г. Пермь |
|
13 декабря 2022 г. |
Дело N А60-20396/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю. В.,
судей Гуляевой Е.И., Крымджановой Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харисовой А.И.,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, представителей не направили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, крестьянского хозяйства "Астра",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 августа 2022 года
по делу N А60-20396/2022
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН 6661089658, ОГРН 1026605251287)
к крестьянскому хозяйству "Астра" (ИНН 6645002000, ОГРН 1036601051497)
о возмещении вреда, причиненного лесам,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к крестьянскому хозяйству "Астра" (далее - ответчик, хозяйство) о возмещении вреда, причиненного лесам в размере 6 984 933 руб. (с учетом уточнения требований, заявленных в порядке статьи 49 АПК РФ, и принятых судом к рассмотрению).
Решением суда от 02.08.2022 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда от 02.08.2022 не согласен, в апелляционной жалобе просит его изменить, снизить размер взыскиваемого возмещения до 3 770 391 руб., ссылаясь на то, что министерством в основу расчета вреда были взяты материалы лесоустройства 1997 года, которые утратили силу и не учитывают естественные процессы в лесу. Ответчик в апелляционной жалобе ссылается на то, что размер вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, был установлен без учета разумной степени достоверности.
Истец на апелляционную жалобу представил письменный отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Ответчик представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Заявление судом рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено на основании ст. 156 АПК РФ.
Иные лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между министерством (арендодатель) и хозяйством (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 29.12.2008 N 432, по которому арендатору был предоставлен лесной участок для заготовки древесины общей площадью 2099 га, расположенный по адресу: Свердловская область, ГКУ СО "Красноуфимское лесничество" Усть-Машское участковое лесничество, урочище ТОО "Юбилейное", кварталы N1-7, 9-10.
На территории земель лесного фонда Свердловской области, в том числе на территории Усть-Машского участкового лесничества в 2021 году ФГБУ "Рослесинфорг" проведены работы по дистанционному мониторингу использования лесов, в рамках выполнения которых в адрес министерства поступила карточка дешифрирования мест использования лесов N 62130162500101001 с признаками нарушений лесного законодательства: рубка лесных насаждений на арендованном лесном участке, отсутствующем в ЛесЕГАИС без правоустанавливающих документов в квартале 10 выдел 22 Усть-Машского участкового лесничества, урочище ТОО "Юбилейное" ГКУ СО "Красноуфимское лесничество".
В ходе осмотра указанного лесного участка в квартале 10 выделе 22 Усть-Машского участкового лесничества, урочище ТОО "Юбилейное" ГКУ СО "Красноуфимское лесничество" установлен факт незаконной рубки лесных насаждений в объеме 900 куб. метров, о чем составлен акт осмотра от 19.11.2021 N 4.
Данная рубка произведена хозяйством на основании лесной декларации N 432-2 от 23.03.2019, местоположение в декларации указано - квартал 10 выдел 18 Усть-Машского участкового лесничества, урочище ТОО "Юбилейное" ГКУ СО "Красноуфимское лесничество". В ходе осмотра инструментальная сьемка производилась от квартального столба в точке "0", были сняты координаты точки "2" N-56 15 21.81, Е-57 51 37.48. Точное местоположение незаконной рубки в квартале 10 выделе 22 Усть-Машского участкового лесничества, урочище ТОО "Юбилейное" ГКУ СО "Красноуфимское лесничество".
На месте незаконной рубки произведены лесохозяйственные мероприятия: подготовка почвы бульдозерными полосами и ручная посадка ели под меч Колесова.
По факту незаконной рубки ГКУ СО "Красноуфимское лесничество" составлен акт о лесонарушении N 20 от 22.11.2021.
Неисполнение обществом в добровольном порядке требования об уплате суммы ущерба послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, арбитражный суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации вред, причиненный лесам, возмещается добровольно или в судебном порядке лицами, его причинившими.
Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации).
Основанием для применения гражданско-правовой ответственности, установленной статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, является правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие), нарушающее субъективные права других участников гражданских правоотношений. При этом для возложения на причинителя вреда имущественной ответственности необходимо установление совокупности следующих условий - наличие ущерба, доказанность его размера, установление противоправности поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшим ущербом.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти..
Согласно пункту 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (утратили силу с 01.01.2021), заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
Аналогичные положения предусмотрены в пункте 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993 (действуют с 01.01.2021).
В силу части 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Рубка лесных насаждений производится в соответствии с лесным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Заготовка древесины относится к одному из видов использования лесов согласно статье 25 Лесного кодекса РФ.
Лесные участки для заготовки древесины предоставляются на основании договоров аренды, заключаемых между гражданами, юридическими лицами и уполномоченными государственными органами в области лесных отношений (глава 6 Лесного кодекса РФ).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" (утратил силу с 01.01.2021) предусмотрено, что лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
Лесная декларация подается не менее чем за 6 рабочих дней до начала предполагаемого срока использования лесов (п. 2 приказа Минприроды России от 29.04.2021 N 303 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме", действует с 01.03.2022).
Таким образом, основанием для использования лесов в соответствии с проектом их освоения является лесная декларация, ежегодно подаваемая лесопользователем в уполномоченный орган.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 Постановления от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки. Договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной и в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в совокупности, в том числе договор аренды лесного участка от 29.12.2008 N 432, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 16.12.2021, акт осмотра от 19.11.2021 N 4, карточку дешифрирования мест использования лесов N 62130162500101001, лесную декларацию N432-2 от 23.03.2019, акт о лесонарушении N 20 от 22.11.2021, суд признал доказанным факт незаконной рубки незадекларированных деревьев.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в основу расчета вреда были взяты материалы лесоустройства 1997 года, которые утратили силу и не учитывают естественные процессы в лесу, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены.
