город Воронеж |
|
13 декабря 2022 г. |
Дело N А64-7193/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено "13" декабря 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Щербатых Е.Ю., |
Судей |
Поротикова А.И., |
|
Воскобойникова М.С., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карабковой О.В.,
при участии:
от акционерного общества "Тамбовская сетевая компания": Горностаевой С.Н., представителя по доверенности от 21.12.2021;
от муниципального образования - муниципальный район Никифоровский район Тамбовской области в лице администрации Никифоровского района Тамбовской области: Малахова А. В., представителя по доверенности от 10.01.2022;
от субъекта Российской Федерации - Тамбовской области в лице Правительства Тамбовской области: Ковешниковой И.А., представителя по доверенности от 13.10.2022;
от администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области: Фомичевой Н.Р., представителя по доверенности от 10.02.2022;
от общества с ограниченной ответственностью "Бастион": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Прокофьева Андрея Анатольевича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.07.2022 по делу N А64-7193/2019 (судья А.А.Краснослободцев),
по исковому заявлению акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" (ОГРН 1056882300694, ИНН 6829012231) к муниципальному образованию - муниципальный район Никифоровский район Тамбовской области в лице администрации Никифоровского района Тамбовской области (ОГРН 1026800636598, ИНН 6811003003) о взыскании убытков в сумме 217 114 098 руб. 29 коп.,
третьи лица: субъект Российской Федерации - Тамбовская область в лице Правительства Тамбовской области, администрация Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области, общество с ограниченной ответственностью "Бастион", Прокофьев Андрей Анатольевич,
по исковому заявлению администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области (ОГРН 1066807000721, ИНН 6811005473) к акционерному обществу "Тамбовская сетевая компания" (ОГРН 1056882300694, ИНН 6829012231), обществу с ограниченной ответственностью "Бастион" (ОГРН 1026800632242, ИНН 6811004744) о признании сооружения самовольной постройкой,
третьи лица: администрация Никифоровского района Тамбовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тамбовская сетевая компания" (далее - АО "ТСК") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию - муниципальный район Никифоровский район Тамбовской области в лице администрации Никифоровского района Тамбовской области о взыскании убытков в сумме 217 114 098 руб. 29 коп. (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Тамбовская область в лице администрации Тамбовской области, администрация Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области, общество с ограниченной ответственностью "Бастион", Прокофьев Андрей Анатольевич.
Настоящее дело объединено в одно производство для совместного рассмотрения с делом N А64-8722/2019 по иску администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области к АО "ТСК", ООО "Бастион" о признании отсутствующим права собственности АО "ТСК" на полигон для захоронения твердых бытовых отходов (1 этап), кадастровый номер 68:11:1101039:60, назначение: сооружение коммунального хозяйства, площадью 13 170 кв.м, расположенный по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, северо-восток кадастрового квартала 68:11:1101039, зарегистрированного на основании договора купли-продажи имущества N 2/837 от 06.12.2016; признании реконструированного сооружения - полигона для захоронения твердых бытовых отходов (1 этап), общей площадью 315,5 кв.м, расположенного по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, северо-восток кадастрового квартала 68:11:1101039, самовольной постройкой и обязании АО "ТСК" снести его и осуществить рекультивацию земельного участка с кадастровым номером: 68:11:1101039:46, находящегося по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п.Дмитриевка, северо-восток кадастрового квартала 68:11:1101039, для использования в целях размещения полигона бытовых отходов, общей площадью 140 000 кв.м, категория- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земли иного специального назначения, за счет собственных средств в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Никифоровского района Тамбовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.07.2022 в удовлетворении исковых требований АО "ТСК" о взыскании убытков отказано. Исковые требования администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области удовлетворены частично: реконструированное сооружение - полигон для захоронения твердых бытовых отходов (1 этап), общей площадью 315,5 кв.м, расположенное по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, северо-восток кадастрового квартала 68:11:1101039 (кадастровый номер первоначального объекта недвижимости 68:11:1101039:60), признано самовольной постройкой, на АО "ТСК" возложена обязанность снести указанное сооружение за счет собственных средств. В остальной части в удовлетворении требований администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области отказано.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, АО "ТСК" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска АО "ТСК" и отказе в иске администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области в полном объеме.
В судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции ООО "Бастион", Прокофьев Андрей Анатольевич, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области явку полномочных представителей не обеспечили. Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 АПК РФ.
В соответствии со статьей 124 АПК РФ на основании выписки из ЕГРЮЛ от 06.12.2022, постановления Главы Тамбовской области от 26.09.2022 N 3 "Об определении системы и структуры исполнительных органов Тамбовской области", распоряжений Главы Тамбовской области от 20.09.2022 N 1 "О вступлении в должность Главы Тамбовской области" и от 20.09.2022 N 2 "О переименовании высшего исполнительного органа Тамбовской области - администрации Тамбовской области", судом изменено наименование Администрации Тамбовской области (ИНН 6831003555, ОГРН 1026801158009) на Правительство Тамбовской области (ИНН 6831003555, ОГРН 1026801158009).
Представитель АО "ТСК" поддерживает доводы апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просит отменить его полностью, принять по делу новый судебный акт.
Представитель администрации Никифоровского района Тамбовской области с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает обжалуемое решение законным и обоснованным по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области возражает против доводов апелляционной жалобы, согласен с обжалуемым решением.
Представитель Правительства Тамбовской области просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения участников процесса, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 21.09.2012 между ООО "Бастион" (арендатором) и администрацией Никифоровского района Тамбовской области (арендодателем) заключен договор аренды земельного участка N 172, кадастровый номер 68:11:1101039:46, площадью 140 000 кв.м, адрес (местоположение): Тамбовская область, Никифоровский район, р.п.Дмитриевка, мкр. Сахзавод, участок N 1 в границах кадастрового квартала 68:11:1101039, цель использования - для размещения полигона твердых бытовых отходов, категория земель - земли населенных пунктов. Срок аренды земельного участка установлен с 21.09.2012 по 20.09.2017.
13.11.2012 и 28.12.2012 начальником отдела архитектуры, строительства и коммунального хозяйства администрации Никифоровского района Тамбовской области ООО "Бастион" по его заявлениям от 12.11.2012 и от 26.12.2012 выданы разрешение N RU-68511000-70а на строительство полигона для захоронения твердых бытовых отходов (1 этап), расположенного по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п.Дмитриевка, мкр. Сахзавод, участок N 1 в границах кадастрового квартала 68:11:1101039 (срок действия разрешения до 11.01.2013) и разрешение N RU-68511000-68 на ввод в эксплуатацию.
Право собственности ООО "Бастион" на указанный объект недвижимости зарегистрировано 22.03.2016, о чем в ЕГРН внесена запись регистрации N 68-68/017-68/017/295/2016-253/1.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 321 от 08.06.2016 полигон включён в государственный реестр объектов размещения отходов, за номером 68-00020-3-00321-080616.
Между ООО "Бастион" (продавцом) и АО "ТСК" (покупателем) заключен договор купли-продажи от 06.12.2016 N 2/837, по которому покупателю в собственность передано недвижимое и движимое имущество общей стоимостью 39 500 000 руб.: полигон для захоронения твердых отходов (первый этап), назначение: сооружения коммунального хозяйства, площадь: общая 13170 кв.м, расположенный по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, северо-восток кадастрового квартала 68:11:1101039, кадастровый номер: 68:11:1101039:60, движимое имущество, перечень которого указан в приложении N1 к договору. Объект передан по акту приема-передачи от 06.12.2016.
Государственная регистрация перехода права собственности к АО "ТСК" произведена 16.01.2017 (запись N 68:11:1101039:60-68/017/2017-2).
Решением Никифоровского районного суда Тамбовской области от 14.12.2016 по делу N 2а-720/2016 разрешение на строительство полигона для захоронения твердых бытовых отходов (1 этап) N RU-68511000-7а от 13.11.2012, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU-68511000-68 от 28.12.2012, выданные ООО "Бастион", признаны незаконными.
28.02.2017 между администрацией Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области (арендодателем) и АО "ТСК" (арендатором) заключен договор N 1 аренды земельного участка с кадастровым номером 68:11:1101039:46, находящегося по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, северо-восток кадастрового квартала 68:11:1101039, для размещения полигона бытовых отходов, общей площадью 140 000 кв.м.
