г. Москва |
|
13 декабря 2022 г. |
Дело N А40-88761/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Елоева А.М.,
судей Расторгуева Е.Б., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Балан А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2022 по делу N А40-88761/22 по иску ООО "УК Ставрополя "Центральная" (ОГРН: 1152651015000) к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284) о взыскании 89 452 руб. 95 коп. неустойки за период с 12.01.2021 по 25.04.2022,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Уткин В.В. по доверенности от 11.10.2022 N 207/5/д/218,
УСТАНОВИЛ:
ООО "УК Ставрополя "Центральная" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Минобороны России неустойки за период с 12.01.2021 по 25.04.2022 в сумме 89 452 руб. 95 коп., почтовых расходов в сумме 126 руб. 40 коп..
Решением суда от 28.09.2022 с Минобороны России в пользу ООО "УК Ставрополя "Центральная" взыскана неустойка в сумме 84 684 руб. 67 коп., расходы по оплате почтовых услуг в сумме 117 руб. 77 коп., государственной пошлины по иску в сумме 3 387 руб.; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, указав на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, пропуск срока исковой давности; ссылается на неправомерность взыскания с ответчика неустойки в отсутствие платежных документов, несоразмерность взысканной неустойки последствиям нарушения обязательства, неправомерность взыскания с ответчика расходов на почтовые расходы.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, протоколом собрания собственников помещений жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ д. 2/7 от 28.03.2017 N 1/17 в качестве управляющей организации выбрана ООО Управляющая компания "Народная", утверждён способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией (4 вопрос протокола).
04.04.2017 между ООО УК "Народная" и собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ д. 2/7 заключен договор управления многоквартирным домом N 2/7.
Решением единственного участника ООО УК "Народная" от 01.10.2019 ООО УК "Народная" реорганизовано в форма присоединения к ООО УК г. Ставрополя "Центральная".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 08.12.2021 по делу N А40-78018/21-180-557 с Министерства обороны Российской Федерации в пользу ООО Управляющая компания г. Ставрополя "Центральная" взыскана задолженность по договору N 2/7 от 01.10.2019 за период с 15.12.2017 по 09.12.2019 в сумме 261 000 руб. 63 коп., пени за период с 11.01.2018 по 05.04.2020 в сумме 53 556 руб. 41 коп., 9 292 руб. расходов по госпошлине, 57 руб. 60 коп. почтовых расходов..
В обоснование заявленных требований истец ссылается на несвоевременное исполнение ответчиком обязательств по оплате установленной решением суда задолженности, в связи с чем истцом в соответствии с ч.14 ст.155 ЖК РФ начислены пени за последующий период - с 12.01.2021 по 25.04.2022 в размере 89 452 рублей 95 копеек.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39, статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Исходя из п. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Пункт 14 статьи 155 ЖК РФ устанавливает, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм, за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Поскольку со стороны ответчика не представлены доказательства надлежащего исполнения обязательств по оплате оказанных истцом услуг в установленный договором срок, правомерны выводы суда первой инстанции о взыскании с ответчика пени в соответствии с ч.14 ст.155 ЖК РФ по 31.03.2022 в сумме 84 684 руб. 67 коп., с учетом применения Постановлений Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474, от 28.03.2022 N 497.
Суд апелляционной инстанции с учетом позиции высших судебных инстанций, не усматривает наличия предусмотренных законом оснований для снижения размера неустойки и применения положений ст.333 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку размер неустойки и период начисления определен судом первой инстанции в соответствии с условиями договора, а также с соблюдением принципов разумности, справедливости и с учетом баланса интересов обеих сторон.
Доводы ответчика о неправомерном начислении неустойки за несвоевременную оплату задолженности ввиду ненаправления в адрес ответчика счетов на оплату необоснованны, поскольку обязательство по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги закреплена п.1 ст.155 ЖК РФ и не обусловлена направлением управляющей организацией платежных документов.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения и не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2022 по делу N А40-88761/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-88761/2022
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ "ЦЕНТРАЛЬНАЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