г. Хабаровск |
|
13 декабря 2022 г. |
А73-13158/2022 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Иноземцева И.В.
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная железная дорога"
на решение от 10.10.2022
по делу N А73-13158/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску акционерного общества "Хабаровский речной торговый порт" (ОГРН: 1022701126106, ИНН: 2722011196, адрес: 680011, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 45)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727, адрес: 107078, г. Москва, муниципальный округ Басманный, д. 2/1, стр. 1; филиал ОАО "РЖД" - Дальневосточная железная дорога: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 20)
о взыскании 44 480 руб.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Хабаровский речной торговый порт" (далее - АО "Хабречторгпорт", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании штрафа по договору на подачу и уборку вагонов по станции Хабаровск-1 в размере 44 480 руб., а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 09.08.2022 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
По результатам рассмотрения дела Арбитражным судом Хабаровского края в соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ 21.09.2022 вынесена и размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" резолютивная часть решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
При подаче апелляционной жалобы ответчиком 10.10.2022 Арбитражным судом Хабаровского края изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя жалобы, истцом неверно рассчитан период простоя вагонов в ожидании их уборки, штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Кроме того, указывает, что по спорным вагонам железнодорожные накладные созданы в день уборки вагонов, что подтверждается скриншотами из автоматизированной системы централизованной подготовки перевозочных документов (АС ЭТРАН), вагоны убраны с путей необщего пользования после составления железнодорожной транспортной накладной в установленный пунктом 12 договора срок.
Полагает, что размер штрафа за задержку подачи и уборки вагонов несоразмерен последствиям нарушения обязательства, в связи с чем суд первой инстанции необоснованно не применил положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РЖ).
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2022 апелляционная жалоба принята к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве". Истцу предложено не позднее 03.11.2022 представить в апелляционный суд мотивированный отзыв по каждому доводу апелляционной жалобы с приложением документа, подтверждающего направление отзыва заявителю жалобы.
В установленный срок истцом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, в отзыве изложена позиция в отношении, приведенных в апелляционной жалобе доводов.
На основании статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по истечении срока, установленного в определении апелляционного суда единолично судьей без вызова сторон и по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.07.2015 между АО "Хабречторгпорт" (пользователь) и ОАО "РЖД" (перевозчик) заключен договор на подачу и уборку вагонов по станции Хабаровск-1, согласно которому осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего перевозчику, примыкающего стрелочными переводами N 11 и N 13 к продолжению пути N 6 станции Хабаровск-Пристань (парка станции Хабаровск-1), локомотивом перевозчика.
В соответствии с пунктом 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.
Количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 33 вагонов (пункт 7 договора).
С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются всей одновременно поданной, переданной группой вагонов (пункт 10 договора).
О готовности вагонов к уборке пользователь передает перевозчику уведомление по телефону (пункт 11 договора).
Пунктом 12 договора установлено, что готовые к уборке вагоны убираются с мест погрузки перевозчиком, согласно технологии работы станции, в течение 10 часов после получения уведомления от пользователя о готовности вагонов к уборке.
Погруженные, а также выгруженные собственные (арендованные) вагоны, считаются готовыми к уборке, только при предъявлении пользователем полного перевозочного документа на их отправление, в отдельных случаях, а при наличии технологической возможности на станции, для осуществления отстоя порожнего собственного (арендованного) подвижного состава, не используемого под грузовые операции (без оформления перевозочных документов), уборка вагонов производится по заявке пользователя, при наличии заключенного договора на железнодорожных путях станции.
В соответствии с пунктом 13 договора сдача и прием грузов и вагонов производится на местах погрузки, выгрузки. При выявлении повреждений вагонов во время приема и сдачи, при участии перевозчика и пользователя, составляется Акт формы ГУ-23. Повреждённые пользователем вагоны владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта при ремонте своими силами и средствами числятся находящимися в пользовании у пользователя до окончания ремонта и приёмки вагонов работником инфраструктуры железнодорожного транспорта. Приемка вагонов оформляется актом.
На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается следующее технологические нормы на погрузку, выгрузку грузов:
- выгрузка, погрузка: уголь - 54 минуты, песок - 42 минуты, тарный и штучный груз - 2 часа 15 минут, нефтепродукты - 2 часа.
- выгрузка, погрузка: другие грузы согласно норм, установленных Приказом N 70 от 10.11.2003 (пункт 14 договора).
