г. Москва |
|
28 февраля 2024 г. |
Дело N А40-211211/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Добиной Любови Николаевны
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2023 по делу N А40-211211/23
по заявлению Добиной Любови Николаевны
к 1) Инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по г. Москве, 2) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы 46 по г. Москве
о признании незаконным записи, решение о предстоящем исключении,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованных лиц: |
1) не явился, извещен, 2) Гусельникова К.П. по доверенности от 19.12.2023 ; |
УСТАНОВИЛ:
Добина Любовь Николаевна (далее - Заявитель, Добина Л.Н.) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве (далее - Заинтересованное лицо-1, МИ ФНС N 46, Инспекция), Инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по г. Москве (далее - Заинтересованное лицо-2, ИФНС N 18 по г. Москве) о признании незаконными записи от 05.11.2020 N 2207711659076, решения о предстоящем исключении от 09.03.2022, записи о прекращении ООО СТУДИО ЛЕГАЛЕ "СТИЛЕ ЕУРОПЕО" от 23.06.2022 N 2227705754032.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2023 заявление Добиной Л.Н. оставлено без удовлетворения.
Добина Л.Н. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Добиной Л.Н. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель МИ ФНС N 46 в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заявитель, Заинтересованное лицо-2, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, заявлений и ходатайств суду не представили.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя МИ ФНС N 46, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ, реестр) регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В силу подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из реестра предусмотренный названной статьей применяется также в случае наличия в реестре сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Условие, предусмотренное подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ является самостоятельным (по сравнению с ранее действующей редакцией соответствующего нормативного правового акта) основанием прекращения деятельности юридического лица путем исключения из ЕГРЮЛ, которое осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи, является основанием для принятия регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В случае направления или представления мотивированных заявлений в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении, а в случае, указанном в пункте 3.1 настоящей статьи, со дня направления уведомления решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается (пункт 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены и не представлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Как следует из материалов дела, 05.11.2020 в ЕГРЮЛ в отношении ООО СТУДИО ЛЕГАЛЕ "СТИЛЕ ЕУРОПЕО" Инспекцией внесена запись ГРН 2207711659076, содержащая сведения о недостоверности сведений об адресе, включенных в ЕГРЮЛ по результатам проведенной проверки достоверности содержащихся в реестре сведений о юридическом лице.
09.03.2022 принято Решение N 18379 о предстоящем исключении юридического лица ООО СТУДИО ЛЕГАЛЕ "СТИЛЕ ЕУРОПЕО" из ЕГРЮЛ (запись за ГРН 2227701994353 от 09.03.2022).
Сведения о предстоящем исключении ООО СТУДИО ЛЕГАЛЕ "СТИЛЕ ЕУРОПЕО" опубликованы в Вестнике государственной регистрации N 9 (879) 2022 часть 2 от 09.03.2022/9186.
Информация о предстоящем исключении размещена в открытом доступе на сайте ФНС (www.nalog.gov.ru) в электронном сервисе "Прозрачный бизнес".
В течение трех месяцев после публикации соответствующих сведений в Инспекцию, по адресу, указанному в публикации: 125373, г. Москва, Походный пр-д, домовладение 3, стр.2, не поступало заявлений от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением ООО СТУДИО ЛЕГАЛЕ "СТИЛЕ ЕУРОПЕО".
23.06.2022 в реестр внесена запись за ГРН 2227705754032 об исключении ООО СТУДИО ЛЕГАЛЕ "СТИЛЕ ЕУРОПЕО" из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, в условиях содержащихся в реестре сведений о недостоверности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что процедура исключения из реестра ООО СТУДИО ЛЕГАЛЕ "СТИЛЕ ЕУРОПЕО", предусмотренная Законом N 129-ФЗ, Инспекцией соблюдена.
Согласно пункту 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 17 января 2012 N 143-0-0, пункты 1-3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, а также размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России (Приказ Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 года N САЭ-3-09/355@), а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Учитывая открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом об исключении юридического лица, Заявитель и иные заинтересованные лица вправе были самостоятельно отслеживать информацию об обществе и принимаемых налоговой инспекцией решениях о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, представлять возражения в соответствии со статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, Заявитель, как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО СТУДИО ЛЕГАЛЕ "СТИЛЕ ЕУРОПЕО" из ЕГРЮЛ, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением ООО СТУДИО ЛЕГАЛЕ "СТИЛЕ ЕУРОПЕО" из ЕГРЮЛ, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить его из ЕГРЮЛ.
Так как Заявитель не воспользовался своим правом заявить возражения в установленный срок, оснований полагать, что исключением ООО СТУДИО ЛЕГАЛЕ "СТИЛЕ ЕУРОПЕО" из ЕГРЮЛ нарушены его права, не имеется.
Таким образом, при отсутствии доказательств нарушения прав Заявителя исключением ООО СТУДИО ЛЕГАЛЕ "СТИЛЕ ЕУРОПЕО" из ЕГРЮЛ, пункт 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ быть не может применен.
Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 21.1 Закона N 129-ФЗ была дополнена пунктом 5, в соответствии с которым предусмотренный данной статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (подпункт "б") (указанные изменения вступили в силу с 01 сентября 2017 года).
Наличие установленного подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ обстоятельства является необходимым и достаточным (исчерпывающим) условием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
В данном случае признаки, перечисленные в пункте 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ не устанавливаются и не являются основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по примененному регистрирующим органом основанию.
Наличие предусмотренных подпунктом "б" пункта 5 статьи 21 Закона N 129-ФЗ обстоятельств является самостоятельным основанием для исключения юридического лица из реестра вне зависимости от фактического осуществления деятельности таким лицом, поскольку основной целью указанной правовой нормы является предотвращение недобросовестного использования в гражданском обороте юридических лиц, в отношении которых в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения. Данная правовая позиция подтверждается сложившейся правоприменительной судебно-арбитражной практикой.
В этой связи довод заявителя о своевременной сдачи отчетности является необоснованным.
В отношении записи за ГРН 2207711659076 от 05.11.2020, содержащей сведения о недостоверности сведений об адресе ООО СТУДИО ЛЕГАЛЕ "СТИЛЕ ЕУРОПЕО" суд первой инстанции правильно указал, что к числу сведений о юридическом лице, содержащихся в реестре, перечень которых определен статьей 5 Закона N 129-ФЗ относятся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (подпункт в) пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).
Положениями Закона N 129-ФЗ предусмотрена обязанность заявителя указывать в представляемых им документах достоверные сведения, отвечающие требованиям законности.
Регистрирующему органу предоставлены полномочия по проверке сведений включаемых или включённых в ЕГРЮЛ (пункт 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 N ММВ-7-14/72@ утверждены основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий согласно приложению N 1 к настоящему приказу (действующий на момент проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ).
Законом N 129-ФЗ предусмотрено внесение в реестр записей о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице.
Согласно пункту 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
В случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее -уведомление) (пункт 6 статья 11 Закона N 129-ФЗ). Аналогичное требование предусмотрено пунктом 18 приложения N1 Приказа ФНС России от 11 февраля 2016 N ММВ-7-14/72@ (действующий на момент проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение. Им определяются место исполнения обязательств (статья 316 ГК РФ), уплаты налогов (статьи 19, 23 Налогового кодекса Российской Федерации), подсудность споров (глава 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), параграф 2 главы 4 АПК РФ, глава 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебные извещения и вызовы (глава 10 ГПК РФ, глава 12 АПК РФ, глава 9 КАС РФ).
Исходя из толкования указанных норм, адрес юридического лица отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с ним, как физической (размещение представителя юридического лица по адресу), так и почтовой (получение юридическим почтовой корреспонденции по адресу).
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых почтовых сообщений/уведомлений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
Отсутствие сведений о фактическом месте нахождения юридического лица, а также невозможность осуществления почтовой связи с ним нарушает интересы Российской Федерации, препятствуя осуществлению государственного контроля за такими организациями.
При этом регистрирующий (налоговый) орган, в рамках представленных ему полномочий, установленных пунктами 5.13 (осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности) и 6.6 (применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации) Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 17.08.2021) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021), не лишен возможности осуществлять контрольные мероприятия в отношении юридического лица на предмет соблюдения им требований законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части проверки достоверности сведений об адресе места нахождения организации, заявленного при государственной регистрации в связи со сменой места нахождения юридического лица.
Так, для признания сведений об адресе недостоверными являются основания, закрепленные в пункте 2 Приложения N 1 к приказу, пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица".
Основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, выявляются регистрирующим органом до принятия решения по результатам рассмотрения документов, представленных при государственной регистрации (пункт 3 Приложения N 1 к приказу).
Основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (далее - заявление о недостоверности сведений ЕГРЮЛ), а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений (пункт 4 Приложения N 1 к приказу).
По общему правилу, установленному пунктом 9 Оснований, проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, на основании полученного регистрирующим органом заявления о недостоверности сведений ЕГРЮЛ осуществляется способами, предусмотренными подпунктами "а" - "д" пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.
Мероприятие по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, предусмотренное подпунктом "а" пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, проводится в отношении документов и сведений, имеющихся у территориальных органов ФНС России, полученных как при осуществлении полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц, так и при осуществлении иных полномочий в установленной сфере деятельности ФНС России (пункт 10 Приложения N 1 к приказу).
Согласно пункту 14 Приложения N 1 к приказу, осмотр объекта недвижимости в соответствии с подпунктом "г" пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проводится территориальным органом ФНС России, к территории осуществления полномочий которого относится адрес такого объекта недвижимости. Осмотр объекта недвижимости проводится в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
По результатам осмотра составляется протокол, в котором отражаются результаты осмотра. Протокол осмотра подписывается должностным лицом территориального органа ФНС России, проводившим осмотр, а также понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись. О применении видеозаписи в протоколе осмотра делается отметка.
Основания, условия и способы проведения указанных в названной норме мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Для обеспечения достоверности государственных реестров, путем проведения процедуры ежемесячного формирования перечня юридических лиц, обладающих признаками фиктивности на основе анализа информационных ресурсов Инспекцией, на постоянной основе осуществляются мероприятия по проверке достоверности сведений, включенных в реестр.
Должностным лицом ИФНС России N 18 по городу Москве в целях проверки достоверности сведений, включённых в ЕГРЮЛ, руководствуясь подпунктом "г" пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проведены мероприятия по проверки юридического лица в форме осмотра помещения, на предмет фактического нахождения ООО СТУДИО ЛЕГАЛЕ "СТИЛЕ ЕУРОПЕО" по адресу, указанному в реестре.
По результатам проверки установлен факт отсутствия единоличного исполнительного органа СТУДИО ЛЕГАЛЕ "СТИЛЕ ЕУРОПЕО" в лице руководителя, визуальных признаков, свидетельствующих о нахождении по указанному в реестре адресу ООО СТУДИО ЛЕГАЛЕ "СТИЛЕ ЕУРОПЕО" не имеется, финансово-хозяйственная деятельность указанным обществом не ведется. Составлен протокол осмотра объекта недвижимости от 25.08.2020 N 826297 с применением видеозаписи.
Руководствуясь сведениями из ИФНС N 18 по городу Москве для представления в регистрирующий орган достоверных сведений либо подтверждения по факту достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ в отношении общества, в части его адреса, Инспекцией во исполнение пункта 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ сформированы и направлены в адрес юридического лица, а также его учредителю (участнику) и лицу, "СТИЛЕ ЕУРОПЕО" уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (исх. N 06-12/064801/4215 от 16.09.2020), что подтверждается списком простой корреспонденции от 28.09.2020, направленной через отделение связи с печатью и наименованием места приема почтового отделения, накладной простых почтовых отправлений от 28.09.2020.
В уведомлении о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений отражено, что в отношении сведений об адресе ООО СТУДИО ЛЕГАЛЕ "СТИЛЕ ЕУРОПЕО" установлена недостоверность сведений, включенных в ЕГРЮЛ, разъяснены положения пункта 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, а также последствия непредставления документов опровергающих установленную недостоверность сведений.
Исходя из изложенного, внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица, предшествует предусмотренная пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ процедура, в рамках которой юридическое лицо имеет возможность устранить возникшие у регистрирующего органа обоснованные сомнения в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ.
Поскольку в установленный срок доказательства достоверности имеющихся в ЕГРЮЛ сведений относительно ООО СТУДИО ЛЕГАЛЕ "СТИЛЕ ЕУРОПЕО" в части сведений об адресе, не представлены, регистрирующий орган включил в реестр запись о недостоверности данных сведений.
