город Ростов-на-Дону |
|
13 декабря 2022 г. |
дело N А32-26457/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шапкина П.В.,
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Матвейчук А.Д.,
при участии в судебном заседании:
от истца - представитель Абдюшева И.А. по доверенности от 22.09.2022 (с использованием системы веб-конференции);
от ответчика - представитель Филиппова Н.Ю. по доверенности от 04.05.2022, паспорт;
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Домоуправление "Светлана" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2022 по делу N А32-26457/2021,
по иску ПАО "ТНС энерго Кубань"
к ООО "Домоуправление "Светлана"
при участии третьих лиц: ПАО "Россети Кубань", ООО "РЭО-17"
о взыскании задолженности, пени,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Кубань" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу ограниченной ответственностью "Домоуправление Светлана" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за электроэнергию, используемую в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах за период февраль 2021 г., в размере 320 584,21 руб., пени с 16.03.2021 по 10.06.2021 в размере 5 274,73 руб., пени в размере, установленном абзацем 10 части 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", от не выплаченной в срок суммы, за каждый день просрочки, начиная с 11.06.2021 по день фактической оплаты, начисленные на основной долг в сумме 320 584,21 руб., а также судебные издержки.
Определением суда от 03.03.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО "Россети Кубань" и ООО "РЭО-17".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2022 с ответчика в пользу истца взыскано: задолженность за электроэнергию, используемую в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах за период февраль 2021 г., в размере 320 584,21 руб., пени с 16.03.2021 по 10.06.2021, в размере 5 274,73 руб., пени за период с 11.06.2021 по 31.03.2022 в размере 59 257,31 руб., почтовые расходы в размере 201,60 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 517 руб.; с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 1 185 руб. государственной пошлины; в части требования о взыскании пени, подлежащих начислению с 01.04.2022 до момента фактического исполнения обязательства в период действия моратория, в удовлетворении иска отказано, истцу разъяснено право на обращение с таким требованием в отношении дней просрочки, которые наступят после завершения моратория.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой и просил решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы ответчик указал, что суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, переложил на собственников 75 квартир спорного многоквартирного дома (далее - МКД) оплату за потребленную электроэнергию 21 квартирой цокольного этажа, при том, что в цокольном этаже отсутствует общее имущество собственников помещений МКД. Согласно Постановлению N 607/1 от 29.10.2001 общежитие было закреплено за муниципальным унитарным предприятием "Ремонтно-эксплуатационная организация-17", акт приема-передачи помещений цокольного этажа МКД отсутствует, следовательно, ООО "Домоуправление Светлана" в данном споре является ненадлежащим ответчиком. Договор энергоснабжения, заключенный между сторонами, не содержит сведений о спорном приборе учета, в связи с чем ответчику неправомерно выставлен взыскиваемый истцом объем.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).
Посредством электронной подачи документов через систему "Мой арбитр" 06.12.2022 от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Также посредством электронной подачи документов через систему "Мой арбитр" от истца поступило ходатайство о проведении судебного заседания путем использования системы веб-конференции, которое было рассмотрено и удовлетворено судом.
Судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции в порядке, установленном статьей 153.2 АПК РФ.
Суд вынес протокольное определение об участии в судебном заседании посредством веб-конференции представителя истца.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил принять новый судебный акт, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела письма Администрации Хостинского внутригородского района города Сочи от 28.12.2018.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения.
Третьи лица явку представителя в судебное заседание не обеспечили, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Рассмотрев заявленное ответчиком ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отказе в его удовлетворении.
В соответствии с п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по независящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; наличие в материалах дела протокола, аудиозаписи судебного заседания, оспариваемых лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в них сведений о ходатайствах или об иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия арбитражным судом апелляционной инстанции.
Представленное ответчиком письмо администрации от 28.12.2018 при рассмотрении дела в суде первой инстанции не предоставлялось и не было предметом рассмотрения суда первой инстанции, соответственно, не может быть принято во внимание и судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящей апелляционной жалобы.
