г. Санкт-Петербург |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А26-423/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Ракчеевой М.А., Серебровой А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 07.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22227/2022) общества с ограниченной ответственностью "Карлис - Вяртсиля" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.05.2022 по делу N А26-423/2022, принятое по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к обществу с ограниченной ответственностью "Карлис - Вяртсиля" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Карлис - Вяртсиля" (далее - ответчик, общество) о взыскании 428 498 руб. 97 коп., в том числе 427 708 руб. 00 коп. - арендной платы за 2021 год за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры, начисленной в соответствии с уведомлением N 3655 от 02.11.2021 года и 790 руб. 97 коп. - пени за несвоевременное внесение арендных платежей.
Исковые требования обоснованы статьями 309, 310, 330, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями договора аренды лесного участка N 163-з от 24.12.2014.
Решением от 30.05.2022 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене.
В обоснование жалобы истец указал, что поскольку договор аренды заключен на аукционе, регулируемая арендная плата к нему не применяется. Размер арендных платежей не может быть определен на основании регулируемых цен, установленных в Постановлении Правительства РФ N 310 и указанных в лесных декларациях. Судебным актом делу А26-115/2018 объем инфраструктуры исключен из Приложения N 3 договора аренды, что в силу пункта 2.1.1. договора влечет за собой невозможность начисления на данный объем арендных платежей. Подписав по делу А26- 115/2018 мировое соглашение, Министерство вывело лесную инфраструктуру из сферы договорного регулирования. С момента вступления судебного акта в законную силу Министерство лишилось права начислять на объем инфраструктуры арендную плату с применением аукционных коэффициентов. За рубку древесины, являющейся федеральной собственностью, и не являющейся предметом договора аренды, может быть взыскана только установленная собственником древесины плата - по ставкам за единицу лесного ресурса, установленных Постановлением Правительства N 310.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 24.12.2014 года между правопредшественником истца - Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Грин Лайн" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 163-з, в соответствии которым арендодатель на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, передал, а арендатор принял во временное пользование (аренду) лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 49 330 га, кадастровый номер 10:21:0000000:86, расположенный на территории Пряжинского лесничества в кварталах 66-69, 75-83, 93-103, 107-118, 125-126 Святозерского участкового лесничества, кварталах 12-80, 83-87, 89-101 Кинелахтинского участкового лесничества, кварталах 9-13, 15-22, 24-72 Паннильского участкового лесничества, для использования в целях заготовки древесины; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 79-2014-10(1020); схема расположения лесного участка, его границы и характеристика представлены в приложениях N 1 и N 2 к договору аренды; ежегодный объем использования лесов приведен в приложении N 3 к договору аренды.
Срок действия договора согласно пункту 7.1 установлен с 01.01.2015 года и составляет 25 лет.
Договор зарегистрирован в установленном порядке 21.01.2015 года за N 10-10/001-01/140/2014-14/1.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 года N 326-П Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
В связи с переуступкой обществом с ограниченной ответственностью "Грин Лайн" права аренды лесного участка обществу с ограниченной ответственностью "Карлис - Вяртсиля" (далее - арендатор) между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия заключено дополнительное соглашение от 18.04.2018 года (дата регистрации - 19.04.2018 года) к договору.
В соответствии с условиями договора арендатор обязан использовать лесной участок в объеме, установленном в предмете договора, вносить арендную плату в порядке и сроки, установленные договором, приложением N 4.
Согласно пункту 2.1.1 договора размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного настоящим договором ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов с учетом установленного коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона в результате его проведения в размере 9,25.
Арендодатель ежегодно направляет арендатору уведомление (извещение) о начислении арендной платы на текущий год. Форма уведомления (извещения) аналогична форме, указанной в приложении N 4 к договору, но не требует подписания со стороны арендатора (пункт 2.1.3 Договора).
