г. Москва |
|
13 декабря 2022 г. |
Дело N А41-20354/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26.09.2022 по делу N А41-20354/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации городского округа Люберцы Московской области - Осипов Ю.С. по доверенности от 24.10.2022,
индивидуального предпринимателя Городецкого Юрия Васильевича - Соломатина Т.А. по доверенности от 14.02.2022.
Индивидуальный предприниматель Городецкий Юрий Васильевич (далее - заявитель, ИП Городецкий, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) с требованиями, исходя из принятых судом уточнений, о признании незаконным отказа, содержащегося в письме от 17.01.2022 N 7081/1-1-6, об обязании продлить сроком до 31.12.2022 договоры от 15.05.2020 на право размещения специализированных нестационарных торговых объектов на территории города Люберцы по адресам:
- г. Люберцы, ул. Инициативная, у дома N 5а;
- г. Люберцы, Октябрьский пр-т, у дома N 380-Ж, ост. "Высшая школа";
- г. Люберцы, Октябрьский пр-т, у дома N 325, ост. "Хлебозавод";
- г. Люберцы, Октябрьский пр-т, ост. "Лицей им. Гагарина";
- г. Люберцы, ул. Кирова, у дома N 14-А.
Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено.
Заинтересованное лицо с вынесенным решением не согласилось, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционных жалобах администрация (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Настаивает на отсутствии оснований для продления действия договора.
В судебном заседании представитель администрации настаивал на доводах жалобы, представитель заявителя возражал против них.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов, на основании проведенной конкурсной процедуры администрацией ИП Городецкому выданы свидетельства от 30.12.2016 о праве на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта на территории города Люберцы, в соответствии с которым предпринимателю сроком до 31.12.2018 - срок действия Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования - разрешалось разместить нестационарные торговые объекты по следующим адресам:
- г. Люберцы, ул. Инициативная, у дома N 5а;
- г. Люберцы, Октябрьский пр-т, у дома N 380-Ж, ост. "Высшая школа";
- г. Люберцы, Октябрьский пр-т, у дома N 325, ост. "Хлебозавод";
- г. Люберцы, Октябрьский пр-т, ост. "Лицей им. Гагарина";
- г. Люберцы, ул. Кирова, у дома N 14-А.
Между администрацией и предпринимателем были заключены договоры на право размещения специализированного нестационарного торгового объекта на территории города Люберцы от 30.12.2016 на срок до 31.12.2018.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.04.2019 по делу N А41-5545/19 признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в незаключении с ИП Городецким договоров на право размещения специализированных нестационарных торговых объектов на основании обращения от 09.10.2018 (входящий номер 4893/1-1-6). Суд обязал администрацию подготовить и направить в адрес заявителя договоры на право размещения специализированных нестационарных торговых объектов на срок до 31.12.2020 по следующим адресам: г. Люберцы, ул. Инициативная, около дома N 5а; г. Люберцы, Октябрьский пр-т, у дома N 380Ж, ост. "Высшая школа"; г. Люберцы, Октябрьский пр-т, у дома N 325, ост. "Хлебозавод" (в сторону Москвы); г. Люберцы, Октябрьский пр-т, ост. "Лицей им. Гагарина" (в сторону Москвы); - г. Люберцы, ул. Кирова, у дома N 14-А.
Во исполнение указанного судебного акта между администрацией и ИП Городецким сроком до 31.12.2020 заключены договоры от 15.05.2020 на право размещения специализированного торгового объекта на территории города Люберцы в отношении объектов по указанным адресам.
Дополнительными соглашениями от 12.08.2020 срок договоров от 15.05.2020 на право размещения специализированного торгового объекта на территории города Люберцы в отношении спорных нестационарных торговых объектов продлен до 31.12.2021.
Из материалов дела также следует, что до истечения срока договоров от 15.05.2020 в редакции дополнительных соглашений от 12.08.2020 ИП Городецкий обратился в администрацию за продлением срока договоров до 31.12.2022.
Письмо от 17.01.2022 N 7081/1-1-6 администрация отказала в продлении срока договоров аренды от 15.05.2020, поскольку срок таких договоров продлен до 31.12.2021, в связи с чем заявитель реализовал свое право на продление договоров.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, полагая, что отказ, выраженный в письме от 17.01.2022 N 7081/1-1-6, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права в области осуществления предпринимательской деятельности, ИП Городецкий обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу положений пункта 2 статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Из пункта 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 10).
На территории Московской области подобный Порядок утвержден распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 N 32-р, которое отменено в связи с принятием Распоряжения Минсельхозпрода МО от 13.10.2020 N 20РВ-306 "О разработке и утверждении органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов и Методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Московской области".
На основании указанных норм на территории муниципального образования - городское поселение Люберцы Решением Совета депутатов городского поселения Люберцы от 17.04.2014 N 350/2 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Люберцы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного Положения размещение нестационарных торговых объектов на территории города Люберцы осуществляется в местах, определенных Схемой, утвержденной Постановлением администрации города Люберцы сроком на пять календарных лет, или на земельных участках, находящихся в частной собственности, на основании постановления администрации города Люберцы с учетом требований настоящего Положения.
Согласно пункту 3 статьи 4 Положения, основанием для размещения и эксплуатации нестационарного торгового объекта являются проект и свидетельство, подтверждающие соответствие установленного объекта требованиям настоящего Положения.
Основанием для изготовления субъектом торговли нестационарного торгового объекта и осуществления предварительных работ по его установке на территории города Люберцы в месте, определенном Схемой, являются Выписка из протокола заседания комиссии по проведению конкурсов на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Люберцы и проектная документация.
Постановлением администрации от 27.04.2017 N 1620-ПА утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Люберцы Московской области на 2017-2021 годы.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", постановлением Правительства Московской области от 03.03.2020 N 83/6 "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области" Распоряжением Минсельхозпрода МО от 13.10.2020 N 20РВ-306 "О разработке и утверждении органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов и Методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Московской области" (в редакции по состоянию на 17.01.2022) органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области, определенным в соответствии с уставом муниципального образования Московской области, рекомендовано продлевать сроки действия договоров с учетом сроков продления действия схем в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 настоящего распоряжения без проведения аукциона, изменения цены договора.
Постановлением администрации от 14.05.2020 N 1431-ПА срок действия Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Люберцы Московской области, утвержденной постановлением администрации от 27.04.2017 N 1620-ПА, продлен до 31.12.2022.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что Управлению потребительского рынка, услуг и рекламы поручено заключить дополнительные соглашения к договорам или продлить срок действия свидетельств в случае письменного обращения в администрацию владельцев нестационарных торговых объектов (пункт 2.1).
Указанные нормы, по мнению суда апелляционной инстанции, были направлены на поддержку субъектов предпринимательской деятельности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, что следует из преамбулы постановления администрации от 14.05.2020 N 1431-ПА.
При данных обстоятельствах, исходя из наличия письменного обращения заявителя и срока действия Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Люберцы Московской области, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к верному выводу, что администрация не имела оснований для отказа в продлении сроков договоров аренды от 15.05.2020 в редакции дополнительных соглашений от 12.08.2020 на право размещения нестационарных торговых объектов.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерные выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.09.2022 по делу N А41-20354/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-20354/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЛЮБЕРЦЫ ЛЮБЕРЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ИП Городецкий Юрий Васильевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЛЮБЕРЦЫ ЛЮБЕРЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области