г. Хабаровск |
|
15 декабря 2022 г. |
А73-11358/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Мильчиной И.А., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: Агибалова И.М., по доверенности от 14.06.2022 N 02-113/005; Чурина С.Ю., по доверенности от 17.03.2022 N 05-18/2994;
от межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области: явка не обеспечена;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение от 28.09.2022
по делу N А73-11358/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
Приамурское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными пунктов 1, 2, 4, 5, 8, 9 предписания межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО) от 31.05.2022 N 4153.1-08.
Решением суда от 28.09.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в апелляционный суд с жалобой. По существу доводы жалобы направлены на несогласие с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении. Как указывает заявитель, установленный срок для исполнения указанных пунктов предписания, не является достаточным. Просит решение отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы.
МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, извещенное надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направило. Жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствие с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, выслушав, явившихся представителей, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что на основании поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 23.03.2022 N МП-09/11490 в соответствии с распоряжением руководителя МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО от 31.03.2022 N 80 в отношении Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора в период с 05.04.2022 по 13.04.2022 была проведена внеплановая тематическая проверка сохранности и фактического использования федерального имущества - административное здание с кадастровым номером 28:01:130035:208, расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская, д.221, закрепленного на праве оперативного управления за Приамурским межрегиональным управлением Росприроднадзора.
Результаты проверки отражены в акте от 15.04.2022 N 2В.
По результатам рассмотрения материалов проверки Приамурскому межрегиональному управлению Росприроднадзора 31.05.2022 было выдано предписание N 4153.1-08, об устранении выявленных нарушений в течение 30 дней с момента получения последнего.
Не согласившись с пунктами 1, 2, 4, 5, 8, 9 предписания в части установления срока для устранения нарушений, Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности.
Обязанность доказывания обстоятельств соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие ненормативного правового акта возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.10.2011 N 598 утвержден Административный регламент по исполнению Росимуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности (далее - Административный регламент).
В силу пункта 1.5 Административного регламента предметом проведения проверок является соблюдение правообладателем (пользователем) обязательных требований, установленных законодательством для использования федерального имущества.
В соответствии с пунктом 3.16 Административного регламента основанием для проведения плановых проверок является план-график проведения проверок, утвержденный распоряжением Росимущества.
Согласно пунктам 3.30, 3.34, 3.35, 3.36 Административного регламента по итогам проведения проверки уполномоченными лицами, осуществлявшими проверку, составляется акт проверки (в двух экземплярах). К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований и экспертиз, объяснения руководителя, работников юридического лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, и иные связанные с результатами проверки документы или их копии. Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя или уполномоченного представителя юридического лица, а также в случае отказа указанных лиц дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт проверки с копиями приложений направляется в адрес юридического лица заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Росимущества, территориального органа Росимущества. Правообладатель (пользователь) в течение 15 рабочих дней с даты получения акта проверки направляет в Росимущество, территориальный орган Росимущества подписанный второй экземпляр акта проверки и письменные возражения (при их наличии) в отношении акта проверки с Приложением документов, подтверждающих обоснованность возражений (или их заверенные копии), заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передает иным способом, свидетельствующим о дате его передачи.
На основании подпункта 1 пункта 3.40 Административного регламента по результатам проведения проверки в целях устранения выявленных нарушений структурное подразделение Росимущества, ответственное за проведение проверки, территориальный орган Росимущества готовит и направляет предписание об устранении выявленных нарушений в адрес соответствующего правообладателя (пользователя) о необходимости устранения выявленных нарушений.
Проанализировав названные нормы, суд правомерно указал, что проверка наличия (либо отсутствия) нарушений в управлении, распоряжении, использовании по назначению и сохранности федерального имущества, переданного в пользование третьим лицам, является государственной функцией, исполняемой в целях определения эффективного использования и сохранности федерального имущества. По результатам исполнения данной функции в целях устранения выявленных нарушений составляется и направляется предписание, содержащее властные требования к правообладателю (пользователю) имущества.
Из материалов дела следует, что МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО провело проверку сохранности и использования по назначению федерального имущества, закрепленного за Приамурским межрегиональным управлением Росприроднадзора на праве оперативного управления, и последнему выдано предписание от 31.05.2022 N 4153.1-08 об устранении выявленных нарушений.
