г. Красноярск |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А33-23754/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "15"декабря 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "24" октября 2022 года по делу N А33-23754/2022
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Линге Людмила Георгиевна (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - ответчик) о признании незаконным отказа от 01.08.2022 N Л-12239 в предоставлении земельного участка в собственность.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 16.09.2022 возбуждено производство по делу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24.10.2022 заявленные требования удовлетворены.
Судом признан недействительным отказ департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0600027:265, площадью 1947,0 кв.м. в собственность индивидуальному предпринимателю Линге Людмиле Георгиевне за плату без проведения торгов, выраженный в письме от 01.08.2022 N Л-12239.
В порядке устранения нарушений прав заявителя суд обязал департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН 2466010657) повторно рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Линге Людмилы Георгиевны (ИНН 245800372801) от 12.07.2022 о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 24:50:0600027:265 в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству.
От заявителя в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
От заявителя в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Между Питаевым Владимиром Ивановичем (арендодатель) и заявителем (арендатор) подписаны договоры аренды земельного участка от 28.04.2021 N 120, в соответствии с пунктом 1.1. которых, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером: 24:50:0600027:265, находящийся по адресу: г. Красноярск, Кировский район, ул.Семафорная, 439 Д/2, общей площадью 1 947 кв.м., с наложением на охранные зоны инженерных коммуникаций (водоснабжения, электроснабжения, канализации, теплоснабжения, связи), границу охранной зоны ЛЭП 110 кВ С-207/С-208, ПС "Правобережная-Злобинская" с кадастровым номером 24:50:0000000:134, расположенной в г, Красноярск, Свердловский район (далее - Участок), в границах, указанных в выписке ЕГРН об участке, которая прилагается к договору и является его неотъемлемой частью (приложение 1), для использования в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 24:50:0600027:1507 (здание магазина). Земельный участок передан по акту приема-передачи.
В соответствии с пунктом 2.1. договора, срок аренды участка устанавливается с 15.01.2021 по 14.01.2024. Договор, заключенный на срок не менее одного года, вступает в силу с даты его государственной регистрации в управлении Федеральной службы. государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (пункт 2.2. договора). Условия настоящего Договора распространяются на отношения, возникшие между сторонами до заключения Договора, а именно с 15.01.2021 -дата регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 24:50:0600027:1507 (пункт 2.3. договора).
Соглашением от 17.05.2022 N 758 договор аренды земельного участка от 28.04.2021 N 120 расторгнут 09.02.2022.
Между Питаевым Владимиром Ивановичем (продавец) и Линге Людмилой Георгиевной (покупатель) подписан договор купли-продажи от 01.02.2022, согласно пункту 1.1. которого, продавец продал, а покупатель купил в собственность здание магазина площадью 113,4 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, Кировский район, ул. Семафорная, д.439 Д/2, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0600027:265. Отчуждаемый объект незавершенного строительства принадлежит Продавцу на праве собственности на основании заочного решения Кировского районного суда города Красноярска от 24.11.2021 года по делу N 2-3334/2021. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке (пункт 2 договора). Стороны оценивают отчуждаемое здание магазина в стоимость 1 000 000 руб., которые покупатель полностью оплатил Продавцу до подписания договора купли-продажи (пункт 3 договора).
Договор прошел государственную регистрацию 09.02.2022.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 07.09.2022 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0600027:265 зарегистрирован на праве собственности за администрацией города Красноярска.
Истец обратился в адрес ответчика с заявление от 18.07.2022 о предоставлении за плату в собственность земельный участок без проведения торгов, на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3. Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 01.08.2022 N Л12239 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска сообщил истцу, что по сведениям об объектах недвижимости, расположенных на участке и указанных в заявлении от 18.07.2022, на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 24:50:0600027:1517, расположенное по адресу: г. Красноярск, Кировский район, ул. Семафорная, 439 Д/2. Вместе с тем по результатам визуального обследования департаментом установлено, что на участке расположено неэксплуатируемое одноэтажное здание. Нежилое здание находится в состоянии, исключающем его использование по назначению. Нормы земельного законодательства указывают на то, что приобретение права на земельные участки по основаниям ст. 39.20 Земельного кодекса РФ связано со зданиями, сооружениями, находящимися на этих участках для эксплуатации принадлежащих заявителю объектов недвижимости. На основании вышеизложенного, руководствуясь нормами действующего законодательства, департамент отказывает в предоставлении участка в собственность за плату без проведения торгов.
Полагая, что отказ департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 24:50:0600027:1517, оформленный письмом от 01.08.2022 N Л12239, является незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.
Согласно статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) к основаниям возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности отнесен договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Из подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Кодекса следует, что продажа земельных участков без проведения торгов осуществляется, в том числе при предоставлении земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ установлено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Данное положение является реализацией основополагающего принципа земельного законодательства, закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, в силу которого все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ. Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ (подпункт 1); принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю (подпункт 3).
Основания отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов перечислены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
Статьей 271 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользоваться предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.
Таким образом, учитывая, что исключительное право собственников зданий и сооружений на приобретение в собственность или в аренду соответствующего земельного участка без проведения торгов обусловлено именно нахождением на участке объектов недвижимости, приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости.
Ответчик, отказывая в предоставлении земельного участка в оспариваемом отказе указал, что на участке расположено неэксплуатируемое одноэтажное здание. Нежилое здание находится в состоянии, исключающем его использование по назначению.
Аналогичные доводы приведены и в апелляционной жалобе.
Вместе с тем, статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривает такого основания для отказа.
Более того, из положения подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Кодекса следует, что законодатель не разделяет понятия эксплуатируемый объект недвижимости или неэксплуатируемый для цели предоставления земельного участка в собственность.
То обстоятельство, что в настоящее время здание фактически не эксплуатируется, не может являться препятствием для предоставления земельного участка в собственность, поскольку факт его эксплуатации возможен в будущем по волеизъявлению собственника.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и приведенные положения правового регулирования, оспариваемый отказ был правомерно признан судом первой инстанции недействительным и в порядке восстановления нарушенных прав заявителя суд первой инстанции обосновано обязал департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН 2466010657) повторно рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Линге Людмилы Георгиевны (ИНН 245800372801) от 12.07.2022 о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 24:50:0600027:265 в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
При изложенных выше обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о полном и всестороннем исследовании судом первой инстанции обстоятельств дела, правомерной оценке представленных материалов и принятии законного и обоснованного решения в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения решения по делу.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат распределению, поскольку ответчик освобожден от обязанности по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 184, 185, 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" октября 2022 года по делу N А33-23754/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-23754/2022
Истец: ЛИНГЕ ЛЮДМИЛА ГЕОРГИЕВНА
Ответчик: Администрация города Красноярска, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска