г. Хабаровск |
|
14 декабря 2022 г. |
А80-167/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Сибнефть-Чукотка": представитель не явился;
от Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу: Белоброва С.А представителя по доверенности от 29.08.2022, сроком по 31.01.2024;
от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Дальневосточному Федеральному округу: Бабенко Д.К. представителя по доверенности от 14.11.2022, сроком на 1 год ;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибнефть-Чукотка"
на решение от 15.09.2022
по делу N А80-167/2022
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибнефть-Чукотка"
к Управлению Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Дальневосточному Федеральному округу
о признании недействительным решения от 10.12.2021 N 1272
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибнефть-Чукотка" (далее - ООО "Сибнефть-Чукотка", общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу (далее - Управление; УФНС России по ЧАО) от 10.12.2021 N 1272 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислены страховые взносы за 4 квартал 2020 года в сумме 247757,34 руб., в связи с неправомерным применением пониженных тарифов страховых взносов, предложено уплатить штраф в сумме 49551 руб. по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Дальневосточному федеральному округу (далее - Межрегиональная инспекция, инспекция).
Решением суда от 15.09.2022 в удовлетворении требования ООО "Сибнефть-Чукотка" отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Сибнефть-Чукотка" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы утверждает следующее: между ООО "Сибнефть-Чукотка" и акционерным обществом "Корпорация развития Дальнего Востока" заключено Соглашение об осуществлении деятельности на ТОСЭР от 17.08.2017 N 1/Р-158 в соответствии с которым резидент (ООО "Сибнефть-Чукотка") обязуется осуществлять на ТОСЭР "Беринговский" виды деятельности: добыча сырой нефти и природного газа; деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта, обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха в соответствии с представленной им заявкой от 13.06.2017 вх. N ТОР/188 в редакции от 16.08.2017 на заключение соглашения об осуществлении деятельности и бизнес-планом от 26.05.2017, прилагаемыми к Соглашению (пункт 1.1,1.2 Соглашения); согласно бизнес-плану в рамках реализации инвестиционного проекта Резидент осуществляет капитальные вложения путем осуществления затрат на: приобретение основных средств, проектирование и строительство газопровода среднего давления по ул. Рультытегина - ул. Полярная, проектирование и строительство газопровода-отвода на Анадырскую ТЭЦ и реконструкция АГРС, проектирование и строительство газопровода низкого давления для газификации промышленных объектов по ул. Отке (пункт 1.3 Соглашения); доказательством о правомерности применения пониженных тарифов страховых взносов является факт созданных рабочих мест, в количестве, определенном соглашением, занятых на них работников, подтвержденных трудовыми договорами, приказами и выписками из штатного расписания, предоставленными ООО "Сибнефть-Чукотка" в период проведения проверки; частичное нарушение сроков исполнения бизнес-плана, не может служить основанием для отказа в применении пониженного тарифа страховых взносов в отношении заявленных работников, кроме того в соответствии с пунктом 5 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 473-ФЗ) - контроль за выполнением резидентом территории опережающего социально-экономического развития соглашения об осуществлении деятельности осуществляет Уполномоченный федеральный орган- Минвостокразвития России, кроме того в соответствии с разделом 6 пункта 10.1 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов применяются в отношении резидента ТОР, расположенной на территории ДФО, получившего соответствующий статус не позднее 31 декабря 2025 года, при условии, что объем инвестиций в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности составляет не менее 500 тысяч рублей; данным Федеральным законом предусмотрено требование к объему (сумме) инвестиций, который указан в соглашении, к срокам/этапам инвестирования требований не установлено.
В представленных в суд отзывах на апелляционную жалобу, Управление, инспекция отклоняют доводы такой жалобы, просят оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Представитель ООО "Сибнефть-Чукотка", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие ООО "Сибнефть-Чукотка" в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
До начала судебного заседания в арбитражный суд апелляционной инстанции от ООО "Сибнефть-Чукотка" поступило ходатайство об объявлении перерыва, для обеспечения явки представителя в судебном заседании, связи с существенной удаленностью апелляционного суда от места нахождения заявителя (г. Анадырь), здесь же содержится ходатайство ООО "Сибнефть-Чукотка" о предоставлении возможности участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Чукотского автономного округа.