Пунктом 17 договора предусматривается порядок расчетов между сторонами за нахождение вагонов на путях необщего пользования, а именно:
Пользователь уплачивает перевозчику с учетом повышающих коэффициентов:
а) сбор за подачу, уборку вагонов за расстояние 1,623 км по ставкам:
- при среднесуточном вагонообороте менее 1,5 вагона Табл. N 11 Тарифного руководства N 3. Плата взыскивается по ведомостям подачи и уборки вагонов;
- при среднесуточном вагонообороте более 1,5 вагона Табл. N 8 Тарифного руководства N 3. Плата взыскивается по накопительным ведомостям,
б) плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику используемого при осуществлении подачи и уборки вагонов, по ставке утвержденной протоколом заседания правления ОАО "РЖД" N 42 от 15.12.2014 года в размере 2812 руб. за 1 км в сутки.
Ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, протяженностью 1032,4 метра, в размере ставки 2903,10 руб. в сутки. Плата взыскивается по накопительным ведомостям.
В случае изменения ставки платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, плата начисляется по новым ставкам с момента ввода их в действие, без оформления дополнительного соглашения к договору. Информация об изменении ставки платы доводиться до пользователя на информационных стендах ЛАФТО станций.
в) плату за пользование вагонами за время нахождения, принадлежащих перевозчику вагонов на железнодорожных путях необщего пользования у пользователя, либо за время их нахождения на путях общего пользования перевозчика в ожидании подачи или приема на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от пользователя, а также за время задержки, принадлежащих перевозчику вагонов, в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от пользователя при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, по ставкам тарифного руководства N 2, с учетом коэффициентов индексации.
За нахождение на железнодорожных путях общего пользования порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от перевозчика, пользователь вносит перевозчику плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени по причинам, предусмотренным статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются по ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 29 апреля 2015 года N 127 - т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил её применения", с учетом коэффициентов индексации.
г) другие сборы и платы, согласно нормативным документам, штрафы, согласно ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
В случае издания правомочными органами нормативных актов, изменяющих коэффициенты на различные виды сборов, плат, штрафов, взыскание производится в соответствии с новыми ставками, без внесения дополнений и изменений в текст договора.
В целях своевременного внесения платы пользователь производит расчеты с перевозчиком посредством пополнения денежных средств на своем лицевом счете. Сборы и платы, за оказанные перевозчиком услуги, вносятся в установленном порядке с предоплатой. Расчет по договору производится в соответствии с условиями договора на организацию расчетов.
12.05.2022 на станцию назначения Хабаровск-1 (далее - станция) по транспортной железнодорожной накладной N ЭР785288 прибыл вагон N 60292943, по накладной N ЭР785556 прибыли вагоны NN 65060949, 65040545, 65060956, по накладной N ЭР785418 прибыли вагоны NN 64896277, 64896053.
В соответствии с памяткой приемосдатчика N 940196 указанные вагоны были поданы под выгрузку 13.05.2022 в 09:30 (здесь и далее время Хабаровское). Грузовая операция завершена 13.05.2022 в 15:40.
Истец направил уведомление о завершении грузовой операции, готовности вагонов к уборке, о передаче вагонов на выставочный путь, что подтверждается уведомлением N 38 о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке/о передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке, памяткой приемосдатчика N 940196, ведомостью подачи и уборки вагонов N 940196.
Нормативный срок уборки вагонов истек 14.05.2022 в 01:40.
Перевозчиком вагоны были убраны 14.05.2022 в 13:15.
Время просрочки уборки вагонов составило 12 часов.
За задержку уборки вагонов N N 60292943, 65060949, 65040545, 65060956, 64896277, 64896053 по накладным NN ЭР785556, ЭР785418 сумма штрафа составила 1 440 руб. (100 руб. х 0,2 х 6 х 12 часов).
10.05.2022 на станцию согласно накладной N ЭП175809 прибыл вагон N 59986984.
Согласно памятке приемосдатчика N 940196 указанный вагон был подан под выгрузку 12.05.2022 в 05:30. Грузовая операция завершена 12.05.2022 в 10:40.
Истцом направлено уведомление о завершении грузовой операции, готовности вагонов к уборке, о передаче вагонов на выставочный путь, что подтверждается уведомлением N 37 о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке/о передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке, памяткой приемосдатчика N 940196, ведомостью подачи и уборки вагонов N 940196.
Нормативный срок уборки вагона истек 12.05.2022 в 20:40.
В соответствии с памяткой приемосдатчика N 940196 вагон был убран перевозчиком 14.05.2022 в 13:15.
