г. Москва |
|
12 декабря 2022 г. |
Дело N А40-128157/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: С.Л.Захарова,
судей: |
Т.Б.Красновой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания П.С.Бурцевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2022 по делу N А40-128157/22 (2-669)
по заявлению ООО АН "НЕБОСКРЕБ РИЭЛТИ"
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: ПАО "Сбербанк России", 2) ООО "Агрострой"
о признании незаконными уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Бессуднов А.В. по дов. от 07.07.2022; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; 2) Бессуднов А.В. по дов. от 10.01.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "АН "НЕБОСКРЕБ РИЭЛТИ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением в котором просит признать незаконным, отменить решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, оформленные уведомлениями от 21.03.2022 N КУВД-001/2021-53321764/5; КУВД-001/2021 - 53321845/5; КУВД-001/2021 - 53334223/5; КУВД-001/2021 - 53330563/5; КУВД- 001/2021 - 53331641/5 об отказе в государственной регистрации прав и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АН "НЕБОСКРЕБ РИЭЛТИ", а именно осуществить государственную регистрацию о внесении изменений в записи реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества в ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:18:0180516:1, 77:18:0180516:14, 77:18:0180516:12, 77:18:0180516:11, 77:18:0180516:16.
Решением суда от 08.09.2022, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, просил решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представители ООО АН "НЕБОСКРЕБ РИЭЛТИ" и ООО "Агрострой" в судебном заседании, а также в представленных в порядке ст.262 АПК РФ отзывах на жалобу просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Представители Управления Росреестра по Москве и ПАО "Сбербанк России", извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, 14.12.2021 г. ООО "АН "НЕБОСКРЕБ РИЭЛТИ" через Филиал ГБУ МФЦ города Москвы МФЦ окружного значения САО в Управление Росреестра по Москве было подано 5 (Пять) заявлений о внесении изменений в записи реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества Единого государственного реестра недвижимости (N N MFC- 0558/2021-2019706-2 (участок 77:18:0180516:1); MFC-055 8/2021-2020213-2 (участок 77:18:0180516:14); MFC0558/2021-2020050-2 (участок 77:18:0180516:12); MFC-0558/2021- 2019866-2 (участок 77:18:0180516:11); MFC-0558/2021-2020342-2 (участок 77:18:0180516:16)) в части замены залогодержателя с ПАО Сбербанк на ООО "АН "НЕБОСКРЕБ РИЭЛТИ". Земельные участки расположены по адресу: Москва, п. Первомайское, д. Ивановское.
21.12.2021 по результатам рассмотрения вышеуказанных заявлений, Управлением Росреестра по Москве были вынесены уведомления N N КУВД-001/2021- 53330563/1, КУВД- 001/2021-53321764/1, КУВД-001/2021-53334223/1, КУВД-001/2021- 53321845/1, КУВД- 001/2021-53331641/1 о приостановлении действий по государственной регистрации прав в отношении указанных выше земельных участков.
Уведомления о приостановлении государственной регистрации прав в отношении указанных выше объектов недвижимости были абсолютно идентичны друг другу по их содержанию. В качестве причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав, государственный регистратор указывал на следующие нарушения:
1. В Управление Росреестра по Москве не представлены подлинные экземпляры правоустанавливающих документов, а именно: - Договор уступки прав (требований) N 4646/Ц от 24.01.2020 г., заключенный между ПАО "Сбербанк России" (цедент) и ООО "АН "НЕБОСРКЕБ РИЭЛТИ" (цессионарий); - Дополнительное соглашение N 1 от 23.06.2020 г.; - Дополнительное соглашение N 2 от 16.09.2020 г.; - Дополнительное соглашение N 2 от 27.01.2021 г.; - Дополнительное соглашение N 3 от 12.04.2021 г.; - Дополнительное соглашение N 4 от 25.08.2021 г.
2. В Управление Росреестра по Москве не представлены письменные уведомления (с отметкой об их получении в установленном законом порядке), направленные ПАО "Сбербанк России" в адрес должника - заемщика, поручителей и залогодержателей.
3. В Управление Росреестра по Москве не представлены доверенности, подтверждающие полномочия подписантов со стороны ПАО "Сбербанк России" (цедент), а именно, Серебрякова Я.В., действующего на основании доверенности N 1187-Д от 08.11.2019 г. и Акимова Е.Н., действующего на основании доверенности N 322-Д от 22.05.2020 г.
В целях устранения замечаний, послуживших основаниями для приостановления государственной регистрации, ООО "АН "НЕБОСКРЕБ РИЭЛТИ" направило в Управление Росреестра по Москве письменные пояснения, опровергающие доводы государственного регистратора, по каждому основанию отказа в государственной регистрации, а также предоставило в качестве приложений к письменным пояснениям необходимые, по мнению государственного регистратора, дополнительные документы.