В судебном заседании представитель Управления возражает против удовлетворения ходатайства.
Представитель Инспекции также возражает против удовлетворения ходатайства, считает, что у заявителя была возможность заявить ходатайство о проведении веб-конференции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 158, 159, 153.1 АПК РФ, отказал в удовлетворении указанных ходатайств ООО "Сибнефть-Чукотка", так как не выявил уважительных причин, необходимых для такого перерыва и для изыскания возможности участия заявителя в судебном заседании в режиме ВКС, в связи поздним направлением таких ходатайств.
Представитель Управления (с использованием системы веб-конференции) поддерживает доводы, изложенные в отзыве на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель инспекции (с использованием системы веб-конференции) также поддерживает доводы, изложенные в отзыве на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, Управлением по результатам проведенной в период с 12.04.2021 по 12.07.2021 камеральной проверки расчета по страховым взносам за отчетный период 12 месяцев 2020 года составлен акт налоговой проверки от 15.07.2021 N 1003, а также было принято решение от 10.12.2021 N 1272 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ООО "Сибнефть-Чукотка" доначислены страховые взносы в сумме 247757 руб. 341 коп., в связи с неправомерным применением пониженных тарифов страховых взносов, предложено уплатить штраф в сумме 49551 руб.
Основанием для вынесения решения явились выводы налогового органа о том, что ООО "Сибнефть-Чукотка" в нарушение пункта 10.1 статьи 427 НК РФ неправомерно исчислены страховые взносы по пониженным тарифам за проверяемый период в отношении выплат, произведенных физических лиц (сотрудников): в октябре - 6 человек, в ноябре - 1 человек, в декабре 3 человека, поскольку пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками, указанными в подпункте 12 пункта 1 статьи 427 НК РФ, исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.
ООО "Сибнефть-Чукотка" не согласившись с решением Управления, обжаловало его в апелляционном порядке (жалоба от 20.01.2022 N 43-21).
Инспекцией по итогам рассмотрения апелляционной жалобы принято решение от 25.02.2022 N 07-10/0577 об оставлении жалобы без удовлетворения.
ООО "Сибнефть-Чукотка" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (часть 1 статьи 45 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно абзацу второго подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ ООО "Сибнефть-Чукотка" является плательщиком страховых взносов.
Как указано в подпункте 1 пункте 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Тариф страхового взноса согласно пункту 1 статьи 425 НК РФ представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Размеры тарифов страховых взносов установлены пунктом 2 статьи 425 НК РФ.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ.
На основании подпункта 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ для плательщиков, указанных в подпунктах 11 - 14 пункта 1 статьи 427 НК РФ, тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 6,0%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5%, на обязательное медицинское страхованием 0,1%.
В силу пункта 3 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов, установленные пунктом 2 данной статьи, применяются плательщиками при выполнении условий, предусмотренных пунктами 4 - 12 данной статьи.
При этом согласно пункту 10.1 статьи 427 НК РФ плательщики, указанные в подпунктах 12 и 13 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) или статуса резидента свободного порта Владивосток начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус.
Между тем, пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах. Так, под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом ТОСЭР или резидентом свободного порта Владивосток при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ или Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток".
Более того физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР или резидентом свободного порта Владивосток и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
Перечень новых рабочих мест, создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, является неотъемлемой частью: заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР: соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР: бизнес-плана, представляемого для заключения соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента свободного порта Владивосток.
Кроме того уполномоченным органом на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности должна производиться оценка целесообразности создания требуемого заявителем количества рабочих мест и его согласование.
Следовательно, на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности перечень создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности новых рабочих мест с соответствующей квалификацией определяется заявителем.
При этом уполномоченным Федеральным законом N 473-ФЗ органом должны производиться оценка целесообразности создания требуемого заявителем количества рабочих мест и его согласование.
Резидент ТОСЭР вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам, начисляемым работающим по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 473-ФЗ резидентом ТОСЭР признается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на ТОСЭР согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), либо резидент иной ТОСЭР, создавший филиал или представительство на этой территории опережающего социально-экономического развития, которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности на ТОСЭР и включены в реестр резидентов ТОСЭР.
