г.Самара |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А55-7856/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12.12.2022 в помещении суда апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.09.2022 по делу N А55-7856/2022 (судья Шлинькова Е.В.), возбужденному по исковому заявлению муниципального предприятия городского округа Самара "Инженерные системы" (ИНН 6315946321, ОГРН 1086315002685), г.Самара, к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара (ИНН 6315700504, ОГРН 1046300441483), г.Самара, третье лицо: Администрация городского округа Самара, г.Самара, о взыскании денежных средств,
в судебном заседании приняли участие:
от МП г.о.Самара "Инженерные системы" - Яковлев С.И. (доверенность от 30.12.2021),
от иных лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие городского округа Самара "Инженерные системы" (далее - МП г.о.Самара "Инженерные системы", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара (далее - Департамент) задолженности по оплате оказанных в период с 23.09.2019 по 31.12.2019 услуг по транспортировке сточных вод в сумме 24 974 691 руб. 04 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа Самара.
Решением от 01.09.2022 по делу N А55-7856/2022 Арбитражный суд Самарской области исковые требования удовлетворил.
Департамент в апелляционной жалобе просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
МП г.о.Самара "Инженерные системы" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в письменных пояснениях.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В судебном заседании представитель МП г.о.Самара "Инженерные системы" апелляционную жалобу отклонил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и письменных пояснениях, заслушав представителя МП г.о.Самара "Инженерные системы" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, МП г.о.Самара "Инженерные системы" (исполнитель) и Департамент (заказчик) заключили муниципальный контракт от 30.12.2018 N 59-МЗ/18, по которому исполнитель обязался в соответствии с условиями контракта и заданием заказчика оказать услуги по транспортировке сточных вод (водоотведение) через систему дождевой канализации с селитебных территорий городского округа Самара, а заказчик - принять и оплатить оказанные услуги на условиях контракта.
Водоотведение осуществляется с селитебных территорий городского округа Самара, занимаемых дорогами местного значения, зелеными насаждениями, а также жилищным фондом в доле собственности муниципального образования.
Цена контракта составляет 99 599 973 руб. 87 коп. (п.2.1 контракта).
П.2.4 контракта предусмотрено, что оплата оказанных услуг производится заказчиком в течение 30 дней после приемки заказчиком результата оказанных услуг в соответствии в п.5 контракта.
Согласно п.4.1 контракта услуги по контракту исполнитель оказывает в период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Предусмотренные контрактом средства были полностью освоены к 22.09.2019 включительно.
Во исполнение договорных обязательств МП г.о.Самара "Инженерные системы" в период с 23.09.2019 по 31.12.2019 оказало Департаменту услуги по водоотведению сточных вод с селитебной территории на сумму 24 974 691 руб. 04 коп.
Акты сдачи-приемки оказанных услуг вместе со счетами на оплату, направленные письмами от 03.10.2019 N 297/7-ис, от 06.11.2019 N 346/7-ис, от 03.12.2019 N 380/7-ис, от 10.01.2020 N 03/7-ис, Департамент не подписал, оплату за оказанные услуги не произвел.
В претензии от 13.02.2020 N 50/7ис МП г.о.Самара "Инженерные системы" предложило Департаменту погасить задолженность в добровольном порядке.
Поскольку Департамент претензию не исполнил, МП г.о.Самара "Инженерные системы" обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст.539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (п.2 ст.548 ГК РФ).
П.1 ст.781 ГК РФ установлена обязанность заказчика (абонента) оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Согласно ст.14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
К договорам водоснабжения и водоотведения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено данным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договоров водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со ст.2 Закона N 416-ФЗ абонентом признается физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения; водоотведение включает в себя прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначены для приема таких вод.
Исходя из п.8 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае оказания услуг по водоотведению.
Согласно ч.3 ст.14 Закона N 416-ФЗ договор водоотведения является публичным договором, отказ от заключения которого в силу п.3 ст.426 ГК РФ для лица, оказывающего услуги, не допускается.
Как указано в п.21 и 23 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв.Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта или с превышением его максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления.
Не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд при истечении срока действия государственного (муниципального) контракта или превышении его максимальной цены в случаях, когда из существа обязательства (например, договор хранения) следует невозможность для исполнителя односторонними действиями прекратить исполнение после истечения срока действия государственного (муниципального) контракта или при превышении его максимальной цены.
Согласно существу обязательства МП г.о.Самара "Инженерные системы" не могло каким-либо образом в одностороннем порядке прекратить оказание услуг по транспортировке сточных вод (водоотведению) через систему дождевой канализации с селитебных территорий городского округа Самара.
П.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения городского округа организацию в границах городского округа электро- тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п.1.1 и 1.2 Положения "О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара" (утв.Решением Думы городского округа Самара от 17.09.2015 N 681) Департамент является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и экологии, наружной рекламы, лесного хозяйства; обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс и смету расходов на содержание Департамента, лицевой счет в финансовом органе городского округа Самара, круглую печать, штампы и бланки со своим наименованием, может приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с п.3.3.3 контракта Департамент обязан оплачивать оказанные исполнителем услуги.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у Департамента обязанности по оплате услуг водоотведения.
