г. Красноярск |
|
13 декабря 2022 г. |
Дело N А33-36753/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" декабря 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от Тимофеевой Светланы Анатольевны: Милова А.В., представителя на основании доверенности от 20.05.2021 серии 24 АА 4245795 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта;
от Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска: Обединой Е.А., представителя на основании доверенности от 30.12.2021 N 147 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Тимофеевой Светланы Анатольевны
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "15" августа 2022 года по делу N А33-36753/2020,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Тимофеева Светлана Анатольевна (ИНН 246300065875, ОГРНИП 304246318800029, далее - заявитель, Тимофеева С.А., предприниматель) обратилась в Центральный районный суд г. Красноярска с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800, далее - Департамент), администрации города Красноярска (ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758, далее - администрация).
Определением Центрального районного суда г. Красноярска от 17.09.2020, оставленным без изменения апелляционным определением Красноярского краевого суда от 25.11.2020, заявление передано по подсудности в Арбитражный суд Красноярского края.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 25.12.2020 заявление принято к производству.
Определением от 05.02.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление архитектуры администрации города Красноярска.
Определением от 17.11.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены кадастровый инженер Грощенко Татьяна Николаевна; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю).
В судебном заседании 21.04.2022 судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уточнение заявленных требований, в соответствии с которыми Тимофеева С.А. просит:
- признать незаконными действия Департамента, выразившиеся в принятии решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460;
- признать незаконным распоряжение администрации г. Красноярска от 15.05.2019 N 2523-недв "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по ул. Маерчака (24:50:0300001:460)".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "15" августа 2022 года по делу N А33-36753/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано. С ИП Тимофеевой С.А. в доход федерального бюджета взыскано 300 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ИП Тимофеева С.А. обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе заявителя приведены следующие доводы:
- по общему правилу, закрепленному в подпункте 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на нем расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам;
- на дату обращения ИП Тимофеевой С.А. с заявлением в суд (17.06.2019) Департамент планировал проведение аукциона на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 2450:300001:460 в границах по состоянию 15.05.2019; на указанную дату имелось пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 2450:300001:460 с объектами, принадлежащими предпринимателю (нежилыми здания с кадастровыми номерами 24:50:0000000:04:401:001:002351550:0002.2 и 24:50:0000000:04:401:001:002351550:0001);
- изменение границ земельного участка с кадастровым номером 2450:300001:460 произошло лишь в мае 2022 года, следовательно, на дату объявления аукциона в 2019 году действия Департамента, выразившиеся в принятии решения о проведении аукциона, и распоряжение администрации от 15.05.2019 N 2523-недв, не могут быть признаны законными;
- выводы суда о том, что избранный заявителем способ защиты своих прав не приведет к фактическому восстановлению нарушенного права, противоречит фактическому результату рассмотрения дела (в ходе рассмотрения данного спора пересечение спорного земельного участка с нежилыми зданиями предпринимателя устранено, соответственно устранено нарушение прав ИП Тимофеевой С.А.);
- ИП Тимофеевой С.А. в ходе рассмотрения спора понесены расходы на представителя, на проведение экспертизы, на оплату услуг кадастровых инженеров; несение указанных расходов вызвано незаконными действиями ответчиков, непосредственно предпринимателем незаконные действия не совершались, реестровая ошибка возникла не вследствие действий предпринимателя, однако бремя устранения нарушений, допущенных со стороны государственных и муниципальных органов, возложено на ИП Тимофееву С.А.
Департаментом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик не согласился с изложенными в жалобе доводами, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Департамента в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе, посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание не явились, своих уполномоченных представителей не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением администрации города Красноярска от 28.12.2018 N 6272-невд утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, с наложением на зоны с особыми условиями использования территории: санитарные разрывы железной дороги, прибрежная защитная полоса и водоохранная зона по проекту "Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Енисей, Кача, Бугач, Базаиха в границах города Красноярска и его окрестностях" площадью 8342 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Маерчака, в границах зоны иных зеленых насаждений (З-2) (кадастровый квартал 24:50:0300001).
30.01.2019 земельный участок общей площадью 8342 кв.м., расположенный по ул. Маерчака г. Красноярске, в границах зоны иных зеленых насаждений (З-2), поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 24:50:0300001:460 в координатах согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 26.02.2019 N КУВИ-001/2019-4217670 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300001:460 образован из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположен по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Центральный р-н, ул. Маерчака, 1; 2019-01-14, в границах 24:00-6.18535, 24:00-6.18536.
Администрацией г. Красноярска принято решение о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов с наложением зон с особыми условиями использования территорий: водоохранная зона, рекомендуемая зона с особыми условиями использования территорий (санитарные разрывы железной дороги), прибрежная защитная полоса по проекту "Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Енисей, Кача, Бугач, Базаиха в границах города Красноярска и его окрестностях", водоохранная зона по проекту "Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Енисей, Кача, Бугач, Базаиха в границах города Красноярска и его окрестностях", с кадастровым номером 24:50:0300001:460, площадью 8342 кв. м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Маерчака, предназначенного для размещения объектов: коммунальное обслуживание (код 3.1). Данное решение зафиксировано в распоряжении администрации от 15.05.2019 N 2523-недв "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по ул. Маерчака (24:50:0300001:460)". Организатором аукциона является Департамент (пункт 3 распоряжения администрации).
На основании вышеуказанного распоряжения администрации на официальном сайте администрации опубликовано извещение на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460, расположенного по адресу (местоположение): г. Красноярск, Центральный район, ул. Маерчака. Разрешенное использование: коммунальное обслуживание (код 3.1). Общая площадь предполагаемого к строительству земельного участка составляет 8342 кв.м. Обременения земельного участка отсутствуют. Государственная собственность на земельный участок не разграничена. Права на земельный участок не зарегистрированы.
Тимофеева Светлана Анатольевна является собственником:
- нежилого здания, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 903,5 кв.м, инв.N 04:401:001:002351550:0001, лит. В9, адрес объекта: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Маерчака, зд. 128 стр. 1 (кадастровой номер 24:50:0100477:82), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.05.2009 24 ЕИ (запись в ЕГРН от 22.05.2009 N 24-24-01/088/2009-391);
- нежилого здания, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 70,1 кв.м, инв.N 04:401:001:002351550:0002, лит. В10, адрес объекта: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Маерчака, зд. 128 стр. 2 (кадастровый номер 24:50:0300001:86), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.05.2009 24 ЕИ 227667 (запись в ЕГРН от 22.05.2009 N 24-24-01/088/2009-392).
Сведения о координатах границ указанных зданий ЕГРН на дату объявления аукциона отсутствовали.
Тимофеева С.А. 14.11.2018 обратилась в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка общей площадью 7580 кв.м. для размещения принадлежащих ей вышеуказанных нежилых зданий, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом ото 10.12.2018 Департамент отказал Тимофеевой С.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы земельного участка со ссылкой на пункт 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, образуемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зона коммунально-складская (П-3) и зона иных зеленых насаждений (З-2).
В целях установления действительных границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460, определения его натурного местоположения на местности Тимофеева С.А. обратилась к ООО "Содружество" для проведения обследования территории в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460 и подготовки соответствующего заключения.
По результатам инструментального и визуального обследования ООО "Содружество" подготовлена "Схема расположения объектов имущества и объектов природного или искусственного происхождения в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460" и выявлено, в том числе, следующее:
- на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300001:460 в районе точек 15-1 расположен проезд, стоянка автомобилей осуществляется с использованием всей ширины проезжей части. Имеется пересечение фактического проезда с границами земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460, площадь пересечения составляет - 54 кв.м;
- от точки 9-10 граница земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460 имеет пересечение с нежилым зданием по адресу г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 128, стр.2 пересечения составляет 1 кв. м.;
- от точки 12 до точки 13 наличие перепада высот, который преграждает технологический проход к зданию, расположенному по адресу Маерчака 128. стр. 1;
- граница земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460 проходит вплотную со зданием, расположенным по адресу Маерчака 128, стр. 1. Точка 12 является характерной угловой точкой здания и характерной поворотной точкой земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460, расстояние от угла здания, расположенного вблизи точки 13 до границы земельного участка составляет 1,6 м.;
- граница земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460 имеет пересечение железобетонным лотком, предназначенным для отвода воды от здания, являющегося конструктивным элементом здания, расположенного по адресу Маерчака 128, стр. 1, площадь пересечения составляет 6,9 кв.м.;
Из заключения кадастрового инженера от 29.08.2019 N 129/2, ООО "Геоцентр 2002", следует, что проведены кадастровые работы в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного: Красноярский край, г. Красноярск, Центральный р-н, ул. Маерчака, в результате подготовлен межевой план от 24.01.2019 на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 28.12.2018 г. N 6272-недв. "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Маерчака". Земельный участок площадью 8342 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет 30.01.2019 с кадастровым номером 24:50:0300001:460 в координатах согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В процессе выполнения работ сопоставлены данные, внесенные в Информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) администрации г. Красноярска и данные "Обследования территории в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460" от 07.06.2019, подготовленные ООО "Содружество".
В результате выполнения работ выявлено следующее:
- администрацией города подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, определены границы и площадь земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460 на основании сведений, содержащихся в ИСОГД актуальных на период формирования границ земельного участка. Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300001:460 расположен в территориальной зоне иных зеленых насаждений (З-2);
- на перечисленные в обследовании ООО "Содружество" территории сооружения (сетка рабица, цементная площадка, металлические контейнеры, стоянка автомобилей) правоустанавливающие, разрешительные документы или документы, подтверждающие предоставление земельных участков под этими объектами, в ЕГРН и ИСОГД отсутствуют;
- по вопросу пересечения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460 и нежилого здания по ул. Маерчака, 128 строение 2, согласно сведений ИСОГД, а именно топографической съемке масштаба 1:500, нанесенной на планшеты с номенклатурой 138-28, 138-36 администрации города Красноярска - вышеуказанные пересечения отсутствуют, кроме того не совпадают размеры и частично местоположение данного здания на планшетах и Схеме "расположения объектов", а именно по сведениям ИСОГД граница участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460 в точках 9-10-11 проходит по стене здания, а на Схеме "расположения объектов" здание короче и граничит с участком с кадастровым номером 24:50:0300001:460 только в точке 9;
- по вопросу отступов границ участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460 от нежилого здания по ул. Маерчака, строение 1 - земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300001:460 полностью расположен в зоне З-2, в то время как строение 1 (на период формирования границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460) находится в двух территориальных зонах - П-3 и 3-2; границы земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460 не являются препятствием для формирования земельного участка под нежилыми зданиями, расположенными по ул. Маерчака, 128, строение 1, 2 и не нарушают действующего законодательства.
На момент подготовки данного заключения какие-либо изменения в результате проведения инженерно-геодезических изысканий в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460, нежилых зданий, расположенных по ул. Маерчака, 128, стр. 1, 2 и прилегающей к ним территории, в ИСОГД не внесены.
В целях установления наличия либо отсутствия пересечения объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, с земельным участком с кадастровым номером 24:50:0300001:460, определением Арбитражного суда Красноярского края от 30.06.2021 удовлетворено ходатайство заявителя о назначении экспертизы, назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено кадастровому инженеру Худяеву В.И. В указанном определении суд поставил перед экспертом ряд вопросов.
В заключении от 03.08.2021 эксперт отразил следующие ответы на вопросы суда.
По вопросу 1 в процессе землеустроительной экспертизы установлено местонахождения следующих объектов:
- нежилого здания с кадастровым номером 24:50:0300001:86 (24:50:0000000:04:401:001:002351550:0002), площадью 70,1 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Маерчака, 128, стр. 2 ("Сведения об основных характеристиках объекта недвижимости" от 05.02.2021 N КУВИ-002/2021-8440440);
- нежилого здания с кадастровым номером 24:50:0100477:82 (24:50:0000000:04:401:001:002351550:0001), площадью 903,5 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Маерчака, 128, стр. 1 (свидетельство о государственной регистрации права от 22.05.2009, N 24-24-01/088/2009-391).
Каталог координат узловых и поворотных точек объектов недвижимости представлен в таблице N 1 и приложении заключения.
По результатам выполненных измерений составлены поясняющие схемы:
- "Схема расположения земельного участка по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Маерчака, с кадастровым номером 24:50:0300001:460", с указанием существующих объектов недвижимости;
- "Схема расположения наложения объектов недвижимости на земельный участок по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Маерчака, с кадастровым номером 24:50:0300001:460", с указанием площади наложения объектов недвижимости на территорию земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460.
По вопросу 2 в процессе землеустроительной экспертизы и при обработке полученных материалов установлено пересечение контуров следующих объектов:
- нежилого здания с кадастровым номером 24:50:0300001:86 (24:50:0000000:04:401:001:002351550:0002), площадью 70,1 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Маерчака, 128, стр. 2, площадь наложения на территорию земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460 составляет 2 кв.м. (участок N 2);
- нежилого здания с кадастровым номером 24:50:0100477:82 (24:50:0000000:04:401:001:002351550:0001), площадью 903,5 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Маерчака, 128, стр. 1, площадь наложения на территорию земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460 составляет 4 кв.м.(участок N 1).
Линейная величина наложения контура строения с кадастровым номером 24:50:0100477:82 составляет от 0 м до 0,52 м (участок N 1), а строения с кадастровым номером 24:50:0300001:86 - от 0,52 м до 0,65 м (участок N 2), что превышает допустимую погрешность определения местоположения межевого знака 0,2 м, для категории земель, относящихся к землям населенных пунктов (п. 18, приложения 1 письма Росреестра N П/0393 от 23.10.2020). Поясняющая схема - "Линейные размеры", приведена в приложении.
Координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460 приведены в Градостроительном плане земельного участка и "Распоряжение администрации города Красноярска" от 28.12.2018 N 6272-недв.
Координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460 приведены в Градостроительном плане земельного участка и "Распоряжение администрации города Красноярска" от 28.12.2018 N 6272-недв.
По результатам обработки выполненных измерений составлена поясняющая схема:
- "Схема расположения объектов недвижимости на земельный участок по адресу: г.Красноярск, Центральный район, ул. Маерчака, с кадастровым номером 24:50:0300001:460", с указанием площади наложения объектов недвижимости на территорию земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460.
Управлением Росреестра по Красноярскому краю принято решение об исправлении реестровой ошибки в соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером Исаевой Н.В., с учетом заключения эксперта Худяева И.В. от 03.08.2021.
Пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460 и контуров зданий с кадастровыми номерами 24:50:0300001:86 и 24:50:0100477:82, устранены. В доказательства устранения реестровой ошибки представлена выписка из ЕГРН от 27.05.2022 в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460 с отражением описания местоположения границ земельного участка, сведений о характерных точках границ земельного участка.
ИП Тимофеева С.А., полагая, что действия Департамента на момент их совершения и распоряжение администрации от 15.05.2019 N 2523-недв на момент его вынесения, противоречили нормам действующего законодательства, нарушали ее права и законные интересы, обратилась в суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Судом первой инстанции установлено и заявителем не оспаривается, что оспариваемое распоряжение издано и оспариваемые действия совершены уполномоченными органам в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с частью 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Частью 3 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации определены следующие этапы образования земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона:
1) подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории;
2) обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (кадастровые работы);
3) осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации прав на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
4) получение информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений;
5) принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона.
30.01.2019 земельный участок общей площадью 8342 кв.м., расположенный по л. Маерчака г. Красноярске, в границах зоны иных зеленых насаждений (З-2), поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 24:50:0300001:460 в координатах согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 26.02.2019 N КУВИ-001/2019-4217670 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300001:460 образован из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположен по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Центральный р-н, ул. Маерчака, 1; 2019-01-14, в границах 24:00-6.18535, 24:00-6.18536.
Нежилое здание с кадастровым номером 24:50:0000000:04:401:001:002351550:0002.2, площадью 70,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Маерчака, 128, стр. 2, а также нежилое здание с кадастровым номером 24:50:0000000:04:401:001:002351550:0001, площадью 903,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Маерчака, 128, стр. 1, находятся в собственности предпринимателя.
В обоснование заявленных требований предприниматель указал, что пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 2450:300001:460 с объектами, принадлежащими предпринимателю (нежилыми здания с кадастровыми номерами 24:50:0000000:04:401:001:002351550:0002.2 и 24:50:0000000:04:401:001:002351550:0001), исключает возможность проведения спорного аукциона.
Согласно пункту 8 части 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На дату издания администрацией оспариваемого распоряжения (15.05.2019) и совершения оспариваемых действий Департаментом факт пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460 с нежилыми зданиями Тимофеевой С.А. не был зафиксирован в схеме расположения земельного участка и в Едином государственном реестре недвижимости.
Как следует из пояснений Департамента, представленных в материалы дела 14.10.2021, пересечение контуров спорных объектов возникло, в связи с отсутствием координации и кадастрового учета нежилых зданий, принадлежащих на праве собственности заявителю, что обусловило возникновение реестровой ошибки.
Согласно заключению эксперта от 03.08.2021 в процессе землеустроительной экспертизы и при обработке полученных материалов установлено пересечение контуров следующих объектов:
- нежилого здания с кадастровым номером 24:50:0300001:86 (24:50:0000000:04:401:001:002351550:0002), площадью 70,1 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Маерчака, 128, стр. 2, площадь наложения на территорию земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460 составляет 2 кв.м. (участок N 2);
- нежилого здания с кадастровым номером 24:50:0100477:82 (24:50:0000000:04:401:001:002351550:0001), площадью 903,5 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Маерчака, 128, стр. 1, площадь наложения на территорию земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460 составляет 4 кв.м.(участок N 1).
Линейная величина наложения контура строения с кадастровым номером 24:50:0100477:82 составляет от 0 м до 0,52 м (участок N 1), а строения с кадастровым номером 24:50:0300001:86 - от 0,52 м до 0,65 м (участок N 2), что превышает допустимую погрешность определения местоположения межевого знака 0,2 м, для категории земель, относящихся к землям населенных пунктов (п. 18, приложения 1 письма Росреестра N П/0393 от 23.10.2020). Поясняющая схема - "Линейные размеры", приведена в приложении.
Координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460 приведены в Градостроительном плане земельного участка и "Распоряжение администрации города Красноярска" от 28.12.2018 N 6272-недв.
Каталог координат характерных точек границ и площадь пересечения контуров объектов недвижимости границей земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460 представлен в таблице N 2 и приложении заключения.
Таким образом, в 2019 году информация о пересечении границ спорного земельного участка, выставленного на аукцион, с объектами недвижимости предпринимателя, в схеме расположения земельного участка и в ЕГРН отсутствовала. Предприниматель, будучи собственником спорных объектов недвижимости, не оспаривал результаты межевания или схему расположения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460, не сообщал в Департамент или администрацию о наложении границ, ранее даты объявления спорного аукциона. Соответственно, нарушений со стороны администрации или Департамента на дату издания оспариваемого распоряжения и совершения оспариваемых действий не установлено.