Ответчик не обосновал невозможность представления дополнительных доказательств в суд первой инстанции, по причинам не зависящим от него, при том, что материалами дела подтверждается факт его надлежащего уведомления.
Устранение ошибок ответчика в опровержении представленных истцом доказательств невозможно с учетом положений части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, представленные ответчиком дополнительные доказательства не принимаются апелляционным судом к рассмотрению и возвращены их подателю в судебном заседании.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению на основании нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 14.09.2016 между ООО "Домоуправление Светлана" (далее также - Управляющая организация) и департаментом городского хозяйства администрацией г. Сочи был заключен договор управления МКД N 78, согласно которому Управляющая организация обязалась оказать услуги и выполнять работы в МКД расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Дмитриевой, д. 36.
01.01.2017 между ПАО "ТНС энерго Кубань" и ООО "Домоуправление Светлана" заключен договор энергоснабжения N 218108, предметом которого является продажа гарантирующим поставщиком коммунального ресурса на содержание общего имущества и оплата его исполнителем на условиях, определенных настоящим договором.
Согласно п. 2.2. договора исполнитель приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика с целью обеспечения благоприятных и безопасных условия содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 2.3. договора гарантирующий поставщик подает электрическую энергию (мощность) в точку (точки) поставки, указанную, указанные в Приложении N 1, на границе балансовой принадлежности в пределах максимальной мощности. Продажа электроэнергии (мощности) в отношении точек поставки, включаемых в договор после его заключения, осуществляется путем подписания дополнительного соглашению к Договору.
Согласно п. 5.2. договора фактически потребленная в истекшем месяце электрическая энергия (мощность), с учетом средств ранее внесенных, оплачивается в срок до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае, если объем фактического потребления электрической энергии (мощности) за расчетный период меньше подлежащего оплате объема покупки, излишне уплаченная сумма зачитывается в счет платежа за следующий месяц.
Как указывает истец, за период февраль 2021 года по указанному выше дому ответчиком осуществлено потребление электрической энергии при использовании и содержании общего имущества указанного многоквартирного дома, на общую сумму 320 584,21 руб., что подтверждается актами, актами сверки, ведомостями потребления, счетами-фактурами и отчетами по распределению общедомового прибора учета за указанный период.
Неоплата электроэнергии, потребленной при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за указанный период послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности и пени.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как установлено частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений части 1 статьи 161 и частей 2, 2.1 - 2.3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации, товариществ или кооперативов к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом в соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на указанные услуги в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
С 1 января 2017 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которое изменило порядок определения размера платы за содержание помещений в МКД, установленный Правилами N 354 и Правилами N 491.
Указанным постановлением N 1498 предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
Если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно абзацу 7 пункта 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; ж) принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях; ж (1)) осуществлять определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, установленных в соответствии с подпунктом е (2) пункта 32 настоящих Правил, использовать показания коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, установленных в соответствии с указанным подпунктом, при определении размера платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды в случаях, установленных настоящими Правилами.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги, в том числе на ОДН, урегулирован в главе VI Правил N 354.
Согласно пункту 72 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года N 442, и пунктам 6, 7, 30 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Согласно пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила N 491) расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 1 января 2017 года в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
Согласно пункту 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 (далее - Правила N 124) "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в порядке статьи 71 АПК РФ, отклонил доводы ответчика и пришел к выводу, что размер задолженности подтвержден материалами дела. Поскольку доказательств по оплате поставленной электрической энергии, потребленной при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах, на момент рассмотрения спора не представлено, требования истца о взыскании задолженности за период февраль 2021 года в сумме 320 584,21 руб. признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, фактически взыскиваемая истцом задолженность является потребленной электроэнергией собственников цокольного этажа, расположенного в МКД по адресу ул. Дмитриевой, 36, который, по сути, является общежитием и на основании Постановления N 523 от 31.07.1997 передано в безвозмездное пользование сотрудников отдела внутренних дел Хостинского района. Управление цокольным этажом осуществляется МУП "РЭО-19" на основании Постановления N 607/1 от 29.10.2001, в связи с чем ООО "Домоуправление Светлана" является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Договор энергоснабжения, заключенный между сторонами, не содержит сведений о спорном приборе учета, в связи с чем ответчику неправомерно выставлен взыскиваемый истцом объем.
