г. Москва |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А40-45420/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Ким.,
судей: О.Г. Головкиной., Т.В. Захаровой.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.Л. Розенфельдом.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Акционерного общества "Газпром Энергосбыт" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 сентября 2022 года по делу N А40-45420/22,
по иску Акционерного общества "Самарагорэнергосбыт" (ОГРН: 1086316010373, ИНН: 6316138990)
к Акционерному обществу "Газпром Энергосбыт" (ОГРН: 5067746436731, ИНН: 7705750968)
третьи лица: ООО "Газпром Трансгаз Самара", АО "Самарская Сетевая Компания"
о взыскании 85 204,86 руб.
при участии в судебном заседании от истца: Климин А.Э по доверенности от 23.12.2021; от ответчика: Макарьян Д.В. по доверенности от 21.02.2022 Нефедов Д.В. по доверенности от 10.01.2022; от третьих лиц: ООО "Газпром Трансгаз Самара" - Небасуй М.Н. по доверенности от 06.09.2022; АО "Самарская Сетевая Компания" - Иванов А.В. по доверенности от 01.09.2022;
УСТАНОВИЛ:
АО "Самрагорэнергосбыт" обратилось в суд с иском к АО "Газпром Энергсобыт", при участии третьих лиц ООО "Газпром Трансгаз Самра, АО "Самарская сетевая компания" о взыскании задолженности в размере 83 802, 78 руб., пени в размере 1 402, 08 руб.
Определением от 18.04.2022 г. в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ООО "Газпром Трансгаз Самара" (ОГРН: 1026300956505, ИНН: 6315000291), АО "Самарская Сетевая Компания" (ОГРН: 1056367019136, ИНН: 6367047389).
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь ст.ст. 12, 309, 310, 330, 332, 408, 424, 539, 544 ГК РФ, ст. 4, 64-68, 70-71, 101-103, 110, 123, 137, 156, 167-171, 176 АПК РФ Решением от 30 сентября 2022 г. суд первой инстанции иск удовлетворил.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил указанное решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, в обоснование отмены ссылался на то, что суд необоснованно отклонил доводы ответчика, пришел к ошибочному выводу о необходимости применения в расчетах тарифа для низкого уровня напряжения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить.
Представители истца, третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы. Считают решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, находит оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Судом установлено, между АО "Самарагорэнергосбыт" и АО "Газпром энергосбыт" заключен договор энергоснабжения N 9991 (далее - Договор) от 15.01.2019. по условиям которого поставщик осуществляет поставку (подачу) электрической энергии потребителю, а потребитель принимает и оплачивает поставленную ему электроэнергию по ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также по нерегулируемым ценам в соотношении, установленном Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики и Постановлениями Правительства и законодательством РФ.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец указывает на то, что в период с 01.09.2021 г. по 30.09.2021 г. ответчик потребил электроэнергию на общую сумму 83.802 руб. 78 коп.
Ответчику были выставлены соответствующие счета-фактуры, предъявлены к оплате платежные документы.
Однако ответчик оплату поставленного ресурса не оплатил.
Наличие просроченных обязательств по договору энергоснабжения N 9991 от 15.01.2019 г. за сентябрь 2021 г. послужило поводом для обращения истца с настоящими требованиями.
Возражая против удовлетворению заявленных требований, ответчик выразил несогласие с определенным уровнем расчетного напряжения, и отрицал наличие долга у него перед истцом в заявленный период.
Анализируя фактические обстоятельства дела, оценивая доводы и возражения сторон, суд приходит к следующему:
Факт наличия долга подтверждается материалами дела.
Оспаривая обстоятельства формирования долга в заявленный период, ответчик утверждает, что расчёт, потреблённой им на уровне напряжения "НН" электрической энергии, произведён гарантирующим поставщиком неверно, ссылаясь на п. 45 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (Далее - Методические указания), утверждённых Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2, в соответствии с которым при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения центра питания (подстанции) независимо от уровня напряжения, на котором подключены электрические сети потребителя (покупателя, ЭСО), при условии, что граница раздела балансовой принадлежности электрических сетей рассматриваемой организации и потребителя (покупателя, ЭСО) устанавливается:
- на выводах проводов из натяжного зажима портальной оттяжки гирлянды изоляторов воздушных линий (ВЛ);
-на контактах присоединения аппаратных зажимов спусков ВЛ:
-на зажимах выводов силовых трансформаторов со стороны вторичной обмотки;
-на присоединении кабельных наконечников КЛ в ячейках распределительного устройства (РУ).
