г. Хабаровск |
|
14 декабря 2022 г. |
А73-12602/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования: Дедух И.В. представителя по доверенности от 10.01.2022, сроком по 31.12.2022; Михлик Е.А. представителя по доверенности от 10.01.2022, сроком по 31.12.2022; Литовка П.И., представителя по доверенности от 10.01.2022, сроком по 31.12.2022;
от Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю: Петренко В.А. представителя по доверенности от 30.12.2021, сроком по 01.01.2023;
от Министерства здравоохранения Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю
на решение от 11.10.2022
по делу N А73-12602/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования (ОГРН 1022700921880, ИНН 2700000539)
к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700911881, ИНН 2721009290)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство здравоохранения Хабаровского края
о признании недействительными пункта 5 описательно-мотивировочной части и абзаца первого пункта 2 резолютивной части представления от 21.06.2022 N 22-14-72/50-3390
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования (далее - ХК ФОМС, Фонд, заявитель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - УФК по Хабаровскому краю, Управление) (с учетом принятого судом уточнения на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительными пункта 5 описательно-мотивировочной части и абзаца 1 пункта 2 резолютивной части представления УФК по Хабаровскому краю от 21.06.2022 N 22-14-72/50-3390.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Хабаровского края (далее - Министерство).
Решением суда от 11.10.2022 требование ХК ФОМС удовлетворено частично: признан недействительным абзац первый пункта 2 резолютивной части представления УФК по Хабаровскому краю от 21.06.2022 N 22-14-72/50-3390, в удовлетворении остальной части требования отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, УФК по Хабаровскому краю обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части признания недействительным абзаца 1 пункта 2 резолютивной части представления УФК по Хабаровскому краю от 21.06.2022 N 22-14-72/50-3390 отменить, в удовлетворении требований ХК ФОМС отказать в полном объеме.
Заявитель жалобы утверждает следующее: установив при проведении контрольного мероприятия, что Фондом была завышена сумма потребности в средствах иного межбюджетного трансферта из средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, что привело к излишнему перечислению заявителю 68 643 222,14 руб., Управление обоснованно направило требование об устранении указанного нарушения и принятия мер к возмещению в доход федерального бюджета необоснованно полученных денежных средств; возможность установления органом внутреннего государственного финансового контроля требования по возмещению неправомерно полученных из бюджета денежных средств не ограничивается только фактами их нецелевого использования; поскольку со стороны заявителя не допущено нецелевое использование средств, но имел место факт иного нарушения бюджетного законодательства, связанного с необоснованным получением средств иного межбюджетного трансферта, в отношении Фонда было оформлено представление с требованием принять меры к возмещению в доход федерального бюджета излишне полученных средств.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, ХК ФОМС отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Министерства, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие Министерства в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель заявителя жалобы в судебном заседании поддерживает ее доводы в полном объеме, просит решение суда отменить в части, принять новый судебный акт.
В судебном заседании представители ХК ФОМС возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, не возражали против проверки законности и обоснованности решения суда в обжалуемой части.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции лишь в обжалуемой части.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, на основании приказа УФК по Хабаровскому краю от 07.02.2022 N 49, а также приказов от 25.03.2022 N 114 и от 13.04.2022 N 149 о продлении срока в отношении ХКФОМС проведена выездная проверка осуществления расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и федерального бюджета, в том числе на завершение расчетов в части реализации программы обязательного медицинского страхования.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте выездной проверки от 17.05.2022.
Согласно письму от 20.06.2022 возражения ХКФОМС на акт проверки приняты УФК по Хабаровскому краю в части нарушения пункта 3 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2020 N 1417н "Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию", по остальным нарушениям, отраженным в акте проверки от 17.05.2022, возражения не приняты.
УФК по Хабаровскому краю согласно пункта 5 описательно-мотивировочной части оспариваемого представления пришло к выводу о том, что ХКФОМС в нарушение абзаца 6 пункта 7, пункта 9 Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 N 163, ХКФОМС в 2021 году завышен размер потребности в средствах иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета на сумму 69 671 449 руб. 54 коп.
Кроме того в заявке на перечисление межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования от 14.04.2021 завышен показатель по строке 0620 "Размер превышения объемов расходов над объемом доходов" с учетом корректирующего коэффициента и значения предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации на 2021 год на сумму 69 571 449 руб. 54 коп.
Между тем, в результате завышения значения показателя по строке 0210 "превышающий сумму принятых от указанных медицинских организаций счетов на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам с 1 марта по 31 декабря 2020 года, всего, из них:", относящейся к строке 0200 "Объем средств, направленных с 1 марта по 31 декабря 2020 года из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходов медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в рамках реализации решений Правительства Российской Федерации, принятых в соответствии с частью 8.1 статьи 35 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", всего, из них:" на сумму 92 025 726 руб. 91 коп.
Так, УФК по Хабаровскому краю посчитав действия ХКФОМС как завышение размера потребности в средствах иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета на сумму 69 571 449 руб. 54 коп., 21.06.2022 выдало Фонду представление N 22-14-72/50-3390, согласно которого указало в абзаце 1 пункта 2 на необходимость устранить нарушение в срок не позднее 17.03.2023, в частности, принять меры по возмещению в доход федерального бюджета денежных средств в размере 68 643 222 руб. 14 коп., представляющих собой разницу между величиной фактически представленного иного межбюджетного трансферта - 1496 183 700 руб., и размером потребности в средствах иного межбюджетного трансферта, который следовало указать в заявке на перечисление от 14.04.2021 - 1427 540 477 руб. 86 коп.
Фонд не согласившись с представлением, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования в части признания недействительным пункта 5 описательно мотивировочной части представления УФК, суд сослался на положения статей 1, 2, 34, 38, 81, 129, 130, 132, 265, 266.1, 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2021 N 348-р, пункты 6, 7, 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 N 163 (далее - Правила N 163), материалы выездной проверки Фонда, в результате исследования которых, пришел к выводу о завышении ХК ФОМС в 2021 году размера потребности в средствах иного межбюджетного трансферта, размер превышения составил 68 643 222,14 руб. (данная сумма представляет собой разницу между величиной фактически предоставленного иного межбюджетного трансферта - 1 496 183 700,00 руб. и размером, который следовало указать в заявке от 14.04.2021 - 1 427 540 477,86 руб.).
Действия Фонда расценены УФК по Хабаровскому краю как завышение в 2021 году размера потребности в средствах иного межбюджетного трансферта на сумму 69 571 449 руб. 54 коп.
В указанной части решение суда первой инстанции не было обжаловано УФК по Хабаровскому краю.
В отношении требования о признании недействительным абзаца первого пункта 2 резолютивной части рассматриваемого представления УФК по Хабаровскому краю, обязывающего Фонд устранить нарушение в срок не позднее 17.03.2023, в частности, принять меры по возмещению в доход федерального бюджета денежных средств в размере 68 643 222 руб. 14 коп, судом установлено следующее.
Любая мера ответственности, в том числе установленная бюджетным законодательством, должна отвечать принципам справедливости, соразмерности и пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Как указано в статье 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Пунктами 14 и 15 Правил N 163 установлены случаи возврата в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации и бюджет г. Байконура межбюджетных трансфертов с целью их дальнейшего перечисления в доход федерального бюджета, а именно использованные территориальными фондами обязательного медицинского страхования не по целевому назначению и в случае, если территориальными фондом обязательного медицинского страхования по состоянию на 31 декабря 2021 года допущены нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта и до первой даты представления отчетности о достижении такого значения в 2022 году указанные нарушения не устранены.
Таких нарушений в рамках проверки УФК по Хабаровскому краю не установлено.
Нецелевое использование бюджетных средств или иное бюджетное нарушение, Управлением не выявлено, в акте проверки не зафиксировано и Фонду оспариваемым представлением не вменяется.
А нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов или подзаконных нормативных актов, как верно установил суд, не предусматривают возможность применения бюджетных мер принуждения в виде возврата средств субсидии в случае установления иных, не предусмотренных указанными нормативными правовыми актами, нарушений.
С учетом установленных обстоятельств, верен вывод суда о необходимости удовлетворения требования Фонда и признания недействительным абзаца первого пункта 2 резолютивной части представления УФК по Хабаровскому краю от 21.06.2022 N 22-14-72/50-3390.
Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда, сделанным на основе исследования доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ним, что не может являться основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11 октября 2022 года по делу N А73-12602/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12602/2022
Истец: ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Министерство здравоохранения Хабаровского края