Отклоняя указанные доводы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как указывалось выше, между сторонами заключен договор энергоснабжения N 218108 от 01.01.2017, предметом которого является продажа коммунального ресурса на содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 1.3. договора управления многоквартирным домом N 36, в состав общего имущества входит помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Кроме того, согласно ч. 1, п. 1, ст. 136 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В целях определения факта наличия подключений к спорному прибору учета помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, 24.05.2022 представителями ПАО "ТНС энерго Кубань" совместно с представителями ПАО "Россети Кубань" и ООО "Домоуправления Светлана" проведен осмотр технического помещения (подвал) МКД, расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Дмитриевой, 36, и спорного прибора учета ОДПУ N 0128401.
В результате проведенного осмотра сторонами составлен и подписан акт осмотра от 24.05.2022, а также акт допуска от 24.05.2022 N 121224077, акт допуска от 24.05.2022 N 121224076.
Объект энергоснабжения - МКД, расположенный по адресу: г. Сочи, ул. Дмитриевой, 36, является пятиэтажным многоквартирным жилым домом, который оборудован двумя общедомовыми приборами учета электрической энергии: N 01290653, N 01289401.
ОДПУ N 01290653 установлен в МКД, от которого подключены квартиры всех четырех подъездов дома, а также помещения, расположенные в цоколе - N 74, 75, 76.
ОДПУ N 01289401 установлен в цокольном помещении МКД, от которого подключены жилые помещения N 74А, 77, 73,3,4,57,2,5,8,48, а также освещение мест общего пользования-общий коридор цокольного этажа, кухня, туалеты, душевые помещения. Все установленные 1-3помещения цокольного этажа, а также помещения общего пользования находятся в составе общей площади многоквартирного жилого дома.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что спорный прибор учета N 01289401 считает потребление помещений, расположенных в МКД, а также мест общего пользования. Физические лица, проживающие в цокольном помещении дома, договорных отношений с ПАО "ТНС энерго Кубань" не имеют, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Довод ответчика относительно того, что подпись его представителя в акте осмотра от 24.05.2022 отсутствует, подлежит отклонению в силу того, что акт осмотра подписан со стороны ООО "Домоуправление Светлана" инженером-энергетиком Пашиным С.А., о чем в акте имеется его подпись.
Ответчик в обоснование своей позиции ссылается на Постановление N 523 от 31.03.1997, согласно которому площадь 482,3 кв.м цокольного этажа была передана в безвозмездное пользование под общежитие сотрудников ОВД Хостинского района (21 комната). Данное общежитие, согласно Постановлению N 607/1 от 29.10.2001, было закреплено за МУП "РЭО-17", между тем, согласно акту Департамента городского хозяйства администрации г. Сочи, составленного в целях проведения конкурса по отбору управляющей компании в 2016 г. (является приложением к договору управления МКД от 14.09.2016), в состав управления МКД по ул. Дмитриевой, 36, входит цокольный этаж.
В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу МКД, она же принимает от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.
Исходя из положений пунктов 21, 21(1) Правил N 124, управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в МКД, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилые или в нежилые помещения, и потребляемых в процессе использования и содержания общего имущества в МКД.
На основании вышеизложенного, предъявленный ответчику объем потребленной электроэнергии по прибору учета N 01289401 является законным и обоснованным, а доводы ответчика о том, что цокольные помещения МКД не относятся к общедомовому имуществу несостоятельными и противоречащими положениям ч. 1 ст. 136 ЖК РФ, приложению N 14 к конкурсной документации "Акт о состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося объектом конкурса", а также Договору управления многоквартирным домом.
