г. Москва |
|
12 декабря 2022 г. |
Дело N А40-107224/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2022 по делу N А40- 107224/2022
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "БизнесГрупп"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Низовцев И.В. по доверенности от 27.04.2022; |
от заинтересованного лица: |
Соков И.А. по доверенности от 17.01.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "БизнесГрупп" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление), изложенного в уведомлениях об отказе государственного кадастрового учета от 11.04.2022 г. N КУВД-001/2021-55903462/11, от 11.04.2022 г. N КУВД-001/2021-55903462/12, и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем осуществления государственного кадастрового учета Здания, находящегося по адресу: Российская Федерация, 107023, город Москва, улица Малая Семёновская, дом 11А, строение 17 (кадастровый номер: 77:03:0003015:1041, общей площадью 492.1 м.2) в соответствии с заявлением от 27.12.2021 г. N КУВД-001/2021-55903462.
Решением от 23.09.2022 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования, мотивировав принятый судебный акт тем, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права заявителя, как собственника недвижимого имущества.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратился в Девятый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на тот факт, что в представленных документа имелись несоответствия, которые препятствовали проведению кадастрового учета.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником здания, находящегося по адресу: Российская Федерация, 107023, город Москва, улица Малая Семёновская, дом 11А, строение 17 (кадастровый номер: 77:03:0003015:1041, общая площадь 492.1 м.).
Здание обременено ипотекой в пользу Публичного акционерного общества "Сбербанк России" (далее также - Банк).
Письмом от 10.12.2021 г. N МБ-70/174 ПАО "Сбербанк России" представило заявителю согласие на осуществление государственного кадастрового учета Здания.
Заявитель 27.12.2021 г. обратился в Управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений о местоположении и исправлением реестровой ошибки в количестве этажей Здания, которому заинтересованным лицом присвоен номер N КУВД-001/2021-55903462.
Управление 11.01.2022 г. направило Заявителю уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД-001/2021-55903462/1, в котором указало, что в техническом плане некорректно приведены сведения о контуре застройки объекта недвижимости (в контур этажей были включены конструктивные элементы).
Заявитель дополнительно представил в Управление: письмо от 03.12.2021 г. N 04-16549/2021(5), письмо от 29.07.2021 г. N 111/11454 (выписка координат из каталога геодезических пунктов в МСК г. Москвы), технический план Здания (скорректированный), абрис, декларация об объекте недвижимости, выписка из ЕГРН об объекте недвижимости, технический план помещения (план части этажа, подъезд N 1, этаж 1), технический план помещения (план части этажа, подъезд N 1, подвал), схема геодезических построений, письмо Банка от 10.12.2021 г. N МБ-70/174, схема расположения объекта недвижимости (части объекта недвижимости) на земельном участке, чертеж контура объекта недвижимости (части объекта недвижимости).
Управление 31.01.2022 г. направило заявителю уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД-001/2021-55903462/3, в котором указало, что контур объекта недвижимости, представляющий собой совокупность отдельных контуров, представлен в нарушение требований Приказа Росреестра от 25.04.2019 N П/0163 и не обеспечивает выгрузку сведений в соответствующий раздел ФГИС ЕГРН. Для вновь образованных контуров заполнению подлежит элемент "NewContour". Таким образом, для корректной загрузки координат, все контуры рекомендуется указать через элемент "NewContour". В отношении старых координат регистрирующий орган рекомендовал заполнить элемент "DeleteAIIBorder" для их удаления. Кроме того, заинтересованное лицо направило генеральному директору заявителя полностью аналогичное уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД-001/2021-55903462/4.
Заявитель проанализировал причины приостановления государственного кадастрового учета и вновь представил следующий пакет документов: письмо заинтересованного лица от 03.12.2021 г. N 04-16549/2021(5), письмо от 29.07.2021 г. N 111/11454 (выписка координат из каталога геодезических пунктов в МСК г. Москвы), технический план Здания (от 01.02.2022 г.), абрис, декларация об объекте недвижимости, выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, технический план помещения (план части этажа, подъезд N 1, этаж 1), технический план помещения (план части этажа, подъезд N 1, подвал), схема геодезических построений, письмо Банка от 10.12.2021 г. N МБ-70/174, схема расположения объекта недвижимости (части объекта недвижимости) на земельном участке, чертеж контура объекта недвижимости (части объекта недвижимости).
