г. Киров |
|
13 декабря 2022 г. |
Дело N А31-5994/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малых Е.Г.,
судей Горева Л.Н., Савельева А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Братухиной Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 26.09.2022 по делу N А31-5994/2022
по иску Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области (ИНН 4401005116, ОГРН 1024400534674)
к закрытому акционерному обществу инженерно-консалтинговая фирма "Вологдакоксконсульт" (ИНН 3525071575, ОГРН 1023500875485)
о взыскании 98 262 руб. 13 коп. пени,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области (далее - истец, Управление, УМВД) обратилось с иском в Арбитражный суд Костромской области к закрытому акционерному обществу инженерно-консалтинговая фирма "Вологдакоксконсульт" (далее - ответчик, общество) о взыскании 98 262 руб. 13 коп. пени за просрочку исполнения договорных обязательств по государственному контракту на корректировку проекта "Здание Вохомского межмуниципального отдела УМВД России по Костромской области пос. Вохма Костромской области" N 1920188100212004401005116/21 от 25.06.2019 (с учетом уточнения, л.д. 137-138).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 26.09.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований УМВД России по Костромской области.
Заявитель жалобы ссылается, что недобросовестное поведение ответчика сдвинуло сроки строительства объекта фактически на два года, что сорвало исполнение государственного оборонного заказа. В настоящий момент строительство здания не возобновлено.
По мнению заявителя жалобы, выводы суда о том, что списание неустойки по контракту должно быть осуществлено заказчиком, является ошибочным и основано на неверном толковании норм материального права.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 15.11.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 16.11.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения. Ответчик указал, что сумма пени составила 7,67 % от цены контракта, из которых половину подрядчик уплатил. Полагает, что оставшаяся сумма пени подлежит списанию в установленном законом порядке.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.06.2019 между истцом (государственный заказчик) и обществом (генеральный подрядчик) заключен государственный контракт N 1920188100212004401005116/21 на выполнение работ по корректировке проектной документации по объекту: Строительство здания Вохомского межмуниципального отдела УМВД России по Костромской области пос. Вохма Костромской области (далее - объект) в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1).
Работы осуществляются поэтапно (период финансирования - финансовый год), не превышая ежегодного лимита бюджетных обязательств, о чем оформляются дополнительные соглашения с указанием цены, сроков выполнения и объемов работ на каждый этап (период финансирования - финансовый год). Работы, не предусмотренные годовыми лимитами бюджетных обязательств, государственным заказчиком не оплачиваются (пункт 1.2).
Пунктом 1.4. и 7.3. контракта установлено, что результатом выполненной работы является откорректированная проектно-сметная документация, получившая положительные заключения государственной экспертизы проектной документации и достоверности определения сметной стоимости на строительство здания Вохомского межмуниципального отдела УМВД России по Костромской области пос. Вохма Костромской области, в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 427 и N 145 от 05.03.2007.
Согласно пункту 2.1. цена контракта - 3 500 000 рублей, НДС не облагается (приложение N 2).
В соответствии с пунктом 3.9 контакта в течение 45 дней, но не позднее 01.06.2020, на основе получившей положительное заключение проектной документации разработать рабочую документацию и передать её вместе с проектной документацией и положительным заключением на нее заказчику.
В течение 60 дней, но не позднее 01.08.2020, генподрядчик предоставляет заказчику сметную документацию, выполненную в соответствии с "Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации", утвержденной и введенной в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 N 15/1 для проверки полноты содержащихся в ней разделов (пункт 3.10 контракта).
В течение трех дней после получения положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, но не позднее 30.11.2020 передать заказчику сметную документацию с положительным заключением на нее и выставить счет на оплату проектных работ (пункт 3.13 контракта).
Пунктом 3.18. контракта предусмотрено, что окончательный расчет за выполненные работы, производится Заказчиком не позднее 30 дней после получения положительных заключений государственной экспертизы проектной документации и достоверности определения сметной стоимости откорректированной проектно-сметной документации на строительство межмуниципального отдела УМВД России по Костромской области пос. Вохма Костромской области, в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. N 427 и N 145 от 05.03.2007 г.
Генеральный подрядчик обязан выполнить все работы в объеме и в сроки, предусмотренные Контрактом, в том числе приложениями к нему, и сдать выполненные работы (их результат) заказчику (пункт 7.1. контракта).
Из приложения N 3 следует, что последний этап по контракту (передача сметной документации заказчику с положительным заключением и оплата работ должна быть произведена не позднее декабря 2020 года.
В силу пункта 9.1. контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
В случае просрочки генеральным подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Генеральным подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет Генеральному подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (пункт 9.4. контракта).
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой как 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта и составляет 175 000 рублей (пункт 9.6. контракта).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения генеральным подрядчиком обязательства в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных генеральным подрядчиком (пункт 9.8. контракта).