Индивидуальный предприниматель, юридическое лицо признаются резидентами ТОСЭР с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов (часть 12 статьи 13 Федерального закона N 473-ФЗ).
Так, с 17.08.2017 ООО "Сибнефть-Чукотка" включено в реестр резидентов ТОСЭР и в проверяемый период применяло пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат в пользу 22 человек в октябре, 19 человек в ноябре, 23 человек в декабре.
Между ООО "Сибнефть-Чукотка" и акционерным обществом "Корпорация развития Дальнего Востока" (далее - AО "КРДВ") заключено Соглашение об осуществлении деятельности на ТОСЭР от 17.08.2017 N 1/Р-158 (далее - Соглашение), в соответствии с которым резидент (ООО "Сибнефть-Чукотка") обязуется осуществлять на ТОСЭР "Беринговский" виды деятельности: добыча сырой нефти и природного газа; деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта, обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха в соответствии с представленной им заявкой от 13.06.2017 вх. N ТОР/188 в редакции от 16.08.2017 на заключение соглашения об осуществлении деятельности и бизнес-планом от 26.05.2017, прилагаемыми к Соглашению (пункт 1.1, 1.2 Соглашения).
На основании пункта 1.3 Соглашения согласно бизнес-плану в рамках реализации инвестиционного проекта Резидент осуществляет капитальные вложения путем осуществления затрат на: приобретение основных средств, проектирование и строительство газопровода среднего давления по ул. Рультытегина - ул. Полярная, проектирование и строительство газопровода-отвода на Анадырскую ТЭЦ и реконструкция АГРС, проектирование и строительство газопровода низкого давления для газификации промышленных объектов по ул. Отке.
В соответствии с пунктом 1.4. Соглашения согласно бизнес-плану в рамках реализации инвестиционного проекта Резидент создает 20 новых рабочих мест.
В силу пункта 2.1 Соглашения, оно вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31 декабря 2027 года.
Между тем, в списке неотъемлемых частей Соглашения (раздел XI) перечень создаваемых новых рабочих мест не указан.
Между тем, в налоговый орган в соответствии с абзацем третьим пункта 10.1 статьи 427 НК РФ информация об изменении перечня рабочих мест ООО "Сибнефть-Чукотка", относящихся к новым рабочим местам, управляющей компанией не предоставлялась.
При этом, согласно отраженной в заявлении позиции ООО "Сибнефть-Чукотка", перечень новых рабочих мест не требуется предоставлять для заключения соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР, одним из критериев, по которому управляющая компания оценивает заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности лица, намеревающегося приобрести статус резидента ТОСЭР, является количество создаваемых рабочих мест, связанных с реализацией проекта, предусмотренного бизнес-планом.
Следовательно, материалами проверки подтверждается отсутствие у ООО "Сибнефть-Чукотка" согласованного с управляющей компанией перечня новых рабочих мест, создаваемых при реализации инвестиционного проекта.
Согласно представленным ООО "Сибнефть-Чукотка" расчетам по страховым взносам за проверяемый период плательщиком, по мнению налогового органа, неправомерно применены пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат, произведенных в пользу следующих физических лиц: Авдошин А.В. - мастер линейно-эксплуатационной службы; Аюбов Р.Г. - оператор газораспределительной станции (линейно-эксплуатационная служба); Ковальков С.В. - электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; Зайцев С.В. - слесарь по ремонту технологических установок (линейно-эксплуатационная служба); Пыраков А.Н. - начальник линейно-эксплуатационной службы; Овсянников Д.Е. - оператор автоматической газораспределительной станции (линейно-эксплуатационная служба).
В отношении Авдошина А.В. было установлено, что он принят на работу по трудовому договору от 30.12.2016 N 16, занимал должности: с 30.12.2016 по 17.11.2019 - мастер по эксплуатации оборудования газовых объектов; с 18.11.2019 - мастер линейно эксплуатационной службы.
