13 декабря 2022 г. |
Дело N А84-4065/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.12.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.12.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Кравченко В.Е.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой И.Д.,
с участием представителя публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" - Шидловского В.В. по доверенности N 943 от 28.12.2021,
в отсутствие представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, Сониной Л.В., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 26.09.2022 по делу N А84-4065/2022, принятое по заявлению публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Сониной Л.В., об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" (далее - ПАО "Севастопольгаз", общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 18.05.2022 о назначении административного наказания по делу N 082/04/9.21-560/2021, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000,00 рублей.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 26.09.2022 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с указанным решением, ПАО "Севастопольгаз" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявитель жалобы указывает на отсутствие события административного правонарушения, считает, что антимонопольным органом не полностью выяснены обстоятельства дела, не установлена вина общества.
В судебное заседание Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, Сонина Л.В. явку своих уполномоченных представителей не обеспечили, уведомлены надлежащим образом.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в адрес Крымского УФАС России 16.03.2022 года поступила жалоба Сониной Л.В. на действия ПАО "Севастопольгаз", выразившиеся в нарушении сроков ответа на заявку от 01.11.2021 N 1589419388 (зарегистрирована 03.12.2021 г. N91-01-0000162).
По результатам проверки сведений, изложенных в жалобе, Крымским УФАС России установлено, что 01.11.2021 г. Сонина Л.В. направила заявку на осуществление технологического присоединения объектов капитального строительства по адресу г. Севастополь, Балаклавский р-н, 1-й Альпийский переулок, д. 20, в рамках догазификации.
Письмом от 04.02.2022 N 33-1539 ПАО "Севастопольгаз" сообщило, что заявка Сониной Л.В. поступила через портал Единого оператора по газификации с полным пакетом документов 03.12.2021 N 91-01-0000162, заявка рассмотрена, ей присвоен входящий N 328027 от 03.12.2021.
Также в указанном письме общество сообщило, что договор о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования в рамках догазификации и технические условия были переданы в ГУП "Севастопольгаз" (региональный оператор газификации) 01.02.2022.
26.04.2022 специалистом-экспертом отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю был составлен протокол об административном правонарушении по делу N 082/04/9.21-560/2022 по признакам наличия в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии представителя ПАО "Севастопольгаз", о времени и месте составления протокола общество извещено надлежаще (л.д. 33-35).
18.05.2022 заместителем руководителя - начальником отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю было вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 082/04/9.21-560/2022, которым ПАО "Севастопольгаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000,00 руб. Дело рассмотрено и постановление вынесено в присутствии представителей ПАО "Севастопольгаз".
Полагая, что вынесенное административным органом постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным и подлежит отмене, ПАО "Севастопольгаз" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административном ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 5 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила N 1547), утв. Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547, подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Особенности подключения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках догазификации предусмотрены Разделом VII Правил N 1547.
Согласно пункту 28 Правил N 1547, при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 11 и 16 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 3 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение на адрес электронной почты заявителя (при наличии), личный кабинет заявителя):
а) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки о подключении в случае, если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя;
б) в течение 30 рабочих дней со дня получения заявки о подключении, если при выполнении исполнителем мероприятий по подключению (технологическому присоединению) требуется направление третьим лицам запроса о согласовании пересечения строящейся (реконструируемой) сети газораспределения с принадлежащими таким лицам объектами инфраструктуры (инженерными коммуникациями) или согласовании строительства сети газораспределения сетей на земельных участках, принадлежащих третьим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве и не находящихся в государственной и муниципальной собственности. При этом исполнитель в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении уведомляет заявителя о необходимости получения исполнителем согласований, указанных в настоящем подпункте, с приложением документов, подтверждающих направление запроса о согласовании;
в) в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении для случая, указанного в пункте 12 настоящих Правил, а также для случаев подключения в рамках раздела VII настоящих Правил;
г) в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта.
Материалами дела подтверждается, что гр. Сониной Л.В., 01.11.2021 через портал "Госуслуги" была подана заявка в ПАО "Севастопольгаз" на осуществление технологического присоединения объектов капитального строительства по адресу, г. Севастополь, Балаклавский р-н, 1-й Альпийский переулок, д. 20, в рамках догазификации. ПАО "Севастопольгаз" письмом (исх.N 33-1539 от 04.02.2022 г.) подтвердило, что заявка Сониной Л.В. содержит полный пакет необходимых документов, зарегистрирована 03.12.2022 г. под N 91-01-0000162, рассмотрена, ей присвоен входящий номер 28027 от 03.12.2021 г.
Таким образом, с учетом положений подпункта "в" пункта 28 Правил N 1547, ПАО "Севастопольгаз" должно было направить проект договора не позднее 10.01.2022 года, однако договор был направлен региональному оператору ГУПС "Севастопольгаз" на подписание только 01.02.2022 г.
В соответствии с п. 120 P.VII Правил N 1547 основанием для направления уведомления о невозможности заключения договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации по типовой форме согласно приложению N 8 является отсутствие газораспределительных сетей в границах населенного пункта, в котором располагается домовладение заявителя.
В иных случаях отказ в заключении договора в рамках догазификации не допускается.
Наличие указанных п. 120 P.VII Правил N 1547 оснований из материалов дела не усматривается.
Таким образом, как верно указано антимонопольным органом и судом, материалами дела подтверждается факт нарушения ПАО "Севастопольгаз" Правил N 1547.
ПАО "Севастопольгаз" является субъектом рынка газоснабжения в г.Севастополе и осуществляет естественно-монопольный вид деятельности, что в силу ч.5 ст.5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" свидетельствует о том, что его положение на соответствующем товарном рынке является доминирующим.
В силу требований статей 1.5, 1.6 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ПАО "Севастопольгаз" предприняло исчерпывающие меры по недопущению нарушения положений Правил N 1547, в материалы дела не представлено.
В данном случае, отсутствуют основания полагать, что нарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заявителя при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
При таких обстоятельствах, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) ПАО "Севастопольгаз" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является доказанным.
Доводы ПАО "Севастопольгаз" о невозможности соблюдения установленных Правилами N 1547 сроков до определения регионального оператора газификации и утверждения порядка взаимодействия и заключения трехсторонних договоров, был исследован судом первой инстанции и обоснованно отклонен. Так, Указом Губернатора Севастополя N 99-УГ от 20.12.2021 региональным оператором газификации на территории города Севастополя определено Государственное унитарное предприятие города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз". Указ вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован на официальном сайте Правительства Севастополя 20.12.2021).
Таким образом, после 20.12.2021 у ПАО "Севастопольгаз" отсутствовали препятствия для направления проекта договора, тем не менее, проект договора направлен ГУП "Севастопольгаз" лишь 01.02.2022, с нарушением установленных сроков.
Санкция части 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей. Вместе с тем, учитывая наличие оснований, предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, административное наказание назначено ПАО "Севастопольгаз" в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а именно в размере 300 000,00 руб. Основания для переоценки указанного вывода у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, административным органом в ходе рассмотрения дела не установлено.
Оснований для применения ст. 4.1.2 КоАП РФ судом не установлено, так как заявитель не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, ранее привлекался к административной ответственности.
Нарушений прав и законных интересов заявителя при производстве по делу об административном правонарушении не допущено. Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности административным органом не нарушен.
Также судом не установлено наличие оснований для замены административного наказания на предупреждение в порядке ст. 4.1.1. КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 этого Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, помимо прочих условий, установленных ст. 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная ст. 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
Данная правовая позиция изложена в п. 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018).
Из общедоступной информации, размещенной в Картотеке арбитражных дел, усматривается, что заявитель до момента совершения правонарушения и на момент вынесения оспариваемого постановления неоднократно был привлечен к административной ответственности, что исключает в данном случае возможность применения ст. 4.1.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлением от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункты 18, 18.1).
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исключительных обстоятельств для признания совершенного ПАО "Севастопольгаз" административного правонарушения малозначительным судом не установлено.
Процедура привлечения к административной ответственности административным органом не нарушена, заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности оспариваемого постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, в связи с чем отказал в удовлетворении требования заявителя.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 26.09.2022 по делу N А84-4065/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ.
Председательствующий |
А.С. Яковлев |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-4065/2022
Истец: ПАО по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз"
Третье лицо: Сонина Л. В., Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю