г. Москва |
|
13 декабря 2022 г. |
Дело N А41-39057/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28.10.2022 по делу N А41-39057/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
Комитета лесного хозяйства Московской области - Мартинюк М.А. по доверенности от 08.11.2022;
Государственной компании "Российские Автомобильные Дороги" - Харитонов К.П. по доверенности от 16.05.2022.
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - истец, комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области к Государственной компании "Российские Автомобильные Дороги" (далее - ответчик, ГК "Автодор", компания) с требованием о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка N 50-0005-08-13-02 от 12.07.2018 в размере 393 583,18 руб. за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением суда первой инстанции исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Истец с вынесенным решением не согласился, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе истец (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, настаивает на том, что само по себе изменение категории участка на основании статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения размещения линейных объектов" не влечет прекращения обязанности арендатора по внесению арендной платы по договору.
В судебном заседании представитель подателя жалобы настаивал на доводах жалобы, представитель ответчика возражал против них.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между комитетом и ГК "Автодор" заключен договор аренды частей лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N 50-0055-08-13-02 от 12.07.2018 сроком до 11.06.2019, по условиям которого в аренду были переданы:
1) часть лесного участка с кадастровым номером 50:23:0030441:51, площадью 0,0732 га, по адресу: Московская область, г.о. Раменский, Виноградовское лесничество, Виноградовское сельское участковое лесничество, квартал 30, часть выдела 24, категория защитности - зеленые зоны, вид разрешённого использования - для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
2) часть лесного участка с кадастровым номером 50:23:0010276:208, площадью 2,6711 га, по адресу: Московская область, г.о. Раменский, Виноградовское лесничество, Раменское участковое лесничество, квартал 28, части выделов 15,20,21,22,27, категория защитности - полосы лесов, расположенные вдоль ж/д путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ, лесопарковые зоны, вид разрешённого использования - для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
3) часть лесного участка с кадастровым номером 50:23:0020396:1283, площадью 0,1735 га, по адресу: Московская область, г.о. Раменский, Виноградовское лесничество, Пласкининское участковое лесничество, квартал 45, часть выдела 23, категория защитности - полосы лесов, расположенные вдоль ж/д путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ, лесопарковые зоны, вид разрешённого использования - для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
4) часть лесного участка с кадастровым номером 50:23:0010276:243, площадью 0,0832 га, по адресу: Московская область, г.о. Раменский, Виноградовское лесничество, Раменское участковое лесничество, квартал 32, часть выдела 13, категория защитности - полосы лесов, расположенные вдоль ж/д путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ, лесопарковые зоны, вид разрешённого использования - для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
5) часть лесного участка с кадастровым номером 50:23:0020396:1283, площадью 0,0341 га, по адресу: Московская область, г.о. Раменский, Виноградовское лесничество, Пласкининское участковое лесничество, квартал 45, части выделов 21,23,29,38, категория защитности - полосы лесов, расположенные вдоль ж/д путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ, лесопарковые зоны, вид разрешённого использования - для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
В соответствии с п.п. "р" п. 3.4 договора аренды в день окончания срока действия договора арендатор обязан передать арендодателю части лесных участков по акту приема-передачи по форме, установленной приложением N 5 к договору, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства.
Указанную обязанность ответчик не исполнил, в связи с чем комитетом был произведен перерасчёт арендной платы.
Согласно расчёту истца задолженность ответчика составила 393 583,18 руб. за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, о чем он был уведомлен претензиями от 14.03.2022 N исх-569/06 и от 29.03.2022 N исх-670/04.
Оставление претензий без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ (части 2, 3, 4 статьи 71 ЛК РФ).
Согласно части 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ.
Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов (часть 1 статьи 25 ЛК РФ). На основании статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В силу части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ.
Пунктом 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ определено, что на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для использования линий электропередач и других линейных объектов.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно пункту 1.3 договора N 50-0055-08-13-02 от 12.07.2018 лесные участки были переданы ГК "Автодор" с целью строительства линейного объекта.
В соответствии с пунктом 2.3 договора аренды начисление арендной платы осуществляется со дня его подписания.
Согласно расчёту истца задолженность ответчика составила 393 583,18 руб. за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
С 01.09.2018 вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов".
