город Москва |
|
14 декабря 2022 г. |
дело N А40-140096/22 |
Резолютивная часть постановления от 08.12.2022.
Полный текст постановления изготовлен 14.12.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Альфа-Банк" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.11.2022 по делу N А40-140096/22,
по заявлению АО "Альфа-Банк"
к УФССП по Кемеровской области - Кузбассу
третье лицо - Радюк Наталья Викторовна
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.11.2022 в удовлетворении заявленных АО "Альфа-Банк" требований о признании незаконным и отмене постановления УФССП по Кемеровской области - Кузбассу от 14.06.2022 N 57/22/922/42-АП о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
АО "Альфа-Банк" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, через канцелярию суда от общества поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что постановлением УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу от 14.06.2022 N 57/22/922/42-АП АО "Альфа-Банк" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50.000 руб.
Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, указывая на отсутствие события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций), действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что УФССП по Кемеровской области - Кузбассу поступило обращение Радюк Н.В., содержащие сведения о нарушении АО "Альфа-Банк" требований Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
Из содержания обращения и письменных объяснений Радюк Н.В. от 22.03.2022 следует, что 02.03.2022 в 21 час. 10 мин., 10.03.2022 в 17 час. 21 мин., 19.03.2022 в 19 час. 00 мин., 21.03.2022 в 18 час. 58 мин. представители АО "Альфа-Банк", в том числе Ахмадов Аслан Лом-Алиевич осуществляли с Радюк Н.В. взаимодействие, направленное на возврат просроченной задолженности Радюк Романа Валерьевича, 04.01.1994 года рождения, посредством проведения личных встреч по адресу: проспект Ленина, дом 120, Кемерово, в ходе которых на Радюк Н.В. оказывалось психологическое давление.
В связи с наличием признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченным отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу 01.04.2022 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях N 17/22/922/42-АР и проведении административного расследования в отношении АО "Альфа-Банк".
Из содержания ответа АО "Альфа-Банк" от 12.04.2022 (вх. от 20.04.2022 N 35758/22/42000) следует, что между Радюк Р.В. и АО "Альфа-Банк" заключены кредитный договор (договор на получение кредитной карты) от 08.05.2019 N F0TCRC20S19050302038, потребительский кредитный договор (потребительский кредит) от 08.07.2021 N CCOPAQEVIM2107080920.
По кредитному договор (договор на получение кредитной карты) от 08.05.2019 N F0TCRC20S19050302038 начиная с 28.07.2021 у Радюк Р.В. возникла просроченная задолженность перед АО "Альфа-Банк".
По потребительскому кредитному договору (потребительский кредит) от 08.07.2021 N CCOPAQBV1.V121070S0920 начиная с 22.09.2021 у Радюк Р.В. возникла просроченная задолженность перед АО "Альфа-Банк".
При заключении кредитного договора от 08.05.2019 N F0TCRC20S19050302038 и потребительского кредитного договора от 08.07.2021 N CCOPAQEVIM2107080920 Радюк Р.В. указал адрес места жительства: проспект Ленина, д. ***, кв. *, Кемерово.
В связи с возникновением просроченной задолженности АО "Альфа-Банк" осуществляло взаимодействие, направленное на возврат просроченной задолженности Радюк Р.В. посредством личных встреч, в период с 12.01.2022 по 27.03.2022 по адресу: проспект Ленина, д. ***, кв. *, Кемерово, в том числе с Радюк Н.В.
Из содержания ответа Государственного учреждения отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу от 15.04.2022 N 97- 5178, ответа АО "Альфа-Банк" от 12.04.2022 N 32/11562 (вх. от 20.04.2022 N 35758/22/42000) следует, что в период с декабря 2021 по 01.04.2022 Ахмадов А.А., являлся работником АО "Альфа-Банк".
Из содержания ответа АО "Альфа-Банк" от 12.04.2022 (вх. от 20.04.2022 N 35758/22/42000) следует, что Радюк Р.В. дано согласие на осуществление направленного на возврат просроченной задолженности взаимодействия с третьими лицами.
АО "Альфа-Банк" представлены копии согласия на обработку персональных данных (приложение к приказу от 03.07.2020 N 849) от 08.11.2020, согласия на обработку персональных данных и получение кредитного отчета от 08.05.2019, в которых Радюк Р.В. выражает согласие на взаимодействие с третьими лицами, информация о которых представлена в банк для целей возврата просроченной задолженности.
Между тем, из содержания ответа АО "Альфа-Банк" от 12.04.2022 (вх. от 20.04.2022 N 35758/22/42000) и приложенных к нему документов следует, что Радюк Р.В. не предоставлял АО "Альфа-Банк" информацию о третьих лицах, в том числе о Радюк Н.В.
Согласно ч. ч. 5, 6 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.07.2021 N 254-ФЗ), направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с любыми третьими лицами, под которыми для целей настоящей статьи понимаются члены семьи должника, родственники, иные проживающие с должником лица, соседи и любые другие физические лица, по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, может осуществляться только при одновременном соблюдении следующих условий: имеется согласие должника на осуществление, направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом; имеется согласие третьего лица на осуществление с ним взаимодействия.