-на выводах линейных коммутационных аппаратов,
-на проходных изоляторах линейных ячеек, линейных разъединителях.
Указанный перечень содержит все способы технологического присоединения потребителя, в которых ему могут оказываться услуги по передаче, и является исчерпывающим.
Ответчик указывает, что граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в отношении его точек поставки расположена в Распределительных устройствах (РУ) трансформаторных подстанций (ТП) на контактах присоединения кабельных наконечников КЛ 0.4 кВ и болтовых присоединений кабельной линии 0.4 кВ.
В соответствии с ГОСТ 24291-90 "Межгосударственный стандарт. Электрическая часть электростанции и электрической сети" даны следующие определения электрической сети (6). трансформаторной подстанции (26), подстанции (пункт 4), и распределительному пункту (пункт 33):
электрическая сеть - совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их линий электропередачи, предназначенная для передачи и распределения электрической энергии.
трансформаторная подстанция (ТП) - Электрическая подстанция, предназначенная для преобразования электрической энергии одного напряжения в энергию другого напряжения с помощью трансформаторов
подстанция (ПС) - электроустановка, предназначенная для приема, преобразования распределения электрической энергии, состоящая из трансформаторов или групп преобразователей электрической энергии, устройств управления, распределительных вспомогательных устройств по ГОСТ 19431;
распределительный пункт (РП) - электрическое распределительное устройство, не входящее в состав подстанции.
Согласно Правилам устройства электроустановок, утверждённых Приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 N 242 распределительное устройство (РУ) - электроустановка, служащая для приема и распределения электроэнергии и содержащая коммутационные аппараты, сборные и соединительные шины, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторные и др.), а также устройства защиты, автоматики, телемеханики, связи и измерений (пункт 4.2.4.);
трансформаторная подстанция - электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов. РУ. устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений (пункт 4.2.6.);
Таким образом, законодатель рассматривает распределительное устройство как отдельный объект электросетевого хозяйства, входящий в электрическую сеть, следовательно, и как отдельный самостоятельный объект электросетевого хозяйства, расположенный в трансформаторной подстанции.
Доказательств того, что оборудование Распределительного Устройства - 0.4 кВ предназначено для преобразования (трансформации) уровней напряжения электроэнергии, в материалы дела не представлено.
Вышеуказанная позиция подтверждается также судебной практикой, а именно Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21.10.2020 N 306-ЭС20-15343 по делу N А55-2443/2019.
При этом, письмом ФСТ РФ от 18.02.2005 N СН-570/14 "О разъяснениях к Методическим указаниям" даны уточнения, что в пункте 45 Методических указаний под "центром питания" понимается распределительное устройство электростанции либо подстанции с учетом коммутационных аппаратов (п. 32 Таблицы N 5 Письма).
В силу п. 43 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (Далее -Методические указания), утверждённых Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются:
передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников):
поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии;
содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.
Следовательно, ключевым моментом при разрешении вопроса о применении тарифа для соответствующего уровня напряжения, при расположении границы балансовой принадлежности потребителя в ТП является, кто осуществляет обслуживание устройства преобразования, то есть трансформатора и где расположена границы балансовой принадлежности между сетевой организацией и потребителем, с целью определения его центра питания в соответствии с п. 45 Методических указаний.
В связи с тем, что трансформатор является устройством преобразования электрической энергии, то подключение потребителя на трансформаторе, расположенном в подстанции, как и расположение там же границы балансовой принадлежности подразумевает несение солидарных обязательств по обслуживанию такого трансформатора.
Одним из таких мест расположения границы балансовой принадлежности в силу п. 45 Методических указаний являются зажимы выводов силовых трансформаторов со стороны вторичной обмотки.
Между тем, потребитель подключён на контактах болтовых соединений присоединённых кабельных наконечников кабелей 0,4 кВ от Распределительного устройства 0.4 кВ и не осуществляет обслуживание или работы по эксплуатации устройств преобразования, то есть трансформатора.
Более того, при подобном подключении и расположении границ в указанных точках поставки, потребитель не осуществляет содержание и обслуживание в том числе и Распределительных устройств с низким напряжением (0.4 кВ.). от которых осуществляется потребление электрической энергии.
Таким образом, центром питания для Ответчика является РУ-0,4 кВ, а питающим (высшим) напряжением является уровень напряжения 0,4 кВ, которое соответствует уровню напряжения "НН", что подтверждает фактическую поставку и фактическое потребление электроэнергии потребителей Ответчика на уровне низкого напряжения.
При этом, у потребителя или Ответчика по спорным точкам поставки не находятся в обслуживании или на балансе объекты электросетевого хозяйства, а также устройства или электроустановки, которые бы осуществляли преобразование электрической энергии с уровня СН-2 на НН, передачу или распределение по уровню напряжения СН-2.
Исходя из вышеизложенного, в силу технических особенностей, при способе подключения, аналогичному способу подключения Ответчика, абз. 3 п 15(2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (Далее - Правила), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2014 N 861 не применяется.
Применению подлежит, абз. 5 п. 15 (2) Правил, который содержит следующую формулировку:
-в иных случая принимается уровень напряжения, на котором подключены энергопринимающие устройства и (или) иные объекты электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности).
Из буквального толкования абз. 5 п. 15 (2) Правил следует, что в случае, если на объекте электросетевого хозяйства сетевой организации не происходит преобразования уровней напряжения (трансформации), расчетный уровень напряжения определяется по границе раздела балансовой принадлежности.
Более того, пункты 15(1) и 15(2) Правил изложены в новой редакции, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 г. N 740 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861", которое принято в целях уточнения порядка определения объема услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителями услуг и не отменяет ранее принятые нормы в области расчёта услуг по уровням напряжения.
Суд соглашается с доводом истца о том, что невозможно рассматривать только вышеуказанные пункты, как руководство к действию при определении способа расчёта за услуги по передачи, дифференцированные по уровню напряжения. В этой связи, необходим комплексный и системный подход всех имеющихся норм права в области электроэнергетики, касающихся вопроса применения уровня напряжения, а также фактических обстоятельств.
Таким образом, в силу абз. 5 п. 15 (2) Правил, п. 43, 44. 45 Методических указаний, ГОСТа 24291-90 и ПУЭ. утверждённых Приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 N 242, учитывая, что на распределительном устройстве (РУ-0,4 кВ) от которого подключен потребитель и где проходит граница балансовой ответственности потребителя и сетевой организации, не происходит преобразования электрической энергии, при расчетах подлежит применению уровень напряжения, на котором фактически подключены энергопринимающие устройства потребителя - в данном случае НН.
В силу акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ЗАО "Самарские городские электрические сети" и ООО "Газпром трансгаз Самара" потребитель подключен в РП-425 6 кВ (Распределительный пункт), который является самостоятельным и обособленным объектом электросетевого хозяйства, где отсутствует преобразование электрической энергии, что соответствует уровню напряжения СН-2.
Как и вышеуказанные подключения потребителя на объектах низкого напряжения НН в распределительных устройствах, так подключение потребителя на объекте электросетевого хозяйства среднего второго напряжения СН-2 в распределительном пункте носят однородный характер, как способа подключения и места подключения, так и объекта электросетевого хозяйства, от которого подключен потребитель и является его высшим питающим центром питания.
На основании ответа сетевой организации АО "ССК" от 18.05.2021 (исхN 1 1419) на запрос АО "СамГЭС" о необходимости применения соответствующего уровня напряжения к спорным точкам поставки, в том числе и улица Народная, д. 3, была произведена корректировка уровня напряжения с НН на СН-2 по вышеуказанной точке поставки.
Тем самым, действия гарантирующего поставщика свидетельствуют о добросовестности при определении уровня напряжения в расчётах с потребителями, а также о внимательном, индивидуальном и тщательном подходе в отношении каждой точки поставки.
Таким образом, вопреки утверждениям ответчика, расчеты основной суммы долга соответствуют условиям договора.
Ссылки ответчика на судебную практику по другим делам судом отклоняются, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела, касающиеся существа заявленных требований и возражений, применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств, отвечающим принципам относимости и допустимости.
Судом проверены и отклонены все доводы ответчика, в том числе изложенные в дополнительных пояснениях, поскольку опровергаются материалами дела, основаны на неверном толковании права, не соответствуют действующему законодательству.
Истцом также заявлено о взыскании с ответчика неустойки в сумме 1 402 руб. 08 коп. за период с 19.10.2021 г. по 16.11.2021, и с 17.11.2021 г. по день фактической оплаты долга в соответствии со ст. 37 ФЗ N 35-ФЗ "Об энергетике" в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты задолженности.
На основании ст. 37 Федерального закона N 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику, обязаны уплатить ему пени в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Принимая во внимание допущенную ответчиком просрочку во внесении платежей, суд полагает правомерным взыскать с ответчика начисленную ему, в связи с этим неустойку.
При этом, при расчете неустойки по дату фактической оплаты долга, необходимо учитывать постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".
Согласно статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Целью введения моратория, предусмотренного статьей 9.1 Закона о банкротстве, является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам. Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 9.1 Закона о банкротстве правила о моратории не применяются к лицам, в отношении которых на день введения моратория возбуждено дело о банкротстве.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 г. на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления).
На основании пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Из анализа вышеприведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что в период действия моратория (с 01.04.2022 г. до 01.10.2022 г.) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются.
Правила о моратории, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Таким образом, в период действия указанного моратория неустойка за период с 01.04.2022 г. по 01.10.2022 г. не подлежит начислению.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования о взыскании неустойки подлежит удовлетворению в части по состоянию на 16.11.2021 в сумме 1 402 руб. 08 коп., с начислением неустойки по дату фактической оплаты за исключением периода моратория.
При этом суд учитывает разъяснения, Верховного Суда РФ, содержащиеся в п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", согласно которым, по смыслу ст. 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства с учетом постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497.
Оснований для применения ст. 333 Гражданского кодекса РФ суд в настоящем деле не усматривает, исходя из разъяснений, изложенных п. 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции, на основании следующего.
Предъявленные требования не соответствуют фактическим обстоятельствам исполнения сторонами обязательств,что подтверждается следующими требованиями законодателства.Положениями статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" определено, что объектами электросетевого хозяйства являются как линии электропередачи, так и трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Понятие трансформаторной подстанции содержится в п. 4.2.6 правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 08.07.2002 N 204, согласно которому трансформаторной подстанцией является электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, распределительных устройств, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.
В соответствии с п.п. 1.1.3 и 1.1.4 Правил N 204, электроустановка - это совокупность машин, аппаратов, линий вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования се в другие виды энергии. Открытые или наружные электроустановки - электроустановки, размещенные внутри здания, защищающего их от атмосферных воздействий.
Согласно п. 4 ГОСТ 24291-90 электрическая подстанция - это электроустановка, предназначенная для преобразования и распределения электрической энергии, состоящая из трансформаторов или других преобразователей электрической энергии, устройств управления, распределительных и вспомогательных устройств.
В соответствии с п. 3 ГОСТ 24291-90 (электрическое) распределительное устройство; РУ - электроустановка, предназначенная для приема и распределения электрической энергии на одном напряжении и содержащая коммутационные аппараты и соединяющие их сборные шины (секции шин), устройства управления и защиты.
Одним из видов распределительных устройств является закрытое распределительное устройство (ЗРУ), под которым в соответствии с п. 38 ГОСТ 24291- 90 понимается электрическое распределительное устройство, оборудование которого расположено в помещении.
Таким образом, трансформаторная подстанция - это сооружение, предназначенное для выполнения функций электроснабжения, которое, вместе с тем, не имеет самостоятельного значения при отсутствии соответствующего оборудования (трансформатора, распределительного устройства и другого электротехнического оборудования).
Согласно Рекомендациям по технологическому проектированию подстанций переменного тока с высшим напряжением 35-750 кВ, утв. Приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 N 288 здание ЗРУ прямо отнесено к основным технологическим зданиям и сооружениям подстанции.
В том числе, согласно п. 14.1.4. Рекомендаций при разработке генерального плана здания и сооружения подстанции группируются в две основные зоны: а) зону основных технологических зданий и сооружений (общеподстанционный пункт управления, здание релейного щита, здание ЗРУ, здание компрессорной, ОРУ, трансформаторные группы, реакторные группы и синхронные компенсаторы); б) зону вспомогательных зданий и сооружений (мастерская для ревизии трансформаторов, здание масляного хозяйства, открытый склад масла, гараж, склад, насосная одного подъема, совмещенная с артезианской скважиной, резервуары противопожарного водоснабжения и др.).
