г. Пермь |
|
13 декабря 2022 г. |
Дело N А50-17099/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Крымджановой Д.И., Лесковец О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Марковой И.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - ОАО "РЖД": Черепанов В.Е., представитель по доверенности, удостоверение адвоката,
от заинтересованного лица - Управления Росреестра по Пермскому краю: Моисеева Т.А., представитель по доверенности, удостоверение, диплом,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 07 октября 2022 года
по делу N А50-17099/2022
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ОГРН 1045900116162, ИНН 5902293114)
о признании незаконным решения об отказе в снятии с учета объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган, Управление Росреестра по Пермскому краю) о признании незаконным выраженного в уведомлении от 04.07.2022 N КУВД-001/2022-10777909/3 отказа в снятии с государственного кадастрового учета объекта с кадастровым номером 59:01:0000000:16805; возложении на регистрирующий орган обязанности в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу внести в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) изменения - снять с кадастрового учета сооружение "водопровод" с кадастровым номером 59:01:0000000:16805, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Василия Каменского, д. б/н, начало - задвижка в колодце по ул. Зои Космодемьянской и по ул. Василия Каменского, 1, конец - здание хозчасти и рентгенотерапии, пункта переливания крови лаборатории.
Заявленные требования основаны на положениях статей 26, 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статей 1, 14, 26, 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и мотивированы неправомерностью отказа в снятии с учета объекта недвижимости и нарушением прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 07.10.2022 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы заявитель выражает несогласие с выводом суда относительно правомерности отказа регистрирующего органа в снятии с кадастрового учета спорного объекта. Указывает, что объект "водопровод" представляет собой сооружение вспомогательного назначения и не относится к объектам недвижимости, спорный объект не обладает признаками объекта недвижимого имущества, в связи с чем, по мнению заявителя, данный объект подлежит исключению из ЕГРН. Ссылаясь на то, что действия регистрирующего органа не соответствуют требованиям закона о регистрации, нарушают права и законные интересы общества, заявитель считает, что судом необоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2022 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 06.12.2022.
Управление Росреестра по Пермскому краю представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило несогласие с приведенными в ней доводами; просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель Управления Росреестра по Пермскому краю возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество "РЖД" обратилось в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о снятии с кадастрового учета и прекращении права собственности в отношении сооружения с кадастровым номером 59:01:0000000:16805 - водопровод. К заявлению приложены следующие документы: заключение специалиста N 73 от 10.12.2021 и решение собственника о переводе объектов недвижимого имущества в движимое имущество в г. Перми.
Уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 04.04.2022 N КУВД-001/2022-10777909/1 заявитель информирован о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в отношении спорного объекта, в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а именно: не представлен акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости.
В связи с неустранением заявителем обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации прав, 04.07.2022 Управлением Росреестра по Пермскому краю принято решение об отказе в государственной регистрации прав, оформленное Уведомлением от N КУВД-001/2022-10777909/3.
Не согласившись с указанным отказом, считая его незаконным, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества, осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным законом сведений.
Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основанием для снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости является, в том числе, акт обследования, подготавливаемый кадастровым инженером по результатам проведения кадастровых работ.
Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено (часть 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации).
В данном случае общество, обращаясь в регистрирующий орган с заявлением о снятии с кадастрового учета объекта с кадастровым номером 59:01:0000000:16805, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Василия Каменского, д. б/н, начало - задвижка в колодце по ул. Зои Космодемьянской и по ул. Василия Каменского, 1, конец - здание хозчасти и рентгенотерапии, пункта переливания крови, лаборатории, представил, в том числе заключение специалиста N 73 от 10.12.2021 кадастрового инженера Петровой Д.Н. и принятое решение от 12.01.2022 N ЦДЗ-11 филиала ОАО "РЖД" о переводе объектов недвижимого имущества в движимое имущество Центральной дирекции здравоохранения.
Согласно представленному заключению, подготовленному специалистом ООО "Надежда", наружный водопровод протяженностью 549,5 м выполнен из чугунных труб диаметром 120 мм, в соответствии с ГОСТ 3262-75, в подземном исполнении и СП 31.13330.2012 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" (Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-854); сооружение предназначено для водоснабжения больничного комплекса, год постройки - 1959 год, процент износа - более 70%.
Кадастровый инженер пришел к выводу, что сооружение - наружный водопровод, протяжённостью 549,5 м, находящиеся по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Василия Каменского, б/н, начало - задвижка в колодце по ул. Зои Космодемьянской и по ул. Василия Каменского, 1, конец - здание хозчасти и рентгенотерапии, пункта переливания крови, лаборатории, является объектом вспомогательного использования и не относится к объектам недвижимости. Сеть относится к сооружениям вспомогательного назначения и не имеет самостоятельного хозяйственного назначения.
До 01.01.2017 года государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществлялась на территории Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации, в настоящее время утратил силу), а также принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Представление документов на государственную регистрацию прав осуществляется в соответствии со статьей 16 Закона о регистрации прав, согласно пункту 1 которой государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Государственный технический учет и техническая инвентаризация объектов капитального строительства осуществлялись в соответствии с Положением об организации технического учета и инвентаризации недвижимого имущества, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 (далее - Положение о техническом учете, в настоящее время утратило силу).
На основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, осуществляется технический учет объектов капитального строительства, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр объектов капитального строительствам (пункт 11 Положения о техническом учете).
Сведения об объектах учета, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного статистического учета, определения размера налога на имущество, ведения земельного, градостроительного кадастров, а также реестра федерального имущества (пункт 12 Положения о техническом учете).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2004 N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности" государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы. До принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, установленном Минэкономразвития России, по правилам, утверждаемым указанным Министерством.
Таким образом, предприятия технической инвентаризации осуществляли технический учет объекта недвижимости (описание и индивидуализация объекта), в результате чего объект недвижимости получает определенные характеристики, позволяющие выделить его из числа других объектов недвижимости.
Соответственно, вопрос о том относится ли конкретный объект к недвижимому имуществу, входил в компетенцию органов технической инвентаризации, определяющих возможность технического учета.
В соответствии с действующим законодательством N 122-ФЗ при регистрации первоначального права была предоставлена техническая документация, выданная 27.01.2004 года ФГУП "Ростехинвентаризация" Филиал по Оренбургской области Пермского областного отделения, который является документом, подтверждающим тот факт, что спорный объект входит в состав имущественного комплекса обособленного подразделения ОАО "РЖД".
Согласно части 20 статьи 70 Закона N 218-ФЗ в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации объекты, сведения о которых содержатся в ЕГРН, не являются объектами недвижимого имущества (в том числе в связи с исключением таких объектов из числа недвижимых вещей в соответствии с внесением изменений в федеральный закон) и (или) не подлежат государственному учету в соответствии с правилами, установленными настоящим Федеральным законом (до 1 января 2017 года не подлежали государственному учету в соответствии с правилами, предусмотренными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), записи о таких объектах и правах на них исключаются из ЕГРН по заявлению лица, указанного в ЕГРН в качестве собственника (обладателя иных вещных прав) такого объекта, или по заявлению собственника земельного участка, на котором расположен такой объект, если в ЕГРН права на указанный объект не зарегистрированы. Орган регистрации прав самостоятельно запрашивает необходимую для принятия решения об исключении из ЕГРН таких записей информацию (документы) у органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществивших государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, или у организации, осуществляющей хранение документов, указанных в ч. 2.1 ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221 -ФЗ "О кадастровой деятельности", в отношении объектов, ранее включенных в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в соответствии с ч. 3 ст. 45 указанного Федерального закона.
В силу статьи 135 Гражданского кодекса РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
К линейным объектам на основании п. 10.1 ст.1 Градостроительного кодекса РФ относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Пунктом 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружении" (далее - Закон N 384-ФЗ) определено, здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (п. 21 ч. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ).
Пунктом 23 части 2 статьи 2 этого же Закона закреплено, что под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Соответственно линейные объекты являются недвижимостью, так как они относятся к сооружениям. Сооружения являются недвижимыми вещами (пункт 1 статьи 141.3 Гражданского кодекса РФ). При этом они должны быть прочно связаны с землей, а их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ, пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Сети водопровода, будучи подземными инженерными сооружениями длительного использования (пункт 5 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"), по своему правовому статусу относятся к объектам недвижимости, следовательно, спорный участок водопровода также является объектом недвижимости.
Оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что по своему функциональному назначению наружный водопровод предназначен для обслуживания зданий, расположенных по названному адресу, следовательно, является его неотъемлемой частью, в связи с чем он не может иметь самостоятельного значения и является вспомогательным. Имеющаяся техническая документация позволяет сделать вывод, что объект недвижимости с кадастровым номером 59:01:0000000:16805 является капитальным. Отнесение объекта недвижимости к некапитальному по основаниям, что он является вспомогательным, не соответствует действующему законодательству, поскольку вспомогательные объекты могут являться капитальными.
С учетом приведенных выше обстоятельств, а также норм права ссылка общества на то, что наружный водопровод не является объектом недвижимости в связи с отсутствием признаков капитальности, в данном конкретном случае правомерно отклонена судом первой инстанции.
Доказательств прекращения существования спорного сооружения, как самостоятельного объекта, в том числе его включения в состав здания, обществом не представлено.
Исследовав и оценив все имеющиеся в деле доказательства, а также доводы и возражения лиц, участвующих в деле, исходя из того, что заявителем не были предоставлены необходимые для государственной регистрации документы, и не были устранены причины, препятствующие государственной регистрации, учитывая, что наружный водопровод относится к объектам вспомогательного использования и не может самостоятельно эксплуатироваться и использоваться по целевому назначению отдельно от главной вещи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемых действий Управления Росреестра и об отсутствии нарушения прав и законных интересов общества "РЖД", в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Заинтересованность заявителя в изменении налогооблагаемой базы по налогу на имущество сама по себе достаточным основанием для признания действий Управления Росреестра незаконными не является.
При рассмотрении дела судом установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в решении, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности. Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с правильной оценкой судом первой инстанции верно установленных фактических обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
При таких условиях, основания для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные частью 1 статьи 270 АПК РФ, отсутствуют.
Основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлены.
При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда следует оставить без изменения, апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 07 октября 2022 года по делу N А50-17099/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.В. Семенов |
Судьи |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-17099/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