По договорам аренды от 27.03.2017 N 2/023 (расторгнут 14.11.2017), от 14.11.2017 N 2/743 (расторгнут 03.12.2018), АО "ТСК" (арендодатель) предоставляло ООО "Бастион" (арендатору) во временное пользование недвижимое и движимое имущество, расположенное по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, северо-восток кадастрового квартала 68:11:1101039, принадлежащее арендодателю на праве собственности: полигон для захоронения твердых отходов (1 этап), назначение: сооружения коммунального хозяйства, площадь: общая 13170 кв.м, расположенный по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, северо-восток кадастрового квартала 68:11:1101039, кадастровый номер: 68:11:1101039:60, бытовые вагончики в количестве 2 штук.
28.03.2018 между администрацией Дмитриевского поссовета Никифоровского района (арендодателем) и ООО "Бастион" (арендатором) заключен договор N 5 аренды земельного участка с кадастровым номером 68:11:1101039:61, находящегося по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, юго-восток кадастрового квартала 68:11:1101039 для строительства мусороперерабатывающего комбината, общей площадью 86341 кв.м, земли населенных пунктов, на срок с 28.03.2018 по 27.03.2033.
25.05.2018 администрацией Никифоровского района АО "ТСК" выданы разрешения на строительство - реконструкцию объекта капитального строительства, наименование объекта "Реконструкция полигона захоронения твердых коммунальных отходов по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, северо-восток кадастрового квартала 68:11:1101039", кадастровый номер земельного участка - 68:11:1101039:46, кадастровый номер реконструируемого объекта капитального строительства - 68:11:1101039:60.
03.04.2019 полигон для захоронения твердых бытовых отходов в соответствии с приказом N 128 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования "Об исключении объектов размещения отходов из государственного реестра объектов размещения отходов" исключен из государственного реестра объектов размещения отходов, а приказом Управления топливо-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области от 21.10.2019 N 125 - из территориального планирования Тамбовской области.
В выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - реконструкция полигона захоронения твердых коммунальных отходов по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, северо-восток кадастрового квартала 68:11:1101039 (1 этап) по заявлениям АО "ТСК" от 13.05.2019, от 27.05.2019 и от 02.07.2019 администрацией Никифоровского района отказано.
11.03.2020 администрацией Никифоровского района Тамбовской области принято постановление N 124 об отмене разрешения на строительство объектов "Реконструкция полигона захоронения твердых коммунальных отходов по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, северо-восток кадастрового квартала 68:11:1101039 (этап 1)" N 68-511-000-34-2018 от 25.05.2018 (пункт 1 постановления); 68:11:1101039 (этап 2)" N 68-511-000-35-2018 от 25.05.2018; N 68-511-000-36-2018 от 25.05.2018 от 25.05.2018, выданных АО "ТСК".
Ссылаясь на то обстоятельство, что действия администрации Никифоровского района Тамбовской области, связанные с отказом в выдаче разрешения на ввод объекта реконструкции в эксплуатацию, повлекли нарушение прав АО "ТСК", сделали невозможным получение лицензии на деятельность в области обращения с отходами и, как следствие, невозможность эксплуатировать полигон, лишили АО "ТСК" возможности получать прибыль и в дальнейшем компенсировать затраты, понесенные на реконструкцию, акционерное общество на основании статьи 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) обратилось в суд с требованием о взыскании с муниципального образования - Никифоровский район Тамбовской области 217 114 098 руб. 29 коп. убытков в виде понесенных на реконструкцию расходов.
Полагая, что реконструированное сооружение полигона является самовольной постройкой, сохранение которой нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, создает угрозу жизни и здоровью граждан, не соответствует требованиям технических регламентов, выданные разрешения на строительство полигона признаны незаконными и отменены, администрацией Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области заявлен иск о признании отсутствующим права собственности АО "ТСК" на полигон для захоронения твердых бытовых отходов, признании самовольной постройкой, обязании АО "ТСК" снести его и осуществить рекультивацию земельного участка для размещения полигона бытовых отходов.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов ответственности.
