город Ростов-на-Дону |
|
14 декабря 2022 г. |
дело N А32-20093/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ступицкого Владимира Ивановича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.10.2022 по делу N А32-20093/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Ступицкого Владимира Ивановича (ОГРНИП 305236525800019, ИНН: 232203951200)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Краснодарскому краю (ОГРН: 1042313063022, ИНН: 2365000010)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ступицкий Владимир Иванович (далее - заявитель, ИП Ступицкий В.И., предприниматель) обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Краснодарскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 6 по Краснодарскому краю, инспекция) от 04.03.2022 N 054 о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.5 КоАП РФ в виде предупреждения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2022 в удовлетворении ходатайства заявителя о привлечении к участию в деле в качестве ответчика Отдел МВД России по городу Туапсе отказано. В удовлетворении ходатайства заявителя о передаче дела по подсудности отказано. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, индивидуальный предприниматель Ступицкий Владимир Иванович обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что у контролирующего органа отсутствовали правовые основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ. В настоящее время в Туапсинском городском суде слушается административное дело о привлечении предпринимателя ответственности за неисполнение требований постановления N 054 от 04.03.2022. Предприниматель полагает, что дело не подсудно арбитражному суду и должно быть рассмотрено в Туапсинском городском суде.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также провести судебное заседание в отсутствие представителя инспекции.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство Межрайонной ИФНС России N 6 по Краснодарскому краю о проведении судебного заседания в отсутствие представителя инспекции.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
От заявителя в суд первой инстанции поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве ответчика Отдел МВД России по городу Туапсе.
Согласно части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25, пункте 4 части 1 статьи 227 настоящего Кодекса -административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 207 АПК РФ, производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Согласно части 2 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальное соучастие допускается, если: 1) предметом спора являются общие права и (или) обязанности нескольких истцов либо ответчиков; 2) права и (или) обязанности нескольких истцов либо ответчиков имеют одно основание; 3) предметом спора являются однородные права и обязанности.
Из частей 5, 6 статьи 46 АПК РФ следует, что при невозможности рассмотрения дела без участия другого лица в качестве ответчика арбитражный суд первой инстанции привлекает его к участию в деле как соответчика по ходатайству сторон или с согласия истца. В случае если федеральным законом предусмотрено обязательное участие в деле другого лица в качестве ответчика, а также по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает его к участию в деле в качестве соответчика.
При рассмотрении ходатайства предпринимателя судом первой инстанции обоснованно не установлено обстоятельств, предусмотренных статьей 46 АПК РФ, для привлечения к участию в деле в рамках обжалования постановления налогового органа о привлечении предпринимателя к административной ответственности, рассматриваемого в порядке статьи 209 АПК РФ, в качестве ответчика Отдел МВД России по городу Туапсе, в связи с чем, судом правомерно отказано в удовлетворении заявленного ходатайства.
От заявителя в суд первой инстанции также поступило ходатайство о передаче дела по подсудности в Туапсинский городской суд.
Согласно части 4 статьи 39 АПК РФ, если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Вместе с тем, частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в арбитражный суд обжалуются постановления по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Таким образом, в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности могут обращаться только юридические лица и индивидуальные предприниматели, непосредственно привлеченные к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
В п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" сказано, что подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определена частью 3 статьи 30.1 КоАП, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
На основании изложенного постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Краснодарскому краю от 04.03.2022 N 054, которым индивидуальный предприниматель Ступицкий Владимир Иванович привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, подлежит оспариванию в арбитражном суде.
В связи с чем, определением Туапсинского городского суда Краснодарского края от 25.03.2022 жалоба индивидуального предпринимателя Ступицкого Владимира Ивановича на постановление начальника Межрайонной ИФНС России N 6 N 054 от 04.03.2022 о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.5 КоАП РФ направлена для рассмотрения в Арбитражный суд Краснодарского края.
Согласно части 6 статьи 39 АПК РФ споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что на основании указанных норм действующего законодательства дело должно быть рассмотрено в Арбитражном суде Краснодарского края, а в заявленном ходатайстве о передаче дела по подсудности надлежит отказать.
