г. Челябинск |
|
13 декабря 2022 г. |
Дело N А76-44520/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Лукьяновой М.В., Тарасовой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Трапезниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВКО" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.08.2022 по делу N А76-44520/2021
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ВКО" Самсонов В.К. (доверенность от 24.10.2022, диплом о высшем юридическом образовании),
Управления инженерной инфраструктуры Администрации Ашинского муниципального района Аглушевич А.В. (доверенность от 12.04.2022, диплом о высшем юридическом образовании).
Общество с ограниченной ответственностью "ВКО" (далее - истец, ООО "ВКО") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Управлению инженерной инфраструктуры администрации Ашинского муниципального района (далее - ответчик, Управление) о взыскании 5 613 065 руб. задолженности по муниципальному контракту от 13.04.2020 N 01693000387200000650001 на выполнение проектных работ по объекту капитального строительства "Реконструкция очистных сооружений канализации г. Аши Челябинской области" (корректировка проекта).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 31.08.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "ВКО" (далее - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что заказчиком не передавались исходные данные для проектирования, а также исходные данные для составления технической документации, в связи с чем, подрядчик неоднократно уведомлял заказчика о приостановлении работ. Отмечает, что контракт не содержит условия, предусматривающие, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Таким образом, контракт считается действующим до исполнения сторонами обязательств.
По мнению истца, исполнение муниципального контракта стало невозможным вследствие действий заказчика (не решение вопроса о разработке материалов по оценке воздействия на окружающую среду и прохождение экологической экспертизы).
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13.04.2020 между Управлением (заказчик) и ООО "ВКО" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 01693000387200000650001 (т. 1, л.д. 10-15), по условиям которого, подрядчик обязуется согласно графику выполнения работ (Приложение N 2 к контракту) выполнить проектные работы по объекту капитального строительства "Реконструкция очистных сооружений канализации г.Аши Челябинской области" (корректировка проекта) (ОКПД - 71.12.16.000), в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к контракту), которые являются неотъемлемой частью настоящего муниципального контракта, а муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего контракта.
Согласно пункту 1.4 контракта Срок выполнения работ: строго в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 2 к контракту), являющееся неотъемлемой частью настоящего контракта.
В соответствии с пунктом 1.6 контракта результатом работ по настоящему контракту является разработанная подрядчиком проектно-сметная документация, при наличии положительных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверки достоверности сметной стоимости объекта.
Согласно пункту 2.1 контракта цена поручаемых подрядчику работ установлена на основании протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 01.04.2020 N 65 К/П и составляет 8 350 000 руб. без НДС.
В Приложении N 2 контракта согласован График выполнения работ, согласно которому:
- проведение работ по инженерным изысканиям по объекту "выполнение проектных работ по объекту капитального строительства "Реконструкция очистных сооружений канализации г.Аши Челябинской области (корректировка проекта)"(отчетно-техническая документация) подлежит выполнению в течение 70 календарных дней с даты заключения контракта;
- проведение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "выполнение проектных работ по объекту капитального строительства "Реконструкция очистных сооружений канализации г.Аши Челябинской области (корректировка проекта)" подлежит выполнению в срок до 30.09.2020,
- получение положительного заключения государственной экспертизы на разработанную подрядчиком проектно-сметную документацию и инженерные изыскания по объекту "выполнение проектных работ по объекту капитального строительства "Реконструкция очистных сооружений канализации г.Аши Челябинской области (корректировка проекта)" подлежит выполнению в срок до 01.12.2020,
- проведение работ по разработке рабочей документации по объекту "выполнение проектных работ по объекту капитального строительства "Реконструкция очистных сооружений канализации г.Аши Челябинской области (корректировка проекта)" подлежит выполнению в срок до 15.12.2020.
В соответствие с пунктом 4.1 контракта исполнитель, полностью выполнивший работы по подготовке проектно-сметной документации, передает Муниципальному заказчику по акту на согласование проектно-сметную документацию.
В случае выявления муниципальным заказчиком при проверке проектно-сметной документации недостатков муниципальный заказчик направляет исполнителю не позднее срока установленного в пункте 4.2 контракта, мотивированный отказ от согласования проектно-сметной документации с указанием недостатков и срока для их устранения (пункт 4.3 контракта).
