город Москва |
|
14 декабря 2022 г. |
дело N А40-83867/22 |
Резолютивная часть постановления от 06.12.2022.
Полный текст постановления изготовлен 14.12.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ВЕБ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.2022 по делу N А40-83867/22,
по заявлению ООО "ВЕБ"
к УФАС России по г. Москве
третьи лица: ООО "АБК-Инвест"; ООО "Авангард; ТУ Росимущества в г. Москве; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконными и отмене решения и предписания;
при участии:
от заявителя - Доронин Д.А. по доверенности от 20.12.2021;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
от третьих лиц - не явились, извещены;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.2022 в удовлетворении заявленных ООО "ВЕБ" требований о признании незаконными решения и предписания УФАС России по г. Москве от 20.01.2022 по делу N 077/07/00- 445/2022, отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, в судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы.
В качестве третьих лиц в деле участвуют ООО "АБК-Инвест"; ООО "Авангард; ТУ Росимущества в г. Москве; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве.
Представители антимонопольного органа и третьих лиц в судебное заседание не явились, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в адрес антимонопольного органа поступила жалоба ООО "АБК-инвест" на действия на действия ООО "ВЕБ" при проведении аукциона по реализации имущества должника (извещение N 201221/54292581/02, лот N 1), мотивированная неправомерным отклонением поданной им заявки при проведении торгов.
Рассмотрев доводы жалобы ООО "АБК-инвест" и оценив представленные в дело доказательства, антимонопольным органом принято решение, которым жалоба признана обоснованной и на основании указанного решения заказчику выдано предписание от 20.01.2022 по делу N 077/07/00-445/2022 об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.
Из материалов дела следует, что организатором торгов 20.12.2021 опубликовано извещение о проведении торгов N 201221/54292581/02, лот N 1. предмет торгов: комната N 2 площадью 19,4 кв.м в квартире, расположенной по адресу: Москва, улица Константинова, дом 22, кв. 15, комната 2, кадастровый номер 77:02:0023005:3335. обременение: заложенное.
Дата начала подачи заявок - 20.12.2021 в 15:00.
Дата окончания подачи заявок - 30.12.2021 до 09:00.
Дата проведения торгов - 11.01.2022 в 13:30.
Согласно протоколу определения участников торгов ООО "АБК-Инвест" не допущен до этапа подачи ценовых предложений, без указания причин в протоколе определения участников, что нарушает права и интересы ООО "АБК-Инвест".
ООО "АБК-Инвест" направлено обращение в адрес организатора торгов с просьбой указать причину не допуска до торгов.
14.01.2022 организатором торгов в ответ на полученное обращение заявителя указал, что в назначении платежа при перечислении задатка не указана информация в соответствии с п. 7.4. Правил.
В соответствии с п. 7.2. Правил проведения торгов и подготовки заявки на торги по реализации арестованного и залогового имущества (приложение N 1 к извещению) при приеме заявок организатор торгов проверяет соответствие заявки на участие в торгах и соответствие приложенных к ней документов установленному в извещении перечню документов, которые должны быть приложены к заявке, а также настоящим правилам, организатор торгов устанавливает обязательный к соблюдению участникам порядок оформления заявки.
Каждый документ заявки должен соответствовать нумерации позиции в описи документов и иметь соответствующее наименование, позволяющее точно идентифицировать содержание документа, например: "2. паспорт участника", "3. анкета" и пр.
При несоблюдении правил оформления организатор вправе отклонить заявку.
К торгам допускаются лица, оплатившие сумму задатка по соответствующим реквизитам. В назначении платежа при перечислении задатка указывать: "Перечисление задатка для участия в торгах N (лот N) по продаже арестованного имущества должника Ф.И.О., исполнительное производство дата и номер. НДС не облагается". Необходимо заполнение кода нормативного акта в поле 22 "код" платёжного поручения (в соответствии с п. 5 Порядка 119н), а именно: "1. код 0001, в соответствии с Федеральным законом N 229-ФЗ от 02.07.2007 "Об исполнительном производстве", внесение задатка лицами, участвующими в аукционе, поступление основного платежа победителя и сумм налогов, подлежащих исчислению; 2. код 0014, в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", внесение выкупной цены за арестованное имущество по результатам открытого аукциона по реализации арестованного заложенного недвижимого имущества, оплата НДС. Внесение задатка лицами, участвующими в публичных торгах." (абз. 2 п. 7.4. Правил).
В соответствии с п. 7.5 Приложения N 1 "Правила проведения торгов и подготовки заявки на торги по реализации арестованного и залогового имущества" к извещению о торгах организатор торгов отказывает заявителю в допуске на участие в торгах в следующих случаях: заявка подана по истечении срока приема заявок, указанного в извещении; задаток оплачен по истечении срока приема заявок, указанного в информационном сообщении (извещении); не представлено подтверждение об уплате задатка в срок, не менее двух календарных дней до даты проведения торгов; в назначении платежа при перечислении задатка не указана или указана не полностью информация п. 7.4. настоящих Правил.
Организатором торгов указано на то, что представлены не все документы, перечисленные в извещении, аукционной документации либо настоящих правилах, либо представлены документы, несоответствующие требованиям действующего законодательства либо настоящим правилам, извещению, аукционной документации, либо представленные документы содержат недостоверные сведения, либо представленные сведения/документы имеют неоднозначное трактование, либо документы не соответствуют требованиям (формам), размещённым на ЭТП.
Из пояснений заявителя следует, что в представленном ООО "АБК-Инвест" платежном поручении об уплате задатка N 3526 от 28.12.2021 не заполнено поле 22 "код".
Антимонопольным органом установлено, что в платежном поручении содержалась вся необходимая информация, в том числе указано следующее: перечисление задатка для участия в торгах N 93255 (лот N 1) по продаже арестованного имущества должника Ф.И.О. Исполнительное производство 16.07.2021 N 66904/21/77010-ИП без НДС.
В свою очередь, организатором не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие денежных средств на расчетном счете ТУ Росимущества в г. Москве на момент рассмотрения заявок.
Организатор торгов указывает на наличие дополнительных причин для отказа в допуске заявки заявителя, а именно: в представленном на рассмотрение электронном образе документа "опись" не заполнены ячейки страницы с_по_; в представленном на рассмотрение электронном образе документа "опись" не конкретизирован перечень описываемых документов; представленные на рассмотрение электронные образы документов не пронумерованы и не приведены в соответствие с описью; представленный на рассмотрение электронный образ документа "анкета клиента юридического лица" датирован ранее (27.12.2021) даты подачи заявки (29.12.2021); представленный на рассмотрение электронный образ документа "заявка на участие в торгах" датирован ранее (27.12.2021) даты подачи последней (29.12.2021); представленный на рассмотрение электронный образ документа "гарантийное письмо (об отсутствии решения о ликвидации)" датирован ранее (20.01.2021) даты подачи заявки (29.12.2021); представленный на рассмотрение электронный образ документа "опросный лист по 115-фз" датирован ранее (02.11.2021) даты подачи заявки (29.12.2021); представленный на рассмотрение электронный образ документа "Согласие на обработку персональных данных" датирован ранее (27.12.2021) даты подачи заявки (29.12.2021); в представленном на рассмотрение электронном образе документа "заявка на участие в торгах" отсутствует дата (26.11.2021) поручения на реализацию арестованного имущества N Л12/21/35/Ост-47; в представленном на рассмотрение электронном образе документа "заявка на участие в торгах" отсутствует номер (N 77010/21/429193) постановления о передаче арестованного имущества на торги от 15.11.2021; в представленном на рассмотрение электронном образе документа "анкета клиента юридического лица" заполнены не все поля (серия, номер дата начала срока пребывания в Российской Федерации; дата окончания срока пребывания в Российской Федерации; наименование серия, номер начало срока пребывания окончание срока пребывания; адрес места пребывания; действует на основании - фамилия имя отчество (если имеется); должность; дата рождения; место рождения; гражданство; наименование; серия: номер; когда выдан; кем выдан; код подразделения; серия, номер дата начала срока пребывания в Российской Федерации и дата окончания срока пребывания в Российской Федерации; наименование серия, номер начало срока пребывания окончание срока пребывания; адрес места регистрации; адрес места пребывания; номер документа на основании которого действует; дата выдачи документа на основании которого действует; срок действия документа на основании которого действует; факс; иное.); в представленном на рассмотрение электронном образе документа "согласие Мамалимова P.M. на предоставление и обработку персональных данных от 27.12.2021" не указаны сведения в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ и ч. 1 п. 7.10. Правил (адрес субъекта персональных данных; номер основного документа удостоверяющего его личность; сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе); в представленном на рассмотрение электронном образе документа "согласие Гафуровой В.В. на предоставление и обработку персональных данных от 27.12.2021" не указаны сведения в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ и ч. 1 п. 7.10. Правил (адрес субъекта персональных данных; номер основного документа удостоверяющего его личность; сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе); в представленном на рассмотрение электронном образе документа "согласие Бакулина С.В. на предоставление и обработку персональных данных от 27.12.2021" не указаны сведения в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ и ч. 1 п. 7.10. Правил (адрес субъекта персональных данных; номер основного документа удостоверяющего его личность; сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе).
Вместе с тем, судом установлено относительно оснований отклонения N 1, 2, 3, что в соответствии с извещением о проведении аукциона подача заявок осуществляется посредством электронной торговой площадки в форме электронного образа документа. При этом установление требования о наличии нумерации применимо в случае предоставления документов в бумажной форме.
Антимонопольным органом установлено, что ООО "АБК-Инвест" в составе заявки представлена опись документов с указанием наименований документов и количества страниц. Кроме того, положениями извещения не предусмотрено требований по заполнению страниц описи документов от и до, а также указания на конкретный перечень описываемых документов.
В связи с чем, отклонение заявки по указанным организатором торгов основаниям в данном случае неправомерно.
В части оснований отклонения N 4 - 8 следует, в соответствии с п. 7.7 Правил документы опись, анкета, сведения, согласие на предоставление обработку персональных данных, заявка на участие в торгах должны иметь дату в пределах срока подачи заявок аукциона.
Антимонопольным органом установлено, что в данном случае представленные ООО "АБК-Инвест" в составе заявки документы датированы в пределах срока подачи заявок аукциона, в том числе не позднее даты окончания срока подачи заявок - 30.12.2021. При этом, организатором торгов не представлено обоснований необходимости указания даты документов, передавленных к заявке на момент подачи заявки.
Таким образом, отклонение заявки ООО "АКБ-Инвест" по данном основанию неправомерно.
В части оснований отклонения N 9, 10 антимонопольным органом установлено, что в представленной ООО "АКБ-Инвест" форме заявки указан номер поручения на реализацию имущества. При этом предоставление сведений, подтверждающих пребывание гражданина на территории Российской Федерации предоставляет физическое лицо в составе своей заявки.
В этой связи антимонопольный орган пришел к выводу о формальном подходе организатора торгов к рассмотрению заявок участников, поскольку не указание даты поручения и номера поручения на реализацию имущества не может свидетельствовать о несоответствии формы заявки такого участника.
Заявка ООО "АБК-Инвест" по ее составу и содержанию соответствовали требованиям извещения и в представленной ООО "АБК-Инвест" анкете клиента юридического лица представлены все необходимые сведения о руководителя юридического лица.
Таким образом, основание отклонения N 11 является незаконным.
Относительно основания отклонения N 12, 13, 14 антимонопольным органом установлено, что в соответствии с п. 7.10 Правил участник подаёт согласие на обработку персональных данных в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности: фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе; фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных); наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных; цель обработки персональных данных; перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных; наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу; перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных; срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом; подпись субъекта персональных данных. При этом в документации указано, что согласие на обработку персональных данных должно соответствовать указанным требованиям и подаётся в свободной форме. Кроме того, перед началом формирования заявки на электронной площадке каждый участник проставляет подтверждает свое согласие на обработку персональных данных.
Отклонение заявки в данном случае неправомерно, поскольку предоставление дополнительной информации о согласии является излишним требованием. Кроме того, заявителем не указаны причины отклонения заявок в протоколе определения участников торгов. При этом, учитывая, что торги являются по своей сути публичной процедурой, организатором торгов должна быть указана информация о результатах рассмотрения заявок на участие в торгах, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников. Такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием на то, каким именно положениям извещения и в какой собственной части эта заявка не соответствует, чтобы исключить возможность организатора торгов в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения и соответственно и предоставить участникам закупки возможность в случае несогласия с таким решением организатора торгов оспорить его в установленном законом порядке, в связи с чем не опубликование указанной информации непосредственно затрагивает права и законные интересы участников торгов.
В настоящем случае в протоколе определения участников торгов от 11.01.2022 не указаны причины отклонения заявок участников.
Действуя разумно и добросовестно в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, организатор торгов обязан способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов. Отсечение претендентов на стадии определения участников торгов, на стадии подачи заявок не соответствует целям реализации имущества должника. Торги являются публичными торгами, целью проведения которых является реализация имущества с наибольшей ценой. Наибольшее количество участвующих в торгах лиц, проявивших интерес к реализуемому имуществу, способно увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущество, что в конечном счете повышает степень удовлетворяемости требований взыскателя.
Кроме того, договор по результатам процедуры заключен - 13.01.2022. Итоговый протокол составлен 11.01.2022. При этом согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 17.06.2021 N ГМ/49532/21 по вопросу применения норм о моратории на заключение договора при проведении публичных торгов по реализации заложенного имущества в рамках Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", торги по продаже заложенного имущества в ходе исполнительного производства относятся к числу публичных торгов, организованных в рамках принудительного исполнения судебных актов, и, соответственно, при их проведении должны учитываться нормы Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Положения ч. ч. 7 и 8 ст. 57 Закона об ипотеке носят диспозитивный характер и предоставляют победителю торгов и их организатору право на совершение необходимых для заключения договора процессуальных действий по 5 (пять) дней каждому.
В то же время, в целях исключения злоупотребления указанными лицами своими правами с целью скорейшего заключения договора и препятствования тем самым обжалованию другими участниками результатов торгов положениями ч. 11 ст. 89 Закона об исполнительном производстве закреплен императивный запрет на заключение договора по результатам публичных торгов ранее 10 (десяти) дней со дня подписания протокола, на основании которого осуществляется заключение такого договора.
При этом, торги в рамках Закона об ипотеке также отнесены к числу публичных и охватываются императивным запретом ч. 11 ст. 89 Закона об исполнительном производстве.
В связи с этим, положения ч. 11 ст. 89 Закона об исполнительном производстве, устанавливающие императивный запрет на заключение договора по результатам торгов ранее, чем через 10 дней со дня подписания протокола торгов (размещения его на сайте в сети "Интернет"), применимы при проведении публичных торгов по реализации заложенного имущества в ходе исполнительного производства в рамках Закона об ипотеке и рассмотрении антимонопольными органами жалоб на нарушение процедуры проведения таких торгов и порядка заключения договоров по их результатам.
Таким образом, организатором торгов в нарушение ч. 11 ст. 89 Закона об исполнительном производстве заключен договор по итогам Торгов с нарушением соответствующих сроков и является ничтожным, в связи с чем, антимонопольным органом законно выдано предписание.
Учитывая изложенное, оспариваемые решение и предписание УФАС России по г. Москве от 20.01.2022 по делу N 077/07/00-445/2022 вынесены в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.2022 по делу N А40-83867/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-83867/2022
Истец: ООО "ВЕБ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "АБК-ИНВЕСТ"