Время просрочки уборки вагона составило 41 час.
За задержку уборки вагона N 59986984 по накладной N ЭП175809 сумма штрафа составила 820 руб. (100 руб. х 0,2 х 1 х 41 час).
11.05.2022 на станцию по накладной N ЭР924874 прибыли вагоны NN 65039984, 65040958, 65040966, 65041048, по накладной N ЭР561814 прибыли вагоны NN 65060576,65060584, по накладной N ЭР731772 прибыл вагон N 65039836, по накладной N ЭР561914 прибыли вагоны NN 53430377, 53429684, 59679498, 54130513, 59678953, 56272834.
В соответствии с памяткой приемосдатчика N 940196 данные вагоны были поданы под выгрузку 11.05.2022 в 01:00. Грузовая операция была завершена 11.05.2022 в 14:31.
Истец направил уведомление об окончании грузовой операции (уведомление N 36 о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке/о передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке), памяткой приемосдатчика N 940196, ведомостью подачи и уборки вагонов N 940196. Нормативный срок уборки вагонов истек 12.05.2022 в 00:31.
Фактически перевозчиком вагоны убраны 14.05.2022 в 13:15. Время просрочки уборки вагонов составило 61 час.
За задержку уборки вагонов N N 65039984,65040958, 65040966, 65041048, 65060576, 65060584, 65039836, 53430377, 53429684, 59679498, 54130513, 59678953, 56272834 по накладным NN ЭР924874, ЭР561814, ЭР731772, ЭР561914 сумма штрафа составила 15 860 руб. (100 руб. х 0,2 х 13x61 час).
10.05.2022 на станцию по накладной N ЭР925225 прибыл вагон N 53539482, по накладной N ЭР925384 прибыл вагон N 53489563, по накладной N ЭР925048 прибыли вагоны NN 64854276, 64895907, по накладной N ЭР731847 прибыл вагон N 53496543.
Согласно памятке приемосдатчика N 940206 перечисленные вагоны были поданы под выгрузку 11.05.2022 в 01:00. Грузовая операция была завершена 11.05.2022 в 14:31, о чем Истцом направлено перевозчику уведомление N 36 о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке/о передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке, памяткой приемосдатчика N 940206, ведомостью подачи и уборки вагонов N 940206.
Нормативный срок уборки вагонов истек 12.05.2022 в 00:31. Вагоны убраны перевозчиком 16.05.2022 в 22:20.
Время просрочки уборки вагонов составило 118 часов.
За задержку уборки вагонов N N 53539482, 53489563, 64854276, 64895907, 53496543 по накладным NN ЭР925225, ЭР925384, ЭР925048, ЭР731847 сумма штрафа составила 11 800 руб. (100 руб. х 0,2 х 5 х 118 часов).
14.05.2022 на станцию по накладной N ЭС2Ю790 прибыли вагоны NN 53458014, 55009021, 56375090, по накладной N ЭР877808 прибыл вагон N 56855240.
Согласно памятке приемосдатчика N 940210 указанные вагоны были поданы под выгрузку 15.05.2022 в 22:15. Грузовая операция завершена 16.05.2022 в 10:23, о чем перевозчику направлено уведомление N 39 о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке/о передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке, памяткой приемосдатчика N 940210, ведомостью подачи и уборки вагонов N 940210.
Нормативный срок уборки вагонов истек 16.05.2022 в 20:23. Вагоны были убраны перевозчиком 17.05.2022 в 22:15.
Время просрочки уборки вагонов составило 25 часов.
За задержку уборки вагонов N N 53458014, 55009021, 56375090, 56855240 по накладным NN ЭС210790, ЭР877808 сумма штрафа составила 2 000 руб. (100 руб. х 0,2 х 4 х 25 часов).
31.05.2022 на станцию по накладной N ЭТ204574 прибыли вагоны NN 63572374, 63585756. Согласно памятке приемосдатчика N 940242 данные вагоны были поданы под выгрузку 01.06.2022 в 14:30. Грузовая операция была завершена 02.06.2022 в 21:37.
Истец направил перевозчику уведомление о завершении грузовой операции (уведомление N 41 о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке/о передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке, памятка приемосдатчика N 940242, ведомость подачи и уборки вагонов N 940242).
Нормативный срок уборки истек 03.06.2022 в 07:37. Выгоны убраны перевозчиком 04.06.2022 в 13:10.
Время просрочки уборки вагонов составило 30 часов.