Как следует из материалов дела, Ступицкий Владимир Иванович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРНИП: 305236525800019, ИНН: 232203951200, дата присвоения ОГРНИП: 15.09.2005.
10.02.2022 в 10 часов 30 минут налоговым органом в рамках финансово-бюджетного контроля проведена проверка индивидуального предпринимателя Ступицкого В.И., осуществляющего деятельность в сфере розничной торговли строительными материалами и инструментами в магазине "Шурупчик", расположенном по адресу: г. Туапсе, ул. М. Бондаренко 14.
В результате проверки установлено, что при продаже покупателю трех шлифовальных сеток по цене 10 рублей за штуку, на сумму 30 рублей при наличном денежном расчете с клиентом предпринимателем не был пробит и выдан кассовый чек, ввиду отсутствия в торговом объекте контрольно-кассовой техники. Сумма выручки на момент проверки составила 30 рублей.
10.02.2022 по указанному факту Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Краснодарскому краю в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении N 12733, на основании которого 04.03.2022 вынесено постановление о назначении административного наказания N 054. Указанным постановлением предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением контролирующего органа, предприниматель обратился в суд с заявлением по настоящему делу с требованием о признании его незаконным и отмене.
Частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) в установленных законодательством Российской Федерации о применении ККТ случаях.
Объектом указанного правонарушения выступает установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действии, состоящем в продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг без применения в установленных законом случаях ККТ.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Порядок и условия применения контрольно-кассовой техники регламентированы положениями Федерального закона N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 54-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговыми органами. В рамках отношений по контролю и надзору за оборотом маркированных товаров налоговые органы осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в части ведения реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей, а также выдачи и аннулирования разрешений на обработку фискальных данных. В случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, налоговые органы вправе осуществлять контроль и надзор за соответствием контрольно-кассовой техники и фискальных накопителей установленным требованиям.
В силу п. 2 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" при осуществлении контроля и надзора, указанных в пункте 1 настоящей статьи, налоговые органы:
ведут (в том числе с помощью автоматизированной информационной системы) мониторинг расчетов с применением контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки, проводят анализ данных;
осуществляют наблюдение за применением контрольно-кассовой техники;
проводят проверки применения контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также проверки осуществления деятельности операторами фискальных данных, в том числе по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся у налоговых органов (удаленные проверки);
проводят проверки оформления и (или) выдачи (направления) организацией и индивидуальным предпринимателем кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денег и (или) в безналичном порядке, - контрольные закупки;
запрашивают необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в том числе через кабинет контрольно-кассовой техники. При этом датой получения запроса налогового органа о предоставлении пояснений, справок, сведений и документов считается день размещения такого запроса в кабинете контрольно-кассовой техники либо шестой день со дня отправки заказного письма в случае направления налоговым органом запроса по почте заказным письмом;
получают, в том числе с использованием технических средств, беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике проверяемого лица, в том числе для считывания фискальных данных, хранящихся в фискальном накопителе контрольно-кассовой техники;
получают беспрепятственный, в том числе дистанционный, доступ к фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных;
проводят проверку правильности учета наличных денег при применении контрольно-кассовой техники;
выносят предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;
взаимодействуют с органами внутренних дел и органами федеральной службы безопасности при осуществлении функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
В силу пункта 1 статьи 1.2 ФЗ N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 1.2 ФЗ N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В статье 1.1 ФЗ N 54-ФЗ указано, что расчеты представляют собой прием (получение) и выплату денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.
Согласно пункту 1 статьи 5 ФЗ N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Уполномоченными на осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники в соответствии со статьей 7 ФЗ N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, являются налоговые органы.
Под расчетами понимается, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги (статья 1.1 ФЗ N 54-ФЗ).
