город Воронеж |
|
13 декабря 2022 г. |
Дело N А14-12324/2022 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Протасова А.И.,
без вызова сторон,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Легал Прайм" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2022 по делу N А14-12324/2022, по заявлению государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области (ОГРН 1023601547177 ИНН 3664007552) к ООО "Легал Прайм" (ОГРН 1093668034019 ИНН 3662145589) о взыскании 3 500 руб. финансовых санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области (далее - ОПФР по Воронежской области, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Легал Прайм" (далее - ООО "Легал Прайм", Общество) 3 500 руб. финансовых санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах за 2019 год и за период с января 2021 по май 2021 года, в котором просит выдать судебный приказ на указанную сумму.
От ОПФР по Воронежской области поступило уточненное заявление о взыскании с ответчика 3 500 руб. финансовых санкций за те же периоды.
Согласно пояснениям заявителя, поскольку 24.02.2022 по делу N А14-2443/2022 Арбитражным судом Воронежской области был выдан судебный приказ, который впоследствии определением от 04.03.2022 отменен, повторное обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций, в котором в просительной части ошибочно указано о выдаче судебного приказа следует рассматривать как опечатку, в связи с чем, ОПФР по Воронежской области просит взыскать с ООО "Легал Прайм" 3 500 руб. финансовых санкций.
Заявление было рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 17.10.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ООО "Легал Прайм" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель считает, что судом нарушены положения пп.2 п.1 ст.127.1 АПК РФ, так как заявление о вынесении судебного приказа подано повторно. Также считает, что судом нарушены требования части 1 ст. 49 АПК РФ, поскольку суд вышел за пределы требований истца. Также считает, что арбитражным судом нарушены требования ст. 115 АПК РФ, сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, и незаконно отвергнут довод ООО "Легал Прайм" о пропуске Пенсионным фондом срока исковой давности для обращения в суд с заявленными требованиями. Считает, что заявление подано ОПФ РФ по Воронежской области по истечении шестимесячного срока, установленного для взыскания финансовых санкций в судебном порядке. Полагает, что судом не учтено, что Пенсионный фонд дважды привлек ООО "Легал Прайм" к ответственности в виде штрафа за несвоевременную сдачу отчетности (форма СЗВ-СТАЖ) за 2019 год, т.е. за данное нарушение дважды взыскал штраф по 500 рублей, итого 1000 рублей, что является незаконным. Также указывает на то, что при вынесении решения суд не дал правовую оценку наличию смягчающих обстоятельств по делу.
ОПФР по Воронежской области возражало на доводы апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, приобщенному к материалам дела.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда ( 19aas.info@ARBITR.RU) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, на основании проведенной проверки своевременности и полноты предоставления ООО "Легал Прайм" сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за период с января по май 2021 года ОПФР по Воронежской области выявлено, что страхователем предоставлены указанные сведения в отношении 1 застрахованного с нарушением требований пункта 2.4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в частности: за январь, февраль, март 2021 года -16.04.2021, за апрель, май 2021 года - 24.06.2021.
Кроме того, выявлено несвоевременное предоставление сведений в отношении 1 застрахованного лица по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год - 03.03.2020 и 04.03.2020.
ОПФР по Воронежской области составлены акты от 29.04.2020 N 046S18200005175, N 046S1820000518075, от 10.06.2021 N 046S18210012965, N 046S18210012969, N 046S18210012971, от 01.09.2021 N 046S18210017734, N 046S18210017740 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которые направлены ответчику почтовой связью, что подтверждается почтовыми реестрами, имеющимися в материалах дела.
По результатам рассмотрения указанных актов ОПФР по Воронежской области приняты решения от 22.06.2020 N 046S19200006753, N 046S19200006757, от 22.06.2021 N 046S19200006597, N 046S19210016601, N 046S19210016650, от 22.10.2021 N 046S19210021665, N 046S19210021684 о применении финансовых санкций к страхователю за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым общество было привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ в виде штрафа в размере по 500 руб. за каждого застрахованного. Решения направлены ответчику почтовой связью, что подтверждается почтовыми реестрами.
На основании данных решений ОПФР по Воронежской области выставлены требования от 28.07.2020 N 046S01200007086, N 046S01200007087 со сроком уплаты до 17.08.2020, от 24.08.2021 N 046S01210015324, N 046S01210015326, N046S01210015325 со сроком уплаты до 13.09.2021, от 30.11.2021 N046S01210018883, N 046S01210018878 со сроком уплаты до 20.12.2021 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке на общую сумму 3 500 руб., которые направлены ответчику почтовой связью, что подтверждается почтовыми реестрами.
Указанными требованиями страхователю разъяснено, что в случае их неисполнения, финансовые санкции подлежат взысканию в судебном порядке.
В связи с тем, что в добровольном порядке финансовые санкции в общей сумме 3 500 руб. ООО "Легал Прайм" не уплачены, ОПФР по Воронежской области обратилось в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Арбитражным судом Воронежской области 24.02.2022 выдан судебный приказ (дело N А14-2443/2022) на взыскание финансовых санкций в размере 3 500 руб.
Определением арбитражного суда Воронежской области от 04.03.2022 на основании поступивших возражений от ООО "Летал Прайм" судебный приказ от 24.02.2022 отменен.
Поскольку в добровольном порядке финансовая санкция в сумме 3 500 руб. ООО "Легал Прайм" не уплачена, ОПФР по Воронежской области обратилось в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
Исходя из преамбулы ФЗ N27-ФЗ, настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
В силу статьи 1 ФЗ N 27-ФЗ страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию "страхователь".
Согласно части 2 статьи 15 ФЗ N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 ФЗ N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (действовало в спорный период).
На основании части 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органу Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Согласно части 17 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом области в том, что ООО "Легал Прайм" нарушены указанные сроки предоставления сведений о застрахованных лицах, поскольку сведения об одном застрахованном лице по форме СЗВ-М за период с января по май 2021 года предоставлены: за январь 2021 года - 16.04.2021, за февраль- 16.04.2021, за март- 16.04.2021, за апрель - 24.06.2021, за май -24.06.2021, в то время, как должны были быть представлены не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Сведения об одном застрахованном лице по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год предоставлены дважды с нарушением предусмотренного срока: 03.03.2020 и 04.03.2020, в то время, как должны были быть представлены не позднее 02.03.2020 (с учетом выходного дня 01.03.2020).
Таким образом, у ООО "Легал Прайм" имелась возможность по представлению необходимых сведений в установленный срок, однако указанные сведения были представлены с пропуском установленного срока.
Размер штрафа за допущенные нарушения обществу определен в пределах санкции, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, порядок и сроки привлечения к ответственности не нарушены.
Процедура взыскания финансовой санкции соблюдена.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований, заявленных ОПФР по Воронежской области.
Судом первой инстанции верно отклонен довод ООО "Легал Прайм" о повторном обращении ОПФР по Воронежской области в суд с требованиями, которые судом уже были рассмотрены, поскольку, как указал заявитель, им ошибочно в просительной части заявления указано о выдаче судебного приказа.
Учитывая, что после вынесения судом определения от 04.03.2022 об отмене судебного приказа от 24.02.2022, выданного на взыскание с общества 3 500 руб. финансовых санкций, ОПФР по Воронежской области утрачивает право на обращение в суд с заявлением о повторной выдаче судебного приказа, однако заявленное требование может быть предъявлено в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (о чем разъяснено в определении от 04.03.2022), ОПФР по Воронежской области правомерно в порядке ч.4 ст.229.5 АПК РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании судебных санкцией. При этом, уточненное заявление ОПФР по Воронежской области от 31.08.2022 по сути не изменяет ни предмет (требование о взыскании 3 500 руб. финансовых санкций), ни основание заявленных требований (представление установленных сведений с нарушением срока), а лишь исправляет первоначально допущенные в заявлении неточности.
В частности, пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" разъяснено, что изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику, а изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что суд области верно не рассматривал данное заявление в порядке статьи 49 АПК РФ, а принял его как заявление об исправлении опечатки, поскольку заявителем не произведено изменение ни предмета, ни основания иска.
Также судом верно отклонен довод Общества о пропуске заявителем срока исковой давности как основанный на неверном толковании правовых норм ввиду следующего.
Порядок и сроки обращения уполномоченного органа в суд с требованием о взыскании финансовой санкции нормами Федерального закона N 27-ФЗ не определены.
В то же время статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) относит Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На правоотношения, связанные с уплатой финансовых санкций, в том числе взыскание их в принудительном порядке, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая порядок взыскания задолженности с организаций и индивидуальных предпринимателей, не содержит предписаний, регулирующих порядок обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Между тем, для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц в пунктах 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что заявление о взыскании финансовых санкций подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности.
Если задолженность не превышает 3000 рублей, данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3000 рублей, но не позднее трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате задолженности.
Таким образом, основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1 - 3 статьи 48 НК РФ в отношении взыскания в приказном порядке сумм задолженности, следует признать допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей в судебном порядке.
В настоящем случае определение об отмене судебного приказа было вынесено 04.03.2022, шестимесячный срок истекал 04.09.2022., заявление о взыскании финансовых санкций было принято судом 25.07.2022, т.е. в пределах установленного срока для их взыскания.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины правомерно отнесены на Общество и подлежат взысканию в размере 2 000 руб. в доход федерального бюджета.
Иные доводы заявителя подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции Общества, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, не подтверждают законности и обоснованности позиции ООО "Легал Прайм".
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Определением суда от 26.10.2022 ООО "Легал Прайм" предоставлена отсрочка от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000 руб., которая подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2022 по делу N А14-12324/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Легал Прайм" (ОГРН 1093668034019 ИНН 3662145589) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия в соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 названного Кодекса.
Судья |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-12324/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного Фонда РФ по Воронежской области
Ответчик: ООО "Легал Прайм"