г. Москва |
|
12 декабря 2022 г. |
Дело N А40-134267/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
Ж.В. Поташовой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.09.2022 по делу N А40-134267/22
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ИНН: 7705031674)
к Управлению Росреестра по Москве (ИНН: 7726639745)
об оспаривании решения, изложенного в уведомлениях, об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Федотова М.И. по дов. от 19.11.2021; |
от заинтересованного лица: |
Соков И.А. по дов. от 17.01.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве) о признании незаконными решения, изложенных в письмах от 23.03.2022 N N КУВД-001/2021-52786935/7, КУВД-001/2021-52780864/7, КУВД-001/2021-52783244/7, КУВД-001/2021-53636212/5 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:17:0150205:1302, расположенного по адресу: город Москва, поселение Московский, город Московский, микрорайон 3-й, дом 22Б, строение 1; об обязании прекратить право собственности города Москвы на объект недвижимости с кадастровым номером 77:17:0150205:1302, осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности города Москвы на помещения в здании по адресу: город Москва, поселение Московский, город Московский, микрорайон 3-й, дом 22Б, строение 1.
Решением суда от 13.09.2022 заявление Департамента городского имущества города Москвы удовлетворено в полном объёме.
С таким решением суда не согласилось Управление Росреестра по Москве и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управлению Росреестра по Москве поддержал доводы жалобы, представитель Департамента поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в собственности города Москвы находится здание с кадастровым номером 77:17:0150205:1302, расположенное по адресу: город Москва, поселение Московский, город Московский, микрорайон 3-й, дом 22Б, строение 1, о чем в ЕГРН внесена запись N 77:17:0150205:1302-77/017/2020-1 от 15.01.2020.
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с заявлениями о прекращении права собственности города Москвы, государственном кадастровом учете и регистрации права собственности города Москвы на помещения, расположенные в объекте недвижимости с кадастровым номером 77:17:0150205:1302 по адресу: город Москва, поселение Московский, город Московский, микрорайон 3-й, дом 22Б, строение 1.
В рамках выполнения кадастровых работ в целях постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности города Москвы на нежилые помещения площадью 71,7 кв.м, 4 032,9 кв.м, 69,5 кв.м в результате раздела здания, расположенного по указанному адресу, были подготовлены технические планы и направлены с соответствующими заявлениями в адрес Управления Росреестра по Москве.
К заявлениям о проведении учетно-регистрационных действий были приложены технические планы.
08.12.2021 от Управления Росреестра по Москве поступили уведомления о приостановлении учетно-регистрационных действий.
В целях устранения причин приостановления учетно-регистрационных действий ГБУ МосгорБТИ проведены работы по корректировке технических планов и 10.12.2021 в адрес Управления Росреестра по Москве направлены заявления на постановку на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности города Москвы, а также заявление о прекращении права собственности города Москвы на здание с кадастровым номером 77:17:0150205:1302.
Однако впоследствии были получены уведомления Управления Росреестра по Москве об отказе в проведении учетно-регистрационных действий в отношении указанного объекта.
Управлением Росреестра по Москве было отказано, на том основании, что в графических планах вновь образованного помещения площадью 4032, 9 кв.м в графику 4 этажа добавлены сведения о помещениях без этажа, а также выявлено противоречие между ЕГРН и сведениями графических планов вновь образованных помещений, в части отображения контура поэтажных планов на 1, 2 и 3 этажах.
Не согласившись с данными уведомлениями, Заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявленные требования Департамента обоснованные и правомерные.
В соответствии с разрешением на строительство от 02.02.2017 N 77-239000-013948-2017 в разделе 4 количество этажей Здания указано - 4 + надстройки на кровле.
В разделе Заключение кадастрового инженера подробно изложено обоснование изменения графических планов этажей.
Так, кадастровый инженер указывает, что при выполнении кадастровых работ была выявлена перепланировка, узаконенная в установленном порядке Проектной документацией, содержащей в себе Техническое заключение о допустимости и безопасности произведенных работ по переустройству и (или) перепланировке нежилого здания N 06 98 308604 от 11.08.2020.
При проведении кадастровых работ учитывалась не только графика ЕГРН, а также первоначальная Проектная документация ООО "ВЕЛКОН" от 2018 г.
При постановке на кадастровый учет здания были некорректно отображены входные группы, в то же время фактическое состояние входных групп соответствует Проектной документации от 2018 г.
Согласно пп. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно с положениями Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Учитывая изложенное, отсутствуют правовые основания для отказа в осуществлении действий по государственному кадастровому учету и регистрации права собственности города Москвы на помещения по адресу: город Москва, поселение Московский, город Московский, микрорайон 3-й, дом 22Б, строение 1.
При этом согласно п. 5 ст. 21 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Таким образом, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
Департаментом в Управление Росреестра по Москве были предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности города Москвы на указанные объекты недвижимого имущества.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ иное Управлением не доказано.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования Департамента подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Суд первой инстанции правомерно обязал Управления Росреестра по Москве в 30-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу прекратить право собственности города Москвы на объект недвижимости с кадастровым номером 77:17:0150205:1302, осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности города Москвы на помещения в здании по адресу: город Москва, поселение Московский, город Московский, микрорайон 3-й, дом 22Б, строение 1.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.09.2022 по делу N А40-134267/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-134267/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