г. Санкт-Петербург |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А26-8060/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С. судей Горбатовской О.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 07.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28323/2022) общества с офаниченной ответственностью "Карлис- Вяртсиля" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.07.2022 по делу N А26-8060/2021, принятое по иску: общества с ограниченной ответственностью "Карлис- Вяртсиля" к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия о признании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Карлис - Вяртсиля" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее -ответчик. Министерство) о признании недействительным расчета арендной платы по договору N 163-3 от 24.12,2014, доведенного до арендатора уведомлением N1962 от 03.06.2021.
Решением от 13.07.2022 в иске отказано.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене. В обоснование жалобы истец указал, что договор аренды заключен на аукционе, регулируемая арендная плата к нему не применяется. Размер арендных платежей не может быть определен на основании регулируемых цен, установленных в Постановлении Правительства РФ N 310 и указанных в лесных декларациях. Судебным актом делу А26-115/2018 объем инфраструктуры исключен из Приложения N 3 договора аренды, что в силу пункта 2.1.1. договора влечет за собой невозможность начисления на данный объем арендных платежей. Подписав по делу А26- 115/2018 мировое соглашение, Министерство вывело лесную инфраструктуру из сферы договорного регулирования. С момента вступления судебного акта в законную силу Министерство лишилось права начислять на объем инфраструктуры арендную плату с применением аукционных коэффициентов. За рубку древесины, являющейся федеральной собственностью, и не являющейся предметом договора аренды, может быть взыскана только установленная собственником древесины плата - по ставкам за единицу лесного ресурса, установленных Постановлением Правительства N 310.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 24.12.2014 между правопредшественником ответчика - Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (арендодатель) и ООО "Грин Лайн" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 163-3, в соответствии которым арендодатель на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, передал, а арендатор принял во временное пользование (аренду) лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 49 330 га, кадастровый номер 10:21:0000000:86, расположенный на территории Пряжинского лесничества в кварталах 66-69, 75-83, 93-103, 107-118, 125-126 Святозерского участкового лесничества, кварталах 12-80, 83-87, 89-101 Кинелахтинского участкового лесничества, кварталах 9-13, 15-22, 24-72 Паннильского участкового лесничества, для использования в целях заготовки древесины; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 79-2014-10(1020); схема расположения лесного участка, его границы и характеристика представлены в приложениях NN 1 и 2 к договору аренды; ежегодный объем использования лесов приведен в приложении N 3 к договору аренды.
Срок действия договора согласно пункту 7.1 установлен с 01.01.2015 и составляет 25 лет.
Договор зарегистрирован в установленном порядке 21.01.2015 за N 10-10/001-01/140/2014-14/1.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 N 326- П Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
В связи с переуступкой ООО "Грин Лайн" права аренды лесного участка обществу с ограниченной ответственностью "Карлис-Вяртсиля" было заключено дополнительное соглашение от 18.04.2018 (дата регистрации - 19.04.2018) к Договору, предусматривающее замену арендатора на ООО "Карлис-Вяртсиля".
В соответствии с условиями договора арендатор обязан использовать лесной участок в объеме, установленном в предмете договора, вносить арендную плату в порядке и сроки, установленные договором, приложением N 4.
Согласно пункту 2.1.1 договора размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного настоящим договором ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов с учетом установленного коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона в результате его проведения в размере 9,25.
Арендодатель ежегодно направляет арендатору уведомление (извещение) о начислении арендной платы на текущий год.
Форма уведомления (извещения) аналогична форме, указанной в приложении N 4 к договору, но не требует подписания со стороны арендатора (пункт 2.1.3 договора).
Уведомлением от 03.06.2021 N 1962 (т.1 л.д. 37-38) Министерство сообщило ООО "Карлис-Вяртсиля" об обязанности в срок до 15.06.2021 внести арендную плату за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры, заявленный в лесных декларациях N 26 от 12.05.2021, N 27 от 14.05.2021, N 30 от 24.05.2021, N 31 от 27.05.2021, в размере 132 864 руб. 00 коп. - в части минимального размера платы - в федеральный бюджет, 1 843 488 руб. 00 коп. - в части, превышающей минимальный размер платы, - в бюджет Республики Карелия.