Кроме того, занимаемая должность мастера линейно-эксплуатационной службы в проверяемый период впервые введена в штатное расписание от 01.11.2019. Должность "мастера линейно-эксплуатационной службы", с учетом того, что ООО "Сибнефть-Чукотка" как до, так и после заключения Соглашения осуществляло деятельность по добыче, подготовке, транспортировке и реализации газа, сама по себе не предусматривает осуществление трудовых функций, связанных исключительно с Соглашением. Между тем, представленные по требованию налогового органа должностные инструкции мастера по эксплуатации оборудования газовых объектов и мастера линейно-эксплуатационной службы не подлежали идентификации.
Также в отношении Аюбова Р.Г. установлено, что он принят на работу по трудовому договору от 30.12.2016 N 26, занимал должности: с 30.12.2016 по 13.02.2019 - оператор по добыче нефти и газа; с 14.02.2019 по 17.11.2019 - оператор автоматической газораспределительной станции (Западно-Озерный газовый промысел); с 18.11.2019 оператор автоматической газораспределительной станции (линейно-эксплуатационной службы).
При этом занимаемая должность оператора автоматической газораспределительной станции линейно-эксплуатационной службы в проверяемый период впервые введена в штатное расписание от 01.11.2019: должность "оператор автоматической газораспределительной станции линейно-эксплуатационной службы", с учетом того, что ООО "Сибнефть-Чукотка" как до, так и после заключения Соглашения, осуществляло деятельность по добыче, подготовке, транспортировке и реализации газа, сама по себе не предусматривает осуществление трудовых функций, связанных исключительно с Соглашением. Кроме того представленные по требованию налогового органа должностные инструкции оператора по добыче нефти и газа и оператора автоматической газораспределительной станции линейно эксплуатационной службы не подлежали идентификации.
В отношении Ковалькова С.В. установлено, что он принят на работу по трудовому договору от 01.03.2017 N 40, занимал должности: с 01.03.2017 по 29.10.2017 - оператор по добыче нефти и газа; с 29.10.2017 по 08.01.2019 - электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; с 09.01.2019 - электромонтер-водитель службы эксплуатации газового оборудования. Занимаемая в проверяемый период должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования впервые введена в штатное расписание от 01.11.2019. Должность "электромонтер-водитель службы эксплуатации газового оборудования", с учетом того, что ООО "Сибнефть-Чукотка" как до, так и после заключения Соглашения, осуществляло деятельность по добыче, подготовке, транспортировке и реализации газа, сама по себе не предусматривает осуществление трудовых функций, связанных исключительно с Соглашением. Представленные по требованию налогового органа должностные инструкции оператора по добыче нефти и газа и электромонтера-водителя службы эксплуатации газового оборудования также не подлежали идентификации.
В отношении Зайцева С.В. было установлено, что он принят на работу по трудовому договору от 10.05.2016 N 4, занимал должности: с 10.05.2016 по 31.07.2017 - слесарь по ремонту и эксплуатации газового оборудования 4 разряда; с 01.08.2017 по 20.12.2018 - оператор котельной; с 21.12.2018 по 19.05.2020 - оператор газораспределительной станции; с 20.05.2020 - слесарь по ремонту технологических установок. Занимаемые в проверяемый период должности оператора газораспределительной станции и слесаря по ремонту тех.установок впервые введены в штатное расписание 21.12.2018 и 01.11.2019 соответственно. При этом представленные должностные инструкции не подлежали идентификации ни по должностям, ни по датам.
Между тем, должности "оператор газораспределительной станции" и "слесарь по ремонту тех. установок", с учетом того, что ООО "Сибнефть-Чукотка" как до, так и после заключения Соглашения осуществляло деятельность по добыче, подготовке, транспортировке и реализации газа, не предусматривает осуществление трудовых функций, связанных исключительно с Соглашением.
Также в отношении Пыракова А.Н. было установлено, что он принят на работу по трудовому договору от 01.03.2017 N 38, занимал должности: с 01.03.2017 по 31.08.2018 - мастер по эксплуатации оборудования газовых объектов; с 01.09.2018 по 17.11.2019 - заместитель начальника службы эксплуатации газового хозяйства; с 18.11.2019 - начальник линейно-эксплуатационной службы. Занимаемая в проверяемый период должность начальника линейно-эксплуатационной службы впервые введена в штатное расписание с 01.11.2018. Представленные должностные инструкции не подлежали идентификации.