Отсутствие одного из вышеназванных условий влечет за собой отказ суда в удовлетворении требований о возмещении вреда.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Статьями 16, 1069 ГК РФ определено, что убытки (вред), причиненные в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответствующей казны.
Решением Никифоровского районного суда от 14.12.2016 по делу N 2а-720/2016 признаны незаконными действия администрации Никифоровского района Тамбовской области по выдаче ООО "Бастион" разрешения на строительство полигона для захоронения твердых бытовых отходов - (1 этап), расположенного по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п.Дмитриевка, мкр. Сахзавод, участок N1 в границах кадастрового квартала 68:11:1101039, N RU-68511000-70а от 13.11.2012 года и действия администрации Никифоровского района Тамбовской области по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU-68511000-68 от 28.12.2012, признаны незаконными разрешение на строительство полигона для захоронения твердых бытовых отходов (1 этап) N RU-68511000-70а от 13.11.2012, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU-68511000-68 от 28.12.2012.
Разрешение на строительство объектов "Реконструкция полигона захоронения твердых коммунальных отходов по адресу: Тамбовская область. Никифоровский район, северо-восток кадастрового квартала 68:11:1101039 (этап 1)" N 68-511-000-34-2018 от 25.05.2018 (пункт 1 постановления); 68:11:1101039 (этап 2)" N 68-511-000-35-2018 от 25.05.2018; N 68-511-000-36-2018 от 25.05.2018, выданных АО "ТСК" отменены постановлением администрацией Никифоровского района Тамбовской области N124.11.03.2020, признанным законным решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.04.2021 по делу N А64-2671/2020.
В деле N А64-2671/2020 судами принято во внимание, что положительное заключение государственной экспертизы не может быть признано допустимым, поскольку вступившим в законную силу решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от 19.12.2019 по делу N2а-1484/2019 признаны незаконными действия (бездействие) администрации Дмитриевского поссовета и изданные ею муниципальные акты, связанные с проведением публичных слушаний по вопросу реконструкции полигона твердых коммунальных отходов по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, северо-восток кадастрового квартала 68:11:1101039, и оценки воздействия его на окружающую среду.
Постановлением администрации Дмитриевского поссовета N 84 от 12.03.2020 протокол и заключение по результатам публичных слушаний по вопросу реконструкции полигона твердых коммунальных отходов по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, северо-восток кадастрового квартала 68:11:1101039, отменены.
Недопустимость положительного заключения государственной экспертизы, в свою очередь, обуславливает отсутствие всех необходимых оснований и документов, требовавшихся на момент выдачи спорных разрешений на строительство, то есть порочность изначальных обстоятельств выдачи спорных разрешений на строительство, что свидетельствует о правомерности их последующей отмены муниципальным правовым актом органа, их выдавшего.
Также судами установлено, что из представленных 21.05.2018 в администрацию заявлений АО "ТСК" о выдаче разрешений следует, что их оформление отличается от формы, предусмотренной административным регламентом. Доказательств представления АО "ТСК" в администрацию документов, предусмотренных статьей 7 ГрК РФ, в полном объеме, заявителем не представлено.
АО "ТСК" не было привлечено к участию в деле N 2а-720/2016, рассматриваемому Никифоровским районным судом, однако о признании незаконными разрешения на строительство полигона для захоронения твердых бытовых отходов (1 этап) N RU-68511000-7а от 13.11.2012 и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU-68511000-68 от 28.12.2012 АО "ТСК" должно было узнать в период рассмотрения дела N 2а-720/2016 в Тамбовском областном суде, то есть до даты обращения за разрешениями на реконструкцию полигона, поскольку интересы ООО "Бастион" в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда 03.04.2017 представляли Рудакова В.А., Горностаева С.Н., которые в рассматриваемый период представляли интересы АО "ТСК" в Арбитражном суде Тамбовской области (дела NА64-5110/2015, NА64- 5391/2016, NА64-5393/2016, NА64-5335/2016 и другие), а также интересы АО "ТСК" по настоящему делу, при этом судебной коллегией по административным делам Тамбовского областного суда был сделан вывод о наличии в действиях ООО "Бастион" признаков злоупотребления правом.