Управление 22.02.2022 г. направило заявителю уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД-001/2021-55903462/5, в котором указало, что при проведении правовой экспертизы были выявлены противоречия между представленными поэтажными планами и сведениями ЕГРН в части изменения конфигурации помещений, в частности, имеются различия в комнатах: подвал: стена в ком. 4, вход в ком. 10, стена в ком. 8, местоположение комнат 7,6, 1-й этаж: ком. 1, внешняя стена в ком. 12, местоположение помещений в ком. 7, стена в ком. 2. Кроме того, заинтересованное лицо направило генеральному директору заявителя полностью аналогичное уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД-001/2021-55903462/6.
Заявитель проанализировал причины приостановления государственного кадастрового учета и вновь представил следующий пакет документов: письмо заинтересованного лица от 03.12.2021 г. N 04-16549/2021(5), письмо от 29.07.2021 г. N 111/11454 (выписка координат из каталога геодезических пунктов в МСК г. Москвы), технический план Здания (от 01.02.2022 г.), абрис, декларация об объекте недвижимости, выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, технический план помещения (план части этажа, подъезд N 1, этаж 1), технический план помещения (план части этажа, подъезд N 1, подвал), схема геодезических построений, письмо Банка от 10.12.2021 г. N МБ-70/174, схема расположения объекта недвижимости (части объекта недвижимости) на земельном участке, чертеж контура объекта недвижимости (части объекта недвижимости).
Заинтересованное лицо 29.03.2022 г. вновь направило заявителю уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД-001/2021-55903462/7, в котором продублировало свои предыдущие доводы, указало на несоответствия в графической части технического плана. Кроме того, Управление Росреестра по Москве направило генеральному директору заявителя полностью аналогичное уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД-001/2021-55903462/8.
Заявитель подробно проанализировал доводы заинтересованного лица и вновь представил пакет документов, необходимый для осуществления государственного кадастрового учета. Таким образом, в конечном счете, заявитель направил заинтересованному лицу следующий последний пакет документов: письмо регистратора от 03.12.2021 г. N 04-16549/2021(5), письмо от 29.07.2021 г. N 111/11454 (выписка координат из каталога геодезических пунктов в МСК г. Москвы), технический план Здания (от 05.04.2022 г.), абрис, декларация об объекте недвижимости, выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, технический план помещения (план части этажа, подъезд N 1, этаж 1), технический план помещения (план части этажа, подъезд N 1, подвал), схема геодезических построений, письмо Банка от 10.12.2021 г. N МБ-70/174, схема расположения объекта недвижимости (части объекта недвижимости) на земельном участке, чертеж контура объекта недвижимости (части объекта недвижимости), технический план от 21.09.2021 г., который ранее готовился кадастровым инженером Комовой В.О. (данный технический план был представлен заявителем в развитие тезисов письма заинтересованного лица от 03.12.2021 г. N 04-16549/2021(5) (которым была одобрена графическая часть технического плана Заявителя), для того, чтобы заинтересованное лицо, сверило графическую часть технического плана с той, которую само внесло в кадастровый учет, а не сверяло графическую часть технического плана с устаревшими данными).
Однако 11.04.2022 г. заинтересованное лицо направило заявителю уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД-001/2021-55903462/9, в котором указало, что графическая часть технического плана (в части поэтажных планов Здания) противоречит сведениям, которые содержатся в графической части Единого государственного реестра недвижимости. Кроме того, заинтересованное лицо направило генеральному директору заявителя полностью аналогичное уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД-001/2021-55903462/10.
Управление Росреестра по Москве 11.04.2022 г. направило Заявителю уведомления об отказе в государственном кадастровом учете N КУВД-001/2021-55903462/11, N КУВД-001/2021-55903462/12.
Представленный заявителем технический план подготовлен в связи уточнением местоположения, в том числе в связи с исправлением реестровой ошибки в количестве этажей объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0003015:1041 расположенного по адресу: г. Москва, ул. Малая Семёновская, д. 11А, стр. 17.
Однако при проведении правовой экспертизы были выявлены противоречия между представленными поэтажными планами и сведениями ЕГРН в графической части (например на первом этаже в части планировки помещения, в комнатах 1,12,13,14,17).
Исходя из вышеизложенного Управление сделало вывод о наличии проведенных работ по изменению объекта недвижимости либо наличия реестровой ошибки в сведениях ЕГРН.
Указанные обстоятельства, по мнению Управления, препятствуют проведению государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в том числе технического плана.
Частью 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Также требования к техническому плану установлены Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).