Департамент факт оказания МП г.о.Самара "Инженерные системы" услуг не оспорил; возражений по количеству, качеству и стоимости оказанных услуг не заявил.
На основании изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, учитывая, что размер задолженности подтверждается материалами дела и Департаментом не опровергнут, доказательства оплаты задолженности полностью или в части на дату вынесения судебного акта не представлены, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Доводы Департамента, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что расходные обязательства у муниципального образования не возникли в силу превышения цены заключенного между сторонами контракта, являются несостоятельными.
Действительно, в соответствии с Законом N 44-ФЗ, п.1 и 2 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе и в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В силу п.4 ст.1109 ГК РФ не подлежит взысканию плата за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного или муниципального контракта.
Иной подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм Закона N 44-ФЗ (ст.10 ГК РФ).
Вместе с тем в соответствии со ст.93 Закона N 44-ФЗ возможно размещение заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в случаях, когда проведение предусмотренных законом конкурсных процедур было нецелесообразно в силу значительных временных затрат.
Заключение контракта на оказание услуг по водоотведению и водоснабжению по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам) может осуществляться с единственным поставщиком (п.8 ч.1 ст.93 Закона N 44-ФЗ).
Исходя из изложенного, обстоятельствами, свидетельствующими о невозможности в конкретной ситуации заключить государственный или муниципальный контракт в установленном порядке, также являются случаи, в которых поставка товаров, выполнение работ или оказания услуг является обязательным для соответствующего исполнителя вне зависимости от волеизъявления сторон правоотношения, в связи с чем он не мог отказаться от выполнения данных действий даже в отсутствие государственного или муниципального контракта или истечения срока его действия.
При наличии указанных обстоятельств у исполнителя возникает право требовать вознаграждения, которое может быть взыскано в судебном порядке.
Указанный правовой подход изложен в п.4 раздела II Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (утв.Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015).
Поскольку МП г.о.Самара "Инженерные системы" фактически оказало социально значимые, необходимые, обязательные для исполнителя услуги водоотведения, а также учитывая, что услуги оказаны им как единственным поставщиком услуг водоотведения поверхностных сточных вод в определенной для него зоне деятельности, суд первой инстанции правильно признал подлежащими оплате фактически оказанные в рассматриваемом периоде услуги.
Из системного толкования ст.2 Закона N 416-ФЗ, п.2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", ст.65 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пп.4 п.1 ст.14 Закона N 131-ФЗ следует вывод о недопустимости создания ситуации, при которой услуги водоотведения исполнителем фактически оказаны, но абонент освобождается от их оплаты.
Ссылка Департамента на то, что расчет объема сточных вод предприятие произвело в нарушение постановления Администрации городского округа Самара от 07.03.2012 N 171 "Об утверждении методики расчета объемов поверхностных сточных вод, отводимых с селитебных территорий и площадок пользователей канализации на территории городского округа Самара, и определения их качественных характеристик" (далее - Постановление N 171), подлежит отклонению.
В соответствии с пп.23 ст.2 Закона N 416-ФЗ дренажные воды включены в состав сточных вод, принимаемых от абонентов в централизованные системы водоотведения, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Под поверхностными сточными водами понимаются принимаемые в централизованную систему водоотведения дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды (п.2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв.Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644).
Согласно абз.7 п.1 Правил пользования системой дождевой канализации городского округа Самара (утв.Постановлением Главы города Самары от 31.01.2005 N 26) дренажными водами являются сточные воды, образующиеся за счет поступления в систему дождевой канализации грунтовых вод и вод, образующихся в результате дренирования тепловых сетей и промывки трубопроводов системы водоснабжения, сбрасываемые в систему дождевой канализации.
Таким образом, поскольку дренажные сточные воды включены в состав поверхностных сточных вод, их объем правомерно учтен в контракте на оказание услуг по транспортировке сточных вод (водоотведение) через систему дождевой канализации с селитебных территорий городского округа Самара.
Объем дренажных вод рассчитан по формуле, установленной расчетом норм допустимого сброса загрязняющих веществ со стоками через выпуски дождевой канализации городского округа Самара. Указанный в контракте и согласованный Департаментом объем дренажного стока на 2019 год рассчитан по этой же формуле.
Постановление N 171 не запрещает использовать утвержденные им формулы для расчета фактического количества стоков, принимаемых в централизованную систему водоотведения в отчетный период.
Формулы расчета объемов стоков, утвержденные Постановлением N 171, позволяют производить расчеты как среднегодового, так и фактического объема стоков за отчетный месяц.
Из материалов дела видно, что расчет объема поверхностных стоков, принятых в централизованную систему водоотведения за отчетный период (месяц), предприятие производило на основании предоставленной Гидрометцентром информации о фактическом количестве осадков в соответствующем месяце.
Аналогичные выводы содержатся в судебных актах по делам N N А55-4411/2020, А55-28379/2020, А55-18489/2021 с участием тех же лиц.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст.333.37 НК РФ Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01 сентября 2022 года по делу N А55-7856/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7856/2022
Истец: Муниципальное предприятие городского округа Самара "Инженерные системы"
Ответчик: Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара
Третье лицо: Администрация городского округа Самара