г. Самара |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А65-27091/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Сергеевой Н.В., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Акционерного общества "Татэнерго" - представителя Шакирова М.Х. (доверенность от 29.12.2021 N 119/20-51),
от Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" - представителя Салахова Д.Ш (доверенность от 19.04.2022 N 63),
от Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищный фонд" - представителя Хайруллиной С.Р. (доверенность от 01.04.2022 N 5),
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Татарстан апелляционную жалобу Акционерного общества "Татэнерго"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 сентября 2022 года по делу N А65-27091/2021 (судья Осипова Г.Ф.),
по иску Акционерного общества "Татэнерго", г.Казань, (ОГРН 1021603139690, ИНН 1657036630),
к Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", г.Казань, (ОГРН 1051622037400, ИНН 1655065113),
Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищный фонд",
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
ООО "Домкор Строй",
ООО "РЭМ Строй" (конкурсное производство),
ООО Специализированный застройщик "Домкор",
МКП г. Набережные Челны "Дирекция инжиниринга аудита строительства",
о взыскании 12 427 074 руб. 03 коп. убытков с первого ответчика, 896 577 руб. 93 коп. долга со второго ответчика (с учетом уточнения),
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Татэнерго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" (далее - ответчик) о взыскании 16 093 889 руб. 73 коп. убытков.
К участию в деле в качестве соответчика определением суда от 13.01.2022 привлечено ООО "УК "Жилищный фонд" с исключением из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в порядке статьи 51 АПК РФ привлечены ООО "Домкор Строй"; ООО "РЭМ Строй" (конкурсное производство); ООО Специализированный застройщик "Домкор"; МКП г.Набережные Челны "Дирекция инжиниринга аудита строительства".
Судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ удовлетворено ходатайство об уменьшении цены иска до 13 323 651 руб. 96 коп., в котором истец указал следующие суммы взыскания бездоговорного потребления:
- с ответчика НО "ГЖФ при Президенте РТ" - 12 427 074 руб. 03 коп. (расчет произведен с учетом коэффициента 1,5, расчетным способом);
- с ответчика ООО УК "Жилищный фонд" - 896 577 руб. 93 коп. (расчет произведен без умножения на коэффициент 1,5, по нормативу потребления).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 сентября 2022 года исковые требования удовлетворены частично. с Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" в пользу Акционерного общества "Татэнерго" взыскано 354 755 руб. 31 коп. долга и 2 386 руб. 22 коп. в возмещение расходов по государственной пошлине. С Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищный фонд" в пользу Акционерного общества "Татэнерго" взыскано 696 330 руб. 48 коп. долга и 4 683 руб. 78 коп. в возмещение расходов по государственной пошлине. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 сентября 2022 года по делу N А65-27091/2021 и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В материалы дела поступил отзыв ответчика на апелляционную жалобу, в котором НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 сентября 2022 года по делу N А65-27091/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представители ответчиков в судебном заседании апелляционного суда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители третьих лиц в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 15.03.2018 между истцом - далее АО "Татэнерго" (исполнитель) и ответчиком-1 - далее Фонд (заявитель) заключен договор N 18Д379/85 о подключении к сетям теплоснабжения жилых домов в микрорайоне 63 города Набережные Челны.
Истец, ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиками своих обязательств по оплате полученной тепловой энергии на бездоговорной основе согласно Актам N 187БД от 24.12.2019 и N 194БД от 22.01.2020, произвел расчет с учетом вступивших в законную силу судебных актов по делу N А65-10315/2019, согласно выводам которого, в частности, до момента заселения МКД жильцами стоимость потребленной тепловой энергии подлежит оплате Фондом, с момента заселения МКД жильцами бремя оплаты поступившей в МКД тепловой энергии несет управляющая компания.
Так, согласно расчету спорный период бездоговорного потребления по настоящему делу:
30.10.2019 - 22.01.2020 (по МКД 63-01, заселен жильцами 21.01.2020);
11.10.2019 - 22.01.2020 (по МКД 63-12, заселен жильцами 23.12.2019).
В отношении указанных периодов у сторон отсутствуют разногласия.
Хронология событий по спорным правоотношениям выглядит следующим образом:
15.03.2018 между Фондом и АО "Татэнерго" заключен договор N 18Д379/85 о подключении к сетям теплоснабжения жилых домов в мкр.63 г. Набережные Челны.
17.09.2018 Фонд направил извещение о завершении строительства тепловых сетей к жилому дому N 63-12 (письмо N 8368).
30.09.2019 по результатам осмотра АО "Татэнерго" Фонду изложены замечания по жилому дому N 63-12 (письмо N10-03/2925).
04.10.2019 Фонд известил АО "Татэнерго" об устранении замечаний и проведении повторной проверки наружных и внутренних тепловых сетей по дому N 63-12 (письмо N8985).
21.10.2019 Фонд информировал АО "Татэнерго", что в целях своевременного ввода объектов в эксплуатацию, поручил подрядной организации ООО "Домкор Строй" заключать договоры на подачу теплоносителей на объекты N 63-01 и N 63-12.
21.10.2019 АО "Татэнерго" направило акт готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования к подаче тепловой энергии и теплоносителя в комплекте с актами раздела границ балансовой и эксплуатационной ответственности по дому N 63-12 (письмо N 10-03/3183, получено Фондом 28.10.2019).
23.10.2019 Фонд направил извещение о завершении строительства тепловых сетей к жилому дому N 63-01 (письмо N 9575).
31.10.2019 Фонд направил подписанные экземпляры актов готовности по дому N 63-12 в адрес АО "Татэнерго" (письмо N 9874).
01.11.2019 АО "Татэнерго" направило акт готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования к подаче тепловой энергии и теплоносителя в комплекте с актами раздела границ балансовой и эксплуатационной ответственности по дому N 63-01 (письмо N 10-03/3418, получено Фондом 14.11.2019).
18.11.2019 Фонд направил подписанные экземпляры актов готовности по дому N 63-01 в адрес АО "Татэнерго" (письмо N 10481).
09.12.2019 АО "Татэнерго" направило уведомление о фиксации бездоговорного потребления тепловой энергии в домах N 63-01 и N 63-12 с назначенной датой фиксации - 24.12.2019.
18.12.2019 дом N 63-12 введен в эксплуатацию (разрешение на ввод N RU16302000-210-2019).
23.12.2019 заселен дом N 63-12 и передан ООО "УК "Жилищный фонд".
24.12.2019 АО "Татэнерго" составлен акт о бездоговорном потреблении в отсутствии представителя Фонда (N 187 БД).
24.12.2019 в АО "Татэнерго" поступила заявка ООО "Домкор Строй" о заключении договора теплоснабжения по дому N 63-12 (вх.N 4501).
26.12.2019 АО "Татэнерго" направил ответ в адрес ООО "Домкор Строй", в котором просил предоставить недостающие документы, необходимые для подключения дома N 63-12.
26.12.2019 дом N 63-01 введен в эксплуатацию (разрешение на ввод N RU16302000-229-2019).
30.12.2019 АО "Татэнерго" направило письмо о бездоговорном потреблении тепловой энергии с актом о бездоговорном потреблении от 24.12.2019 N 187 БД и счетами на оплату (письмо N 16-03/2206, получено Фондом 16.01.2020).
30.12.2019 АО "Татэнерго" направило акт о подключении домов 63-01 и 63-12 (письмо N 10-03/4101, получено Фондом 16.01.2020). В нарушении подпункта "в" пункта 5 договора о подключении N 18Д379/85 от 15.03.2018, изложенного в редакции протокола урегулирования разногласий от 26.09.2019 к дополнительному соглашению N 1 от 29.08.2019, об обязанности АО "Татэнерго" в течении 5-ти дней с момента подписания актов готовности совершить действия по подключению объектов к сетям теплоснабжения и направить акты о подключении.
15.01.2019 АО "Татэнерго" направило уведомление о фиксации бездоговорного потребления тепловой энергии в домах N 63-01 и N 63-12 с назначенной датой фиксации -22.01.2020.
21.01.2020 Фонд направил подписанные экземпляры актов о подключении в адрес АО "Татэнерго" (письмо N 462).
21.01.2020 заселен дом N 63-01 и передан ООО "УК "Жилищный фонд".
22.01.2020 АО "Татэнерго" составлен акт о бездоговорном потреблении в отсутствии представителя Фонда (N 194 БД).
28.01.2020 АО "Татэнерго" направило письмо о бездоговорном потреблении тепловой энергии с актом о бездоговорном потреблении от 22.01.2020 N 194 БД и счетами на оплату (письмо N 16-03/222). Фондом дан ответ от 18.02.2020 N 1556.
29.01.2020 в ответ на требование АО "Татэнерго" от 30.12.2019 об оплате стоимости бездоговорного потребления Фонд направил письмо о готовности ООО "Домкор Строй" оплатить фактическое потребление тепловой энергии (письмо N 820).
31.01.2020 платежными поручениями N 247 и N 248 ООО "Домкор Строй" перечислил АО "Татэнерго" в общей сложности 2 061 827 руб. 69 коп.
18.02.2020 в дополнение к письму от 29.01.2020 Фонд направил платежные поручения, подтверждающие оплату Обществом "Домкор Строй" фактически потребленную тепловую энергию на сумму 2 061 827 руб. 69 коп.
17.02.2020 АО "Татэнерго" направило претензию N 16-03/435 об оплате стоимости бездоговорного потребления тепловой энергии с 11.10.2019 по 24.12.2019 в размере 10 132 288 руб. 94 коп.
06.03.2020 Фонд направил АО "Татэнерго" ответ на претензию от 17.02.2020, в соответствии с которым Фонд сослался на нарушение АО "Татэнерго" пункта 5 договора о подключении N 18Д379/85, изложенного в редакции протокола разногласий, а также на фактическую оплату потребленной тепловой энергии ООО "Домкор Строй" (письмо N2207). Аналогичной позиции Фонд придерживался и в ответе на обращение АО "Татэнерго" от 21.01.2021 N 16-03/123 (письмо Фонда от 25.02.2021 N 1873).
