13 декабря 2022 г. |
Дело N А83-13545/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.12.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.12.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Кравченко В.Е.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой И.Д.,
с участием представителя Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - Шуст Н.М. по доверенности N 45/494 от 28.09.2022,
представителя Министерства обороны Российской Федерации - Шуст Н.М. по доверенности от 04.10.2022 N 207/4/105д,
представителя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым - Таловер Г.П. по доверенности от 10.01.2022,
в отсутствие представителя Федерального государственного казенного учреждения Крымское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.08.2022 по делу N А83-13545/2020, принятое по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения Крымское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота" (далее - заявитель, ФКУ "Управление Черноморского флота") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым по делу об административном правонарушении N 21-06/2-08 от 29.07.2020, которым учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 22.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ФКУ "Управление Черноморского флота" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению заявителя, административным органом не доказан состав административного правонарушения. Кроме того указывает на то, что заявитель не является теплоснабжающей организацией, у учреждения отсутствует права собственности или права оперативного владения на котельные, в связи с чем оно не является надлежащим субъектом административного правонарушения по ч.1 ст. 19.8.1 КоАП РФ.
В судебное заседание Федеральное государственное казенное учреждение Крымское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации явку своего уполномоченного представителя не обеспечило, уведомлено надлежащим образом.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения контрольных мероприятий в отношении ФКУ "Управление Черноморского флота" установлены факты нарушения законодательства в области стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения.
16.07.2020 по факту не раскрытия в установленный срок информации, предусмотренной подпунктами (е) и (ж) пункта 20 Стандартов раскрытия информации за первый квартал 2020 года, заведующим отделом контроля в топливно-энергетической сфере контрольно-ревизионного управления Комитета по ценам и тарифам Республики Крым в отношении ФКУ "Управление Черноморского флота", в присутствии представителя учреждения Куртасовой Ю.В., составлен протокол N 21-06/2-08 об административном правонарушении по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Определением от 16.07.2020 ФКУ "Управление Черноморского флота" уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
29.07.2020 в отношении ФКУ "Управление Черноморского флота", с участием представителя учреждения Куртасовой Ю.В., вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 21-06/2-08, которым учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ФКУ "Управление Черноморского флота" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо за нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.3 данного Кодекса.
Субъектами административных правонарушений по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ являются субъекты естественных монополий, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжающие организации, должностные лица федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностные лица органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Частью 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрена обязанность теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и органов регулирования раскрывать информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и органами регулирования.
Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, а также особенности раскрытия информации теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, функционирующими в ценовых зонах теплоснабжения (часть 10 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, а также органами регулирования установлен Стандартами N 570.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Стандартов N 570 единой теплоснабжающей организацией информация раскрывается путем опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" единой теплоснабжающей организации.
Однако ФКУ "Управление Черноморского флота" не выполнена обязанность по раскрытию в установленные сроки информации, предусмотренной подпунктами (е) "о выводе источников тепловой энергии, тепловых сетей из эксплуатации" и (ж) "об основаниях ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям" пункта 20 Стандартов раскрытия информации.
Выражая несогласие с постановлением о привлечении к административной ответственности и решением суда первой инстанции, заявитель жалобы указывает на то, что учреждение не является теплоснабжающей организацией. Данный довод судом рассмотрен и отклоняется на основании следующего.
Как следует из материалов дела, ФКУ "Управление Черноморского флота" в Комитет было подано заявление об установлении цен (тарифов) и выборе метода регулирования на 2020 год в сфере теплоснабжения от 26.04.2019 N 94/2/1331 (вх. Комитета от 26.04.2019 N 1625/05) с приложением материалов, необходимых для установления тарифов на тепловую энергию. В разделе 1 "Общая информация" пояснительной записки по расчету тарифа па тепловую энергию для котельных ФКУ "Управление Черноморского флота" на территории Симферопольского района гпт. Гвардейское на 2020 год указано, что предметами деятельности ФКУ "Управление Черноморского флота" являются в т.ч. оказание коммунальных услуг организациям и населению. Также в данном разделе указано, что ФКУ "Управление Черноморского флота" является теплоснабжающей организацией в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Письмом Комитета от 17.06.2020 N 663/05-16 у ФКУ "Управление Черноморского флота", в рамках тарифного дела по установлению тарифов на 2020 и последующие периоды регулирования, были запрошены дополнительные сведения, в том числе Реестры заключенных договоров с потребителями тепловой энергии. В ответ на вышеуказанный запрос Евпаторийской квартирно-эксплуатационной частью района, письмом от 03.07.2020 N 6/1870 (вх. Комитета от 06.07.2020 N 2634/05) и Симферопольской квартирно-эксплуатационной частью, письмом от 06.07.2020 N 5/2492 (вх. Комитета от 06.07.2020 N 2645/05), представлены документы, свидетельствующие о наличии сторонних потребителей тепловой энергии, которые относятся к категории потребителей - "население".
В состав дополнительных материалов к тарифному делу на установление тарифов в сфере теплоснабжения для ФКУ "Управление Черноморского флота" (Евпаторийская КЭЧ) входит реестр договоров с потребителями тепловой энергии от котельных Минобороны России в зоне ответственности КЭЧ - Квартирно-эксплуатационная часть, является структурным подразделением ФКУ "Управлением черноморского флота" (Евпаторийского района), заключенных в 2019 году, в соответствии с которым ФКУ "Управлением Черноморского флота" заключены договоры с 154 потребителями, преимущественно физическими лицами, с указанием адресов и фамилий (наименований) потребителей тепловой энергии.
Также представлена справка о начислениях и оплатах за потребленную тепловую энергию за 2019 год за подписью начальника Евпаторийского КЭЧ района, в соответствии с которой в 2019 году производились начисления и оплата по 4 объектам жилищного фонда:
- общежитие, расположенное по адресу: Республика Крым, ул. 5 Авиагородок, 14а - начислено 419 523,03 руб., оплачено - 337 037,45 руб.;
- общежитие, расположенное по адресу: Республика Крым, Сакский р-н, с. Витино, в/ч 81415, в/г N 189 - начислено 406 514,84 руб., оплачено - 319 530,62 руб.;
- жилой дом, расположенный по адресу: Республика Крым, Черноморский р-н, с. Оленевка, в/ч 49385, в/г Черн-2 - начислено 218 139,55 руб., оплачено - 215 009,79 руб.;
- жилой дом, расположенный по адресу: Республика Крым, Сакский р-н, с. Витино, ул. Степная, д. - начислено 151 372,10 руб., оплачено - 80 748,20 руб.
Аналогичные документы представлены Симферопольской КЭЧ - реестр договоров с 69 потребителями коммунальной услуги (тепловой энергии) с указанием адресов и фамилий и справка по заключенным договорам, в соответствии с которой за 2019 год произведено начисление за тепловую энергию на сумму 154 544,50 руб., оплачено потребителями - 160 618,15 руб.
Всего за 2019 год, в соответствии с представленными справками, за потребленную тепловую энергию ФКУ "Управлением Черноморского флота" начислено 1 350 094,02 руб., оплачено потребителями 1112 944,21 руб.
Кроме того, постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда по делу N А83-14759/2018 с товарищества собственников недвижимости "Звездный 1П" в пользу федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" была взыскана задолженность за потреблённую тепловую энергию в размере 650644,82 руб.
Факт владения ФКУ "Управление Черноморского флота" котельными подтверждается:
- письмом филиала ФКУ "Управление Черноморского флота" - 6 ФЭС от 18.09.2017 N 2426/5, адресованным начальнику Евпаторийской КЭЧ района, в соответствии с которым газовая котельная военного городка 189 войсковой части 81415 состоит на бюджетном учете в филиале ФКУ "Управление Черноморского флота" - "6 ФЭС";
- письмом филиала ФКУ "Управление Черноморского флота" - 6 ФЭС от 28.04.2016 N 1145/5, адресованное начальнику Евпаторийской КЭЧ района, в котором сообщаются фактические затраты на содержание газовой котельной;
- пояснительной запиской о результатах работы котельной войсковой части 81415, военный городок N 189, за период работы с 01.01.2016 по 31.12.2016 года по выработке и отпуску тепловой энергии за подписью начальника Евпаторийской КЭЧ района, в соответствии с которой газовая котельная войсковой части 81415 находится в зоне ответственности Евпаторийской КЭЧ района, которая производит выработку тепловой энергии для обеспечения объектов войсковой части (бюджет), и сторонних потребителей (жилой фонд): ТСН "Звёздный 1П", общежития - 3, 4, 5;
- расчётом (калькуляцией) расходов, связанных с производством тепловой энергии котельной войсковой части 81415, военный городок 189 за 2016 год за подписью начальника Евпаторийской КЭЧ района, в котором указываются площади отопления сторонних потребителей;
- письмом Евпаторийской квартирно-эксплуатационной части района от 06.10.2016 N 9/1907, адресованным Государственному комитету, в котором Евпаторийская КЭЧ района подтверждает факт владения газовой котельной и оказания услуг отопления дома N 1 по ул. Степной в с. Витино Сакского района;
- представлением заместителя военного прокурора от 06.04.2018 N 1911, согласно которому проверкой установлено, что в соответствии с приказом командующего Черноморским флотом N 4635 от 13.09.2014 и актом приемки (передачи) зданий, сооружений, военные городки NN 189, 190 (с. Витино, Республика Крым) переданы на учет и обслуживание Евпаторийской КЭЧ района. На территории данных военных городков размещается котельная и иные объекты инженерной инфраструктуры, посредством которых производится поставка услуг по теплоснабжению.
Осуществляя производство тепловой энергии и ее поставку потребителям, учреждение обращалось в административный орган с заявлениями об установлении цен (тарифов) и о выборе метода регулирования тарифов на поставляемую потребителям тепловую энергию на 2020 год (вх. Комитета от 26.04.2019 N 1625/05) указывая при этом, что предметом деятельности учреждения является, в том числе оказание коммунальных услуг организациям и населению, что учреждение является теплоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона N 190-ФЗ. Вместе с пояснительными записками на установление тарифа на поставляемую тепловую энергию учреждением были представлены документы, свидетельствующие о наличии сторонних потребителей тепловой энергии, относящихся к категории "население", в том числе реестр договоров с потребителями тепловой энергии от котельных Минобороны России в зоне ответственности КЭЧ, договоры заключены с потребителями тепловой энергии, преимущественно физическими лицами, с указанием их фамилий и адресов; представлена справка о начислениях и оплатах за потребленную тепловую энергию.
Таким образом, обращаясь в комитет по ценам с заявлениями об установлении тарифов на поставку тепловой энергии на 2020 г., учреждение действовало как теплоснабжающая организация.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 30.12.2017 N 860 (далее - Приказ МО РФ N 860) квартирно-эксплуатационное управление Черноморского флота и подчиненные ему КЭЧ отнесены к коммунально-эксплуатационным органам.
Пунктом 11 Приказа МО РФ N 860 установлено, что квартирно-эксплуатационное управление Черноморского флота и подчиненные ему КЭЧ предназначены для контроля и организации коммунально-эксплуатационного обеспечения материально-технической базы воинских частей, дислоцированных на территории Республики Крым и в г. Севастополе. В соответствии с пунктом 2 Приказа МО РФ N 860 в понятие коммунально-эксплуатационного обеспечения входит снабжение тепловой энергией.
При этом квартирно-эксплуатационное управление Черноморского флота и подчиненные ему КЭЧ входят в структуру подразделений ФКУ "Управление Черноморского флота".
Приказом Командующего Черноморским флотом 04.02.2019 N 140 в приказ от 3 1.12.2016 N 5526 дсп внесены изменения в Положение о квартирно-эксплуатационном управлении Черноморского флота, согласно которым раздел "Основные функции КЭУ флота" пополнены подпунктом "в" пункта 8: "производство, распределение и отпуск тепловой энергии, оказание услуг по холодному водоснабжению и канализации потребителям".
Собственником объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности и предоставленных органам военного управления, войсковым частям и организациям Минобороны России, является Российская федерация в лице Минобороны России.
Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" является территориальным подразделением Департамента военного имущества Минобороны России по осуществлению функции распоряжения недвижимым имуществом Вооруженных сил Российской Федерации в Республике Крым и городе Севастополе.
Учредителем ФГКУ "Крымское ТУИО" является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны. Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления имущества осуществляет права владения, пользования им в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением имущества. Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны.
