г. Москва |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А40-128002/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Ким.,
судей: Т.В. Захаровой., Ю.Н. Кухаренко.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.Л. Розенфельдом.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Севзапэнергомонтаж"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 сентября 2022 года по делу N А40- 128002/2022,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Европа Трал" (ОГРН 1137746706140, ИНН 7723879964)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания Севзапэнергомонтаж" (ОГРН 1187847265154, ИНН 7842162809)
о взыскании долга по договору на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 17.03.2021 г. N17-03-П в размере 1 517 000 руб., пени в размере 496 898 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца - Проклин В.В. по доверенности от 01.09.2022;
от ответчика - Слипченко П.А. по доверенности от 12.10.2022;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Европа Трал" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "СК СЗЭМ" о взыскании долга по договору на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 17.03.2021 г. N17-03-П в размере 1 517 000 руб., пени в размере 496 898 руб.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь ст.ст. 195, 196, 199, 200, 309, 310, 330, 801, ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 71, 110, 167, 180, 181 АПК РФ решением от 05 сентября 2022 г. суд первой инстанции иск удовлетворил частично, взыскав 1245 000 долга, 293 593 руб. 81 коп. неустойки.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил указанное решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, в обоснование отмены ссылался на то, что суд необосновано не применил ст.333 ГК РФ.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы.
Судом установлено, что между истцом (экспедитор) и ответчиком (клиент) заключен договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг N17-03-П от 17.03.2021 г. (далее -договор), согласно условиям которого экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить определенные договором услуги, связанные с перевозкой грузов, согласно письменной заявки (приложение N1 к договору) подписанной клиентом и экспедитором, а клиент своевременно и в установленном порядке оплатить услуги экспедитора, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы. Стоимость услуг, связанных с перевозкой груза, определяется отдельно на каждую перевозку и указывается в заявке - приложение N1 к договору.
В соответствии с договором-заявкой на транспортно-экспедиционное обслуживание N1 от 18.03.2021 г. экспедитор осуществил перевозку грузов на общую сумму 2 800 000 руб., что подтверждается подписанными транспортными накладными и актом выполненных работ N374 от 16.04.2021 г.
В соответствии с договором-заявкой на транспортно-экспедиционное обслуживание N2 от 18.08.2021 г. экспедитор осуществил перевозку груза на общую сумму 1 050 000 руб., что подтверждается подписанным актом выполненных работ N1140 от 17.09.2021 г.
В соответствии с договором-заявкой на транспортно-экспедиционное обслуживание Nб/н от 12.10.2021 г. экспедитор осуществил перевозку грузов на общую сумму 597 000 руб., что подтверждается подписанными транспортными накладными и актами выполненных работ N1354 от 28.10.2021 г. (на сумму 199 000 руб.), N1375 от 08.11.2021 г. (на сумму 199 000 руб.) и N1439 от 17.11.2021 г. (на сумму 199 000 руб.).
В соответствии с договором-заявкой на транспортно-экспедиционное обслуживание N3 от 22.10.2021 г. экспедитор осуществил перевозку грузов на общую сумму 2 840 000 руб., что подтверждается подписанными транспортными накладными и актами выполненных работ N1450 от 22.11.2021 г. (на сумму 1 230 000 руб.), N1453 от 22.11.2021 г. (на сумму 190 000 руб.), N1454 от 22.11.2021 г. (на сумму 190 000 руб.) и N1393 от 23.11.2021 г. (на сумму 1 230 000 руб.).
На основании договора-заявки N1 от 22.04.2021 г. экспедитор, в соответствии с п. 3.1.2. договора предоставил транспортные средства (а/м VOLVO FM-TRUCK г.р.з. В 018 МС 198 в составе с Тралом г.р.з. АН 9270 29; а/м Фредлайнер К130КС 29 в составе с Тралом г.р.з. AM 3491 29 и а/м МАЗ г.р.з. М 700 ОР 43 в составе с прицепом г.р.з. АА 7145 12) под погрузку для перевозки Крана КС 8165 по маршруту Сыктывкар - Архангельск, что подтверждается отметками в транспортных накладных (N1 от 17.05.2021 г.; N2 от 17.05.2021 г. и N3 от 18.05.2021 г.). Стоимость перевозки по договору-заявке составляет 1 360 000 руб.
Между тем, как указывал истец, по независящим от экспедитора обстоятельствам произошел срыв погрузки, т.е. автомобили не были загружены. По данному факту составлен акт N653 от 15.06.2021 г. и совместно со счетом на оплату N681 от 15.06.2021 г. направлен клиенту надлежащим образом по электронной почте.
Согласно расчету истца, сумма штрафа, предусмотренного п. 3.3.12 договора за срыв погрузки составляет 272 000 руб. (из расчета 1 360 000 руб. (стоимость перевозки) х 20% (процент штрафа) = 272 000 руб.).
Во исполнение принятых на себя обязательств истец оказал ответчику услуги по перевозке груза на сумму 7 287 000 руб. которые ответчиком оплачены частично в сумме 6 042 000 руб. Поскольку оказанные услуги ответчиком оплачены не в полном объеме за ним образовалась задолженность в размере 1 517 000 руб., включая сумму штрафа за срыв погрузки.
Истцом 17.05.2022 г. ответчику направлена претензия которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности определяется нормами главы 41 ГК РФ, Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ).
Под транспортно-экспедиционными услугами, как следует из п. 4 правил N55, понимаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки грузов, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Правила главы 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
Согласно п. 2 ст. 5 Закона N87-ФЗ клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
Факт оказанных услуг подтвержден материалами дела, доказательств в соответствии со ст. 65 АПК РФ, что у клиента имелись возражения по оказанным услугам ответчиком в материалы дела не представлено.
Между тем, свидетельств оплаты долга в материалы дела не представлено, сумма долга ответчиком не оспорена.
Исходя из изложенного, суд находит исковое требование о взыскании с ответчика основного долга в сумме 1 245 000 руб. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой признается определенная договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В силу п. 6.7 договоров, за каждый день просрочки исполнения обязательств предусмотрена неустойка в размере 0,1%.
Истцом заявлено требование о взыскании неустойки по договору-заявке от 18.03.2021 г. N1 за период с 04.05.2021 г. по 09.06.2021 г. в размере 82 880 руб.
В указанной части ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.
Статьей 13 Закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" предусмотрено, что для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска. Специальный срок исковой давности применяется не только в отношении контрагентов транспортной организации, такой срок применяется и в отношении самой транспортной организации.
Статьей 12 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности установлен досудебный порядок урегулирования споров. До предъявления иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии. Претензия предъявляется в письменной форме. Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня ее получения.
Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.
Судом установлено, что о нарушении своих прав истцу стало известно 04.05.2021 г.
Между тем, претензия истцом направлена 17.05.2022 г.
Таким образом, установив обстоятельства предъявления заявителем материально-правового требования за пределами установленного законом специального (годичного) срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной по делу, суд приходит к выводу об отсутствии в данном случае правовых оснований для удовлетворения иска в части взыскания неустойки по договору-заявке от 18.03.2021 г. N1 за период с 04.05.2021 г. по 09.06.2021 г. в размере 82 880 руб.
Истцом заявлено требование о взыскании неустойки по договору-заявке от 18.08.2021 г. N2 за период с 04.10.2021 г. по 17.06.2022 г. в размере 45 151 руб. 42 коп., по договору-заявке от 12.10.2021 г. Nб/н за период с 09.12.2021 г. по 17.06.2022 г. в размере 114 027 руб., по договору-заявке от 22.10.2021 г. N3 за период с 08.12.2021 г. по 17.06.2022 г. в размере 254 840 руб., в общей сумме 414 018 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 г. N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - ФЗ N127) Для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей настоящей статьи - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 9.1 ФЗ N127 на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется: наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона, а именно не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, (абз. 10 ч. 1 ст. 63 ФЗ N127).
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 г. N497 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (01.04.2022 г.) и действует в течение 6 месяцев.
Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020 г. даны разъяснения о последствиях введения указанного моратория ("Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N2"): Одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (подп. 2 п. 3 ст. 9.1, абз. 10 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).
Ответчик заявил ходатайство о применении ст.333 ГК РФ, однако суд первой инстанции не усмотрел основании для его удовлетворения.
Исходя из вышеизложенного, исковые требования о взыскании неустойки за период в размере 414 018 руб. подлежит удовлетворению частично за период с 04.10.2021 г. по 31.03.2022 г. в размере 293 593 руб. 81 коп., а в остальной части надлежит отказать.
Истцом также заявлено требование о взыскании штрафа, предусмотренного п. 3.3.12 договора за срыв погрузки в размере 272 000 руб.
В силу п. 1 ст. 4 Федерального Закона N87-ФЗ от 30.06.2003 "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор обязан оказывать услуги в соответствие с договором транспортной экспедиции.
Содержание прав и обязанностей экспедитора и их соотношение с правами и обязанностями перевозчика определяются в зависимости от условий договора (п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 г. N26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции").
Поскольку перевозка осуществляется автомобильным транспортом, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта N259-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 г. N2200 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 38 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных Уставом.
Порядок составления актов и проставления отметок в документах, указанных в части 1 названной статьи, устанавливается правилами перевозок грузов и правилами перевозок пассажиров (ч. 2 ст. 38 Устава).
Согласно вводной части Правил перевозок грузов автомобильным транспортом утвержденных Постановлением Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 г. N2200, они устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки.
В соответствии с п. 79 Правил N272 акт составляется в случае не предоставления транспортного средства под погрузку, а также отказа от пользования транспортным средством.
Пунктом 80 Правил предусмотрено, что акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. Пунктом 82 Правил также оговорено, что акт должен содержать дату его составления, равно как акт должен быть составлен в присутствии водителя (п. 83 Правил).
Суд не принимает акт от 15.06.2021 г. N653 (т. 1 л.д. 69) в качестве надлежащего доказательства, поскольку он составлен с нарушением порядка, установленного названными Правилами - акт составлен представителями истца в одностороннем порядке, истец не представил надлежащих доказательств приглашения ответчика для составления акта, а также акт составлен спустя месяц с момента выявления нарушения.
Истец, которым не соблюдены требования Правил N272 при составлении акта о срыве погрузки, несет риск соответствующих неблагоприятных последствий таких действий.
Таким образом, сумма необоснованно предъявленных требований составила 272 000 руб., в иске в данной части отказано.
Доводы ответчика относительно несоразмерности взысканной неустойки отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В пункте 69 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 73 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 N 6-О, 7-О, положение пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой не допускает возможности решения судом вопроса о снижении размера неустойки по мотиву явной несоразмерности последствиями нарушения обязательства без представления ответчиками доказательств, подтверждающих такую несоразмерность.
По смыслу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшение неустойки является правом суда, наличие оснований и пределов для ее снижения определяется судом в каждом конкретном случае самостоятельно, по своему внутреннему убеждению, исходя из собранных по делу доказательств.
Ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции ответчик допустимых доказательств, подтверждающих несоразмерность неустойки, не представил.
При указанных обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд не усматривает правовых оснований для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снижения неустойки.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 сентября 2022 года по делу N А40- 128002/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Судьи |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-128002/2022
Истец: ООО "ЕВРОПА ТРАЛ"
Ответчик: ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ СЕВЗАПЭНЕРГОМОНТАЖ"