В части 2 статьи 5 ФЗ N 54-ФЗ установлено, что пользователи в числе прочего обязаны:
- применять ККТ с установленным внутри корпуса фискальным накопителем, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации о применении ККТ;
* выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
* при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа обеспечивать ввод идентичной информации о сумме расчета в контрольно-кассовую технику и в устройства, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;
* предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию и (или) документы, связанные с применением ККТ, при осуществлении ими контроля и надзора за применением ККТ;
* обеспечивать должностным лицам налоговых органов при осуществлении ими контроля и надзора за применением ККТ беспрепятственный доступ к ККТ и фискальному накопителю, в том числе с использованием технических средств, и предоставлять указанным должностным лицам документацию на них.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" содержится исчерпывающий перечень нарушений, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
В нем разъяснено, что под неприменением ККМ следует понимать:
* фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
* использование ККМ, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена статьями 4 и 5 ФЗ N 54-ФЗ);
* использование ККМ, не включенной в Государственный реестр (соответствующее требование установлено пунктом 1 статьи 3 ФЗ N 54-ФЗ);
* использование ККМ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в не фискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее требование установлено статьей 4 ФЗ N 54-ФЗ);
* использование ККМ, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на ККМ пломбы центра технического обслуживания в силу статей 4 и 5 ФЗ N 54-ФЗ является обязательным условием допуска ККМ к применению);
- пробитие ККМ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
Таким образом, неприменение ККТ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении ККТ, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционной коллегией не принимается довод предпринимателя о том, что у контролирующего органа отсутствовали правовые основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что 10.02.2022 индивидуальным предпринимателем Ступицким В.И., осуществляющим предпринимательскую деятельность в магазине "Шурупчик", расположенном по адресу: г. Туапсе, ул. М. Бондаренко 14, при продаже покупателю трех шлифовальных сеток на сумму 30 рублей при наличном денежном расчете с клиентом не пробит и не выдан кассовый чек, ввиду отсутствия в торговом объекте контрольно-кассовой техники.
Таким образом, предпринимателем нарушены п. 1, п. 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".
Доказательств невозможности соблюдения заявителем приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Материалами дела подтверждено наличие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Таким образом, у контролирующего органа имелись достаточные правовые основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
На момент вынесения оспариваемого постановления срок давности (1 год) привлечения к административной ответственности в силу положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ по статье 14.5 КоАП РФ не истек.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности, в материалах дела имеются доказательства участия предпринимателя при составлении протокола и извещение о месте и времени рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Суд первой инстанции оценил фактические обстоятельства совершения правонарушения, учел степень общественной опасности деяния, указал, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению своих публично-правовых обязанностей; иных выводов названные фактические обстоятельства, установленные судом, сделать не позволяют.
Правонарушение, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушает установленный порядок применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации, который должен носить устойчивый характер, в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.
С учетом того, что применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда, вывод о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях делается судом с учетом постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
При совокупности указанных обстоятельств, суд первой инстанции верно исходил из того, что совершенное предпринимателем правонарушение малозначительным не является; возможность применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлена; документальных доказательств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, заявителем не представлено.
Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Общественная опасность правонарушения соизмеряется законодателем, в том числе видом и размером установленной за него санкции.
Пунктами 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с Кодексом.
Из содержания части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Судом первой инстанции установлено, что при назначении наказания инспекцией учтено, что ранее предприниматель не привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение, то есть правонарушение совершено впервые, предприниматель относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, в связи с чем, инспекцией применены положения ч. 1 ст. 4.1.1, ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, в соответствии с которыми являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ.
При вынесении оспариваемого постановления административное наказание в виде административного штрафа заменено налоговым органом на предупреждение.
На основании изложенного судом первой инстанции правомерно в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционной коллегией отклоняется довод предпринимателя о том, что дело не подсудно арбитражному суду и должно быть рассмотрено в Туапсинском городском суде.
Частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в арбитражный суд обжалуются постановления по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Таким образом, в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности могут обращаться только юридические лица и индивидуальные предприниматели, непосредственно привлеченные к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
В п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" сказано, что подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определена частью 3 статьи 30.1 КоАП, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Не принимаются доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не рассмотрел доводы о лжесвидетелях и иного протокола, послужившего вынесением постановления N 054, по следующим основаниям.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для переоценки выводов суда первой инстанции, которые были сделаны на основании полного, всестороннего исследования и оценки представленных в деле доказательств.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2022 по делу N А32-20093/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20093/2022
Истец: Ступицкий В И
Ответчик: МИФНС России N 6 по Краснодарскому краю
Третье лицо: *, Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Туапсинскому району, Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю