г. Хабаровск |
|
15 декабря 2022 г. |
А04-6721/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Самар Л.В.
судей Гричановской Е.В., Козловой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мухиной К.Р.
в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Татариновой Фаины Петровны
на определение от 02.11.2022
по делу N А04-6721/2022
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Татариновой Фаины Петровны об исключении имущества из конкурсной массы должника в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Татариновой Фаины Петровны
УСТАНОВИЛ:
Татаринова Фаина Петровна (далее - Татаринова Ф.П., заявитель, должник) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании ее несостоятельной (банкротом) в соответствии со статями 213.3, 213.4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 22.09.2022 Татаринова Ф.П. признана несостоятельной (банкротом), в отношении Татариновой Ф.П. введена реализация имущества, финансовым управляющим имуществом должника утверждена Березюк Анастасия Ивановна.
18.10.2022 Татаринова Ф.П. обратилась в суд с ходатайством об исключении имущества из конкурсной массы должника: денежные средства в размере 5 442,04 руб. ежемесячно, начиная с момента признания должника банкротом (22.09.2022) в целях оплаты за жилищно-коммунальных услуг.
Определением от 02.11.2022 производство по ходатайству должника прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Татаринова Ф.П. обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить определение от 02.11.2022, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить ходатайство Татариновой Ф.П. и исключать ежемесячно из конкурсной массы денежные средства в размере 5 442, 04 руб. в целях оплаты жилищно-коммунальных услуг.
В обоснование доводов жалобы должник указала, что является пенсионером, получателем страховой пенсии в размере 20 914,67 руб., который за минусом прожиточного минимума не позволяет должнику оплачивать ежемесячные коммунальные платежи в размере 5 442,04 руб., в этой связи, настаивает на принятии судом необоснованного судебного акта при наличии всех оснований к удовлетворению заявленного ходатайства. Кроме того, ссылается на нарушение судом процессуальных норм права при прекращении производства по ходатайству должника.
Участвующие в деле лица не явились, извещены надлежащим образом, жалоба рассматривается в их отсутствие согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого по делу определения проверены Шестым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены определения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой Х названного Закона, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве.
В пункте 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве предусмотрено, что все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 213.25 Закона о банкротстве по мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, арбитражный суд вправе исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с федеральным законом может быть обращено взыскание по исполнительным документам и доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, не может превышать десять тысяч рублей.
В силу положений абзаца 1 пункта 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве, абзаца восьмого части 1 статьи 446 ГПК РФ из конкурсной массы должника-гражданина исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством, в частности, денежные средства в размере установленной величины прожиточного минимума, приходящейся на самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для: оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов Российской Федерации; других установленных федеральным законом целей.
Закон о банкротстве использует институт прожиточного минимума для особой цели - определения усредненной суммы денежных средств, необходимых для сохранения здоровья гражданина-банкрота и обеспечения его жизнедеятельности, потребность в которых возникает ежедневно и администрирование которых со стороны управляющего и суда является невозможным. При этом если социальная помощь в размере прожиточного минимума не ограничивает ее получателя в получении иных доходов, то гражданин-банкрот таких источников, действуя добросовестно, иметь не может, поскольку все остальное должно поступать в конкурсную массу.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о банкротстве, возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
В соответствии с разъяснениями, содержащимся в абзаце третьем пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в договорных обязательствах, предусматривающих периодическое внесение должником платы, в том числе длящееся оказание коммунальных услуг, текущими являются требования об оплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве.
Коммунальные платежи за периоды, истекшие после возбуждения дела о банкротстве, являются текущими платежами.
Закон о банкротстве является специальным по отношению к Федеральному закону от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", поэтому денежные средства на данные расходы не подлежат исключению из конкурсной массы должника.
Пунктом 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве предусмотрено, что финансовый управляющий обязан осуществлять контроль за своевременным исполнением гражданином текущих требований кредиторов, своевременным и в полном объеме перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов.
Требования о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе об уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме удовлетворяются в третью очередь (пункт 2 статьи 213.27 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 48, вопросы об исключении из конкурсной массы указанного имущества (в том числе денежных средств), о невключении в конкурсную массу названных выплат решаются финансовым управляющим самостоятельно во внесудебном порядке.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45, всем имуществом должника, признанного банкротом (за исключением имущества, не входящего в конкурсную массу), распоряжается финансовый управляющий (пункты 5, 6 и 7 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
В соответствии с приведенными выше нормами Закона о банкротстве, на средства, подлежащие направлению из конкурсной массы на исполнение обязательств должника текущего характера, не распространяется предусмотренное указанным Законом регулирование, касающееся исключения из конкурсной массы имущества, в том числе денежных средств.
Исключение имущества и денежных средств из конкурсной массы должника в его пользу фактически означало бы отступление от очередности удовлетворения требований кредиторов в деле о банкротстве (статья 213.27 Закона о банкротстве).
При наличии разногласий между финансовым управляющим, должником относительно суммы коммунальных платежей, подлежащих погашению за счет конкурсной массы должника, любое из названных лиц вправе обратиться в суд с заявлением об их разрешении (в том числе с учетом выводов, сделанных в судебных актах по настоящему обособленному спору) в порядке статьи 60 Закона о банкротстве.
При совокупности изложенных обстоятельств и приведенных норм права, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о текущем характере коммунальных платежей, опосредующем погашения задолженности по жилищно-коммунальным услугам самостоятельно финансовым управляющим в порядке и очередности, предусмотренном Законом о банкротстве.
Учитывая разрешение вопросов оплаты текущих платежей во внесудебном порядке, судом первой инстанции верно прекращено производство по ходатайству должника применительно к положениям пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Поскольку оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная заявителем жалобы, подлежит возврату последнему из федерального бюджета.
Руководствуясь частью 3 статьи 223, статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Амурской области от 02.11.2022 по делу N А04-6721/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Татариновой Фаине Петровне из федерального бюджета государственную пошлину в размере 150 рублей, перечисленную по чеку-ордеру от 11.11.2022 (операция 4943).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение одного месяца со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Самар |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6721/2022
Должник: ТАТАРИНОВА ФАИНА ПЕТРОВНА
Кредитор: ТАТАРИНОВА ФАИНА ПЕТРОВНА
Третье лицо: Ассоциация "ДМСО ПАУ", Березюк Анастасия Ивановна, ПАО "МТС Банк", ПАО "МТС-Банк", ПАО "Сбербанк России", ПУ ФСБ России, Управление Росреестра по Амурской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, УФМС РОССИИ ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной Налоговой службы России Управления по Амурской области