Так, пунктом 1 предписания от 31.05.2022 N 4153.1-08 на заявителя возложена обязанность в течение 30 дней с момента получения предписания исполнить пункт 2.1 акта проверки - с целью внесения результатов проведенных перепланировок и изменения основных характеристик административного здания в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" провести соответствующие кадастровые работы.
Пунктом 2 предписания от 31.05.2022 N 4153.1-08 на заявителя возложена обязанность в течение 30 дней с момента получения предписания исполнить пункт 2.2 акта проверки - провести соответствующие кадастровые работы по исправлению реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 28:01:130035:5 с целью исключения пересечения границ.
Пунктом 4 предписания от 31.05.2022 N 4153.1-08 на заявителя возложена обязанность в течение 30 дней с момента получения предписания исполнить пункт 2.4 акта проверки - провести соответствующий капитальный ремонт функциональных помещений подвального этажа, имеющих грибок и увлажнение внутренних стен.
Пунктом 5 предписания от 31.05.2022 N 4153.1-08 на заявителя возложена обязанность в течение 30 дней с момента получения предписания исполнить пункт 2.5 акта проверки - провести соответствующий капитальный ремонт системы наружного водостока ливневых дождевых вод, обеспечивающих отведение воды с крыши административного здания с отмосткой, проходящей по периметру.
Пунктом 8 предписания от 31.05.2022 N 4153.1-08 на заявителя возложена обязанность в течение 30 дней с момента получения предписания исполнить пункт 2.8 акта проверки - предоставить информацию в части перемещения архива из подвала в помещения, соответствующие требованиям для организации хранения документов постоянного хранения.
Пунктом 9 предписания от 31.05.2022 N 4153.1-08 на заявителя возложена обязанность в течение 30 дней с момента получения предписания исполнить пункт 2.9 акта проверки - направить в адрес МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области согласие собственника и документы, подтверждающие законность проведенных перепланировок административного здания.
По существу не оспаривая нарушения, указанные в поименованных пунктах предписания, заявитель ссылается на неразумность тридцатидневных сроков, установленных для устранения выявленных нарушений.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Таким образом, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Ссылаясь на невозможность в установленные срок исполнить пункт 5 предписания, заявитель указывает на то, что для проведения кадастровых работ с целью внесения результатов проведенных перепланировок и изменения основных характеристик административного здания в ЕГРН, а также с целью исправления реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 28:01:130035:5, для проведения капитального ремонта функциональных помещений подвального этажа, имеющих грибок и увлажнение внутренних стен, капитального ремонта системы наружного водостока ливневых дождевых вод необходимо в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) произвести соответствующую закупку.
При этом в установленный срок невозможно провести указанные мероприятия.
Более того, выполнение кадастровых работ, капитальный ремонт объекта федерального имущества возможны при наличии соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Между тем, лимиты бюджетных обязательств на 2022 Росприроднадзором перераспределены и доведены в начале финансового года, выполнение указанных выше работ может быть запланировано не ранее 2023 при условии направления соответствующей заявки главному распорядителю бюджетных средств.
В обоснование невозможности в установленный срок исполнить пункт 8 предписания, указывает на то, что перемещение архива из помещений подвала в помещения, соответствующие требованиям для организации хранения документов постоянного хранения, возможно после проведения в них капитального ремонта.
В обоснование невозможности исполнить пункт 9 предписания ссылается на Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" согласно которому срок ответа на запрос составляет 30 дней с учетом времени на прохождение почтовой корреспонденции, в связи с чем, установленный тридцатидневный срок для получения согласия собственника и документов, подтверждающих законность проведенных перепланировок административного здания, не является разумным.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, указанные заявителем причины, не свидетельствуют о неисполнимости предписания в установленный в нем срок, поскольку срок для исполнения предписания не является пресекательным и может быть продлен по мотивированному и документально обоснованному ходатайству заинтересованного лица самим органом при наличии к тому оснований.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что заявитель обращался в МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО с соответствующим ходатайством.
Также суд обращает внимание на то, что меры по исполнению пунктов 1, 2, 4, 8 предписания заявителем не предпринимались.
При этом, в отсутствие лимитов бюджетных обязательств капитальный ремонт системы наружного водостока ливневых дождевых вод, произведен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.09.2022 по делу N А73-11358/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11358/2022
Истец: Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ И ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