На момент совершения незаконной рубки, зафиксированной в акте о лесонарушении N 20 от 22.11.2021, материалы лесоустройства 1997 года действовали. Новое таксационное описание было составлено по результатам таксационных работ по состоянию на 01.01.2021. Результаты проведения таксационных работ были внесены в государственный лесной реестр и утверждены 19.05.2022. Следовательно, на момент расчета размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, применялись материалы лесоустройства 1997 года.
В случае, если ответчиком до начала рубки при натурных обследованиях были выявлены несоответствия количественных, качественных и иных характеристик лесов, ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию, необходимо было составить акт несоответствия согласно статье 91 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 4 Приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" (далее - Приказ N 496), в соответствии с которым осуществляется внесение и изменение информации, содержащейся в государственном лесном реестре. Акт несоответствия натурному обследованию может составляться лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду (абзац 3 пункта 4.3 Приказа N 496). Однако доказательства составления акта несоответствия ответчиком не представлено.
Как следует из разъяснений пункта 16 Постановления пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21, Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2022 N 993 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" ответственность за несоответствие схемы размещения лесосеки ее фактическому местоположению несет лицо, осуществляющее заготовку древесины.
При установлении ответчиком на местности несоответствия отводу, сделанному камерально до начала рубки, ответчик обязан внести изменения в лесную декларацию.
Доказательства того, что до начала рубки лесных насаждений ответчик предпринимал действия по исправлению содержащейся в лесной декларации ошибки; изменения в материалы отвода и таксации лесосек не представлены.
Отчеты об использовании лесов не являются доказательством признания и принятия указанных в нем фактических объемов вырубленной древесины, уполномоченный орган при приеме отчета, согласно Административному регламенту предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641, проверяет лишь соответствие отчета форме и порядку его представления и заполнения; составление актов осмотра места рубок осуществляется уполномоченными органами для реализации возложенных на них публично-властных полномочий по осуществлению функции контроля и надзора в области лесных отношений и не находится во взаимосвязи с предоставлением лесопользователем информации об объеме и составе изъятых им лесных ресурсов.
Доводы ответчика о том, что размер вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, был установлен без учета разумной степени достоверности, нельзя признать обоснованными на основании следующего.
По факту установленной незаконной рубки лесных насаждений должностными лицами ГКУ СО "Красноуфимского лесничество" был исчислен вред, причиненный лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - Методика).
Согласно Методики пункта 3 приложения N 4 к особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, на площади более 1 гектара используются материалы лесоустройства либо производится ленточный перечет. При отсутствии пней срубленных деревьев (раскорчевке, уничтожении) используются материалы лесоустройства. Вред от указанной незаконной рубки составил 9 110 783 руб.
Позднее Министерством в ходатайстве об уточнении исковых требований был произведен перерасчет размера вреда с учетом проведенных рубок с 2005 года по 2018 год.
На месте незаконной рубки в Усть-Машском участковом лесничестве, урочище ТОО "Юбилейное" квартал 10 выдел 22 площадью 3,0 гектара, совершенной в 2019 году, произведена посадка лесных насаждений, в результате на участке отсутствуют пни.
Согласно пункту 3 приложения N 4 Методики, при отсутствии пней срубленных деревьев используются материалы лесоустройства.
По лесоустройству 1997 года в Усть-Машском участковом лесничестве, урочище ТОО "Юбилейное" квартале 10 выдел 22 площадью 19,0 гектаров состав насаждения составляет 40% Сосны, 40%Береза, 20% Сосны, корневой запас ("корневой запас", т.е. общий запас древесины в стволах, с учетом вершинок и пней) на 1 га составляет 300 м3. Общий запас на весь выдел площадью 19,0 гектаров - 5700 м3. С учетом проведения рубки ухода-прореживания в 2005 году, проходной рубки в 2018 году, данных представленных на основании деклараций, был осуществлен перерасчет размера ущерба. Сумма вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, с учетом перерасчета составила 6 984 933 руб.
Ответчик предоставил свой контррасчет размера вреда, основанный на задекларированном объеме по лесной декларации от 21.03.2019 N 432-2. Задекларированный объем был взят по материалам лесоустройства 1997 года относительно выдела 18 в квартале 10 в Усть-Машском участковом лесничестве, урочище ТОО "Юбилейное". Незаконная рубка совершена в выделе 22, в котором преобладающей породой является сосна. Стена леса, которая проходит по границе с незаконной рубкой также представляет хвойное насаждение с преобладанием деревьев породы сосна. Следовательно, расчет вреда производится с учетом состава насаждений в выделе 22, 40% Сосны, 40% Береза, 20% Сосны, корневой запас ("корневой запас", т.е. общий запас древесины в стволах, с учетом вершинок и пней) на 1 гектар составляет 300 м3.В то время, как в квартале 10 выделе 18 состав насаждения 5Ос4Б1С, корневой запас на 1 гектар составляет 200 м3. Следовательно контррасчет хозяйства является неверным.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Решение суда является законным и обоснованным. Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 августа 2022 года по делу N А60-20396/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Скромова |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-20396/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: КФХ АСТРА