением ДГИ г. Москвы N 57288 от 08.12.2021 "О принятии к бюджетному учету Департамента и передаче в аренду АО "Мосводоканал" объекта инженерно-коммунального назначения (недвижимое имущество)" был принят к учету объект (канализация по адресу ул. 1-я Мясниковская, вл. 2, кадастровый номер 77:03:0000000:3550) балансовой стоимостью 25 614 694,44 руб.
Распоряжением ДГИ г. Москвы N 60199 от 20.12.2021 "О принятии в собственность города Москвы и передаче в аренду ПАО "МОЭК" объекта инженерно-коммунального назначения (недвижимое имущество)" был принят к учету объект (теплосеть по адресу ул. 1-я Мясниковская, вл. 2, кадастровый номер 77:03:0001009:5792) балансовой стоимостью 17 185 061,66 руб.
Распоряжением ДГИ г. Москвы N 17296 от 06.04.2022 "О закреплении на праве хозяйственного ведения за ГУП "Мосводосток" объекта инженерно-коммунального назначения (недвижимое имущество)" был принят к учету объект (водосток по адресу ул. 1-я Мясниковская, вл. 2, кадастровый номер 77:03:0000000:3549) балансовой стоимостью 19 174 959,66 руб.
Распоряжением ДГИ г. Москвы N 20927 от 25.04.2022 "О закреплении на праве хозяйственного ведения за ГУП "Мосводосток" объекта инженерно-коммунального назначения (недвижимое имущество)" был принят к учету объект (водосток по адресу Погонный проезд, д. 3А, кадастровый номер 77:03:0002020:10116) балансовой стоимостью 47 009 058,13 руб.
Распоряжением ДГИ г. Москвы N 24144 от 11.05.2022 "О принятии к бюджетному учету Департамента и передаче в аренду ПАО "МОЭК" объектов инженерно-коммунального назначения (недвижимое имущество)" были приняты к учету объекты по адресу Погонный проезд, вл. 1: теплосеть, кадастровый номер 77:03:0002020:10111 балансовой стоимостью 66 113 872,37 руб., дренаж теплосети, кадастровый номер 77:03:0002020:10110 балансовой стоимостью 28 334 516,73 руб. Итоговая балансовая стоимость объектов 94 448 389,10 руб.
Стоимость объектов инженерно-коммунального назначения, введенных в эксплуатацию на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 27.04.2017 N 77-113000-007870-2017, составляет 61 974 715,76 руб.
Стоимость объектов инженерно-коммунального назначения, введенных в эксплуатацию на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 31.08.2012 N RU77113000-004218, составляет 237 467 241,64 руб.
На основании вышеизложенного распоряжениями ДГИ г. Москвы подтверждается передача в собственность города Москвы объектов стоимостью 299 441 957,40 руб.
Согласно пункту 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н), действовавшего до 31.12.2021, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01).
В соответствии с п. 12 Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (утв. Приказ Минфина России от 17.09.2020 N 204н), подлежащего применению вместо Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, при признании в бухгалтерском учете объект основных средств оценивается по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью объекта основных средств считается общая сумма связанных с этим объектом капитальных вложений, осуществленных до признания объекта основных средств в бухгалтерском учете.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что балансовая стоимость, указанная в распоряжениях ДГИ о принятии объектов инженерно-коммунального назначения в собственность города Москвы, представляет собой сумму фактических затрат ООО "Белеран" на строительство объектов.
Право собственности на объекты инженерного обеспечения, указанные в распоряжениях, зарегистрировано за городом Москвой, что подтверждается имеющимися в материалах дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Между тем, в отношении инженерных коммуникаций, расположенных по строительному адресу: Погонный проезд, вл. 1 и введенных в эксплуатацию на основании разрешения от 17.12.2014 N RU77113000-006145 (теплосеть от камеры 1227 до точки 20 для теплоснабжения комплекса жилых зданий с подземной автостоянкой), распоряжение о принятии объектов в собственность города Москвы в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что данные объекты не переданы в собственность города Москвы в установленном контрактом порядке, в связи с чем отсутствуют основания для учета затрат инвестора на их строительство при подписании акта реализации инвестиционного проекта.
Суд первой инстанции также установил, что право собственности города Москвы зарегистрировано также на объекты по адресу Погонный проезд, вл. 1: теплосеть 2Д1020х10, 2Д426х7, Д1420х13+, Д1220х12, камера-павильон в т.20, камера-павильон в т. 1617, длина 996 м., площадь застройки 246,6 кв.м. (кадастровый номер 77:03:0000000:4276) и дренаж теплосети Д200, Д400, длина 1446 м. (кадастровый номер 77:03:0000000:4273), в отношении которых распоряжение ДГИ г. Москвы не выпущено.
В связи с изложенным Инвестор не лишен права на получение компенсации своих затрат, связанных со строительством указанных инженерных сооружений, после соблюдения установленного порядка.
Таким образом, судом первой инстанции правильно устанволено, что фактические затраты ООО "Белеран" на строительство городских магистральных инженерных коммуникаций в рамках Инвестиционного контракта от 24.01.2008 (реестровый N 13-003653-5301-0013-00001-08) составили 299 441 957,40 руб.