21.09.2020 АО "Татэнерго" направило в Фонд две претензии об оплате стоимости бездоговорного потребления тепловой энергии за период с 11.10.2019 по 24.12.2019 в размере 10 132 288 руб. 94 коп. (N 15-03/1878) и с 25.12.2019 по 22.01.2020 в размере 5 961 600 руб. 80 коп.
08.10.2021 Фондом был дан ответ на претензию (N 12241), аналогичный ответам от 06.03.2020 N 2207 и 25.02.2021 N 1873.
20.10.2021 АО "Татэнерго" обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан.
На основании договора от 16.03.2018 N 18Д379/85, заключенного между истцом и ответчиком, спорные дома подключены к сетям теплоснабжения в установленном порядке. Установленные на границе балансовой принадлежности приборы учета были опломбированы и допущены к эксплуатации.
Так, по дому 63-12 истцом заявлен период бездоговорного потребления тепловой энергии с 11.10.2019 - 22.01.2020.
10.10.2019 - составлен акт предпускового осмотра теплового пункта, произведено опломбирование закрытой запорной арматуры в тепловом пункте мкд 63-12 (пломба N 21),
21.10.2019 - составлен акт о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя мкд 63-12. В акте о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования к подаче тепловой энергии от 21.10.2019 зафиксированы нулевые показания приборов учета (W1=0, W2=0, W3=0).
Письмом от 21.10.2019 N 10-03/3183 АО "Татэнерго" направил в адрес Фонда акт о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования к подаче тепловой энергии и Акт о подключении к системе теплоснабжения подключаемого объекта "Многоэтажный жилой дом 63-12".
Письмом от 31.10.2019 N 9874 Фонд направил в адрес АО "Татэнерго" подписанные экземпляры актов готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования к подаче тепловой энергии, актов раздела границ балансовой и эксплуатационной ответственности объекта.
18.12.2019 дом N 63-12 введен в эксплуатацию (разрешение на ввод N RU16302000-210-2019) и передан ООО "УК "Жилищный фонд", 23.12.2019 осуществлено заселение дома N 63-12.
23.12.2019 - Ростехнадзором выдано разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки мкд 63-12,
24.12.2019 - составлен акт бездоговорного потребления N 187 БД,
09.01.2020 - составлен акт о подключении к системе теплоснабжения мкд 63-12, узел учета не допущен к коммерческой эксплуатации, поскольку не принят для коммерческих расчетов ввиду отсутствия возможности проверки его работоспособности, корректной согласованной работы оборудования узла учета (основание: подпункт "д" пункта 64 Правил коммерческого учета тепловой энергии, утв. ППРФ N 1034). Из акта о подключении объекта к системе теплоснабжения от 09.01.2020 N 20т-2 следует, что узел учета тепловой энергии и теплоносителей допущен к эксплуатации по результатам проведенной 25.09.2019 проверки.
20.01.2020 АО "Татэнерго" направило Фонду уведомление от 15.01.2020 о дате и времени фиксации бездоговорного потребления тепловой энергии в МКД N 63-01 и N 63-12 и необходимости обеспечения явки уполномоченного представителя.
22.01.2020 - составлен акт бездоговорного потребления N 194 БД
По дому 63-01 истцом заявлен период бездоговорного потребления тепловой энергии с 30.10.2019 - 22.01.2020.
29.10.2019 - составлен акт предпускового осмотра теплового пункта, произведено опломбирование закрытой запорной арматуры в тепловом пункте мкд 63-01 (пломба N 396).
Письмом от 01.11.2019 N 10-03/3418 АО "Татэнерго" направил в адрес Фонда акт о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования к подаче тепловой энергии и Акт о подключении к системе теплоснабжения подключаемого объекта "Многоэтажный жилой дом 63-01".
Письмом от 18.11.2019 Фонд направил в адрес АО "Татэнерго" подписанные экземпляры актов готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования к подаче тепловой энергии, актов раздела границ балансовой и эксплуатационной ответственности объекта.
19.11.2019 - составлен акт о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя мкд 63-01. При этом, в акте о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования к подаче тепловой энергии от 19.11.2019 зафиксированы нулевые показания приборов учета (W1=0, W2=0, W3=0).
16.12.2019 АО "Татэнерго" направило Фонду уведомление от 09.12.2019 о дате и времени фиксации бездоговорного потребления тепловой энергии в МКД N 63-01 и N 63-12 и необходимости обеспечения явки уполномоченного представителя.
24.12.2019 - составлен акт бездоговорного потребления N 187 БД,
25.12.2019 - Ростехнадзором выдано разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки мкд 63-01, 26.12.2019 - введен в эксплуатацию мкд 63-01,
26.12.2019 дом N 63-01 введен в эксплуатацию (разрешение на ввод N RU16302000-229-2019) и передан ООО "УК "Жилищный фонд", осуществлено заселение дома N 63-01.
