13 декабря 2022 г. |
Дело N А83-18530/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 13 декабря 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Горбуновой Н.Ю., судей Ольшанской Н.А. и Мунтян О.И., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Логуновым К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, посредством системы веб-конференции, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аквапрув" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 июля 2022 года по делу N А83-18530/2021
по иску Первого заместителя прокурора Республики Крым в интересах муниципального образования Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым в лице Оленевского сельского совета
к Администрации Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым
к Обществу с ограниченной ответственностью "Аквапрув"
о признании недействительным дополнительного соглашения к муниципальному контракту,
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Аквапрув" - Щиплецов Максим Сергеевич, представитель по доверенности от 09.03.2022 N 17/2022, предъявлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена по паспорту гражданина Российской Федерации (в режиме веб-конференции).
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Республики Крым обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением в интересах муниципального образования Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым в лице Оленевского сельского совета к Администрации Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, к Обществу с ограниченной ответственностью "Аквапрув" о признании недействительными п. п. 3, 6 дополнительного соглашения N 2 от 14.12.2020 к муниципальному контракту N 1 от 29.07.2020, заключенному между Администрацией Оленевского сельского поселения Черноморского района и Обществом с ограниченной ответственностью "Аквапрув".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 07 июля 2022 года исковые требования Первого заместителя прокурора Республики Крым в интересах муниципального образования Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым в лице Оленевского сельского совета к Администрации Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, к Обществу с ограниченной ответственностью "Аквапрув" о признании недействительными п. п. 3, 6 дополнительного соглашения N 2 от 14.12.2020 к муниципальному контракту N 1 от 29.07.2020, заключенному между Администрацией Оленевского сельского поселения Черноморского района и Обществом с ограниченной ответственностью "Аквапрув", - удовлетворены.
Признаны недействительными п. п. 3, 6 дополнительного соглашения N 2 от 14.12.2020 к муниципальному контракту N 1 от 29.07.2020, заключенному между Администрацией Оленевского сельского поселения Черноморского района и Обществом с ограниченной ответственностью "Аквапрув".
Взыскана с Администрации Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым в доход федерального бюджета сумма государственной пошлины в размере 3 000,00 рублей.
Взыскана с Общества с ограниченной ответственностью "Аквапрув" в доход федерального бюджета сумма государственной пошлины в размере 3 000,00 рублей.
Не согласившись с судебным актом, Общество с ограниченной ответственностью "Аквапрув" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, указывая, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права.
Апеллянт указывает на тот факт, что в решении суда первой инстанции не раскрыты мотивы отклонения судом доводов Общества. Так, Общество указывает на тот факт, что дополнительное соглашение N 2 заключалось для отражения фактических обстоятельств, имевших место при строительстве объекта и приведших к соразмерному увеличению сроков выполнения работ в отсутствии вины подрядчика.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе и дополнительных пояснениях от 07.11.2022 года.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022 настоящая апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению.
15.09.2022 года через систему "Мой арбитр" от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2022 года произведена замена судьи Рыбиной С.А. на судью Мунтян О.И. для участия в рассмотрении апелляционной жалобы общества.
В судебном заседании 06.12.2022 года представитель ООО "Аквапрув" доводы апелляционной поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, в котором в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, явку полномочных лиц не обеспечили.
Также о ходе движения дела размещена надлежащим образом информация на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с соблюдением норм части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает иных лиц, участвующих в деле, извещенными надлежащим образом о судебном разбирательстве по делу.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Двадцать первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 29.06.2020 Администрация Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым (Муниципальный заказчик) и Общество с ограниченной ответственностью "Аквапрув" (Подрядчик), совместно именуемые "Стороны", с соблюдением требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон) заключили муниципальный контракт N 1 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция системы водоснабжения с. Оленевка, Республика Крым, Черноморский р-н" (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта подрядчик в установленные сроки согласно контракту обязуется выполнить все предусмотренные проектной и рабочей документацией строительно-монтажные работы по объекту, указанному в пункте 1.2 контракта и передать объект муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять объект и оплатить в соответствии с условиями контракта.
В силу пункта 2.1 контракта цена контракта составляет 62 400 000 (шестьдесят два миллиона четыреста тысяч) рублей, 00 коп., в том числе НДС, по ставке в соответствии с действующим законодательством РФ.
Порядок оплаты определен сторонами в разделе 3 контракта.
Права и обязанности сторон оговорены в разделе 5 контракта. Приемка выполненных работ, приемка объекта - в разделе 7 контракта.
Контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до 25.12.2020, но в любом случае до полного исполнения Сторонами своих обязательств по контракту. Окончание срока действия контракта не освобождает стороны от выполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а также от ответственности за нарушение условий контракта (пункты 17.1-17.2 контракта).
29.07.2020 Администрация Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым (Муниципальный заказчик) и Общество с ограниченной ответственностью "Аквапрув" (Подрядчик) заключили Дополнительное соглашение N 1 к контракту, которым внесены изменения в раздел 25 контракта "Юридические адреса, банковские реквизиты и подписи Сторон".
14.12.2020 Администрация Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым (Муниципальный заказчик) и Общество с ограниченной ответственностью "Аквапрув" (Подрядчик) с соблюдением требований статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 9 ч. 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 2.2. и 2.3. Муниципального контракта N 1 от 29 июля 2020 г. на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция системы водоснабжения с. Олененка, Республика Крым, Черноморский р-н" (далее "Контракт") в виду необходимости внесения изменений в проектную документацию (акты о необходимости N 1,2,3) заключили дополнительное соглашение N2 к Контракту (далее - "Соглашение").
В соответствии с пунктами 1, 2 Соглашения:
- изложен абзац первый п. 2.1 Контракта в следующей редакции: "Цена контракта составляет 62 351 489 (шестьдесят два миллиона триста пятьдесят одна тысяча четыреста восемьдесят девять) рублей, 94 коп., в том числе НДС, по ставке в соответствии с действующим законодательством РФ";
- изложен п. 3.1.1 Контракта в следующей редакции: "Оплата за выполненные работы соответствующего года производится до 30 декабря соответствующего года на основании предоставленных документов согласно пункту 3.1 Контракта, представленных не позднее 25 декабря.".
Согласно пункту 3 Соглашения изложен абзац третий пункта 4.1 Контракта в следующей редакции: "Окончание работ не позднее "30 декабря: 2020 г".
В соответствии с пунктами 4, 5 Соглашения:
- изложен п. 12.1 Контракта в следующей редакции: "Контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до "31" декабря 2020 года, но в любом случае до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту".
Приложение N 1 к Контракту изложено в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему Соглашению.
Согласно пункту 6 Соглашения Приложение N 2 к контракту изложено в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему Соглашению.
На основании решения о проведении проверки N 22 от 13.04.2021 Прокурором Черноморского района Республики Крым решено провести проверку в администрации Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым.
Предметом проверки являлось исполнение требований Бюджетного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Цель проверки - соблюдение требований законодательства, а также реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года".
Исковое заявление мотивировано тем, что изменение условий контракта привело к невозможности применения Заказчиком к Исполнителю меры ответственности в виде взыскания неустойки за период с 01.10.2020 по 30.12.2020, условие о которой внесено в раздел 9 контракта, чем нарушены интересы муниципального образования Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым в лице Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, к компетенции которой в соответствии со ст. 35 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относятся вопросы составления и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, а также составления отчета о его исполнении.
Заключенное между заказчиком и исполнителем дополнительное соглашение N 2 от 14.12.2020 привело к изменению существенного условия контракта, а именно срока выполнения работ, что является недопустимым в соответствии с нормами части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения Первого заместителя прокурора Республики Крым в интересах муниципального образования
Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым в лице Оленевского сельского совета в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания сделки недействительной. Суд апелляционной инстанции поддерживает указанные выводы.
По своей правовой природе муниципальный контракт от 29.07.2020 N 1 представляет собой контракт на выполнение работ для государственных нужд, правоотношения по которому регулируются главой 37 ГК РФ, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В соответствии со статьей 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
По смыслу статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пункта 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Исходя из системного анализа положений статей 506, 508, 452, пункта 1 статьи 766 ГК РФ существенными условиями государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд являются предмет договора, определяющий, в том числе виды, содержание и объемы работ, а также сроки поставки товара, их стоимость.
Работы, предусмотренные Контрактом, выполняются в сроки и объемах в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту) (далее - График выполнения работ). Начало работ с - момента подписания Контракта. Окончание работ не позднее "30" сентября 2020 г. Срок начала строительства (реконструкции) Объекта, срок окончания строительства (реконструкции) - Объекта (конечный срок), промежуточные сроки начала и окончания выполнения отдельных видов и/или этапов работ определены Графиком выполнения работ.
В соответствии с пунктами 3, 6 дополнительного соглашения N 2 стороны согласовали абзац третий пункта 4.1 Контракта в следующей редакции: "Окончание работ не позднее "30" декабря: 2020 г". Приложение N 2 к контракту изложено в новой редакции согласно приложению N 2 к Соглашению.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 -ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
- при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
- если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
- при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также по контрактам, предусмотренным частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;
- если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
- если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
- если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
- изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
- в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
- в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации;
- если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;
- если контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;
- в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
- если при исполнении контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену такого контракта. Предусмотренное настоящим пунктом изменение существенных условий осуществляется с учетом такой сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение существенных условий не приведет к увеличению цены контракта более чем на тридцать процентов;
- если при исполнении контракта изменяется срок исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта в рамках срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении;
- если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов.
В силу пункта 2 статьи 34, статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных данной статьей. При этом изменение сроков выполнения работ не относятся к числу исключительных случаев, указанных в данных нормах.
Предметом муниципального контракта N 1 от 29.07.2020 является выполнение строительно-монтажные работы по объекту, указанному в пункте 1.2 контракта.
Срок исполнения контракта первоначально составлял 63 дня, дополнительным соглашением N 2 от 14.12.2020 срок выполнения работ продлен на 90 дней, что превышает срок выполнения работ, предусмотренный при заключении контракта.
Указанное ответчиками соблюдение принципа добросовестности, взаимное достижение цели обязательства не относятся к числу исключительных случаев, указанных в данных нормах части 1 статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ.
В части 1 статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ предусмотрено общее правило о том, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных данной статьей.
Поскольку условия о календарных сроках выполнения работ относятся к существенным условиям контракта, изменение сторонами таких условий прямо противоречит установленным законом принципам и нормам, а также существу законодательного регулирования, направленного не надлежащее исполнение обязательств и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок.
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки поставки товара по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом.
Временная невозможность исполнения обязательств исполнителем не предусмотрена пунктом 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в числе случаев, в которых возможно изменение существенных условий контракта.
Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Закона о контрактной системе) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки (статья 12 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 166 ГК РФ требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
В силу статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как следует из разъяснений, изложенных в Постановлении Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ).
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
По смыслу статей 166, 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Из положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что государственные и муниципальные контракты преследуют публичный интерес и направлены на удовлетворение публичных нужд за счет использования бюджетных средств.
Поскольку спорные правоотношения сторон связаны с исполнением муниципального контракта, заключенного в целях выполнения работ для муниципальных нужд, то есть для достижения общественно полезного результата (публичные правоотношения), то произвольное изменение сторонами срока выполнения работ в нарушение установленного порядка изменения существенных условий контракта нарушает публичные интересы, а также влечет нарушение интересов иных участников конкурсных процедур, которые могли бы предложить более выгодные условия выполнения публично значимых работ в рамках фактически более длительного срока выполнения работ.
Учитывая изложенное, установив отсутствие оснований, предусмотренных статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ для внесения изменений в спорный контракт в части срока его выполнения, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемую сделку противоречащей закону, что в силу статьи 168 ГК РФ свидетельствует о её ничтожности.
При этом коллегия судей относительно довода апеллянта о том, что решение суда не содержит мотивов отклонения его позиции по делу отмечает следующее.
Факт не отражения в обжалуемом решении мотивов суда по которым он отклонил доводы Общества, не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, поскольку обжалуемое решение соответствует требованиям части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а отсутствие в содержании судебного акта оценки судом всех доводов заявителя, не означает, что судом согласно требованиям статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не была дана им оценка.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Довод апеллянта о том, что п. п. дополнительного соглашения N 2 от 14.12.2020 года в оспариваемой редакции в настоящее время не действуют, а, следовательно, это исключает удовлетворение исковых требований судебная коллегия отклоняет, поскольку усматривает действие сторон при его заключении 05.10.2021 года, после принятия искового заявления прокурора Республики Крым к производству суда, в обход закона с противоправной целью и оценивает дополнительное соглашение N 4 как фактическое признание сторонами обоснованности требований прокурора.
Все доводы общества с ограниченной ответственностью "Аквапрув", изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Республики Крым принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 июля 2022 года по делу N А83-18530/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аквапрув" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Горбунова |
Судьи |
О.И. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-18530/2021
Истец: ОЛЕНЕВСКИЙ СЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ЧЕРНОМОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРОКУРОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ОЛЕНЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ООО "АКВАПРУВ"