Пунктами 3.8, 5.2.12 контракта (в редакции дополнительного соглашения от 30.09.2011) предусмотрена корректировка денежных средств, перечисляемых инвестором в бюджет города Москвы, после предоставления документов, подтверждающих понесенные инвестором затраты на технологическое присоединение к распределительным энергетическим сетям сетевых организаций.
Между ООО "Белеран" и ОАО "Энергокомплекс" заключён договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 681/10-4ЭК от 07.04.2010, пунктом 3.1 которого предусмотрена плата в размере 555 866 020 руб. и НДС 18% в размере 100 055 883,60 руб., а всего 655 921 903,60 руб.
Выполнение работ по договору подтверждается актом N 1 от 31.07.2013 г. на сумму 541 387 053,19 руб. (в т.ч. НДС) и актом N 72217 от 19.05.2014 г. на сумму 114 534 850, 41 руб. (в т.ч. НДС). Оплата работ в общей сумме 655 921 903,60 руб. подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями, реестром платежных документов. Фактическое осуществление технологического присоединения в соответствии с техническими условиями подтверждается представленным в материалы дела актом N 681/10-4ЭК/1 от 26.04.2013.
Довод Правительства Москвы о несоблюдении инвестором порядка, предусмотренного Постановлением Правительства Москвы от 27.08.2012 N 433-ПП "Об утверждении Порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при рассмотрении вопросов о возмещении затрат, понесенных инвесторами в рамках реализации инвестиционных проектов" подлежит отклонению, так как инвестиционный контракт был заключен 24.01.2008, то есть до даты принятия данного постановления.
Кроме того, из пункта 3.8 контракта не следует, что учет затрат Инвестора по проектированию и строительству городских магистральных инженерных коммуникаций и платы за технологическое присоединение к распределительным энергетическим сетям сетевых организаций при определении размера средств, передаваемых в городской бюджет, подлежит уточнению в нормативно установленном порядке, в частности, в порядке, установленном Постановлением N 433-ПП.
Согласно пункту 1.13 контракта акт о результатах реализации инвестиционного проекта - итоговый документ, подтверждающий исполнение сторонами обязательств по контракту.
Как следует из пункта 4.3 контракта, завершение расчетов и урегулирование претензий между сторонами (п. 4.3.2) должно быть произведено до подписания акта о результатах реализации инвестиционного контракта (п. 4.3.4).
Таким образом, в акте о результатах реализации инвестиционного контракта должны быть отражены все неисполненные сторонами обязательства: как Инвестора, так и Администрации.
Суд первой инстанции правильно указал, что несоблюдение инвестором порядка предъявления затрат к возмещению не лишает его возможности предъявлять требования о компенсации затрат в условиях начатого судебного спора о подписании акта реализации инвестиционного контракта.
При указанных обстоятельствах апелляционной суд не усматривает нарушений в том, что п. 12 акта о результатах реализации инвестиционного контракта излагается в редакции суда, так как указанные выше условия соответствуют условиям контракта и фактическим обстоятельствам.
Таким образом, с учётом условий акта о результатах реализации инвестиционного контракта, обязательство инвестора по перечислению денежных средств в бюджет города Москвы составляет 913 444 105,80 руб., из них 504 691 000,00 руб. затраты на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК), 328 967 000,00 руб. рыночная стоимость 20% машиномест, 79 786 105,80 руб. рыночная стоимость нежилых помещений общей площадью 433,04 кв.м.; а также 101 643,5 долларов США компенсация за увеличение площадей объектов по результатам реализации инвестиционного проекта.
Затраты инвестора на технологическое присоединение к электрическим сетям и на проектирование и строительство городских магистральных инженерных коммуникаций, подлежащие компенсации Правительством Москвы в соответствии с актом о результатах реализации инвестиционного контракта в редакции суда составляют 955 363 861,00 руб., в том числе 655 921 903,60 руб. затраты на технологическое присоединение к электрическим сетям, 61 974 715,76 руб. затраты на строительство инженерных сооружений по адресу: 1-я Мясниковская, д. 2; 237 467 241,64 руб. затраты на строительство инженерных сооружений по адресу: Погонный пр., д. 3А.
Апелляционный суд не усматривает процессуальных нарушений при оставлении иска и встречного иска без рассмотрения в части первоначальных требований о взыскании 1 674 029 544,54 руб., 101 643,5 долларов США в рублях по курсу ЦБ РФ на день оплаты, а также встречных требований о взыскании 856 314 755,20 руб. С учётом частичного удовлетворения первоначального и встречного исков в части обязания исполнить обязательство в натуре путём подписания акта о результатах реализации инвестиционного контракта и установления в указанном акте (п. 13, 14) взаимных обязательств сторон, самостоятельные требования о взыскании денежных средств актом о результатах реализации инвестиционного контракта N 13-003653-5301-0013-00001-08 от 24.01.2008 в редакции, утвержденной Арбитражным судом города Москвы, урегулированы. Таким образом, вышеуказанные требования правомерно оставлены без рассмотрения применительно к п. 1 ч. 1 ст. 148 АПК РФ.
Доводы апелляционных жалоб, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основании доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Все доводы и аргументы заявителей апелляционных жалоб проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на ином толковании норм действующего законодательства и обстоятельств спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06.10.2022 по делу N А40-224313/21 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Б. Семёнова |
Судьи |
В.И. Тетюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-224313/2021
Истец: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
Ответчик: ООО "БЕЛЕРАН"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ, АНО судебных экспертиз "Независимые эксперты"