г. Владивосток |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А59-786/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-7227/2022
на решение от 10.10.2022
судьи Т.С. Горбачёвой
по делу N А59-786/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области (ОГРН 1156501010236, ИНН 6501280134)
к сельскохозяйственному потребительскому кооперативу "Сахалинский" (ОГРН 1146501008378, ИНН 6501270993)
о взыскании средств гранта в размере 1 138 107 рублей 08 копеек, третьи лица: ООО "Гидромелиострой" (ОГРН: 1056500616138, ИНН: 6501155831), ООО "Сахалин Лизинг Проджектс", (ОГРН: 1026500886906, ИНН: 6501115187),
при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили;
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области (далее - истец, Министерство) обратилось в арбитражный суд к сельскохозяйственному потребительскому кооперативу "Сахалинский" (далее - ответчик, Кооператив, СПК "Сахалинский") о взыскании средств гранта в размере 1 138 107,08 рублей.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ООО "Гидромелиострой", ООО "Сахалин Лизинг Проджектс".
Решением суда от 10.10.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Министерство, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. В доводах жалобы указывает на то, что по результатам проверки соблюдения Кооперативом условий предоставления субсидии, проведенной министерством (акт от 27.12.2021), установлено, что СПК "Сахалинский" нарушил 24-месячный срок использования гранта при приобретении трех единиц техники, поскольку лизинговые платежи произведены за пределами установленного срока. Сумма, направленная кооперативом на осуществление плана расходов в срок, установленный соглашением (до 19.09.2020), составила 81 437 139,69 рублей, неиспользованный остаток средств составил 1 896 860,31 рубля, из которых средств гранта -1 138 116,19 рубля. Кроме того, установлено, что часть денежных средств по лизинговым платежам уплачена иным юридическим лицом - обществом с ограниченной ответственностью "Гидромелиострой" (далее - ООО "Гидромелиострой"), а не Кооперативом.
Основание для возврата средств гранта в случае нарушения срока его использования не поставлено в зависимость от достижения целей, на которые предоставлен грант. Судом установлено, что лизинговые платежи за 3 единицы сельскохозяйственной техники произведены за пределами срока, отведенного на использование средств гранта (платежные поручения от 22.10.2020, 18.11.2020, 10.12.2020). В этой связи вывод суда о том, что кооперативом исполнены принятые на себя по соглашению обязательства, является ошибочным, поскольку СПК "Сахалинский" нарушено такое условие обязательства, как срок.
Кроме того, график начисления и уплаты лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга) имущества от 02.12.2019 с учетом дополнительного соглашения от 28.01.2020, заключенному между ООО "Сахалин Лизинг Прод-жектс" и СПК "Сахалинский", предусматривал платежи до января 2021 года. При этом срок исполнения мероприятий в целях использования средств гранта Кооперативу был известен - сентябрь 2020 года. Таким образом, такие действия СПК "Сахалинский" нарушают принцип добросовестности и разумности.
Вывод суда о том, что оплата лизинговых платежей иным лицом - ООО "Гидромелиострой", а не СПК "Сахалинский", не свидетельствует о нецелевом использовании средств гранта, поскольку ответчик вправе направлять на достижение целей гранта привлеченные средства, по мнению Министерства, противоречит материалам дела.
Министерство, Кооператив, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили. Кооператив отношение к жалобе не выразил.
В соответствии с частью 3, 5 статьи 156, статьей 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что между Министерством (Главный распорядитель) и СПК "Сахалинский" (Получатель) 07.09.2018 года был заключено соглашение N 1-СПК/2018 о предоставлении субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы (далее - Соглашение).
Согласно пункту 1.1 Соглашения грант предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Распорядителю, как получателю средств областного бюджета Сахалинской области, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели сводной бюджетной росписью областного бюджета на 2018 год в рамках подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Сахалинской области "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 N 427. Размер Гранта, предоставляемого из областного бюджета Сахалинской области для софинансирования затрат СГЖ, определяется по результатам проведенного конкурсного отбора, и составляет в 2018 году 50 000 000 (00) рублей.