За задержку уборки вагонов N N 63572374, 63585756 по накладной N ЭТ204574 сумма штрафа составила 1 200 руб. (100 руб. х 0,2 х 2 х 30 часов).
01.06.2022 на станцию по накладной N ЭТ403465 прибыли вагоны NN 63288419, 53596524, 55043558, 62276688, по накладнойN ЭТ389093 прибыли вагоны NN 53715876,56912868, 53656724, 62351630, по накладной N ЭТЗ 89344 прибыли вагоны NN 60630019,64903289, по накладной N ЭТ449983 прибыл вагон N 62259643, по накладной N ЭТ435487 прибыли вагоны NN 57606717,63251813, 63251730, 56540891, 62061577, 62274204, 58583246.
Согласно памятке приемосдатчика N 940242 вагоны NN 63288419, 53596524, 55043558, 62276688, 53656724, 62351630, 62259643, 57606717, 63251813, 63251730, 56540891, 62061577, 62274204, 58583246 были поданы под выгрузку 01.06.2022 в 14:30. Грузовая операция была завершена 02.06.2022 в 19:15.
Истцом направлено перевозчику уведомление N 40 о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке/о передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке, памяткой приемосдатчика N 940242, ведомостью подачи и уборки вагонов N 940242.
Нормативный срок уборки истек 03.06.2022 в 05:15.
Указанные вагоны убраны перевозчиком 04.06.2022 в 13:10.
Время просрочки уборки вагонов составило 32 часа.
За задержку уборки вагонов N N 63288419, 53596524, 55043558, 62276688, 53656724, 62351630, 62259643, 57606717, 63251813, 63251730, 56540891, 62061577, 62274204, 58583246 сумма штрафа составила 8 960 руб. (100 руб. х 0,2 х 14 х 32 часа).
В соответствии с памяткой N 940242 вагоны NN 53715876, 56912868, 60630019, 64903289 были поданы под выгрузку 01.06.2022 в 14:30. Грузовая операция завершена 02.06.2022 в 21:37.
Истец направил перевозчику уведомление о завершении грузовой операции (уведомление N 41 о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке/о передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке, памятка приемосдатчика N 940242, ведомость подачи и уборки вагонов N 940242).
Нормативный срок уборки истек 03.06.2022 в 07:37. Выгоны убраны перевозчиком 04.06.2022 в 13:10.
Время просрочки уборки вагонов составило 30 часов.
За задержку уборки вагонов N N 53715876, 56912868, 60630019, 64903289 сумма штрафа составила 2 400 руб. (100 руб. х 0,2 х 4 х 30 часов).
Общая сумма штрафа за задержку уборки вагонов составила 44 480 руб. (1 440 руб. + 820 руб. + 15 860 руб. + 11 800 руб. + 2 000 руб. + 1 200 руб. + 8 960 руб. + 2 400 руб.).
Во исполнение статьи 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации истец нарочно 20.06.2022 передал ответчику претензии от 17.06.2022 N N 22/18-у, 22/19-у, 22/20-у, 22/21-у, 22/22- у, 22/23-у, 22/24-у, 22/25-у с требованием уплатить штраф за задержку уборки вагонов.
21.07.2022 истцом получены ответы от 14.07.2022 N N 11381/ДТЦФТО МЮ-55/348, 11382/ДТЦФТО МЮ-55/349, 11383/ДТЦФТО МЮ-55/350, 11385/ДТЦФТО МЮ-55/351, 11374/ДТЦФТО МЮ-56/403, 11376/ДТЦФТО МЮ-56/404, 11377/ДТЦФТО МЮ-56/405, 11378/ДТЦФТО МЮ-56/406.
27.06.2022 истцом нарочно переданы ответчику претензии от 24.06.2022 N N 22/26-у, 22/27-у, 22/28-у, 22/29-у, 22/30-у, 22/31-у, 22/32-у, 22/33-у, 22/34-у, 22/35-у, 22/36-у, 22/37-у с требованием уплатить штраф за задержку уборки вагонов.
25.07.2022 истец получил ответы от 18.07.2022 N N 11541/ДТЦФТО МЮ-53/328, 11542/ДТЦФТО МЮ-53/329, 11543/ДТЦФТО МЮ-53/330, 11544/ДТЦФТО МЮ-53/331; от 19.07.2022 NN 11603/ДТЦФТО МЮ-56/407, 11601/ДТЦФТО МЮ-56/408, 11593/ДТЦФТО МЮ-58/322, 11594/ДТЦФТО МЮ-58/323, 11595/ДТЦФТО МЮ-5 8/324, 11598/ДТЦФТО МЮ-5 8/325, 11599/ДТЦФТО МЮ-5 8/326, 11600/ДТЦФТО МЮ-58/327.
В ответах на претензии истца ответчик указал на возврат претензий без рассмотрения на основании статьи 120 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и пункта 7 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31.03.2016 N 84 "Об утверждении правил предъявления и рассмотрения претензий при перевозке грузов, порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, железнодорожным транспортом", ссылаясь на нарушение правил предъявления претензий, а именно отсутствие актов общей формы, выписок из договора на эксплуатацию железнодорожного пути общего пользования.
Истцом 08.07.2022 направлено ответчику письмо от 07.07.2022 N 19- 18/145 о предоставлении актов общей формы, удостоверяющих обстоятельства задержки уборки вагонов с пути необщего пользования по ведомости подачи и уборки вагонов NN 940196, 940206, 940210, 940242.
Акты общей формы ответчиком не представлены.
В соответствии с ведомостями подачи и уборки вагонов и памятками приемосдатчика, перевозчиком допускались нарушения сроков уборки вагонов с железнодорожных путей необщего пользования.
Исходя из расчета истца, сумма штрафа за несвоевременную уборку вагонов составила 44 480 руб., что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, отзыве на нее, и изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу пункта 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) за задержку по вине перевозчика уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Статьей 119 УЖТ РФ установлено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, владельцами железнодорожного подвижного состава, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования урегулированы Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26).
Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, урегулирован порядок оформления и взыскания штрафов, предусмотренных Уставом, с перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей, с владельцев железнодорожных путей необщего пользования при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 2 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43 основанием для начисления сумм штрафов являются транспортная железнодорожная накладная (далее - накладная), ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы.
В обоснование заявленных требований истцом в материалы дела представлены железнодорожные транспортные накладные N N ЭР785288, ЭР785556, ЭР785418, ЭП175809, ЭР924874, ЭР561814, ЭР731772, ЭР561914, ЭТ403465, ЭТ389093, ЭТ89344, ЭТ204574, ЭТ449983, ЭТ435487, ЭС210790, ЭР877808, ЭР925225, ЭР925384, ЭР925048, ЭР731847; ведомости подачи и уборки вагонов NN 940196, 940206, 940210, 940242, уведомления о завершении грузовой операции, а также памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов.
Расчет штрафа производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика (пункт 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив факт задержки уборки вагонов, проверив представленный расчет с учетом требований статьи 100 УЖД РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии оснований для взыскания штрафа за задержку уборки вагонов в сумме 44 480 руб.
Ответчиком заявлено ходатайство о снижении штрафных санкций в соответствии со статьей 333 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 69 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7), установленная законом или договором неустойка может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ) в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.
При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ) (пункт 75 постановления Пленума ВС РФ N 7).
Согласно правовому подходу, сформулированному в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 263-О, положения статьи 333 ГК РФ, закрепляющие право суда уменьшить размер подлежащей уплате неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, по существу, предписывают суду устанавливать баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и размером действительного ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения. Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Таким образом, критериями для установления несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательства в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства. При этом суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств дела.
Положения статьи 333 ГК РФ и указанные разъяснения по ее применению свидетельствует о наличии у суда права, а не обязанности применения положений вышеназванной статьи при установлении указанных в ней обстоятельств.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Кроме этого, в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.97 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" определено, что доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств, представляются лицом, заявившим ходатайство об уменьшении неустойки.
Принимая во внимание принцип, заложенный законодателем в статью 333 ГК РФ, бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, возложено на ответчика.
В данном случае ОАО "РЖД" в соответствии со статьей 65 АПК РФ таких доказательств арбитражному суду не представило.
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Следовательно, в удовлетворении ходатайства об уменьшении размера штрафных санкций судом первой инстанции отказано обоснованно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются апелляционным судом, поскольку опровергаются материалами дела и основаны на неверном толковании норм права.
В этой связи оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, по содержащимся в ней доводам, не имеется.
Решение суда, принято при правильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение дела, применении норм материального и процессуального права, согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Судебные расходы по оплате госпошлины по иску и апелляционным жалобам распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.10.2022 по делу N А73-13158/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13158/2022
Истец: ОАО "ХАБАРОВСКИЙ РЕЧНОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"
Ответчик: ОАО "Дальневосточная железная дорога", ОАО "РЖД", ОАО Дальневосточная железная дорога - филиал "РЖД"