09.01.2020 - составлен акт о подключении к системе теплоснабжения МКД 63-01, узел учета не допущен к коммерческой эксплуатации, поскольку не принят для коммерческих расчетов ввиду отсутствия возможности проверки его работоспособности, корректной согласованной работы оборудования узла учета (основание: подпункт "д" пункта 64 Правил коммерческого учета тепловой энергии, утв. Постановлением Правительства РФ N 1034), 21.01.2020 - заселен жильцами МКД 63-01, 22.01.2020 - составлен акт бездоговорного потребления N 194 БД. Из акта о подключении объекта к системе теплоснабжения от 09.01.2020 N 20т-1 следует, что узел учета тепловой энергии и теплоносителей допущен к эксплуатации по результатам проведенной 30.10.2019 проверки.
Таким образом, истец полагает обоснованным тот факт, что узлы учета в спорных домах не введены в коммерческую эксплуатацию для возможности осуществления коммерческих расчетов, поскольку на момент проверки узлов учета (25.09.2019 - по дому 63-12, 30.10.2019 - по дому 63-01) отсутствовали почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (подпункт "д" пункта 64 Правил коммерческого учета тепловой энергии, утв. ППРФ N 1034). Об этом свидетельствуют также нулевые показания приборов учета в момент проверок (25.09.2019 - по дому 63-12, 30.10.2019 - по дому 63-01), отраженные в актах о подключении домов к системе теплоснабжения. Заявок на заключение договора теплоснабжения спорных домов от ответчика истцу не поступало. Поступившая от третьего лица (подрядчика ответчика) частичная оплата стоимости бездоговорного потребления не свидетельствует о фактически сложившихся договорных отношениях с истцом, поскольку оплата произведена третьим лицом по указанию ответчика-1, что следует, в том числе, из переписки сторон (прилагается). В пункте 8 Обзора Верховного Суда Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.12.2021, на который ссылается ответчик, даны разъяснения по иным обстоятельствам дела, отличающимся от обстоятельств по настоящему делу.
Изложенные обстоятельства, по мнению истца, позволяют прийти к выводу о том, что ввиду самовольного запуска тепловой энергии ответчиком в спорных домах и отсутствия заключенного между сторонами договора теплоснабжения в рассматриваемый период времени, бездоговорное потребление выявлено истцом и предъявлено ответчику к оплате обоснованно. При этом акты о подключении к системе теплоснабжения составлены после выдачи Ростехнадзором разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок спорных домов, в соответствии с п. 49 Правил N 787, в целях обеспечения безопасного теплоснабжения потребителей. Правилами N 787 и подп. "в" п.5 договора о подключении (в редакции доп.соглашения от 29.08.2019) не закреплены сроки направления актов о подключении. Акты о подключении к системе теплоснабжения спорных домов направлены в адрес ответчика письмом от 30.12.2019. Подписание обеими сторонами акта о подключении подтверждает выполнение сторонами обязательств по договору о подключении.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В силу пункта 29 статьи 2 Закона о теплоснабжении бездоговорное потребление тепловой энергии - потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.
Согласно части 7 статьи 22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления.
В соответствии с частью 8 статьи 22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий). При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими.
В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Закона о теплоснабжении расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
В соответствии с частью 10 статьи 22 Закона о теплоснабжении стоимость тепловой энергии, потребленной в бездоговорном порядке, подлежит оплате потребителем в пятнадцатидневный срок с момента получения требования теплоснабжающей организации. В противном случае теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии и взыскать с потребителя убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, полученной в результате бездоговорного потребления.
Из указанных выше норм права следует, что бездоговорное потребление тепловой энергии является фактическим основанием для возникновения кондикционного обязательства, которое состоит в неосновательном приобретении теплоэнергии потребителем у ресурсоснабжающей организации путем самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) в отсутствие соответствующего юридического основания - договора энергоснабжения.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу положений статьи 155 ЖК РФ, обязательства по оплате коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом, может возникать у собственников помещений перед ресурсоснабжающей организацией исключительно в случае непосредственного управления общим имуществом МКД.
Положения пункта 14 статьи 161 ЖК РФ предусматривают, что до заключения договора управления МКД между застройщиком и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление МКД осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления МКД не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию МКД.
До момента начала управления многоквартирными домами ответчиком-2, исполнителем коммунальных услуг для участников долевого строительства является застройщик, который полученные от дольщиков средства за предоставленные коммунальные услуги должен перечислить в счет оплаты коммунальных ресурсов в ресурсоснабжающую организацию.
В силу правил статей 8, 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" участник долевого строительства фактически владеет и пользуется построенным объектом недвижимости с момента его получения по передаточному акту. С момента подписания такого акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства обязательства застройщика считаются исполненными.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у лица принявшего у застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Таким образом, для возникновения обязанности по несению расходов по оплате коммунальных услуг во вновь построенном жилом помещении правовое значение имеет именно фактическая передача этих жилых помещений.
В качестве обоснования начисления стоимости бездоговорного потребления истец ссылается на следующие нормы законодательства.
В соответствии с пунктом 15 действовавших в спорный период Правил подключения к системам теплоснабжения (утв. ППРФ N 787), подключение к системам теплоснабжения осуществляется в следующем порядке:
"а) направление исполнителю заявки о подключении к системе теплоснабжения;
б) заключение договора о подключении;
в) выполнение мероприятий по подключению, предусмотренных условиями подключения и договором о подключении;
г) составление акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя;
д) составление акта о подключении."