Таким образом, запись о недостоверности сведений об адресе ООО СТУДИО ЛЕГАЛЕ "СТИЛЕ ЕУРОПЕО" (запись за ГРН 2207711659076 от 05.11.2020) внесена в связи с неисполнением ООО СТУДИО ЛЕГАЛЕ "СТИЛЕ ЕУРОПЕО", предусмотренных законодательством обязанностей.
Факт неполучения ООО СТУДИО ЛЕГАЛЕ "СТИЛЕ ЕУРОПЕО", а также его учредителем (участником) и лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени ООО СТУДИО ЛЕГАЛЕ "СТИЛЕ ЕУРОПЕО", направленного Инспекцией уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений свидетельствует об отсутствии с ООО СТУДИО ЛЕГАЛЕ "СТИЛЕ ЕУРОПЕО" почтовой связи, о неведении Заявителем деятельности по заявленному адресу, об отсутствии органов его управления по этому адресу.
Условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, а также порядок использования результатов этих мероприятий, по итогам которых внесена запись о недостоверности сведений об адресе ООО СТУДИО ЛЕГАЛЕ "СТИЛЕ ЕУРОПЕО". Алгоритм действий, обозначенный указанной выше нормой (пункт 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ), Инспекцией соблюден.
Вывод о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе ООО СТУДИО ЛЕГАЛЕ "СТИЛЕ ЕУРОПЕО" основан на результатах комплекса проверочных мероприятий, направленных на сбор достаточной совокупности доказательств, позволяющих с достаточной степенью объективности внести в ЕГРЮЛ запись о недостоверности адреса юридического лица.
Вышеизложенное указывает на то, что действия МИ ФНС N 46 по г. Москве по внесению в ЕГРЮЛ записи за ГРН 2207711659076 от 05.11.2020 соответствует действующему законодательству.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявления Добиной Л.Н.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Добина Л.Н. была надлежащим образом извещена о судебном процессе по ее заявлению, поскольку не соответствует материалам дела.
Согласно части 4 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если:
1) адресат отказался от получения копии судебного акта и этот отказ зафиксирован организацией почтовой связи или арбитражным судом;
2) несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд;
3) копия судебного акта не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд с указанием источника данной информации;
4) судебное извещение вручено уполномоченному лицу филиала или представительства юридического лица;
5) судебное извещение вручено представителю лица, участвующего в деле;
6) имеются доказательства вручения или направления судебного извещения в порядке, установленном частями 2 и 3 статьи 122 настоящего Кодекса;
7) имеется подтверждение доставки судебного извещения посредством единого портала государственных и муниципальных услуг участнику арбитражного процесса, давшему согласие на едином портале государственных и муниципальных услуг на уведомление его посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, или доставки судебного извещения посредством системы электронного документооборота участника арбитражного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Из материалов дела следует, что Определением Арбитражного суда г. Москвы от 22.09.2023 принято к производству заявление Добиной Л.Н. и назначено предварительное судебное заседание на 13.11.2023 на 11 час. 50 мин.
Данный судебный акт направлен в адрес Добиной Л.Н., что подтверждается представленным в дело сформированным почтовым реестром (л.д. 34).
Согласно почтовому конверту (л.д. 33) корреспонденция не была получена адресатом по адресу направления г. Москва, ул. Атарбекова, д. 4 А, кв. 54 и возвращена отправителю из-за истечения срока хранения.
Также Арбитражным судом г. Москвы 13.11.2023 вынесено Определение о назначении судебного заседания на 04.12.2023 на 12 час. 25 мин.
Данный судебный акт направлен в адрес Добиной Л.Н. согласно представленному в дело сформированному почтовому реестру (л.д. 58).
Согласно почтовому конверту (л.д. 57) корреспонденция не была получена адресатом по адресу направления г. Москва, ул. Атарбекова, д. 4 А, кв. 54 и возвращена отправителю из-за истечения срока хранения.
Таким образом судом первой инстанции совершены все процессуальные действия, предусмотренные статьей 123 АПК РФ по извещению Заявителя о принятии иска производству и месте и времени судебного заседания, таким образом, Добина Л.Н. считается надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, следовательно, в соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ несет риск неблагоприятных последствий не совершения действий.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.12.2023 по делу N А40-211211/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-211211/2023
Истец: Добина Любовь Николаевна
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 18 ПО Г.МОСКВЕ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 46 ПО Г. МОСКВЕ