Руководитель ООО "Бастион" с 10.03.2017 Полухин Вадим Иванович одновременно являлся начальником технической службы АО "ТСК", что следует из акта проверки от 27.11.2018 N Т5/650-5239, проведенной Верхне-Донским управлением Ростехнадзора.
На основании изложенного арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что продажа сооружения коммунального хозяйства - полигона для захоронения твердых бытовых отходов (1 этап), кадастровый номер 68:11:1101039:60 была обусловлена иском к ООО "Бастион", АО "ТСК", заключая договор купли-продажи имущества от 06.12.2016 N 2/837, обращаясь в администрацию Никифоровского района Тамбовской области за выдачей разрешений на реконструкцию, не могло не знать о целях предоставления земельного участка с кадастровым номером 68:11:1101039:46, площадью 140000 кв.м, не предполагающих капитальное строительство на указанном земельном участке.
АО "ТСК", не предъявляя ООО "Бастион" каких-либо требований после признания незаконными разрешения на строительство полигона для захоронения твердых бытовых отходов (1 этап) N RU-68511000-70а от 13.11.2012 и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU-68511000-68 от 28.12.2012, продолжило использовать земельный участок с кадастровым номером 68:11:1101039:46 в иных, не предусмотренных договором аренды целях.
Совершение АО "ТСК" и ООО "Бастион" взаимосогласованных действий по незаконному принятию, размещению твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 68:11:1101039:46 установлено Никифоровским районным судом при вынесении решения от 04.02.2019 по делу N 2-9/2019, согласно которому полигон ТКО 1 этап не введён в эксплуатацию, строительные работы по возведению 2 и 3 этапов полигона не начаты, в отношении них истёк срок действия разрешений на строительство от 25.05.2018, при этом на протяжении длительного времени, с ведома и согласия АО "ТСК" силами и средствами ООО "Бастион" осуществлялся фактически приём и размещение твердых коммунальных отходов на неподготовленную для этих целей территорию земельного участка с кадастровым номером 68:11:1101039:46.
Функции, связанные с выполнением технических работ, по приёму и размещению твердых коммунальных отходов, АО "ТСК" передало ООО "Бастион" на основании договора аренды N 2/743 от 14.11.2017 в отношении полигона твердых коммунальных отходов 1 этап и на основании договора субаренды N 2/697 от 14.11.2017 в отношении земельного участка с кадастровым номером 68:11:1101039:46.
Полигон в Никифоровском районе исключён из государственного реестра объектов размещения отходов на основании приказа Управления Росприроднадзора по Тамбовской области N 128 от 03.04.2019.
Приказом Управления топливо-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области от 21.10.2019 N 125 полигон исключен из территориального планирования Тамбовской области, то есть размещение новых твердых бытовых отходов на указанном полигоне не допускается, при этом у АО "ТСК" сохраняется обязанность поддерживать его надлежащее санитарное состояние в течение всего срока эксплуатации полигона.
О признании права собственности на реконструированное сооружение - полигон для захоронения твердых бытовых отходов (1 этап), общей площадью 315,5 кв.м, расположенное по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, северо-восток кадастрового квартала 68:11:1101039 АО "ТСК" также не заявлено, истцом выбран способ защиты в виде взыскания убытков- затрат на реконструкцию указанного объекта.
Исходя из изложенного в действиях АО "ТСК" по заключению договора купли-продажи имущества от 06.12.2016 N 2/837 и в дальнейшем поведении усматривается злоупотребление правом.
В силу пункта 4 части 1 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом); в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (пункты 1, 2 статьи 10 ГК РФ).
Поскольку в указанном случае совокупность условий, необходимых для взыскания убытков, отсутствует, иск АО "ТСК" не подлежит удовлетворению.
Пунктом 1 статьи 222 ГК РФ установлено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
В указанном случае земельный участок с кадастровым номером 68:11:1101039:46 площадью 140000 кв.м, на котором расположен спорный полигон для захоронения твердых коммунальных отходов (1 этап), предоставлен администрацией Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области АО "ТСК" по договору N 1 аренды земельного участка от 28.02.2017 для использования в целях размещения полигона бытовых отходов, земельный участок предоставлен на основании статей 39.6, 39.20 ЗК РФ.