В соответствии с частью 1 статьи 11 названного Закона предоставление земельных участков в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории независимо от принадлежности таких земельных участков к той или иной категории земель, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом не допускается размещение таких линейных объектов в границах определенных земель, зон, на определенной территории.
В силу части 2 указанной статьи одновременно с регистрацией права лица, которому предоставлен земельный участок, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.
Таким образом, при государственной регистрации договора аренды лесного участка, предназначенного для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, сроком более 1 года в соответствии с частью 2 статьи 11 Закона N 341-ФЗ одновременно в ЕГРН вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории "земли транспорта" (кроме земель населенных пунктов).
Ввиду изложенного земельные участки по договору аренды с момента государственной регистрации договора перестают быть лесными.
Кроме того, изменение категории земельных участков по договору аренды влечет за собой изменение органа, уполномоченного на распоряжение арендуемыми по договору земельными участками, находящимися в государственной собственности.
В данном случае с даты государственной регистрации договора органом, уполномоченным на распоряжение арендуемыми по договору земельными участками, является Федеральное дорожное агентство (пп. 5.4 (10) и пп. 5.4.12 (3) п. 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374).
Соответственно, суд первой инстанции верно указал, что истец утратил полномочия арендодателя по спорному договору аренды в заявленный период.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал на следующее.
Земельные участки, ранее переданные в аренду по договору N 50-0005-08-13-02 от 12.07.2018, стали предметами долгосрочных договоров аренды лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N 50-0010-08- 13-02 от 04.02.2019 и N 50-0056-08-13-02 от 04.06.2019, заключенных между комитетом и ответчиком на срок 49 лет.
В предмет долгосрочного договора аренды N 50-0010-08-13-02 от 04.02.2019 вошли следующие части земельных участков, ранее являющиеся предметами краткосрочного договора аренды N 50-0005-08-13-02 от 12.07.2018: - часть лесного участка с кадастровым номером 50:23:0010276:208; - часть лесного участка с кадастровым номером 50:23:0020396:1283; - часть лесного участка с кадастровым номером 50:23:0010276:243; - часть лесного участка с кадастровым номером 50:23:0020396:1283.
В предмет долгосрочного договора аренды N 50-0056-08-13-02 от 04.06.2019 вошла часть лесного участка с кадастровым номером 50:23:0030441:51, ранее являющаяся предметом краткосрочного договора аренды N 50-0005-08-13-02 от 12.07.2018.
На основании дополнительного соглашения N 1 от 18.09.2019 к договору аренды лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N50- 0010-08-13-02 от 04.02.2019 комитет уступил все права и обязанности по договору Федеральному дорожному агентству. Дата перехода прав и обязанностей 26.02.2019.
На основании дополнительного соглашения N 1 от 28.01.2020 к договору аренды лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N50- 0056-08-13-02 от 04.06.2019 комитет уступил все права и обязанности по договору Федеральному дорожному агентству. Дата перехода прав и обязанностей 21.06.2019.
Таким образом, ответчик не мог нарушить условия договора N 50-0005-08-13-02 от 12.07.2018 в части ненадлежащей передачи земельных участков комитету, поскольку продолжил пользоваться ими в соответствии с долгосрочными договорами аренды, права по которым в последствие были переданы Федеральному дорожному агентству.
Доводы комитета об отсутствии арендных платежей по договорам аренды земельных участков в адрес Федерального дорожного агентства, на основании чего, по мнению комитета, возникла недоимка в федеральном бюджете, судом первой инстанции правомерно отклонены как не относящиеся к предмету рассматриваемого спора.
Кроме того, ответчик заявил о применении исковой давности.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Исковое заявление подано в суд 31.05.2022, соответственно, принимая во внимание то, что срок давности по арендным платежам исчисляется отдельно за каждый период, требования истца о взыскании долга за период с 01.01.2019 по 30.04.2019 поданы за пределами срока исковой давности.
Суд первой инстанции верно отклонил довод комитета о том, что ответом на претензию от 13.04.2022 ответчик признал долг и фактически прервал течение срока давности, так как в указанном ответе ответчик указал на готовность оплаты задолженности по долгосрочным договорам аренды, права по которым на дату ответа уже перешли к Федеральному дорожному агентству.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.10.2022 по делу N А41-39057/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-39057/2022
Истец: Комитет лесного хозяйства МО
Ответчик: "РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ"
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, Федеральное дорожное агентство