Уведомлением от 02.11.2021 года N 3655 (л.д. 37 - 38) Министерство сообщило Обществу с ограниченной ответственностью "Карлис - Вяртсиля" об обязанности в срок до 15.11.2021 внести арендную плату за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры, заявленный в лесных декларациях N 74 от 01.10.2021 года, N 75 от 01.10.2021 года, N 82 от 13.10.2021 года, N 83 от 14.10.2021 года, N 81 от 12.10.2021 года и N 87 от 19.10.2021 года в размере 33 220 руб. 00 коп. - в части минимального размера платы в федеральный бюджет, 427 708 руб. 00 коп. - в части превышающей минимальный размер платы в бюджет Республики Карелия.
ООО "Карлис - Вяртсиля" платежным поручением N 1102 от 15.11.2021 года перечислило в федеральный бюджет 33 220 руб. 00 коп. - арендной платы в части минимального размера по сроку уплаты на 15.11.2021 года.
Претензией N 125 от 24.11.2021 года (л.д. 40) истец известил Общество о неполном расчете с бюджетом, потребовав погасить задолженность в течение 10 календарных дней со дня получения претензии.
На указанную претензию ответчик не ответил, задолженность не погасил, что послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим исковым заявлением.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы (пункт 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ).
Из пункта 4 статьи 73 ЛК РФ следует, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы.
В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
По смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ по договору аренды государственного или муниципального имущества размер арендной платы, определяемый по результатам проведения торгов, не является регулируемым.
Как следует из материалов дела, Договор заключен в соответствии с условиями проведенного аукциона, при этом согласно пункту 9 протокола об итогах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от 09.12.2014 N 2 была сформирована итоговая цена Договора - 56 818 133 руб.
Цена включает себя минимальный размер арендной платы, определенный в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, а также сумму, превышающую минимальный размер, подлежащую уплате в бюджет Республики Карелия.
Общество (его правопредшественник) принимало участие в аукционе и заключило Договор, реализуя преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок; документация об аукционе включала проект Договора, пункт 2.1.1 которого содержал порядок расчета размера арендной платы, и в нем имелось указание на то, что размер арендной платы устанавливается с учетом двух коэффициентов, отсутствовало лишь само значение коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона.
Условия аукциона в установленном законом порядке не оспаривались.
При этом в пункте 10 названного протокола указано, что размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, с учетом установленного коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и коэффициента повышения начальной цены аукциона в результате его проведения в размере 9,25.
Данный пункт протокола (в том числе указанные в нем коэффициенты) воспроизведен в пункте 2.1.1 Договора.
Согласно протоколу о результатах аукциона от 09.12.2014 была зафиксирована итоговая цена предмета аукциона - 56 818 133 руб., а также определен порядок исчисления арендной платы.
При этом пунктом 2.1.4 договора предусмотрено, что в случае изменения ежегодного объема использования лесов, действующих ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии с лесным законодательством, бюджетным и иным законодательством, изменения порядка исчисления арендной платы, размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке, с уведомлением об этом арендатора.
Учитывая правила толкования условий договора (статья 431 ГК РФ), пункт 2.1.4 договора об изменении порядка исчисления арендной платы не может быть истолкован отдельно от пункта 2.1.1 договора, определяющего порядок исчисления арендной платы. При этом отсутствие в пункте 2.1.4 договора слова "пропорционально" не свидетельствует об ином смысловом значении указанного пункта.
Таким образом, в протоколе и в договоре не предусмотрен такой порядок расчета арендной платы и ее индексации, который устанавливал бы индексацию только начальной цены аукциона.
При этом начальная цена аукциона утратила свое значение после того, как была сформирована цена договора путем подведения итогов проведения аукциона.
При таких обстоятельствах коэффициенты подлежат применению к итоговой цене аукциона.
Правильность методики осуществленного Министерством расчета арендной платы подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по делам NА26-6769/2019, А26-11102/2019.