В силу части 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218) воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом N 218-ФЗ (реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
При этом исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В соответствии с частью 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ в случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Из системного толкования указанных норм Закона N 218-ФЗ следует, что исправление реестровой ошибки осуществляется только в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, Управлением Росреестра по Красноярскому краю в соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером Исаевой Н.В. и с учетом заключения эксперта Худяева И.В. от 03.08.2021 принято решение об исправлении реестровой ошибки. Факт устранения пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460 и контуров зданий с кадастровыми номерами 24:50:0300001:86 (2 кв.м.) и 24:50:0100477:82 (4 кв.м.) подтвержден выпиской из ЕГРН от 27.05.2022 в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300001:460 с отражением описания местоположения границ земельного участка, сведений о характерных точках границ земельного участка. При этом лица, участвующие в деле, не выразили несогласие с исправлением реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки не повлекло прекращения, возникновения, перехода зарегистрированного права на объекты недвижимости.
С учетом изложенного в совокупности, принимая во внимание, что по состоянию на 2019 года реестровая ошибка не была исправлена, а факт наложения не был отражен в схеме расположения земельного участка, а также в ЕГРН, Департамент и администрация не были осведомлены о наложении границ, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты своего нарушенного права.
Доводы заявителя о несении расходов, связанных с рассмотрением настоящего дела судом (на оплату услуг представителя, на проведение экспертизы, на оплату услуг кадастровых инженеров) не влияют на выводы суда по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
По делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений обращение в арбитражный суд осуществляется в форме заявления, в котором, в силу пункта 4 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно быть сформулировано требование, вытекающее из спорного материального правоотношения (предмет иска), а в соответствии с пунктом 5 указанной части исковое заявление должно содержать фактическое обоснование заявленного требования (основание иска).
Формулирование предмета и основания иска обуславливается избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов.
Заявитель вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований (часть 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Данное право было реализовано предпринимателем.
Границы предмета доказывания, как и пределы судебного разбирательства, определяются предметом и основанием иска. Заявитель самостоятельно определяет объем своих требований, и суд не вправе выходить за рамки заявленного предмета заявленных требований (статьи 4, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В данном случае, при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции, заявитель по своему усмотрению реализовывал принадлежащие ему, как стороне спора, права, в том числе ходатайствовал о проведении судебной экспертизы, привлекал кадастрового инженера. Вместе с тем, несение заявителем расходов, связанных с рассмотрением спора, при отсутствии оснований для удовлетворения его требований, само по себе не может явиться основанием для удовлетворения заявления.
Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и представленным в материалы дела доказательствам, оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел размер государственной пошлины для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, составляет 150 рублей.
При подаче апелляционной жалобы заявителем уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб., что подтверждается электронной копией платежного поручения от 08.09.2022 N 1865. Определением от 19.10.2022 суд апелляционной инстанции предложил заявителю жалобы представить оригинал указанного платежного поручения. Вместе с тем, оригинал платежного поручения от 08.09.2022 N 1865 суду апелляционной инстанции не представлен.
Согласно положениям пункта 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос о возврате государственной пошлины из федерального бюджета в отсутствии оригинала платежного документа не может быть разрешен, в связи с чем, суд апелляционной инстанции не может рассмотреть вопрос о возврате заявителю излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "15" августа 2022 года по делу N А33-36753/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-36753/2020
Истец: Тимофеева Светлана Анатольевна
Ответчик: Администрация города Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска
Третье лицо: кадастровый инженер Грощенко Татьяна Николаевна, Управление архитектуры администрации города Красноярска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, АНО "Красноярскстройсертификация", АО "Научно-технический прогресс", АО Красноярское отделение Восточно-Сибирского филиала "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", кадастровый инженер Худяев Василий Иванович, ОАО проектный, научно-исследовательский и конструкторский институт "Красноярский ПромстройНИИпроект", ООО "Агентство независимой экспертной оценки", ООО "Геосеть", ООО "ГлавПроект", ООО "Департамент оценочной деятельности", ООО "Кадастровый центр", ООО "НТЦ КрасноярскГеоИнформПроект", ООО "ПромСтройЭксперт", ООО "СудСтройЭкспертиза", СКТБ "Наука" ИВТ СО РАН, ФГБУ Филиал "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю