г. Самара |
|
29 февраля 2024 г. |
Дело N А55-7228/2023 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 февраля 2024 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 февраля 2024 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Корастелева В.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 февраля 2024 года в помещении суда апелляционную жалобу Администрации городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 ноября 2023 года по делу N А55-7228/2023 (судья Шехмаметьева Е.В.),
по иску публичного акционерного общества "Группа Ренессанс Страхование" (ИНН 7725497022, ОГРН 1187746794366)
к Администрации городского округа Тольятти (ИНН 6320001741, ОГРН 1036301078054)
о взыскании,
третье лицо: ООО "Автодоринжиниринг" (ИНН 6325057547, ОГРН 1136325001284),
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в арбитражный суд с иском о возмещении ущерба в порядке суброгации, возникшего в результате ущерба, причиненного застрахованному по полису N 002АТ-20/0195655 автомобилю в размере 561 796 руб. 68 коп.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 15.08.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО "Автодоринжиниринг" (ИНН 6325057547).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены, постановлено взыскать с Администрации городского округа Тольятти (ИНН: 6320001741) за счет казны городского округа Тольятти в пользу публичного акционерного общества "Группа Ренессанс Страхование" (ИНН: 7725497022) убытки 561 796 руб. 68 коп., а также 8 817 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация городского округа Тольятти обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что Администрация г.о. Тольятти лицом, причинившим вред автомобилю истца, не является. Таким образом, по мнению заявителя, осуществлять содержание автодороги и обеспечивать соответствие состояния дорог техническим регламентам должен ее собственник, только в случае, если иное не предусмотрено законом или договором. Указывает, что между администрацией городского округа Тольятти и ООО "Автодоринжиниринг" заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог городского округа Тольятти, и ООО "Автодоринжиниринг" приняло на себя обязательства по содержанию автомобильных дорог городского округа Тольятти.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, своих представителей в суд не направили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, автомобиль Mercedes-Benz, X458YP178, застрахован по риску КАСКО в ПАО "Группа Ренессанс Страхование" по договору добровольного страхования средства наземного транспорта (полису) N 002АТ-20/0195655.
10.04.2021 Говорин Игорь Владимирович, управляя автомобилем Mercedes-Benz, X458YP178 в пути следования по улице Северной в г. Тольятти, допустил наезд на препятствие в виде выбоины (ямы), покрытой водой, в результате чего автомобиль получил механические повреждения. Ущерб, причиненный застрахованному автомобилю, согласно имеющихся расчетов, составил 561 796 руб. 68 коп.
В связи с тем, что ущерб страхователя возник в результате наступления страхового случая, предусмотренного договором страхования, страховщик, исполняя свои обязанности по договору, возместил страхователю причиненные вследствие страхового случая убытки.
Истец просит взыскать сумму непогашенного ущерба, образовавшегося за счет выплаты истцом страхового возмещения застрахованному лицу.
Возражая относительно удовлетворения заявленных требований, ответчик указывает, что не является лицом, осуществляющим содержание автомобильных дорог. Так, 04.10.2019 между администрацией г.о. Тольятти и ООО "Автодоринжиниринг" заключен муниципальный контракт N 0842200002119000310_259977 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог городского округа Тольятти, на основании которого администрация поручила, а общество приняло на себя обязательства по содержанию автомобильных дорог г.о. Тольятти. Улица Северная в г. Тольятти включена в перечень объектов, находящихся на содержании ООО "Автодоринжиниринг". Из изложенного администрация делает вывод о том, что ООО "Автодоринжиниринг" является надлежащим ответчиком по делу.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с п.1 ст.965 ГК РФ, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
Согласно ст. 1072 ГК РФ лицо, застраховавшее свою ответственность, в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещает разницу между страховыми возмещением и фактическим размером ущерба.
В соответствии с п. 1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возместить вред является мерой гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступлением вреда, а также вину причинителя вреда.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-2017. Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды. В подпункте 5.2.4 указанного стандарта предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица АЛ приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Согласно ст. 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ определено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Таким образом, при соблюдении водителем правил дорожного движения, движение по проезжей части должно быть безопасным, и исключающим возможность причинения вреда транспортному средству в том числе, в связи с наличием каких-либо неровностей дорожного покрытия.
Согласно стандартам, строительным нормам, правилам, предусмотренным ГОСТом Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" и СНиПом 3.06.03-85 "Автомобильные дороги" ВСН 24-88 Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог", размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине -5 см.