В целях обеспечения исполнения обязательств генеральный подрядчик представляет заказчику обеспечение исполнения контракта в размере 5% от начальной цены контракта, что составляет 175 000 рублей либо в форме безотзывной банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или внесением денежных средств на счет. Способ обеспечения исполнения определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно (пункт 10.1).
Пунктом 10.2. контракта установлено, что обеспечение исполнения контракта, в том числе обеспечивает уплату генеральным подрядчиком неустоек в виде штрафа, пени, предусмотренных контрактом, а также убытков, понесенных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением генеральным подрядчиком своих обязательств по контракту.
08.09.2020 между сторонами заключено дополнительное соглашение N 1 к государственному контракту, согласно которому пункт 1.1 контракта дополнен "Государственный заказчик поручает, а генеральный подрядчик принимает на себя выполнение дополнительных проектных работ по объекту: "Здание Вохомского межмуниципального отдела УМВД России по Костромской области пос. Вохма Костромской области".
Пункт 2.1. контракта принят в новой редакции, так цена контракта составляет 3 849 985 рублей 00 копеек, НДС не облагается (пункт 3 дополнительного соглашения).
Выполненные работы по контракту приняты государственным заказчиком по акту от 22.12.2012 N 82 на сумму 3 849 985 рублей.
11.04.2022 УМВД направило в адрес общества требование об уплате неустоек.
Ответчик письмом от 13.04.2022 в ответ на требование возражал, ссылаясь на нормы пункта 42.1 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013, просило произвести расчет пени в соответствии с контрактом и при наличии оснований списать их.
14.04.2022 истец в ответном письме ответчику указал, что заказчику важен конечный результат проектных работ - положительные заключения и выпущенная рабочая документация. Контрактом предусмотрена единовременная оплата проектных работ при соблюдении в комплексе всех условий. Таким образом, размер пени от суммы неисполненных обязательств уменьшен быть не может.
Ответчик в ответе от 15.04.2022 указало, что размер пени в сумме 815 729 рублей 47 копеек не может быть согласован ЗАО "ВологдаКоксконсульт" ввиду его чрезмерности, несоразмерности последствиям нарушения обязательств и несоответствию Постановлению Правительства РФ от 04.07.2018 N 783. Просило согласовать общий размер начисленных и неуплаченных сумм пени в размере 246 060,38 руб. и списать 50 % начисленных и неуплаченных сумм пени в размере 123 030,19 руб. При этом указал, что не подлежащие списанию пени в размере 123 030,19 руб. ЗАО "ВологдаКоксконсульт" обязуется уплатить в течение 3-х банковских дней с момента принятия положительного решения и получения уведомления о списании начисленных и неуплаченных сумм пени.
21.04.2022 истец направил ответчику письмо об уплате неустоек. Пени были определены по ключевой ставке ЦБ РФ, которая на день вручения публиковалась в размере 8,5%, и составили 421 060,38 рублей, 175 000 рублей из которых подлежали удержанию. Повторное требование N 1/1467 было направлено 11.04.2022, соответственно и размер пени был пересчитан с учетом действующей ключевой ставки 20%. Рассчитанная сумма 990 729,47 рублей не является чрезмерной и несоразмерной, не может быть списана в соответствии п.7 Правил списания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 в связи с тем, что, наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) ЗАО "Вологдакоксконсульт" не подтверждено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с указанным иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
На основании статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работ (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В силу статей 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой (штрафом, пеней), которой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пунктом 6 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В пункте 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
В соответствии с пунктом 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым:
а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;
б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В силу пункта 3 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в следующих случае и порядке:
а) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" настоящего пункта;
б) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание 50 процентов начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до 1 января 2021 г., за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" настоящего пункта;
в) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение (пункт 4 Правил N 783).
В случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации на основании Закона N 44-ФЗ, списание неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика (пункт 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 АПК РФ).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, в том числе контракт, дополнительное соглашение, установив факт нарушения ответчиком сроков выполнения работ, факт добровольной оплаты ответчиком неустойки в размере 147 798 рублей 25 копеек, суд первой инстанции пришел к выводу, что неустойка подлежала списанию.
Доводы апелляционной жалобы истца сводятся к несогласию с принятым судебным актом. Заявитель ссылается на недобросовестность подрядчика, а также на изменение цены контракта, ввиду чего полагает невозможным списание пеней.
Однако указанные обстоятельства были предметом оценки суда первой инстанции, который пришел к верному выводу, что изменение стоимости контракта было вызвано необходимостью соблюдения положений бюджетного законодательства в плане контроля расходования денежных средств. Следовательно, заключение дополнительного соглашения, изменяющего цену контракта, не было направлено на обеспечение надлежащего исполнения исполнителем контракта, и оно не может рассматриваться как изменение условий контракта, на которые указано в подпункте "а" пункта 2 Правил N 783, т.е. в качестве меры поддержки.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 26.09.2022 по делу N А31-5994/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Малых |
Судьи |
Л.Н. Горев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-5994/2022
Истец: УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ЗАО инженерно-консалтинговая фирма "Вологдакоксконсульт"