В компетенцию ФГКУ "Крымское ТУИО" не входят функции эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами.
В структуре Минобороны России полномочия и обязанности собственника, помимо Департамента военного имущества и территориальных управлений имущественных отношений, возложены также на иные органы военного управления в соответствии с компетенцией, установленной правовыми актами Минобороны России. Так, положением о Департаменте эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства обороны Российской Федерации от 22.04.2013 N 305, определено, что Департамент предназначен для организации эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах.
Согласно Приказу МО РФ N 860 квартирно-эксплуатационное управление Черноморского флота и подчиненные ему КЭЧ отнесены к коммунально- эксплуатационным органам и предназначены для контроля и организации коммунально-эксплуатационного обеспечения.
В соответствии с пунктом 2 Положения о квартирно-эксплуатационном управлении Черноморского флота, утвержденного приказом командующего Черноморским флотом от 31.12.2016 N 5526дсп, квартирно-эксплуатационное управление Черноморского флота предназначено для обеспечения текущего ремонта, решения задач организации и руководства эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами соединений, воинских частей, учреждений и предприятий флота.
Приказом командующего Черноморским флотом от 04.02.2019 N 140дсн внесены изменения в Положение о квартирно-эксплуатационном управлении Черноморского флота, утвержденного приказом от 31.12.2016 N 5526дсп. В соответствии с внесенными изменениями пункт 8 раздела "Основные функции КЭУ флота" дополнен словами: "производство, распределение и отпуск тепловой энергии, оказание услуг по холодному водоснабжения и канализации потребителям".
Материалами дела установлено и не отрицается заявителем, что именно ФКУ "Управление Черноморского флота" несет расходы на содержание котельных.
Учитывая изложенное, ФКУ "Управление Черноморского флота" на основании указаний (распоряжений) собственника фактически использует недвижимость военных городков в Республике Крым в местах дислокации структурных подразделений Черноморского флота и, в соответствии с уставными документами (положениями) юридического лица и его подчиненных структурных подразделений имеет компетенцию на заключение договоров оказания услуг в сфере теплоснабжения.
Таким образом, ФКУ "Управление Черноморского флота" являясь теплоснабжающей организацией, не исполнена обязанность по своевременному раскрытию информации.
Аналогичные выводы также сделаны в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 30 мая 2022 года по делу N А83-17006/2020, от 20 октября 2022 года по делу NА83-19090/2021.
Соответственно, вывод административного органа о наличии в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является верным.
В силу статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
О вине учреждения в допущенном нарушении свидетельствует несовершение им установленных законодательством Российской Федерации действий, которые он должен был и имел возможность совершить. Доказательств, подтверждающих отсутствие у учреждения реальной возможности соблюсти требования действующего законодательства, а также принять все меры, направленные на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
При указанных обстоятельствах в действиях учреждения имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности административным органом не нарушена, заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлением от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункты 18, 18.1).
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исключительных обстоятельств для признания совершенного учреждением административного правонарушения малозначительным судом не установлено. Правовых оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется в силу прямого указания в данной норме.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что постановление административного органа подлежит изменению в части назначенного административного наказания.
В настоящем случае наказание назначено в минимальном размере санкции части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в сумме 100 000 руб.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание социально значимую деятельность ФКУ "Управление Черноморского флота", а также общие критерии назначения административного наказания (дифференцированность, соразмерность, справедливость), характер совершенного административного правонарушения, степень вины юридического лица, его имущественное и финансовое положение, полагает необходимым применить наказание ниже низшего предела - административный штраф в размере 50000 руб., поскольку указанный размер штрафа соответствует характеру вменяемого административного правонарушения, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене, постановление о привлечении к административной ответственности - изменению в части размера назначенного административного штрафа.
Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.08.2022 по делу N А83-13545/2020 отменить.
Постановление Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым о назначении административного наказания Федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота" N 21-06/2-08 от 29.07.2020 изменить в части назначенного административного наказания, снизив размер административного штрафа до 50 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ.
Председательствующий |
А.С. Яковлев |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-13545/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2674/2021
13.12.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-146/2021
22.08.2022 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-13545/20
26.07.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2674/2021
12.03.2021 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-146/2021
11.12.2020 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-13545/20