В соответствии с пунктами 49, 50 действовавших в спорный период Правил подключения к системам теплоснабжения (утв. ППРФ N 787), установлены следующие требования к началу поставки тепловой энергии:
"49. До начала подачи тепловой энергии, теплоносителя заявитель:
- заключает договор теплоснабжения;
- предъявляет в случаях, установленных нормативными правовыми актами, объекты теплоснабжения и теплопотребляющие установки, подключаемые к системам теплоснабжения, для осмотра и допуска к эксплуатации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарноэпидемиологический надзор и федеральный государственный энергетический надзор.
50. Осуществление подключения завершается составлением и подписанием обеими сторонами подтверждающего выполнение сторонами обязательств по договору о подключении акта о подключении (технологическом присоединении) объекта к системе теплоснабжения."
После подписания акта о подключении, в соответствии с пунктами 35, 36, 37, 41 Правил организации теплоснабжения в РФ (утв. ППРФ N 808), порядок заключения договора теплоснабжения следующий:
"35. Для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения, содержащую предусмотренные настоящими правилами сведения.
36. К заявке на заключение договора теплоснабжения прилагаются следующие документы:
- копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности и (или) иное законное право потребителя в отношении объектов недвижимости (здания, строения, сооружения), в которых расположены теплопотребляющие установки (при наличии);
- документы, подтверждающие подключение теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения;
- разрешение на ввод в эксплуатацию (в отношении объектов капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию),
- разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом федерального государственного энергетического надзора;
- акты готовности таких теплопотребляющих установок к отопительному периоду, составленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
37. В качестве документов, подтверждающих подключение теплопотребляющих установок заявителя в установленном порядке к системе теплоснабжения, используются выданные акты о подключении, присоединении, технические условия с отметкой об их исполнении, наряды-допуски теплоснабжающих организаций.
41. В случае непредставления заявителем сведений или документов, указанных в пунктах 35 и 36 настоящих Правил, в порядке, установленном пунктом 39 настоящих Правил, или несоответствия заявки условиям подключения к тепловым сетям единая теплоснабжающая организация обязана по истечении 30 дней со дня направления заявителю предложения о представлении необходимых сведений и документов в письменной форме уведомить заявителя об отказе в заключении договора теплоснабжения с указанием причин такого отказа."
В соответствии с пунктами 62-68 Правил коммерческого учета тепловой энергии (утв. ППРФ N 1034), процедура ввода в эксплуатацию узла учета следующая: "62. Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
63. Комиссия создается владельцем узла учета.
64. Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя: а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольноизмерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами; б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя; в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель; г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток).
65. Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию.
66. При приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется: а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам; б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм; в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета; г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.
67. При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.
68. Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.".
Таким образом, истец полагает, что узлы учета в спорных домах не введены в коммерческую эксплуатацию для возможности осуществления коммерческих расчетов, поскольку в момент проверки узлов учета (25.09.2019 - по дому 63-12, 30.10.2019 - по дому 63-01) отсутствуют почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (подпункт "д" пункта 64 Правил коммерческого учета тепловой энергии, утв. ППРФ N 1034). Об этом свидетельствуют также нулевые показания приборов учета в момент проверок (25.09.2019 - по дому 63-12, 30.10.2019 - по дому 63-01), отраженные в актах о подключении домов к системе теплоснабжения. Данные обстоятельства свидетельствуют о самовольном запуске тепловой энергии Фондом (ответчиком-1) и в дальнейшем получение Управляющей компанией (ответчиком-2) в спорных домах в отсутствие заключенного между сторонами договора теплоснабжения. При этом акты о подключении к системе теплоснабжения составлены после выдачи Ростехнадзором разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок спорных домов, в соответствии с п. 49 Правил N 787, в целях обеспечения безопасного теплоснабжения потребителей.
Между тем, согласно пп. "в" п.5 договора о подключении к сетям теплоснабжения от 16.03.2018 N 18Д379/85 исполнитель (АО "Татэнерго") принял на себя обязательство в течение 5 дней с момента подписания акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя совершить действия по подключению к сети инженерно-технического обеспечения внутриплощадочных или внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта.
Акты о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования к подаче тепловой энергии по домам N 63-12 и N 63-01 датированы 21.10.2019 и 19.11.2019, соответственно.
В нарушение условий договора Акты о подключении были направлены АО "Татэнерго" в адрес Фонда только письмом от 30.12.2019 за исх.N 10-03/4101 и поступили в Фонд 16.01.2020. Данное обстоятельство позволяет суду прийти к выводу том, что одной из причин несвоевременности заключения договора на теплоснабжение МКД является бездействие истца.