Согласно пункту 4.5 контракта в случае если муниципальный заказчик в предусмотренный контрактом срок произвел проверку проектно-сметной документации и не возвратил исполнителю подписанный своей стороны акт или не направил мотивированный отказ от согласования, данный акт считается подписанным муниципальным заказчиком, а проектно-сметная документация - согласованная.
Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановки работ подрядчиком (т. 1, л.д. 24-26).
Во исполнение обязательного досудебного претензионного порядка урегулирования спора истец в адрес ответчика направил претензию от 12.11.2021 N 164-11 (т. 1, л.д. 8-9) с требованием об оплате стоимости фактически выполненных работ. Данная претензия оставлена ответчиком без ответа и уведомления.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что работы заказчику в установленном порядке не сдавались.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
Правовое регулирование правоотношений определено главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со статьями 702, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации к государственному (муниципальному) контракту на выполнение проектных и изыскательских работ для государственных (муниципальных) нужд применяются нормы, регулирующие отношения по договору строительного подряда.
В соответствии со статьей 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
В силу пункта 1 статьи 762 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором, уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ.
Согласно пункту 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Существенными условиями договора являются сроки выполнения работ (статьи 432, 708 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что контракт от 13.04.2020 N 01693000387200000650001 заключен и к отношениям сторон применяются предусмотренные в нем условия.
На основании положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
В соответствии со статьей 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Пунктом 1.4 контракта установлено, что срок передачи проектно-сметной документации на согласование муниципальному заказчику установлен с момента заключения контракта и до 30.09.2020.
Таким образом, выполнение работ предполагается в два этапа: сдача проектной документации на согласование заказчику - до 30.09.2020, прохождения государственной экспертизы проектной документации с получением положительного заключения - до 15.12.2020.
Из материалов дела не усматривается, что в установленный контрактом срок выполнения работ проектно-сметная документация была передана заказчику.
Податель апелляционной жалобы указывает, что срок выполнения работ им неоднократно приостанавливался ввиду непредставления заказчиком исходных данных.
В соответствии с пунктом 3.3.1 муниципального контракта заказчик обязан передать подрядчику исходную документацию, указанную в пункте 2.2 Технического задания, в течение 5 рабочих дней с момента подписания настоящего контракта.
Пунктом 2.2. технического задания к контракту определено, что при корректировке проекта необходимо руководствоваться отчетными данными 2-ТП (водхоз) МУП "АКХ" г. Аши (за последние 3 года), и другими официальными документами (заключения экспертизы, акты обследования и т.тд.). Вышеуказанные исходные данные предоставляются заказчиком.
Пунктом 1 статьи 759 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
Подрядчик указал, что в связи с не передачей ему исходных данных он неоднократной приостанавливал работу.
В соответствии со статьей 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок. Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
В пункте 1 статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Между тем, буквальное толкование приведенных норм указывает, что приостановление работ является не безусловным правом подрядчиком (независимо от обстоятельств исполнения, оснований, которые подрядчиком положены в основу приостановления работ), а должно быть обоснованным со ссылкой на конкретные обстоятельства и положения договора, не позволяющие подрядчику приступить либо продолжить выполнение работ.
Как следует из договорной переписки между ООО "ВКО" и Управлением (письма от 16.10.2020, от 16.12.2020, 05.04.2021, 08.07.2021), ООО "ВКО" запрашивало у заказчика документы и сведения, необходимые для выполнения проектных работ.
Учитывая изложенное, принимая во внимание график выполнения работ, согласно которому предельным сроком выполнения работ по разработке проектно-сметной документации являлось 30.09.2020, суд не может признать добросовестным поведение подрядчика, который уведомил заказчика о необходимости прохождения экологической экспертизы за пределами указанного срока, а именно 16.10.2020.
Суд отмечает, что из содержания писем от 16.10.2020, от 16.12.2020, от 05.04.2021 не усматривается, что подрядчик сообщает заказчику о приостановлении выполнения работ в порядке статей 716, 719 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В письме от 08.07.2021 подрядчик указал, что без разработки материалов по оценке воздействия на окружающую среду и прохождение экологической экспертизы, указав, что до их получения приостанавливает выполнение работ.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что такое приостановление подрядчиком выполнения работ не обоснованно ни нормативно, ни ссылками на обстоятельства выполнения работ, условия контракта. Подрядчик не указывает, по каким причинам он приостанавливает выполнение работ, настолько ли длительно такое согласование заказчиком, что не позволяет подрядчику выполнить работы в срок, пропущены ли заказчиком разумные сроки на согласование с учетом объем работ, препятствует ли такое согласование (его отсутствие) выполнению всех предусмотренных контрактом работ.
