город Ростов-на-Дону |
|
14 декабря 2022 г. |
дело N А32-7375/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от Краснодарской таможни посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Романченко Н.В. по доверенности от 10.02.2022, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2022 по делу N А32-7375/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Екимова Василия Михайловича (ИНН 233908372620, ОГРНИП 318237500028002)
к Краснодарской таможне (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Екимов Василий Михайлович обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным постановления Краснодарской таможни Южного таможенного управления ФТС России от 08.02.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10309000-4094/2021.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2022 требования Общества были удовлетворены - постановление Краснодарской таможни от 08.02.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10309000-4094/2021 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Краснодарская таможня указывает, что рассматриваемое административное правонарушение является длящимся, в связи с чем, срок привлечения к административной ответственности исчисляется с даты, когда фактически была представлена статистическая форма в таможенный орган, которая и является датой совершения вменённого правонарушения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Краснодарской таможни об участии в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель Краснодарской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней в полном объёме.
Предприниматель, извещённый надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явился, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Предпринимателя, надлежащим способом извещённого о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
03.01.2019 между индивидуальным предпринимателем Сартаевым Алибеком Дуйсенгалиевичем (Республика Казахстан) и Предпринимателем был заключён договор поставки N 1, согласно которому продавец обязуется поставить покупателю товар производства Республики Казахстан, а покупатель принять товар и оплатить.
В соответствии с товарными накладными: от 04.12.2019 N 57, от 12.12.2019 N 59, от 26.12.2019 N 60 из Республики Казахстан на территорию РФ ввезен товар "живые пресноводны раки". Сумма сделки составила 221520 рублей.
Срок представления статистической формы в Краснодарскую таможню по указанной отгрузке - не позднее 13.07.2020.
01.10.2021 Предприниматель фактически представил в Краснодарскую таможню статистическую форму N 10309204/011021/С325183.
20.12.2021 главным государственным таможенным инспектором отделения таможенной статистики Краснодарской таможни в отношении Предпринимателя был составлен протокол об административном правонарушении по признакам совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
08.02.2022 заместитель начальника Краснодарской таможни, рассмотрев материалы административного дела, вынес постановление по делу об административном правонарушении N 10309000-4094/2021, которым Предпринимателю назначено административное наказание предусмотренное частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учёта перемещения товаров либо представление статистической формы учёта перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Объектом административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС в отношении товаров, ввозимых в РФ с территории государств-членов ЕАЭС или вывозимых из РФ на территории государств-членов ЕАЭС.
Объективная сторона административного правонарушения выражается, в том числе, в непредставлении статистической формы в таможенный орган, в регионе деятельности которого оно состоит на налоговом учёте.
Субъектом административного правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность по предоставлению в таможенный орган статистических форм.
Согласно пункту 1 статьи 276 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) установлено, что таможенные органы ведут таможенную статистику внешней торговли, статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и специальную таможенную статистику.
Исходя из статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Частью 1 статьи 276 Федерального закона N 289-ФЗ установлено, что таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации, которая включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации и специальную таможенную статистику.
Частью 2 статьи 276 Федерального закона N 289-ФЗ установлено, что статистика внешней торговли товарами Российской Федерации включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации с государствами, не являющимися членами ЕАЭС, и статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС.
Частью 1 статьи 278 Федерального закона N 289-ФЗ установлено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС ведётся на основании сведений, указанных в статистических формах и иных источниках информации.
Частью 2 статьи 278 Федерального закона N 289-ФЗ обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, установлена для российских лиц, которые заключили сделку либо от имени (по поручению) которых заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки на российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами.
С 24.07.2020 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329", которое определяет аналогичную обязанность по представлению статистической формы учёта перемещения товаров в рамках взаимной торговли государств-членов ЕАЭС в таможенный орган.
Исходя из пункта 7 Правил, российское лицо (заявитель) обязано своевременно, а именно не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад, представлять таможенному органу, в регионе деятельности которого оно состоит на учёте в налоговом органе, СФ, содержащую достоверные сведения.
Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет (пункт 8 Правил).
Статистическая форма представляется за отчётный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров (пункт 6 Правил).
Статистическая форма заполняется по форме и в соответствии с Правилами заполнения статистической формы, предусмотренными приложениями N 1 и N 2.
С учётом пункта 16 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечёт за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исчисление срока при несвоевременном представлении статистической формы исчисляется в соответствии с частью 6 статьи 4 ТК ЕАЭС, если последний день срока приходится на нерабочий день, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Часть 8 статьи 4 ТК ЕАЭС в случае, если срок исчисляется рабочими днями, под рабочими днями понимаются дни недели с понедельника по пятницу, на которые не приходятся праздничные дни, объявленные нерабочими в соответствии с законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.
Из материалов дела следует, что Предпринимателем СФ регистрационный номер 10309204/011021/С325183 (системный номер ED20211001140106791) зарегистрирована на сайте ФТС России - 01.10.2021 и содержит сведения о взаимной торговле за отчетный месяц - декабрь 2019 года.
Таким образом, СФ на товары, вывезенные с территории Республики Казахстан и полученные Предпринимателем в декабре 2019 года, должна быть представлена на сайте ФТС России не позднее 20.01.2020 (согласно Правилам, действующим на момент совершения сделки - 8-й рабочий день, следующий за отчетным месяцем), но представлена на сайте ФТС России - 01.10.2021.
Факт несоблюдения названных требований Предпринимателем не оспаривается.
Апелляционный суд считает, что материалами дела подтверждается несвоевременное представление Предпринимателем статистической формы N 10309204/011021/С325183.
Согласно пункту 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 названного Кодекса.
В данном случае Краснодарской таможней оспариваемое постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учёта перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учёта перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Законодательством установлена обязанность предоставления статистической формы к определенному времени, что в соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указывает на то, что правонарушение не является длящимся. Так, в абзаце первом пункта 14 Постановления N 5 разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днём совершения административного правонарушения (за днём обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днём периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
При этом в силу разъяснений, содержащихся в абзаце втором этого же пункта, невыполнение обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
В рассматриваемом случае, статистическая форма должна быть представлена в срок не позднее 20.01.2020, следовательно срок привлечения к административной ответственности подлежал исчислению с 21.01.2020 и закончился 21.01.2021.
Таким образом, на момент вынесения таможней обжалуемого постановления - 08.02.2022, предусмотренный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения заявителя к административной ответственности истек.
Указанные доводы соответствуют позиции Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенной в постановлении от 08.11.2021 по делу N А32-1782/2021.
Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учётом изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу, что постановление Краснодарской таможни от 08.02.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10309000-4094/2021, является незаконным и подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы Краснодарской таможни, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
С учётом изложенного, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2022 по делу N А32-7375/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7375/2022
Истец: Екимов В М
Ответчик: Краснодарская таможня