Судом установлено, что длинна (10 м), ширина (5 м) выбоины, в которую попал автомобиль превосходила допустимые ГОСТом параметры, что исключает безопасное движение транспорта при таких условиях.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу, что технические повреждения транспортному средству причинены в результате ненадлежащего состояния проезжей части, имеющей выбоины, превышающие предельные размеры, установленные государственным стандартом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
По правилам пункта 1 статьи 12 названного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности" под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 названного закона).
Таким образом, указанные выше положения закона содержание дорог общего пользования муниципального образования относят к вопросам местного значения, которые должны обеспечиваться уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно пункту 5 статьи 7 главы 2 Устава городского округа Самара Самарской области к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Самары.
Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Материалами дела подтверждено, что спорный дефект дорожного покрытия (яма) находился на проезжей части дороги по улице Северной в г. Тольятти, то есть на проезжей части автомобильной дороги в границах муниципального образования г. Тольятти.
Таким образом, лицом, ответственным за вред, причиненный в результате ненадлежащего состояния проезжей части является Администрация г.о. Тольятти и ее бездействие в нарушение Закона "О безопасности дорожного движения" по недопущению
эксплуатации дороги с выбоиной, представляющей опасность дорожному движению, находится в причинно-следственной связи с дорожно-транспортным происшествием.
Суд правомерно счел, что фактическое выполнение ООО "Автодоринжиниринг" каких-либо работ на территории городского округа Тольятти правового значения в рамках настоящего спора не имеет, поскольку не подтверждает факта возложения муниципальным образованием городской округ Тольятти собственной обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения и элементов их благоустройства на ООО "Автодоринжиниринг" в установленном законом порядке.
Правовые основания для возложения ответственности по правилам главы 59 ГК РФ на ООО "Автодоринжиниринг" отсутствуют, поскольку взаимоотношения сторон по договору подряда (муниципальному контракту) являются предметом самостоятельного спора и не входят в предмет доказывания по настоящему иску. Ответственность титульного владельца автомобильных дорог местного значения за состояние указанных дорог по отношению к потерпевшему является первичной относительно ответственности подрядчика по договору.
Передача обязательств по содержанию улично-дорожной сети не освобождает само муниципальное образование как собственника имущества от обязательств по контролю его содержания со стороны контрагента.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Администрации, поскольку именно городской округ Тольятти является лицом, ответственным за содержание дорог, находящихся в границах г. Тольятти, следовательно, Администрация г.о. Тольятти является надлежащим ответчиком по делу.
Доводы отзыва о том, что истцом в качестве ответчика указана не Администрация г.о. Тольятти, а Департамент дорожного хозяйства и транспорта администрации г.о. Тольятти, не имеет правового значения, поскольку указанный департамент является структурным подразделением администрации, самостоятельной правоспособностью не обладает, поскольку юридическим лицом не является.
При этом в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление ВАС РФ N 23) разъяснено, что согласно пункту 10 статьи 158 БК РФ в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств. При принятии такого искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.
Аналогичные разъяснения содержатся также и в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление ВС РФ N 15).
В пункте 15 указанного Постановления ВС РФ N 15 разъяснено, что в соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Данное требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
В силу пункта 3 статьи 158 БК РФ от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных решений или действий (бездействия) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности в суде выступает главный распорядитель средств федерального бюджета.
Согласно статьи 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.
Следовательно, убытки должны быть взысканы с муниципального образования в лице Администрации, за счет средств казны муниципального образования.
Позиция суда следует сложившейся судебной практике (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 апреля 2022 N Ф06-17415/2022, по делу N А12-14706/2021).
Факт ДТП и вина ответчика в ДТП подтверждена административными материалами. Данные обстоятельства никем не оспариваются.
Оценка ущерба произведена профессиональным оценщиком, оснований ставить ее под сомнение у суда нет.
В связи с изложенным, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования в полном объеме.
Судебные расходы, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, распределены судом первой инстанции верно.
Доводы апелляционной жалобы Администрации полностью повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции и, по сути, являются изложением позиции по делу. Между тем, доводы Администрации рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 ноября 2023 года по делу N А55-7228/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
В.А. Корастелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7228/2023
Истец: ПАО "Группа Ренессанс Страхование"
Ответчик: Департамент дорожного хозяйства и транспорта Администрации городского округа Тольятти
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ, ООО "Автодоринжениринг"