Размер арендной платы за объем рубок, произведенных в целях создания лесной инфраструктуры, указанный в уведомлениях, был рассчитан Министерством в соответствии с пунктом 2.1.1 договора. В настоящем случае Коэффициенты 1,5 и 9,25 подлежат применению для расчета арендной платы за весь объем использования лесов в рамках договора аренды лесного участка, в том числе за объемы изъятия лесных ресурсов в целях создания лесной инфраструктуры. Поскольку по условиям договора размер арендной платы зависит от объема использования лесов, в обязанности арендатора, вырубившего лесные насаждения в целях создания объектов лесной инфраструктуры, входит уплата арендной платы за фактически вырубленную древесину, помимо заготовленной.
При этом иначе как в соответствии с пунктом 2.1.1 договора рассчитать размер арендной платы не представлялось возможным.
По мнению Общества, Министерство не вправе начислять арендную плату за объем рубок при создании объектов лесной инфраструктуры.
Доводы Общества обоснованно отклонены судом первой инстанции в связи со следующим.
Действительно, ежегодный объем заготовки древесины определен сторонами в приложении N 3 к договору N 163-3 (в редакции дополнительного соглашения от 19.12.2018) и составляет 75 000 куб.м.
Согласно пункту 1.2 договора ежегодный допустимый объем заготовки древесины указан в приложении N 3 к договору и на 30.06.2015 составлял 76 200 куб.м.
На основании утвержденного определением Арбитражного суда Республики Карелия от 25.05.2018 по делу N А26-115/2018 мирового соглашения ООО "Карлис-Вяртсиля" и Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия внесли изменения в приложение N 3 к договору N 163-3 и уменьшили ежегодный объем заготовки древесины до 75 000 куб.м., исключив из него объем, относящийся к объектам лесной инфраструктуры.
Между тем данные обстоятельства, а также обстоятельства, установленные определением Арбитражного суда Республики Карелия от 13.12.2019 по делу N А26-2461/2019, не имеют значения для рассматриваемого спора и не могут повлечь удовлетворение иска, поскольку не свидетельствуют о неправомерности начисления Министерством спорной платы.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что к основным принципам лесного законодательства отнесена платность использования лесов (пункт 11 статьи 1 ЛК РФ).
Общество подало лесные декларации N 74 от 01.10.2021 года, N 75 от 01.10.2021 года, N 82 от 13.10.2021 года, N 83 от 14.10.2021 года, N 81 от 12.10.2021 года и N 87 от 19.10.2021 года, в которых заявило о рубке древесины в общем объеме 279 куб.м. при создании лесной инфраструктуры.
В пункте 4.3.2 договора стороны установили, что арендатор вправе осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты), с указанием в проекте освоения лесов, в лесной декларации и других необходимых документах сведений о территориальном размещении проектируемых объектов.
Согласно изменениям в проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для заготовки древесины Обществу в Пряжинском лесничестве Республики Карелия 2019-2021, получившим положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов (утверждено приказом министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия N 2312 от 19.12.2019), ООО "Карлис-Вяртсиля" в период с 2019 года по 2021 год вправе произвести рубку лесных насаждений на лесном участке при создании объектов лесной инфраструктуры в общем объеме 57.88 тыс. м, куб.
Предоставляя арендатору право создавать лесную инфраструктуру, арендодатель согласовал Проект освоения лесов с учетом объемов использования лесов, необходимых для создания таких объектов сверх расчетной лесосеки.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Общество осуществляло заготовку древесины при создании объектов лесной инфраструктуры в соответствии с проектом освоения лесов, представило в министерство лесные декларации об использовании лесов с указанной целью.
В соответствии с частью 2 статьи 73 ЛК РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Поскольку по условиям договора размер арендной платы зависит от объема использования лесов, арендатор, вырубивший лесные насаждения в целях создания объектов лесной инфраструктуры, обязан внести плату за фактически вырубленную древесину.
Представленный Министерством расчет арендной платы выполнен на основании статьи 73 ЛК РФ, пункта 2.1.1 договора, судом проверен и признан правильным, Обществом документально не опровергнут.
Учитывая изложенное суд пришел к правильному выводу, признав требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.05.2022 по делу N А26-423/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
М.А. Ракчеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-423/2022
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Пряжинское центральное лесничество", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "Карлис-Вяртсиля"