Уведомление о приостановлении выполнения работ было направлено заказчику только 08.07.2021 (т. 1, л.д.22-23), в то время как предельным сроком выполнения всего объема работ по контракту являлось 15.12.2020.
С учетом изложенного суд отклоняет доводы подрядчика о невыполнении заказчиком обязанностей по контракту, обоснованности приостановления подрядчиком выполнения работ.
Суд также отмечает, что в силу части 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Между тем, оказание заказчиком содействия подрядчику, не предполагает исполнение заказчиком обязательств подрядчика.
Материалы дела (переписка сторон) свидетельствует о том, что содействие заказчиком подрядчику оказывалось.
Подрядчик указывает, что поскольку им часть работ была выполнена, а подрядчик в одностороннем порядке отказался от контракта, то следует оплатить фактически выполненные к моменту расторжения контракта.
В соответствии со статьей 762 Гражданского кодекса Российской Федерации результатом работ является проектная документация, разработанная и согласованная между сторонами.
В соответствии с пунктом 1.6 муниципального контракта результатом работ по настоящему контракт является разработанная подрядчиком проектно-сметная документация при наличии положительных заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изыскания, проверки достоверности сметной стоимости объекта.
Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
В силу предписаний части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 указанной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Согласно императивным положениям части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежат государственной экспертизе.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (часть 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.
В соответствии с пунктом 4 указанного Положения в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
Пунктом 3.1.5 ГОСТ 21.001-2013 "Межгосударственный стандарт. Система проектной документации для строительства. Общие положения" (введен в действие Приказом Росстандарта от 17.12.2013 N 2288-ст) установлено, что проектная документация: совокупность текстовых и графических документов, определяющих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические и иные решения проектируемого здания (сооружения), состав которых необходим для оценки соответствия принятых решений заданию на проектирование, требованиям технических регламентов и документов в области стандартизации и достаточен для разработки рабочей документации для строительства.
Проектная документация не может быть утверждена заказчиком при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации (часть 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 38 постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий").
Из материалов дела не следует, что подрядчиком была передана заказчику проектная документация (часть документации), получившая положительного заключение государственной экспертизы, которая могла быть использована заказчиком согласно целям заключения контракта, сами по себе инженерные изыскания и заключения по результатам обследования не удовлетворяют муниципальную нужду и не представляют для заказчика какой-либо потребительской ценности и не могут быть им использованы.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
В соответствии с положениями пункта 5.4.2 СП 47.13330.2016 "Инженерные изыскания для строительства." при строительстве и реконструкции зданий и сооружений, дополнительно к 5.1.3 и 5.1.4, выполняются, в том числе специальные работы (обмеры с составлением обмерных чертежей, съемка фасадов и др.) по определению геометрических размеров элементов зданий, сооружений, технологических установок, архитектурных и градостроительных форм.
Таким образом, обмеры и изыскания являются необходимыми работами для разработки проектной документации.
Между тем, как установлено выше отдельные работы без итогового результата (проектно-сметная документация) не имеет для заказчика какой-либо потребительской ценности, интерес заказчика заключается именно в получении готового проекта, получившего положительное заключение государственной экспертизы, часть работ не может быть использована в дальнейшем заказчиком ввиду специфических особенностей проектных работ.
Согласно статье 762 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором, уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ.
Исходя из условий контракта, оплату спорных работ заказчик производит после получения положительного заключения государственной экспертизы, которое Обществом не получено (пункт 2.5 контракта).
Следовательно, при заключении договора заказчик вправе был рассчитывать на получение результата работ в обусловленный контрактом срок, при этом доказательств того, что проектная документация с соответствующим заключением передана подрядчиком заказчику, в материалы дела не представлено, результат работ отсутствует.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы по апелляционной жалобе распределяются судом по правилам, установленным статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.08.2022 по делу N А76-44520/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВКО" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
М.В. Лукьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-44520/2021
Истец: ООО "ВКО"
Ответчик: Управление инженерной инфраструктуры администрации Ашинского муниципального района