город Томск |
|
14 декабря 2022 г. |
А45-20573/2022 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Афанасьевой Е.В. рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Таррент" (07АП-9796/2022) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.09.2022 в виде резолютивной части (.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.12.2022.
по делу N А45-20573/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства(судья Суворова О.В.), по исковому заявлению Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (ОГРН 1105400000430, г. Новосибирск) к обществу с ограниченной ответственностью "Таррент" (ОГРН 1195476092415, г. Новосибирск) о взыскании 235 036 рублей 91 копейки.
УСТАНОВИЛ:
Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Таррент" (далее - ответчик) о взыскании суммы задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.08.2020 по 31.03.2022 в размере 235 036 рублей 91 копейка.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19.09.2022, принятым в виде резолютивной части, исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Новосибирск, ул. Забалуева, д. 21/1, П1260, в сумме 235 036 рублей 91 копейки за период с 01.08.2020 по 31.03.2022, расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 186 рублей 67 копеек.
Мотивированное решение изготовлено 13.10.2022 в связи с поступлением апелляционной жалобы.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Таррент" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование к отмене судебного акта апеллянт указывает, что истцом неверно исчислен период и сумма, подлежащие взысканию, кроме того, истец ранее уже обращался с аналогичным требованием в Арбитражный суд Новосибирской области. Также апеллянт полагает необоснованным отказ суда в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 271.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости ответчику на праве собственности принадлежит помещение по адресу: г. Новосибирск, ул. Забалуева, д. 21/1 П1260, площадью 1 423 кв.м.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 13.11.2013 N 490-п Фонд модернизации ЖКХ наделен полномочиями регионального оператора, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Новосибирской области.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 N 524-П утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014-2043 годы, разделом III которой многоквартирный дом по ул. Забалуева, д. 21/1 П1260, в городе Новосибирске включен в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту общего имущества.
Полагая, что ООО "Таррент" является лицом, ответственным за содержание нежилого помещения, Фонд модернизации ЖКХ обратился к нему с претензией от 04.05.2022 N ИС-03530 об уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, направление которой подтверждено списком внутренних почтовых отправлений от 05.04.2022.
Неисполнение ответчиком претензионных требований послужило основанием для обращения Фонда модернизации ЖКХ в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу пункта 2 части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 2 статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в Кодексе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за нежилое помещение и коммунальные услуги возникает непосредственно у собственника соответствующего помещения.
По смыслу приведенных законоположений, обязанность по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, включая взносы на капитальный ремонт, обусловлена наличием у соответствующего лица права собственности в отношении данного имущества.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства, по общему правилу, не допускается.
В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за установленными исключениями, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 Кодекса (часть 3 статьи 169 ЖК РФ).
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме (часть 3 статьи 158 ЖК РФ).
Поскольку многоквартирный дом по ул. Забалуева, 21/1 П1260 в г. Новосибирске включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах 27.11.2013, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества возникла у собственников помещений в данном многоквартирном доме с 01.08.2014.
Следовательно, ответчик является лицом, обязанным уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в течение указанного истцом периода.
Согласно части 1 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
В Новосибирской области минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 N 360-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области" постановлением Правительства Новосибирской области на трехлетний период реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с разбивкой по годам и может индексироваться на второй и третий год указанного трехлетнего периода, но не более уровня инфляции.
Постановлениями Правительства Новосибирской области от 22.11.2013 N 512-п, от 10.10.2016 N 325-п установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, с одного квадратного метра на единицу общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику помещения, в месяц: на 2020 год - 7,72 рублей; на 2021 год - 10,07 рублей.
Согласно части 1 статьи 183 ЖК РФ учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, ведет региональный оператор. Система учета фондов капитального ремонта включает в себя, в частности, сведения о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных пеней (пункт 1 части 2 статьи 183 ЖК РФ).
Наличие задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт в принадлежащего ответчику нежилого помещения подтвержден информацией о состоянии лицевого счета, не опровергнутой ответчиком представлением надлежащих и допустимых доказательств. При начислении задолженности применены тарифы взносов на капитальный ремонт, соответствующие нормативно установленному минимальному размеру взноса на капитальный ремонт.
Согласно пункту 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Статьей 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если не установлен иной срок.
Согласно представленному истцом расчету, задолженность ООО "Таррент" по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.08.2020 по 31.03.2022 составляет 235 036 рублей 91 копейки.
Расчет задолженности, проверенный апелляционным судом, признается арифметически верным, соответствующим положениям жилищного законодательства. Ответчиком, несмотря на общие указание на неверность расчета, мотивированного обоснования таких доводов не указано.
При этом ответчиком ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе не указаны конкретные данные расчета с которыми он не согласен, не представлен контррасчет.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества собственников многоквартирного дома и взыскании задолженности в сумме 235 036 рублей 91 копейки.
Указание заявителя о том, что суд необоснованно рассмотрел дело в порядке упрощенного производства, является необоснованным.
В силу статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом пункта 1.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" от 08.10.2012 N 62, если по формальным признакам (например, цена иска, сумма требований, размер штрафа и др.) дело относится к перечню, указанному в частях 1 и 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд на основании части 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в определении о принятии искового заявления, заявления к производству указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства. При этом согласие сторон на рассмотрение этого дела в порядке упрощенного производства не требуется, подготовка такого дела к судебному разбирательству по правилам главы 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не осуществляется.
В части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перечислены обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.
Поскольку обстоятельства, препятствующие рассмотрению настоящего дела в порядке упрощенного производства, указанные в вышеназванной норме, отсутствовали, оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства не имелось, суд первой инстанции правомерно рассмотрел настоящее дело в порядке упрощенного производства.
Наличие у ответчика возражений по иску не является безусловным основанием для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства. Более того, ответчик о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства был извещен, в связи с чем имел возможность не только сообщить суду свое мнение о необходимости перехода к рассмотрению по общим правилам производства, но и сообщить имеющиеся у него возражения по заявленным требованиям,представленным доказательствам, конкретным параметрам расчета. Таких сведений и документов ответчиком в суд первой инстанции не представлено, не приведено их и в апелляционной жалобе.
Указания апеллянта о том, что истец ранее уже обращался в арбитражный суд, не свидетельствуют о незаконности решения, поскольку согласно данным общедоступного ресурса Картотека арбитражных дел такое обращение имело место в отношении задолженности за другой период, не касающийся рассматриваемых исковых требований (А45-28/2021). Конкретного обоснования позиции в отношении данного довода ответчиком также не представлено.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено. Оснований для отмены либо решения, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.09.2022 в виде резолютивной части (мотивированное решение от 13.10.2022) по делу N А45-20573/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Таррент" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-20573/2022
Истец: ФОНД МОДЕРНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ТАРРЕНТ"