При подготовке технического плана заявителем была использована именно графика, которая была названа Управлением в качестве актуальной и корректной и на которую имелась ссылка в абз. 10 на стр. 2, абз. 1, 2 на стр. 3 письма заинтересованного лица от 03.12.2021 г. N 04-16549/2021@).
Управление выдвигало свои претензии к графической части технического плана, представленного заявителем, без учета того обстоятельства, что ранее само же заинтересованное лицо, осуществило государственный кадастровый учет Здания именно с такой же графической частью технического плана, как и представленная заявителем на основании ранее представленного заявителем технического плана от 21.09.2021 г., который был подготовлен кадастровым инженером Комовой В.О.
Однако, указанные Управлением основания для отказа в государственном кадастровом учете не отвечают требованиям п. 71 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278, поскольку, по существу, заинтересованное лицо само не указало, что необходимо сделать заявителю в целях осуществления государственного кадастрового учета.
Так, заинтересованное лицо в оспариваемых решениях лишь предлагает заявителю подготовить технический план на основании соответствующих документов, включив их реквизит "исходные данные", либо осуществлять исправление реестровой ошибки в порядке ст. 61 Закона N 218-ФЗ.
Кроме того, суд учитывает, что с целью выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о местоположении и исправлением реестровой ошибки в количестве этажей Здания с кадастровым номером 77:03:0003015:1041 заявителем в целях подготовки технического плана заключен договор N б/н от 17.05.2021 г. на подготовку технического плана с кадастровым инженером Каравайниковым Д.К., который является членом СРО КИ Ассоциация СРО "Объединение профессионалов кадастровой деятельности" с 16.04.2014 г. (уникальный реестровый номер кадастрового инженера в реестре членов СРО КИ N 664).
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 10.03.2017 N Д23и-1291, если в отношении ранее учтенного здания, сооружения не выполнялись работы по реконструкции, при этом выполнение кадастровых работ в отношении таких здания или сооружения связаны исключительно с определением (уточнением) описания местоположения здания, сооружения (включающее в себя список координат характерных точек контура здания, сооружения и (или) пространственное описание конструктивных элементов здания, сооружения (в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 24 Закона о регистрации, пункты 28, 31 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943) определение площади здания или сооружения по правилам Требований N 90 не требуется. В связи с этим площадь здания не определялась.
По сведениям ЕГРН в графе "количество этажей" в Здании с кадастровым номером 77:03:0003015:1041 1 этаж, включая 1 подземный. При этом фактически в здании 2 этажа, включая 1 подземный - подвал и 1-й этаж. В связи с этим необходимо исправление ошибки.
Согласно п. 34 Требований, в технический план включены координаты характерных точек контура здания, который представляет замкнутую линию, образуемую проекцией внешних границ ограждающих конструкций такого здания на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого здания к поверхности земли.
По рекомендациям Управления Росреестра об определении контуров объектов недвижимости от 13.04.2020 N 3214-АБ/20, если фундамент, крыльца, пандусы, приямки, наружные спуски в подвал, рампы, отмостки, лестницы, в том числе эвакуационные, колонны, арки (проезды), галереи, консоли, балконы и т.п. являются конструктивными элементами (элементами строительных конструкций) здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, в отношении которого проводятся кадастровые работы, и отображены в проектной документации (если ее подготовка осуществлялась), то проекции таких конструктивных элементов включаются в контур такого объекта недвижимости. При этом в зависимости от объемно-планировочного решения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства указанные конструктивные элементы могут быть разнообразно расположены по отношению к уровню поверхности земли, что в свою очередь позволяет включать их в контуры разного типа. В этой связи в силу положений пунктов 34, 40 Требований N 953: -контур наземного типа образуется проекцией на горизонтальную плоскость конструктивных элементов объекта недвижимости, расположенных на уровне поверхности земли; - контур надземного типа образуется проекцией на горизонтальную плоскость конструктивных элементов объекта недвижимости, расположенных выше уровня поверхности земли; - контур подземного типа образуется проекцией на горизонтальную плоскость конструктивных элементов объекта недвижимости, расположенных ниже уровня поверхности земли. Каждый из перечисленных контуров включает в себя перечень всех характерных точек и соответствующие им значения координат, описывающих контур определенного типа. Если определенная характерная точка описывает контуры двух или трех типов контуров, такая точка подлежит включению в перечень характерных точек каждого из двух или трех типов контуров соответственно. Контуры как одного, так и разных типов могут полностью и (или) частично совпадать и пересекаться, располагаться полностью внутри друг друга, что не является нарушением Требований.
Таким образом, в техническом плане кадастровым инженером определено местоположение характерных точек контуров Здания с соблюдением положений п. 34 Требований.
Наземный контур Здания обозначен в графической части как 77:03:0003015:1041(2) проходит по наружным станам здания и лестнице. Подземный контур Здания обозначен в графической части как 77:03:0003015:1041(3).
В предыдущем дополнительном пакете документов лестница была исключена из контура в связи уведомлением о приостановлении от 11.01.2022 г., в котором заинтересованное лицо указало на некорректность отображения контура Здания.
В последнем техническом плане лестница включена в контур Здания 77:03:0003015:1041(2).
Согласно п. 52 Требований для оформления графической части технического плана применены специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Требованиям.
В соответствии с п. 51 Требований графическая часть технического плана оформляется на основе поэтажных планов, являющихся частью проектной документации, проекта перепланировки, графической части технического паспорта здания, сведения о которых указаны в разделе "Исходные данные".
В случае если поэтажные планы, являющиеся частью проектной документации, содержат не все необходимые для оформления Плана этажа (этажей), Плана части этажа (этажей), Плана здания, сооружения, Плана части здания, сооружения обозначения, поэтажные планы дополняются кадастровым инженером необходимыми обозначениями. Поэтажные планы Здания готовились исключительно на основании абриса (чертежа), подготовленного кадастровым инженером. При этом, Требования не запрещают использование иных условных знаков, не указанных в разделе "Специальные условные знаки", включенном в Приложение к Требованиям, в случае, если описываемый объект недвижимости имеет иные, необходимые для включения в раздел "План этажа" либо "План объекта недвижимости" конструктивные элементы.
В связи с изложенным, в техническом плане в план этажа дополнительно включены условные обозначения "стена", "стена с дверью", "стена с окном", "стена с проемом", "перегородка с проемом", "перегородка с дверью", "остекленная дверь", "обозначение номера комнаты с указанием ее площади", "линейный размер (м)", "перегородка с дверью", "остекление", которые не предусмотрены в Приложении к Требованиям.
Также согласно п. 58 Требований план этажа размещен симметрично краям листа. Сторона главного фасада в плане расположена внизу, параллельно нижнему краю листа. При этом, в левом верхнем углу листа указано направление сторон света, и в разделе "Заключение кадастрового инженера" сделана соответствующая запись.
Технический план подготовлен в связи с изменением сведений о местоположении Здания с кадастровым номером 77:03:0003015:1041.
При этом, суд учитывает, что ранее в данном объекте была проведена перепланировка, сведения о которой были внесены Комовой В.О. в техническом плане.
В соответствии с п. 9.1 ст. 24 Закона N 218-ФЗ в случае, если подготовка технического плана в отношении учтенных до 1 января 2013 года здания, сооружения, объекта незавершенного строительства осуществляется исключительно для целей внесения в ЕГРН сведений о местоположении таких объектов на земельном участке, для подготовки указанного технического плана не требуется использование проектной документации, разрешения на ввод в эксплуатацию таких объектов или разрешения на строительство и включение их копий, а также включение планов всех этажей здания, сооружения либо планов здания, сооружения в состав технического плана.
Между тем, в представленном заявителем в Управление техническом плане содержатся поэтажные планы, соответствующие поэтажным планам технического плана Комовой В.О.
При этом письмом Управления Росреестра по Москве N 04-16549/2021@ от 03.12.2021 г. подтверждается, что графика в техническом плане Комовой В.О. является актуальной. Данное письмо приложено к последнему техническому плану.
Также суд учитывает, что собственником Здания дополнительно был сделан запрос в адрес Управления для предоставления копии технического плана от 21.09.2021 г., на основании которого внесены изменения в ЕГРН.
При этом представленная заявителем в материалы дела выписка из ЕГРН от 18.11.2021 г. N КУВИ-999/2021-1119913 подтверждает внесение изменений в сведения о площади и графике объекта. Указанная запись отображена в выписке из ЕГРН в графе "сведения о кадастровом инженере". Указанная выписка из ЕГРН включена в состав приложений исключительно для подтверждения информации о ранее внесенных изменениях в ЕГРН. Графическая часть (планы этажей здания) полностью соответствует графической части того технического плана от 21.09.2021 г.
С учетом изложенного, судом установлено, что представленный заявителем заинтересованному лицу технический план соответствует всем положениям Требований и Закона N 218-ФЗ.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.09.2022 по делу N А40- 107224/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-107224/2022
Истец: ООО "БИЗНЕСГРУПП"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