В соответствии с ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ согласия, указанные в п. п. 1 и 2 ч. 5 ст. 4 названного Закона, содержащие, в том числе, согласие должника и (или) третьего лица на обработку его персональных данных, должны быть даны в письменной форме в виде отдельных документов.
Согласно положениям ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.07.2021 N 254-ФЗ "О внесении изменений в ст. 4 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
В силу положений ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 01.07.2021 N 254-ФЗ "О внесении изменений в ст. 4 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" следует, что в отношении кредиторов, являющихся кредитными организациями, положения ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.07.2021 N 254-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим из договоров, заключенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 01.07.2021 N 254-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" опубликован и вступил в действие 01.07.2021.
Таким образом, с 01.07.2021 для осуществления с третьим лицом взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности по договору от 08.07.2021 N CCOPAQEVIM2107080920, АО "Альфа-Банк" необходимо иметь согласие третьего лица на осуществление с ним такого взаимодействия.
Из содержания ответа АО "Альфа-Банк" от 12.04.2022 (вх. от 20.04.2022 N 35758/22/42000) следует, что указанное юридическое лицо не обладает согласиями третьих лиц (в том числе Радюк Н.В., Малковой О.А.), предусмотренными п. 2 ч. 5 ст. 4, ч.ч. 6, 6.1 ст. 4 Федерального закона от 93.07.2016 N 230-ФЗ, на осуществление с ними взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности Радюк Р.В.
Из содержания ответа АО "Альфа-Банк" от 12.04.2022 (вх. от 20.04.2022 N 35758/22/42000) следует, что АО "Альфа-Банк" не обладает согласием Радюк Р.В., предусмотренным ч. ч. 3, 4 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ, на передачу третьим лицам сведений о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании.
Таким образом, представители АО "Альфа-Банк" не обладая согласиями Радюк Р.В. на осуществление взаимодействия, направленного на возврат его просроченной задолженности, с третьими лицами, на передачу третьим лицам сведений о должнике (Радюк Р.В.), просроченной задолженности и ее взыскании взаимодействие, не обладая согласиями третьих лиц (Радюк Н.В., Малковой О.А.) на осуществление с ними взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности Радюк Р.В. осуществляли направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие Радюк Н.В., передавали Радюк Н.В. сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании в ходе личных встреч, состоявшихся 02.03.2022, 19.03.2022,21.03.2022; осуществляли направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с Малковой О.А., передавали Малковой О.А. сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании в ходе личной встречи, состоявшейся 10.03.2022.
В письменных объяснениях от 22.03.2022 Радюк Н.В. указала на то, что действия лиц, осуществлявших с ней взаимодействие, направленное на возврат просроченной задолженности Радюк Р.В. в пользу АО "Альфа-Банк" оказывают на нее психологическое давление; унижают ее честь и достоинство, чем причинили ей морально-нравственные страдания.
В соответствии с положениями ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ сообщение сведений о должнике (третьем лице), просроченной задолженности и ее взыскании по месту работы должника (третьего лица) не допускается, при осуществлении направленного на возврат просроченной задолженности взаимодействия посредством личной встречи, проводившейся 02.03.2022 в 21 час. 09 мин. представитель АО "Альфа-Банк" указывал на намерение совершить заведомо неправомерные действия, чем в нарушение требований п. 4 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ оказывал на Радюк Н.В.. психологическое давление.
Положения Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ и иных нормативных правовых актов не наделяют представителя (работника) кредитора или лица, действующего от имени и (или) в интересах кредитора, правом входить без согласия должника (третьего лица) в жилое помещение, занимаемое должником (третьим лицом).
В данном случае сотрудником АО "Альфа-Банк" оказывано на третье лицо (Радюк Н.В.) психологическое давление путем совершения противоправных действий и указания на намерение совершить заведомо неправомерные действия.
При таких обстоятельствах АО "Альфа-Банк" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с отсутствием смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств административный штраф назначен в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 50.000 руб.
Согласно положениям ч. 1 ст. 23.92 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введена Федеральным законом от 11.06.2021 N 205-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу положений п. 3 ч. 2 ст. 23.92 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в ч. 1 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, их заместители.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1402 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном осуществлять ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в указанный реестр" Федеральная служба судебных приставов осуществляет государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основною вида деятельности.
Нормы статьи 23.92 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяют орган, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к ним относится Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр.
Данная статья не содержит норм, исключающих возможность рассмотрения указанным органом дел, предусмотренных ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении каких-либо субъектов.
Таким образом, постановление от 14.06.2022 по делу N 57/22/922/42-АП об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено уполномоченным лицом - заместителем руководителя УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу - заместителем главного судебного пристава Кемеровской области - Кузбасса.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.11.2022 по делу N А40-140096/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-140096/2022
Истец: АО "АЛЬФА-БАНК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Радюк Наталья Викторовна