ООО "Бастион" указанный земельный участок ранее был предоставлен на основании постановления администрации Никифоровского района Тамбовской области от 21.09.2012 N 959 в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 5 Закона Тамбовской области от 05.12.2007 N 316-3 "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области", Положением "О предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков в Никифоровском районе для целей, не связанных со строительством", утверждённым решением Никифоровского районного Совета народных депутатов от 16.12.2005 N 221 (договор аренды земельного участка от 21.09.2012 N 172).
Разрешение на строительство полигона для захоронения твердых бытовых отходов (1 этап) N RU68511000-70а от 13.11.2012, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU68511000-68 от 28.12.2012, выданные ООО "Бастион" признаны незаконными.
Приказ Управления Росприроднадзора по Тамбовской области N 377 от 19.12.2017 об утверждении государственной положительной экологической экспертизы и положительная государственная экологическая экспертиза по представленной ООО "Бастион" проектной документации, изготовленная ООО "Техноэкос", в отношении объекта "Реконструкция полигона захоронения твердых коммунальных отходов по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, северо-восток кадастрового квартала 68:1 1:1101039" признаны незаконными апелляционным определением Тамбовского областного суда от 05.10.2022 по делу N 2а-433/2021).
Разрешения на строительство N 68-511-000-34-2018, N 68-511-000-35-2018, N 68-511-000-36-2018 от 25.05.2018, выданные администрацией Никифоровского района Тамбовской АО "ТСК" отменены администрацией Никифоровского района.
Протокол и заключение публичных слушаний от 10.07.2017 отменены постановлением администрации Дмитриевского поссовета от 12.03.2020 N 84.
В выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию АО "ТСК" отказано.
Как указано в пункте 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации", в случае признания разрешения на строительство незаконным, но в отсутствие иных оснований для сноса постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 ГК РФ, она не может быть признана самовольной, если лицо, создавшее постройку, действовало добросовестно и предприняло надлежащие меры для получения данного разрешения.
В силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ законом не установлен запрет на признание права собственности на самовольную постройку, а определены условия возникновения указанного права, при этом данные положения подлежат применению в совокупности с другими нормами права, регулирующими правоотношения, связанные с недвижимостью. При этом возможность сноса самовольной постройки связывается не с формальным соблюдением требований о получении разрешения на ее строительство, а с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использовать такую постройку ввиду ее несоответствия требованиям безопасности и нарушением прав третьих лиц.
Земельный участок, на котором возведена спорная постройка, не предоставлялся для возведения объектов капитального строительства, а размещение полигона бытовых отходов не предполагает строительство на указанном земельном участке.
Поскольку определенные статьей 222 ГК РФ вещные права на участок, на котором возведена спорная постройка, у АО "ТСК" отсутствовали и арендуемый участок предоставлялся для целей, не связанных со строительством, общество не приобретает на нее право собственности.
26.03.2021 Центрально-Черноземное Управление Росприроднадзора приняло участие в совместном осмотре объекта 1 этапа реконструкции полигона в Никифоровском районе, проведенном с участием представителей АО "ТСК", администрации Тамбовской области, Управления Росреестра по Тамбовской области на основании определения арбитражного суда, по результатам осмотра составлен акт с использованием фото и видеофиксации.
В ходе осмотра было выявлено наличие фильтрующей дамбы пруда-накопителя и геомембраны на бортах и дне ложа полигона и пруда-накопителя, что не было предусмотрено проектной документацией 2017 года, в отношении которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, в связи с чем соответствующая проектная документация подлежит повторной государственной экологической экспертизе.
Письмами N 01-20/1143 от 21.05.2019, N 01-20/1260 от 04.06.2019, N 01-20/1618 от 09.07.2019 администрация Никифоровского района Тамбовской области отказала в выдаче разрешения на ввод объекта реконструкции в эксплуатацию со ссылкой на несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации; несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство.
На основании изложенного суд области пришел к выводу, что заключение о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, выданное Верхне-Донским Управлением Ростехнадзора по Тамбовской области, не свидетельствует о соответствии указанного объекта параметрам, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (пункт 3 статьи 222 ГК РФ).