Судом также учтено, что узлы учета в спорных домах были допущены к эксплуатации 25.09.2019 (МКД N 63-12) и 30.10.2019 (МКД N 63-01), что зафиксировано в Акте о подключении объекта к системе теплоснабжения N 20т-2 от 09.01.2020 по МКД N 63-12 (пункт 6 Акта) и Акте о подключении объекта к системе теплоснабжения N 20т-1 от 09.01.2020 по МКД N 63-01 (пункт 6 Акта). В Актах предпускового осмотра теплового пункта и систем теплопотребления при технологическом присоединении новых потребителей от 10.10.2019 (МКД N 63-12) и от 29.10.2019 (МКД N 63-01) в пунктах 7 указано об отсутствии замечаний по монтажу, отражен факт закрытой, опломбированной запорной арматуры на вводе в ТП, а также установке пломбы N 396 в количестве 2 штук и N 21 в количестве 2 штук.
Согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает:
а) получение технических условий на проектирование узла учета;
б) проектирование и установку приборов учета;
в) ввод в эксплуатацию узла учета;
г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
д) поверку, ремонт и замену приборов учета.
Ответчик-1 (Фонд) в ходе рассмотрения дела пояснял, что в отсутствие доказательств, свидетельствующих о нарушении работы узла учета потребителя, а также доказательств, подтверждающих случаи, при которых узел учета считается вышедшим из строя, приоритет должен быть отдан расчету по прибору учета. Поскольку в спорном периоде указанные многоквартирные жилые дома были оборудованы в установленном порядке средствами измерения объема поставляемой тепловой энергии, объем потребления должен определяться с использованием измерительного комплекса.
В отсутствие договора-документа отношения между потребителем и гарантирующим поставщиком с учетом конкретных обстоятельств дела могут быть квалифицированы судом в соответствии с пунктом 1 статьи 162 ГК РФ как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
Из материалов дела следует, что процедура подключения объектов ответчика к теплоснабжению производилась по согласованию с АО "Татэнерго", Фондом велась переписка на предмет подписания актов технологического присоединения.
Действия лиц, потребляющих ресурс в отсутствие письменного договора, заключенного в установленном порядке, и владеющих исправным прибором учета, который установлен с целью последующей оплаты фактически потребленного ресурса, суд считает добросовестными при сложившихся обстоятельствах.
Принимая принцип приоритета учетного способа подсчета ресурсов над расчетным, в рассматриваемом случае суд приходит к выводу о том, что потребление ресурса во время строительства объектов следует квалифицировать как фактически сложившееся из договорных отношений, определив объем по показателям допущенных к учету измерительного комплекса.
Данные обстоятельства следует трактовать в пользу отсутствия оснований для взыскания в ответчика-1 (Фонда) убытков, рассчитанных исходя из полуторакратного размера стоимости тепловой энергии, полученной в результате бездоговорного потребления, в соответствии с пунктом 10 статьи 22 ФЗ "О теплоснабжении".
Изложенный вывод следует из судебной практики высших судебных инстанций, а именно: Обзор судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети, утвержденный Президиумом ВС РФ 22.12.2021 (пункт 8), постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 по делу N А43-6526/2014, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.04.2018 N ФОЗ-382/2018.
В отношении требований к ответчику-2 (управляющая компания), также суд правомерно применил при расчетах показатели прибора учета.
Кроме того, заявленные требования правомерно отклонены в связи с недоказанностью факта бездоговорного потребления ответчиками тепловой энергии в спорный период.
В соответствии с пунктом 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а такэюе обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 -547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабэюением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пункт 29 статьи 2 Закона о теплоснабжении определяет бездоговорное потребление тепловой энергии как потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.
Таким образом, обязанность оплачивать тепловую энергию возникает у лица, фактически получающего энергию посредством использования принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установок.
Частью 7 статьи 22 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления. Лица, потребляющие тепловую энергию, теплоноситель, теплосетевые организации должны обеспечивать в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в целях проведения проверок с учетом положений жилищного законодательства. Проверка одного лица может осуществляться не чаще чем один раз в квартал.
При выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя теплоснабжающая организация или теплосетевая организация составляет акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий). При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими (часть 8 статьи 22 Закона о теплоснабжении).
Согласно пункту 111 Правил N 808 потребитель обеспечивает беспрепятственный доступ к приборам учета и теплопотребляющим установкам уполномоченных представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации после предварительного оповещения о дате и времени посещения потребителя. По требованию теплоснабжающей или теплосетевой организации потребитель обязан обеспечить доступ не более чем через 3 рабочих дня со дня предварительного оповещения. Уполномоченные представители теплоснабжающей или теплосетевой организации допускаются к приборам учета и теплопотребляющим установкам при наличии служебного удостоверения или по заранее направленному потребителю списку с указанием должностей проверяющих. В случае если доступ предоставляется для проверки, по ее итогам составляется акт, в котором фиксируются результаты проверки, при этом 1 экземпляр акта должен быть вручен потребителю тепловой энергии не позднее 3 дней со дня его составления.
Бремя доказывания всех обстоятельств, подтверждающих надлежащий характер проведения проверки, возлагается на профессионального участника рассматриваемых отношений - ресурсоснабжающую организацию (истец), которая должна устранить любые разумные сомнения в несоблюдении порядка ее проведения и фиксации результатов (статьи 9, 65 АПК РФ).
Обстоятельства проведения проверок, выявление фактов бездоговорного потребления, содержание актов выявления бездоговорного потребления тепловой энергии от 24.12.2019 N 187БД и от 22.01.2020 N 194БД и основания их составления, свидетельствуют, что названные акты составлены в нарушение требований статьи 22 Закона о теплоснабжении, пункта 111 Правил N 808 и не могут служить доказательством бездоговорного потребления энергоресурса.
Необходимо отметить, что в нарушение требований части 7 статьи 22 Закона о теплоснабжении истцом проводилась проверка не раз в квартал, а ежемесячно.
Акт о бездоговорном потреблении от 24.12.2019 направлен в адрес Фонда письмом от 30.12.2019, акт от 22.01.2020 - письмом от 28.01.2020, то есть с нарушением предусмотренного пунктом 111 Правил N 808 срока.
В акте от 24.12.2019 не содержится сведений о дате предыдущей проверки, о способе и месте осуществления бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта (не указаны место установки, принадлежность, состояние пломб, наличие повреждений, показания ПУ).
В акте от 22.01.2020 не содержится сведений о способе и месте осуществления бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта (не указаны место установки, принадлежность, состояние пломб, наличие повреждений, показания ПУ).
На основании изложенных обстоятельств суд пришел к верному выводу о том, что Акты о бездоговорном потреблении от 24.12.2019 и 22.01.2020 составлены с нарушением требований части 8 статьи 22 Закона о теплоснабжении, в связи с чем, они не могут являться надлежащим доказательством бездоговорного потребления тепловой энергии.
Кроме того, узлы учета тепловой энергии и теплоносителей были опломбированы и допущены к эксплуатации 30.10.2019 (по дому N 63-01) и 25.09.2019 (по дому N 63-12).
Согласно отчету о потреблении тепловой энергии, выданным программным обеспечением к прибору учета марки Взлет ТСРВ 020 (номер прибора 1801818) по дому 63-12 объем потребленной тепловой энергии по состоянию на 24.12.2019 составил 701,635 Гкал.
Сумма к оплате за тепловую энергию составила: 701,635 Гкал * 1349,98 руб. (тариф) * 1,2 руб./Гкал= 1 136 631,86 руб.
Согласно отчету о потреблении тепловой энергии, выданным программным обеспечением к прибору учета марки Взлет ТСРВ 020 (номер прибора 1901134) по дому 63-01 объем потребленной тепловой энергии по состоянию на 24.12.2019 составил 571,117 Гкал.
Сумма к оплате за тепловую энергию составила: 571,117 Гкал * 1349,98 руб. (тариф)*1,2 руб./Гкал = 925 195,83 руб.
На основании вышеуказанного расчета объемов потребленной тепловой энергии по спорным жилым домам подрядчиком - ООО "Домкор Строй" по просьбе Фонда, произведена оплата истцу в размере 2 061 827 руб. 69 коп.
Возникшие в рассматриваемый период отношения между АО "Татэнерго" и Фондом (до заседания жильцов), АО "Татэнерго" и ООО "Управляющая компания "Жилищный фонд" (после заседания жильцов), возможно квалифицировать как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети (пункт 1 статьи 162 ГК РФ).
В связи с чем, помимо того обстоятельства, что истцом не представлены надлежащие доказательства бездоговорного потребления, потребление ответчиками тепловой энергии не может быть признано бездоговорным, а определение объема и стоимости тепловой энергии должно производиться на основании показаний приборов учета тепловой энергии, а не расчетным способом исходя из максимальных проектных величин тепловых нагрузок.
Данная позиция изложена в пункте 8 Обзора судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.12.2021.
Согласно пунктам 68, 69 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя N 1034 акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется.
Как указано выше, приборы учета в домах N 63-01, N 63-12 допущены к эксплуатации 30.10.2019 и 25.09.2019, на тепловычислителях, расходомерах и датчиках температуры установлены пломбы, что отражено в Актах о подключении объектов к системе теплоснабжения от 09.01.2020. Следовательно, акты ввода в эксплуатацию узлов учета, необходимые для ведения коммерческого учета тепловой энергии, были подписаны до начала спорного периода.
При этом, в актах от 09.01.2020 указано, что для допуска узла учета в коммерческую эксплуатацию необходима дополнительная проверка его работоспособности в течение 3-х дней с момента подачи тепловой энергии и теплоносителя. Однако АО "Татэнерго" после подачи тепловой энергии в МКД N 63-12 - 31.10.2019, МКД N63-01 - 02.11.2019, проверка работоспособности узлов учета в трехдневный срок не производилась. В ходе рассмотрения дела АО "Татэнерго" причины неявки сотрудников для проверки работоспособности узлов учета в указанный срок не обосновал.
Профессиональные участники отношений по энергоснабжению не вправе возлагать на добросовестных абонентов неблагоприятные последствия собственного бездействия, в том числе связанного с соблюдением установленного действующим законодательством порядка принятия узлов учета для ведения коммерческого учета тепловой энергии.
Указанное согласуется с позицией, изложенной в пункте 3 Обзора судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.12.2021.
На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка требований и возражений сторон осуществляется судом по правилам статьи 71 АПК РФ с учетом положений ст. 65 АПК РФ о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле, применительно к ч. 2 ст. 9 АПК РФ.