Должность "начальник линейно-эксплуатационной службы", с учетом того, что ООО "Сибнефть-Чукотка" как до, так и после заключения Соглашения осуществляло деятельность по добыче, подготовке, транспортировке и реализации газа, сами по себе не предусматривает осуществление трудовых функций, связанных исключительно с Соглашением.
В отношении Овсянникова Д.Е. также было установлено, что он принят на работу по трудовому договору от 01.03.2017 N 57, занимал должности: с 01.03.2017 по 17.11.2019- оператор газораспределительной станции; с 18.11.2019 - оператор автоматической газораспределительной станции (линейно-эксплуатационной службы). Занимаемая в проверяемый период должность оператора автоматической газораспределительной станции линейно-эксплуатационной службы впервые введена в штатное расписание 01.11.2019. Представленные должностные инструкции не подлежали идентификации.
При этом, должности "оператор по добыче нефти и газа" и "старший механик Западно-Озерского газового промысла", с учетом того, что ООО "Сибнефть-Чукотка" как до, так и после заключения Соглашения осуществляло деятельность по добыче, подготовке, транспортировке и реализации газа, сами по себе не предусматривает осуществление трудовых функций, связанных исключительно с Соглашением.
Управление, проанализировав должности, занимаемые перечисленными лицами, допросив их и других работников ООО "Сибнефть-Чукотка" в качестве свидетелей, исследовав представленные заявителем штатные расписания, приказы (распоряжения) о внесении в них изменений, верно пришло к выводу, поддержанному судом первой инстанции, о том, что представленные налогоплательщиком документы не свидетельствуют о создании новых рабочих мест в отношении названных сотрудников, перевод работников на новые должности был формальным, не налагал на них новые функции, связанные с исполнением Соглашения, и преследовал лишь цель - получить налоговые выгоды.
Учитывая, что у заявителя отсутствует согласованный с управляющей компанией перечень новых рабочих мест, а в Соглашении и заявке указано лишь их количество, из представленных в дело доказательств не представляется возможным сделать вывод о том, что должности вышеперечисленных работников ООО "Сибнефть-Чукотка" являются рабочими местами, созданными в рамках реализации инвестиционного проекта, а также исходя из представленных в дело доказательств, суд правомерно посчитал данный вывод обоснованным.
Кроме того в ходе судебного разбирательства, ООО "Сибнефть-Чукотка" не были представлены доказательства выполнения рассматриваемыми работниками трудовых обязанностей исключительно в рамках исполнения Соглашения об осуществлении деятельности участника ТОСЭР, а также доказательств документального закрепления заявителем на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности перечня спорных рабочих мест.
Таким образом, в нарушение статьи 427 НК РФ заявитель неправомерно применил пониженные тарифы в отношении вышеуказанных работников.
Согласно пункту 3.2 бизнес-плана, ООО "Сибнефть-Чукотка" является действующим предприятием с 2001 года, поставляет газ в газораспределительную станцию г. Анадырь, являющуюся резервным и дополняющим источником энергии.
Согласно выписке из Единого государственного реестр юридических лиц видами деятельности ООО "Сибнефть-Чукотка" с 2006 года являются: добыча нефти (ОКВЭД 06.10.1), добыча природного газа и газового конденсата (ОКВЭД 06.20), транспортирование по трубопроводам газа (ОКВЭД 49.50.21).
При этом Управление в ходе проверки установило, что ООО "Сибнефть-Чукотка", как до заключения Соглашения, так и после, осуществляло деятельность по добыче, подготовке, транспортировке и реализации газа, что подтверждается показаниями свидетелей, пояснениями заявителя, бизнес-планом, в связи с чем указало на невозможность разделить деятельность заявителя до и после заключения Соглашения.
Таким образом, Управление верно пришло к выводу о том, что введение после заключения Соглашения различных по наименованию должностей не свидетельствует о новом виде деятельности, которую можно было бы отнести к исполнению резидентом своих обязанностей в рамках Соглашения, что не подтверждает правомерность применения ООО "Сибнефть-Чукотка" пониженного тарифа на страховые взносы.
Для признания правомерным применения пониженных тарифов страховых взносов недостаточно одного лишь факта создания рабочих мест в количестве, определенном Соглашением; необходимо, чтобы эти места являлись новыми, а трудовые обязанности работников, занятых на таких рабочих местах, были непосредственно связаны с исполнением Соглашения.
ООО "Сибнефть-Чукотка" документально не опровергнут вывод Управления о том, что н должности, на которые были переведены работающие в ООО "Сибнефть-Чукотка" сотрудники, не являлись новыми, непосредственно относящимися к исполнению Соглашения.
В части довода ООО "Сибнефть-Чукотка" о самостоятельном принятии решения об отнесении рабочих мест к новым и отсутствии обязанности резидента ТОСЭР согласовывать и утверждать перечень новых рабочих мест при заключении Соглашения, суд верно посчитал, что положение о самостоятельном определении налогоплательщиком нового рабочего места (пункт 10.1 статьи 427 НК РФ) является не правом налогоплательщика, а его обязанностью, предусматривающей оформление соответствующего волеизъявления на этапе согласования Бизнес-плана, оформления соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР и последующем отражении сведений о созданных новых рабочих местах в отчетности, представляемой резидентом ТОСЭР в контролирующий орган.
Перечень новых рабочих мест, создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, как указано выше, является неотъемлемой частью: заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР; соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР; бизнес-плана, представляемого для заключения соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента СПВ.
Между тем, доказательств документального закрепления заявителем на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности перечня спорных рабочих мест в материалы дела не представлено.
Также суд правомерно отклонил доводы ООО "Сибнефть-Чукотка" со ссылкой на статью 209 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), о трудоустройстве нескольких сотрудников на одном рабочем месте и об установлении вахтового метода работ по сменному графику.
Согласно части 6 статьи 209 ТК РФ рабочим является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Под вахтовым методом понимается особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания (часть 1 статьи 297 ТК РФ
Статья 209 ТК РФ регулирует взаимоотношения между работником и работодателем, определяя понятие рабочего места как физического объекта, где должен находиться работник во время исполнения трудовых обязанностей.
Кроме того по смыслу пункта 10.1 статьи 427 НК РФ резидент ТОСЭР вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам, начисляемым работающим по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.
Таким образом, в целях применения пункта 10.1 статьи 427 НК РФ под новым рабочим местом понимается не физический объект, где должен находиться работник во время выполнения трудовых обязанностей, а должность предусмотренная работодателем в штатном расписании.
Между тем, ООО "Сибнефть-Чукотка" сведения и документы, подтверждающие обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов, в Управление при проведении проверки не были представлены.
Нарушения Управлением налогового законодательства при произведении расчета доначисленных страховых взносов за проверяемый период в сумме 247757 руб. 341 коп., не выявлено.
При таких обстоятельствах, при оценке законности начисленного по решению налогового органа штрафа в общей сумме 49551 руб. суд обоснованно пришел к выводу о соответствии размера штрафа положениям пункта 1 статьи 122 НК РФ, кроме того привлечение к ответственности обусловлено неисполнением обязанности по уплате страховых взносов в установленный срок.
Управлением не выявлено обстоятельств, смягчающих ответственность, оснований для снижения размера штрафа не имеются.
Нарушений процедуры проведения налоговой проверки и рассмотрения материалов по ее результатам, влекущих отмену оспариваемого ненормативного правового акта, не установлено.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о соответствии оспариваемого решения действующему законодательству, что в силу статьи 201 АПК РФ повлекло отказ в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы выводы суда не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм материального и процессуального права, с выяснением всех обстоятельств дела и оценкой доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 15 сентября 2022 года по делу N А80-167/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-167/2022
Истец: ООО "Сибнефть-Чукотка"
Ответчик: УФНС России по Чукотскому автономному округу
Третье лицо: МИ ФНС по Дальневосточному федеральному округу, Муравская Анна Леонидовна, 6ААС