В письме Ростехнадзора от 20.01.2021 N 10-00-12/102 указано: "на основании пункта 4.2.6 ПУЭ РУ 30 кВ должно быть в составе трансформаторной подстанции 220/10 кВ", что дополнительно подтверждает позицию ответчика о том, что распределительное устройство является составной частью трансформаторной подстанции.
Согласно приведенным техническим нормам и разъяснениям распределительное устройство является составной частью подстанции и не может рассматриваться как отдельный от подстанции объект электросетевого хозяйства.
Экспертным исследованием ФГБОУ ВО Ивановский государственный энергетический Университет им. В.И. Ленина (ИГЭУ), содержащим следующие выводы (л.д. 40- 115 том 7):
* РУ 0,4 кВ не являются обособленными объектами электросетевого хозяйства по отношению к ТП-2495, ТП-3051, ТП-3119 (стр. 9-10, л.д. 48-49, том 7);
* РУ 0,4 кВ входят в состав ТП-2495, ТП-3051, ТП-3119 (стр. 10, л.д. 49 том 7);
* ТП-2495, ТП-3051, ТП-3119 не могут выполнять свои функции по трансформации электрической энергии в отсутствие в их составе РУ 0,4 кВ (стр. 10, л.д. 49 том 7);
* Схема присоединения энергопринимающих устройств ООО "Газпром трансгаз Самара" соответствует пункту 45 Методических указаний N 20-э/2 для применения питающего (высшего) уровня напряжения подстанции (стр. 12 экспертного исследования, л.д. 51 том 7);
* Граница раздела балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и указанных энергопринимающих устройств ООО "Газпром трансгаз Самара" установлена на объектах электросетевого хозяйства (ТП-2495, ТП-3051 и ТП-3119), на которых происходит трансформация уровней напряжения - стр. 13, л.д. 52, том 7 материалов дела.
Актами совместного осмотра подстанций от 16.12.2021. Совместный осмотр был специально инициирован сетевой компанией АО "ССК" для урегулирования разногласий, по его результатам оформлены акты, которые подписаны всеми участниками (сетевая компания, потребитель, Ответчик). В этих актах зафиксировано, в частности, следующее:
* схематично изображено (причем собственноручно представителем сетевой компании) прохождение границы присоединения потребителя внутри подстанций - л.д. 78, 82, 86 том 3;
* потребитель подключен к ТП-2495, ТП-3051, ТП-3119, в состав которого входят РУ-10 кВ, силовой трансформатор 10/0,4 кВ и РУ-0,4 кВ - л. д. 77, 79, 80, 81, 83-85, 87, 88, том 3 материалов дела;
* граница между объектами потребителя и сетевой компании проходит на трансформаторной подстанции, на которой происходит преобразование уровней напряжения (трансформация электроэнергии) - л. д. 80, 84, 88, том 3 материалов дела.
Актами осмотра спорных ТП от 26.11.2021 специалистами Ивановского государственного энергетического Университета, где сделан вывод, что РУ 0,4 кВ являются составной частью ТП, присоединение к РУ ТП эквивалентно присоединению к ТП (л.д. 24-25, 33-34,45-46 том 6).
Актами разграничения балансовой принадлежности (том 2 л.д. 62-66, том 3 л.д. 5-9, том 4 л.д. 11-14), в которых прямо говорится о прохождении границы балансовой принадлежности на распределительных устройствах трансформаторных подстанций (ТП).
Договором от 26.09.2006 безвозмездного пользования одной из спорных трансформаторных подстанцией, согласно которому собственником и единственным балансодержателем ТП-3051 является не Самарская сетевая компания (АО "ССК"), как ошибочно указывает суд, а как раз потребитель (ООО "Газпром трансгаз Самара"). В Приложении N 1 к договору указано, что РУ 0,4 кВ являются составной частью подстанции (л.д. 27-33 том 7).
Техническим паспортом спорной подстанции ТП-3051 (вместе с исполнительно- технической документацией), в п. 2.2 которого однозначно сказано, что распределительной устройство РУ 0,4 кВ является неотъемлемой частью трансформаторной подстанции (л.д. 22-26 том 7).
Указанные доказательства судом первой инстанции не оценены, Истцом и сетевой компанией никак не опровергнуты.
При этом данные доказательства убедительно свидетельствуют о том, что в состав спорных ТП входят РУ-0,4 кВ, к которым и присоединен потребитель и применению подлежит именно специальное правило для определения уровня напряжения по первичному (высшему) уровню напряжения указанных ТП (абз. 3 п. 15(2) Правил N 861), т.е. тарифный уровень напряжения СН-2, по которому Ответчик и произвел расчеты.
В качестве ключевого аргумента в пользу удовлетворения иска суд указал на то (абз. 2-6, 8 стр. 4 решения), что сетевая компания, а не потребитель является балансодержателем спорных трансформаторных подстанций, осуществляет их содержание и обслуживание.
Данное утверждение суда ошибочно, поскольку, как уже отмечено выше и подтверждается Договором безвозмездного пользования трансформаторной подстанцией ТП-3051 от 26.09.2006, единственным собственником и балансодержателем данной подстанции является именно потребитель - ООО "Газпром трансгаз Самара", а не АО "ССК".
Кроме того, пункт 15(2) Правил N 861 устанавливает единые правила определения напряжения для "расчета и применения" тарифов, на что прямо указано в первом абзаце указанного пункта.
Поэтому раз для спорных присоединений абз. 3 п. 15(2) предписывает применять питающее напряжение (СН2), то и при расчете тарифов эти присоединения должны учитываться по тому же самому уровню напряжения (СН2).
Данный факт подтверждается положениями Методических указаний N 20-э/23, которые прямо предписывают, что электрооборудование понизительных подстанций относятся на уровень высшего напряжения подстанций.
Соответственно, все электрооборудование спорных ТП (в т.ч. и РУ-0,4 кВ, к которым присоединен потребитель) при формировании тарифов учитывается по питающему уровню напряжения этих ТП (т.е. закладывается в тариф СН2).
Поэтому, сетевая организации получит полную компенсацию своих расходов на содержание и обслуживание подстанций (в части спорных присоединений) только в случае применения тарифа СН2.
Без распределительных устройств подстанция не сможет функционировать, а именно не сможет распределять энергию потребителям, что в силу технических особенностей является предназначением трансформаторной подстанции.
Распределительное устройство не поименовано в законе как отдельный объект электросетевого хозяйства, так как согласно п.4.2.6. правил устройства электроустановок РУ входят в состав подстанции. Рекомендации по технологическому проектированию подстанций переменного тока с высшим напряжением 35 - 750 кВ утв. Приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 N 288.
Согласно указанным Рекомендациям ЗРУ (РУ) является составной частью подстанции и проектируется в составе подстанции. В и.14.1.4. и п.14.2.2. рекомендаций по проектированию подстанций прямо указано, что здание ЗРУ относится к основным технологическим зданиям и сооружениям подстанции.
Пункт 45 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском рынке), утв. приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, устанавливает, что одним из оснований для применения питающего напряжения подстанции является расположение границы присоединения "в ячейках распределительного устройства (РУ)".
Данный факт дополнительно подтверждает, что законодательство рассматривает распределительное устройство как часть подстанции (причем именно для цели определения тарифного напряжения).
С учетом указанных требований специального электроэнергетического законодательства ЗРУ не может рассматриваться как отдельный от подстанции объект электросетевого хозяйства.
Истец не представил нормативных обоснований для выводов об обратном.
В связи с чем, при присоединении к ЗРУ подстанции, потребитель присоединен к подстанции в целом, а значит вправе рассчитывать на применение при расчетах первичного уровня напряжения подстанции (ВН).
В расчетах подлежит применению уровень напряжения ВН в соответствии с тарифным регулированием.
Таким образом, тарифное регулирование услуг по передаче электрической энергии определяет, что все электрооборудование подстанции относиться на уровень высшего напряжения подстанции.
Таким образом, истцом не доказан факт нарушенного права - п.1 ст.4 АПК РФ и не доказана обоснованность заявленного требования с учётом единого объекта электросетевого хозяйства.
Учитывая, что требования истца не обоснованы, документально не подтверждены, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2022 года по делу N А40-45420/22 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с АО "Самарагорэнергосбыт" (ОГРН: 1086316010373, ИНН: 6316138990) в пользу АО "Газпром Энергосбыт" (ОГРН: 5067746436731, ИНН: 7705750968) 3 000 руб. госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Судьи |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-45420/2022
Истец: АО "САМАРАГОРЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: АО "ГАЗПРОМ ЭНЕРГОСБЫТ"
Третье лицо: АО "САМАРСКАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ", ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САМАРА"