Принимая во внимание указанные обстоятельства дела, отсутствие в материалах дела доказательств исполнения ответчиками обязательств по оплате тепловой энергии в полном объеме, при наличии документально подтвержденных требований истца в части фактического потребления тепловой энергии, суд признал исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в следующем соотношении, приняв во внимание представленную АО "Татэнерго" справочную информацию от 13.07.2022:
- с Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" надлежит взыскать 354 755 руб. 31 коп. долга (расчет с учетом представленной справочной информации от 13.07.2022 (по МКД N 63-01 в период до заселения (с 30.10.2019 по 20.01.2020) расход тепловой энергии составил 816,83 Гкал (потребление определено расчетным способом - 161,5 Гкал). 816,83 * 1349,98 (тариф) * 1,2 = 1 323 245 руб. По МКД N 63-12 в период до заселения (с 11.10.2019 по 22.12.2019): расход тепловой энергии составил 674,91 Гкал 674,91 * 1349,98(тариф)*1,2=1 093 338 руб. Соответственно: 2 416 583 руб. (стоимость потребления исходя из показаний приборов учета по двум МКД) - 2 061 827 руб. 69 коп. (частичная оплата третьим лицом по просьбе ответчика-1) = 354 755 руб. 31 коп.);
- с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищный фонд" надлежит взыскать 696 330 руб. 48 коп. долга (расчет: по МКД N 63-01 в период с даты заселения (с 21.01.2020 по 22.01.2020): расход тепловой энергии составил 18,27 Гкал 18,27 * 1349,98 (тариф) * 1,2 = 29 596 руб. 96 коп. По МКД N 63-12 в период с даты заселения (с 23.12.2019 по 22.01.2020): расход тепловой энергии составил 411,57 Гкал 411,57 * 1349,98 (тариф) * 1,2 = 666 733 руб. 52 коп. Соответственно: 29 596 руб. 96 коп. + 666 733 руб. 52 коп. = 696 330 руб. 48 коп.).
В остальной части исковых требований надлежит отказать, в связи с отсутствием факта бездоговорного потребления со стороны ответчиков, установлением факт бездействия со стороны АО "Татэнерго" по своевременной проверке работоспособности узлов учета МКД, соответственно, принятию к коммерческому учету узлов учета, отсутствием доказательств фактов нарушения работы узлов учета МКД, их неисправности, либо выхода из строя.
Приняв во внимание все фактические обстоятельства в совокупности, в том числе, действия (бездействие) истца по непринятию узлов учета для коммерческих расчетов с сентября-октября 2019 до конца января 2020 года, предъявление настоящего иска о взыскании бездоговорного потребления без применения в расчетах показаний приборов учета, будучи информированным о возложении бремени оплаты части данных сумм на жильцов МКД, судом сделан правильный вывод о несоответствии принципам добросовестности при осуществлении гражданских прав в рассматриваемой ситуации.
Довод ответчика-2 - ООО "УК "Жилищный фонд" о том, что Управляющая копания вправе приступить к управлению МКД только с 01.02.2020, тогда как требования заявлены к нему до указанной даты, в связи с чем у управляющей компании отсутствует обязанность по оплате тепловой энергии, отклонен судом в силу следующего.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у лица принявшего у застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Таким образом, для возникновения обязанности по несению расходов по оплате коммунальных услуг во вновь построенном жилом помещении правовое значение имеет именно фактическая передача этих жилых помещений жильцам (заселение МКЖ).
Поскольку фактическая передача спорных жилых помещений многоквартирного жилого дома N 63-01 состоялась 21.01.2020, жилого дома N63-12 - 23.12.2019, у управляющей компании как лица, принявшего жилые помещения, с указанной даты возникает обязанность по несению расходов, связанных с оплатой потребленных коммунальных услуг.
Данный вывод следует из постановления Арбитражного суда Поволжского округа по делу N А65-10315/2019.
Доводы апелляционной жалобы истца отклоняются судом.
Оценивая обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно указал, что истцом не представлены надлежащие доказательства бездоговорного потребления и, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, признал, что потребление ответчиками тепловой энергии не может быть признано бездоговорным, сделав правомерный вывод о том, что определение объема и стоимости тепловой энергии должно производиться на основании показаний приборов учета тепловой энергии, а не расчетным способом исходя из максимальных проектных величин тепловых нагрузок.
Доводы апелляционной жалобы истца, по сути, выражают несогласие с данными выводами суда, а приведенные в жалобе доводы, не опровергают обстоятельств, установленных судом и сделанных им выводов, и о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, не свидетельствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении обжалуемого решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела. Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы - истца по делу.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 сентября 2022 года по делу N А65-27091/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27091/2021
Истец: АО "ТАТЭНЕРГО", г.Казань
Ответчик: Некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", г.Казань
Третье лицо: к/у Янбаева Наиля Харизовна, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ "ДИРЕКЦИЯ ИНЖИНИРИНГА И АУДИТА СТРОИТЕЛЬСТВА", ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД", Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО "ДОМКОР СТРОЙ", ООО "РЭМ СТРОЙ", ООО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ДОМКОР", Управление Росреестра по РТ