21.03.2022 государственным регистратором были вынесены 5 (Пять) уведомлений об отказе в государственной регистрации прав N N КУВД-001/2021 - 53321764/5, КУВД-001/2021 - 53321845/5, КУВД-001/2021 - 53334223/5, КУВД 001/2021 - 53330563/5, КУВД-001/2021 - 53331641/5, в которых государственный регистратор сослался на то, что заявитель не устранил замечания, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации в срок, на который приостанавливалась государственная регистрация, а именно до 21.03.2022 г.
Уведомления об отказе в государственной регистрации прав в отношении указанных выше объектов недвижимости абсолютно идентичны друг другу по их содержанию.
При этом, в качестве единственного основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации прав, государственный регистратор сослался на не предоставление в Управление Росреестра по Москве подлинных документов, а именно, Договора уступки прав (требований) N 4646/Ц от 24.01.2020 г. с дополнительными соглашениями к нему.
Не согласившись с указанными отказами, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "АН "НЕБОСКРЕБ РИЭЛТИ" требований.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п.3 ст.1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (п.3). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п.5).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (п.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно положениям п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
На основании ч.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно положениям ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п.3 ч.1). Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав (п.2 ч.4). Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа с обязательной ссылкой на положения настоящего закона (ч.6).
При этом понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии с означенной статьей представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции было верно установлено, что заявитель подал документы на государственную регистрацию через МФЦ, предоставив оригиналы документов сотруднику, ответственному за их прием, для сравнения их с копиями, сканирования и перевода в электронную форму.
Сканирование документов с целью их хранения в электронной форме осуществляется уполномоченным сотрудником МФЦ, а не государственным регистратором.
Сотрудники МФЦ осуществляют преобразование предъявленных с заявлением документов в электронный образ и в таком виде передают в Управление Росреестра по Москве одновременно с бумажным вариантом.
Согласно ст. 21 Закона N 218-ФЗ подлинник договора и дополнительных соглашений к нему в целях получения государственной услуги предоставлялся и обозревался уполномоченным сотрудником при подаче заявления.
В соответствии с п. 176 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (утв. Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278) (далее - Административный регламент), если представленные вместе с оригиналами копии документов нотариально не заверены (и их нотариальное заверение не предусмотрено законодательством Российской Федерации), сотрудник, ответственный за прием документов, сравнив копии документов с их оригиналами, выполняет на таких копиях надпись об их соответствии оригиналам, заверяет своей подписью с указанием фамилии и инициалов.
При принятии заявления и прилагаемых к нему документов сотрудник МФЦ проверяет личности лиц их подающих, сканирует подаваемые документы, удостоверяет копии при предоставлении подлинников.
Согласно пп. 4 п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", многофункциональный центр, его сотрудники, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации в случае, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости, за соответствие преобразованных по средством сканирования в электронную форму документов документам, предоставленным заявителями в форме документов на бумажном носителе, установление личности заявителя.
Подлинники Договора уступки прав(требований) N 4646/Ц и дополнительных соглашений при подаче заявлений предоставлялись на обозрение сотруднику МФЦ, который принимал заявление. Таким образом, подлинники указанных документов при подаче заявления Управлению Росреестра по Москве представлялись.
В соответствии с п. 178 Административного регламента: "Представленные в форме документов на бумажном носителе заявление и документы переводятся органом регистрации прав в форму электронного документа или электронного образа документа. Электронные документы, электронные образы документов, созданные в соответствии с настоящим пунктом, заверяются усшенной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа регистрации прав и имеют ту же юридическую силу, что и документы, представленные заявителем в форме документов на бумажном носителе (часть 13 статьи 18 Закона о регистрации)". Таким образом, приостановление государственной регистрации по этому основанию не обосновано.
Таким образом, заявителем представлены все необходимые документы для осуществления государственной регистрации прав, а именно, внесения изменений в записи реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N N 77:18:0180516:1, 77:18:0180516:14, 77:18:0180516:12, 77:18:0180516:11, 77:18:0180516:16 в части замены залогодержателя с ПАО Сбербанк на ООО "АН "НЕБОСКРЕБ РИЭЛТИ".
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения, которое противоречит требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации о внесении изменений в записи реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества в ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:18:0180516:1, 77:18:0180516:14, 77:18:0180516:12, 77:18:0180516:11, 77:18:0180516:16.
Доводы, изложенные регистрирующим органом в обоснование оспариваемого решения об отказе в осуществлении государственной регистрации, а также своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, исследованы судом и им дана правильная оценка.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2022 по делу N А40-128157/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л.Захаров |
Судьи |
Т.Б.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-128157/2022
Истец: ООО "АГЕНТСТВО НЕДВИЖИМОСТИ "НЕБОСКРЕБ РИЭЛТИ", ООО "Агрострой"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"