С учетом изложенного, цокольный этаж входит в состав спорного МКД и является частью общедомового имущества, в связи с чем, ответчик должен производить оплату за фактически потребленную электроэнергию, что исключает довод ответчика о том, что отсутствие указания спорного прибора учета в договоре является основанием для освобождения ответчика от оплаты за фактически потребленную спорным МКД электроэнергию.
Довод ответчика о том, что цокольным этажом осуществляет управление МУП "РЭО-17", является необоснованным в силу того, что одним МКД может управлять только одна управляющая компания в силу положений ч. 9 ст. 161 ЖК РФ.
Также, в соответствии со сведениями, размещенными на официальном сайте ГИС ЖКХ, ООО "Домоуправление Светлана" осуществляет деятельность по управлению МКД, расположенным по адресу: г. Сочи, ул. Дмитриевой, 36, с 14.09.2016 по настоящее время. ООО "Домоуправление Светлана" выставляет квитанции об оплате коммунальных услуг собственникам квартир, проживающих в спорном МКД, что также подтверждает факт управления ответчиком спорным МКД.
Более того, действующее законодательство не запрещает установку в одном МКД нескольких ОДПУ, обеспечивающих учет всей электроэнергии, потребляемой МКД.
Так, из системного толкования установленных Правилами N 354 требований к порядку учета и определения объемов потребления коммунальных услуг следует, что под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается такое средство измерения, которое обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, как для собственников помещений, так и для мест общего пользования, и находится на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) многоквартирного дома.
Также, нормами п. 136 Основных положений N 442 под измерительным комплексом для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые такие приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), предназначенная для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки.
С учетом изложенного, законодательно предусмотрены случаи наличия нескольких средств измерения в одном многоквартирном доме.
Из анализа приведенных норм права, следует вывод, что ни один из ОДПУ по отдельности, установленных в спорном МКД, не обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в дом, как для собственников помещений, так и для мест общего пользования. Поэтому для определения объема электрической энергии, предоставленного на общедомовые нужды по спорному МКД необходимо учитывать данные указанных ОДПУ в их совокупности.
Ответчиком не представлены доказательства того, что содержащиеся в представленных истцом документах сведения о количестве потребленной электроэнергии являются недостоверными, и доказательства потребления иных объемов.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу, что исковые требования истца о взыскании задолженности за февраль 2021 года в сумме 320 584,21 руб. являются законными и подлежащими удовлетворению.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика пени за период с 16.03.2021 по 10.06.2021 в размере 5 274,73 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Поскольку факт наличия просрочки по оплате электрической энергии на стороне ответчика подтверждается материалами дела, то требование о взыскании пеней заявлено истцом правомерно.
Суд, проверив расчет пеней, признал его составленным арифметически и методологически верно.
Ответчиком арифметическая и методологическая правильность произведенного истцом расчета не оспорена, контррасчет пеней не представлен.
При таких обстоятельствах, с ответчика в пользу истца правомерно взысканы пени за период с 16.03.2021 по 10.06.2021 в размере 5 274,73 руб.
Также истцом заявлено о взыскании пеней от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с 11.06.2021 по день фактической оплаты исходя из размера, установленного абзацем 10 пунктом 2 статьи 37 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
С учетом действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", признано обоснованным требование о взыскании пени за период с 11.06.2021 по 31.03.2022 в размере 59 257,31 руб., в удовлетворении остальной части требований судом отказано. Одновременно суд разъяснил истцу право на обращение в суд с таким требованием в отношении дней просрочки, которые наступят после завершения моратория.
Также судом в порядке статей 101, 106, 110, 112 АПК РФ отнесены на ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины и почтовые расходы истца, каких-либо доводов о несогласии с указанными выводами суда апелляционная жалоба не содержит (части 5, 6 статьи 268 АПК РФ).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в своей совокупности не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2022 по делу N А32-26457/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
П.В. Шапкин |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26457/2021
Истец: ПАО "Россети Кубань", ПАО "ТНС энерго Кубань"
Ответчик: ООО "Домоуправление Светлана"
Третье лицо: ООО "РЭО-17", ПАО "Россети Кубань"