По сведениям, представленным филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области при рассмотрении Мичуринским городским судом дела N 2а-1484/2019, границы земельного участка с кадастровым номером 68:11:1101039:46 находятся в границах муниципального образования "Дмитриевский поссовет Никифоровского района Тамбовской области" и муниципального образования "Никифоровский район Тамбовской области", что отражено в решении по делу N 2а-1484/2019 от 19.12.2019.
Земельный участок предоставлялся для целей, не предполагающих капитальное строительство, не соблюдено требование пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", информация о проведении публичных слушаний надлежащим образом размещена не была, доказательств по организации выставок, экспозиций демонстрационных материалов проекта реконструкции полигона не представлено, возможность подать замечания и возражения, выразить свое отношение к рассматриваемому вопросу каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, не была обеспечена, то есть имелись неустранимые нарушения процедуры публичных слушаний (своевременность оповещения и полнота и достоверность информации), что влечет за собой неосведомленность и введение в заблуждение населения относительно причин и цели проведения публичных слушаний, а также сам факт проведения публичных слушаний.
При этом арбитражным судом также учтено, что регламентация градостроительной деятельности, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28.03.2017 N 10-П, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 10.03.2016 N 308-ЭС15-15458 по делу N А32-22681/2014 указал на то, что, несмотря на наличие у администрации как органа, наделенного полномочиями в сфере публичного порядка строительства, права на иск в силу факта формального нарушения этого порядка - отсутствия разрешения на строительство, положения статьи 222 ГК РФ подлежат применению с учетом публичного интереса в создании социально значимого объекта.
Пунктами 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Аналогичная норма права также закреплена и в пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Между тем, приказом Федеральной службы Росприроднадзора от 03.04.2019 N 128 полигон в Никифоровском районе исключён из государственного реестра объектов размещения отходов.
Приказом Управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области от 21.10.2019 N 125 внесены изменения в территориальную схему, в результате корректировки территориальной схемы полигон из неё исключен, то есть публичный интерес в сохранении социально значимого объекта в р.п. Дмитриевка Никифоровского района Тамбовской области отсутствует, а материалы дела, в том числе вышеуказанный судебные акты Никифоровского районного суда, Мичуринского городского суда не свидетельствуют о согласии лиц, проживающих на указанной территории, чьи права нарушаются сохранением самовольной постройки, на сохранение полигона твердых бытовых отходов в р.п.Дмитриевка Никифоровского района Тамбовской области.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет.
Исходя из изложенного исковые требования администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области подлежат удовлетворению в части признания реконструированного сооружения - полигон для захоронения твердых бытовых отходов (1 этап), общей площадью 315,5 кв.м, расположенного по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, северо-восток кадастрового квартала 68:11:1101039 (кадастровый номер первоначального объекта недвижимости 68:11:1101039:60) самовольной постройкой и обязания АО "ТСК" снести реконструированное сооружение за счет собственных средств.
ООО "Бастион" не является надлежащим ответчиком по иску администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области, в связи с чем в иске к нему судом области правомерно отказано.
Поскольку решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРН о прекращении права собственности АО "ТСК" на самовольную постройку, требование о признании права отсутствующим является ненадлежащим способом защиты нарушенного права, что является основанием для отказа в его удовлетворении.
Возражений в отношении отказа в удовлетворении требований администрации об обязании общества осуществить рекультивацию земельного участка с кадастровым номером: 68:11:1101039:46, находящегося по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, северо-восток кадастрового квартала 68:11:1101039, а также о его возвращении в надлежащем санитарном состоянии в апелляционной жалобе не содержится.
Заявителем апелляционной жалобы в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Суд не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.07.2022 по делу N А64-7193/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Щербатых |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7193/2019
Истец: АО "Тамбовская сетевая компания"
Ответчик: муниципальный район Никифоровский район в лице Администрации Никифоровского района Тамбовской области
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд, Администрация Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области, Администрация Тамбовской области, Верхне-Донское УправлениеФедеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ООО "Бастион", Прокофьев Андрей Анатольевич, Прокофьева Андрея Анатольевича, Саратовский филиал ФАУ "Главгосэкспертиза России", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области, филиал Федеральной кадастровой палаты Тамбовской области
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-35/2023
29.11.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5692/2022
21.03.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-35/2023
13.12.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5692/2022
27.07.2022 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-7193/19