Пунктом 3.5 Соглашения предусмотрено направление Получателем на достижение целей, указанных в пункте 1.1 настоящего Соглашения, собственных и 3 (или) привлеченных средств (заемные и кредитные средства, средства спонсоров и другие средства, полученные им со стороны, за исключением средств, полученных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) в размере не менее 40 процентов стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане расходов (Приложение N 1 к настоящему Соглашению), в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10% от стоимости каждого наименования приобретения.
Согласно пункту 5.1 Соглашения Распорядитель обязуется, в том числе, в случае, если Получателем допущены нарушения условий, предусмотренных настоящим Соглашением, направлять Получателю требование об обеспечении возврата средств Гранта в областной бюджет Сахалинской области в течение 5 рабочих дней со дня установления нарушения, Согласно пункту 5.2 Получатель обязуется:
- обеспечивать выполнение условий предоставления Гранта, установленных настоящим Соглашением и Порядком предоставления гранта, в том числе, направлять на достижение целей, указанных в пункте 1.1 настоящего Соглашения собственные и (или) привлеченные средства в размере согласно пункту 3.5 настоящего Соглашения,
- обеспечивать исполнение требований Распорядителя по возврату средств в областной бюджет в случае установления фактов нарушения условий предоставления Гранта в сроки, установленные Порядком предоставления гранта,
- возвращать неиспользованный остаток Гранта в доход областного бюджета Сахалинской области в случае отсутствия решения Распорядителя о наличии потребности в направлении не использованного в 2018 году остатка Гранта на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего Соглашения, в срок до "31" декабря 2020 года (но не позднее срока, установленного бюджетным законодательством Российской Федерации),
- обеспечивать достижение значений показателей результативности, установленных в Приложении N 3 к настоящему Соглашению,
- обеспечивать на ежеквартальной основе предоставление информации по форме Отчета о расходовании средств грантов на развитие семейной животноводческой фермы и показателей результативности, установленных в Приложении N 4.
Приложением N 1 к Соглашению "План расходов" предусмотрено приобретение сельскохозяйственной техники, размер собственных средств - 33 334 000 рублей, размер средств гранта - 50 000 000 рублей, а также срок исполнения 09.2018 - 09.2020.
На основании данного соглашения, а также распоряжения Министерства сельского хозяйства Сахалинской области от 11.09.2018 года N 3.07-296р платежным поручением N 1 от 18.09.2018 года ответчику истцом были перечислены средства гранта в размере 50 000 000 рублей.
Министерством была проведена проверки соблюдения Кооперативом условий предоставления субсидии, по результатам которой был составлен акт от 27.12.2021 года.
Согласно данному акту сумма, направленная Кооперативом на осуществление плана расходов в срок, установленный Соглашением (до 19.09.2020 года), составила 81 437 139,69 рублей, неиспользованный остаток средств согласно плату расходов проекта составил 1 896 860,31 рубль, из которых средств гранта - 1 138 116,19 рубля.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием о возврате средств гранта. В связи с неудовлетворением данной претензии, Министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Кодекса правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между сторонами сложились договорные отношения, связанные с государственной поддержкой в виде субсидии, которые подлежат регулированию положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 34 БК РФ закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 1 статьи 78 БК РФ определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по их возврату.
Вместе с тем, в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 названной статьи (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Судом установлено, что грант был предоставлен Кооперативу на основании "Порядка предоставления грантов на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов на развитие материально-технической базы", утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 16.02.2017 N 60 (далее - Порядок), действовавшего на дату представления гранта.
В силу пункта 1.1 данный Порядок разработан в целях реализации подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Сахалинской области "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и 5 продовольствия", утвержденной Постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 N 427 (далее - Государственная программа), и определяет порядок отбора получателей, цели, условия и порядок предоставления и возврата бюджетных ассигнований в виде грантов на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов на развитие материально-технической базы (далее - Грант).
Согласно пункту 2.5 Порядка получатель гранта обязан использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, приобретаемое за счет гранта, исключительно на развитие материально-технической базы СПК.
На основании пункта 4.1 Порядка эффективность использования Гранта оценивается Министерством ежегодно в течение 5 лет с даты получения гранта на основании мониторинга деятельности СПК, а также на основании достижения следующих показателей результативности:
- количество новых постоянных рабочих мест, созданных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, получивших грантовую поддержку для развития материально-технической базы;
- прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, получившими грантовую поддержку, к году, предшествующему году предоставления субсидии, - 10% и (или) прирост объема выручки от реализации услуг не менее 3%.
Порядок, сроки и формы представления получателем Гранта отчетности о расходовании средств гранта и достижении показателей результативности устанавливаются в Соглашении (пункт 4.2).
Согласно пункту 5.2 Порядка сумма Гранта подлежит возврату в следующих случаях:
- нецелевого использования средств, а также недостоверности представленных документов - в размере средств, составляющих сумму нарушений, выявленных в ходе проведения финансового контроля;
- несвоевременного использования средств - возврат гранта в размере неиспользованной части;
- ликвидации кооператива до истечения пятилетнего срока действия - в размере суммы гранта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.4, 5.5 Порядка в случае образования не использованного в отчетном финансовом году (году окончания срока использования гранта) остатка средств гранта, неиспользованные средства подлежат возврату в текущем финансовом году. Требование о возврате средств Гранта направляется получателю гранта Министерством в течение 5 рабочих дней со дня установления нарушения.
Получатель гранта в течение 10 рабочих дней, начиная с даты получения письменного требования Министерства о возврате, перечисляет средства гранта в областной бюджет по указанным в требовании реквизитам.
При этом Соглашением сторон предусмотрена государственная поддержка в виде гранта на развитие материально-технической базы Кооператива.
Так, Кооператив обязался использовать средства гранта в соответствии с планом расходов, в течение 24 месяцев со дня их получения (пункт 3.5 Соглашения, Приложение N 1). Приложением N 1 к Соглашению "План расходов" предусмотрено приобретение сельскохозяйственной техники, размер собственных средств - 33 334 000 рублей, размер средств гранта - 50 000 000 рублей, а также срок исполнения 09.2018 - 09.2020, всего - в течение 24 месяцев.
Как установлено судом, в целях подтверждения расходования средств бюджета Кооперативом предоставлялись в Департамент отчеты по установленной форме. При этом, все полученные в качестве гранта (субсидии) средства бюджета потрачены Кооперативом на приобретение сельскохозяйственной техники согласно плану расходов, что правомерно расценено судом первой инстанции в качестве целевого использованием полученных по Соглашению денежных средств. Доказательств обратного Министерством суду не представлено.
По мнению истца, необходимость возврата средств гранта обусловлена тем, что по трем единицам приобретенной техники часть платежей была произведена после 17.09.2020 года, кроме того, часть лизинговых платежей была выполнена не ответчиком, а иным лицом - ООО "Гидромелиострой".
Суд первой инстанции, отклоняя данные доводы, обоснованно указал на то, что пунктом 5.2 Соглашения предусмотрено право получателя гранта использовать для приобретения техники с использованием средств гранта как собственные, так и (или) привлеченные средства, в связи с чем внесение части лизинговых платежей не ответчиком, а иным лицом - ООО "Гидромелиострой", не свидетельствует о нецелевом характере использования средств гранта и не является основанием для их возврата, предусмотренных Соглашением.
Также Министерство ссылается на невыполнение Кооперативом принятых на себя обязательств по Соглашению в части несвоевременного освоения им предоставленной субсидии в полном объеме. При этом ответчик не оспаривает факт осуществления части лизинговых платежей за три единицы техники в общей сумме 3 661 435,22 рубля после 17.09.2020 года.
Проверив данный довод суд установил, что указанные средства использованы Кооперативом на приобретение трех тракторов "Беларусь", что подтверждается отчетом, представленным в Министерство.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в рассматриваемом случае все средства предоставленной субсидии использованы Кооперативом в соответствии с условиями Соглашения и соответствуют его целям и задачам, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
В свою очередь доводы апелляционной жалобы Министерства подлежат отклонению как противоречащие фактическим материалам дела и как основанные на неверном толковании условий Соглашения и Порядка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины по жалобе коллегией не рассматривался, поскольку Министерство от её уплаты освобождено на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 10.10.2022 по делу N А59-786/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-786/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОРГОВЛИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: СПК "Сахалинский"
Третье лицо: ООО "Гидромелиострой", ООО "Сахалин Лизинг Проджектс"