ООО "Карлис-Вяртсиля", полагая данное уведомление не соответствующим положениям Лесного кодекса Российской Федерации и условиям договора как по порядку начисления платы за использование древесины в целях создания лесной инфраструктуры, так и по срокам внесения платежа, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, обоснованным пунктом 2 статьи 154, ст. ст. 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее -ЛК РФ) предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом. В силу части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).
В статье 614 ГК РФ предусмотрена обязанность арендатора по внесению платы за пользование арендованным имуществом.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Уведомлением от 03.06.2021 N 1962 (т.1 л.д. 37-38) Министерство начислило арендную плату за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры, заявленный в лесных декларациях N 26 от 12.05.2021, N 27 от 14.05.2021, N 30 от 24.05.2021, N 31 от 27.05.2021, в размере 132 864 руб. 00 коп. - в части минимального размера платы - в федеральный бюджет, 1 843 488 руб. 00 коп, - в части, превышающей минимальный размер платы, - в бюджет Республики Карелия.
В силу пункта 2 статьи 154 ГК РФ односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны.
В соответствии со статьей 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) (пункт 1), Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (пункт 2).
По мнению Общества, Министерство не вправе начислять арендную плату за объем рубок при создании объектов лесной инфраструктуры.
Доводы Общества обоснованно отклонены судом первой инстанции в связи со следующим.
Действительно, ежегодный объем заготовки древесины определен сторонами в приложении N 3 к договору N 163-3 (в редакции дополнительного соглашения от 19.12.2018) и составляет 75 000 куб.м.
Согласно пункту 1.2 договора ежегодный допустимый объем заготовки древесины указан в приложении N 3 к договору и на 30.06.2015 составлял 76 200 куб.м.
На основании утвержденного определением Арбитражного суда Республики Карелия от 25.05.2018 по делу N А26-115/2018 мирового соглашения ООО "Карлис-Вяртсиля" и Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия внесли изменения в приложение N 3 к договору N 163-3 и уменьшили ежегодный объем заготовки древесины до 75 000 куб.м., исключив из него объем, относящийся к объектам лесной инфраструктуры.
Между тем данные обстоятельства, а также обстоятельства, установленные определением Арбитражного суда Республики Карелия от 13.12.2019 по делу N А26-2461/2019, не имеют значения для рассматриваемого спора и не могут повлечь удовлетворение иска, поскольку не свидетельствуют о неправомерности начисления Министерством спорной платы.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что к основным принципам лесного законодательства отнесена платность использования лесов (пункт 11 статьи 1 ЛК РФ).
Общество подало лесные декларации N 26 от 12.05.2021, N 27 от 14.05.2021, N 30 от 24.05.2021, N 31 от 27.05,2021, в которых заявило о рубке древесины в общем объеме 912 куб.м. при создании лесной инфраструктуры (создание лесных проездов, лесных дорог, лесопогрузочных пунктов).
В пункте 4.3.2 договора стороны установили, что арендатор вправе осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты), с указанием в проекте освоения лесов, в лесной декларации и других необходимых документах сведений о территориальном размещении проектируемых объектов.
Согласно изменениям в проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для заготовки древесины Обществу в Пряжинском лесничестве Республики Карелия 2019-2021, получившим положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов (утверждено приказом министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия N 2312 от 19.12,2019), ООО "Карлис-Вяртсиля" в период с 2019 года по 2021 год вправе произвести рубку лесных насаждений на лесном участке при создании объектов лесной инфраструктуры в общем объеме 57.88 тью. м, куб.
Предоставляя арендатору право создавать лесную инфраструктуру, арендодатель согласовал Проект освоения лесов с учетом объемов использования лесов, необходимых для создания таких объектов сверх расчетной лесосеки.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Общество осуществляло заготовку древесины при создании объектов лесной инфраструктуры в соответствии с проектом освоения лесов, представило в министерство лесные декларации об использовании лесов с указанной целью.
В соответствии с частью 2 статьи 73 ЛК РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Поскольку по условиям договора размер арендной платы зависит от объема использования лесов, арендатор, вырубивший лесные насаждения в целях создания объектов лесной инфраструктуры, обязан внести плату за фактически вырубленную древесину.
Представленный Министерством расчет арендной платы выполнен на основании статьи 73 ЛК РФ, пункта 2.1.1 договора, судом проверен и признан правильным, Обществом документально не опровергнут.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.07.2022 по делу N А26-8060/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
О.В. Горбатовская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8060/2021
Истец: ООО "Карлис-Вяртсиля"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия