г. Самара |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А55-18490/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Корастелева В.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алиевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Зинковского Андрея Николаевича на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 сентября 2022 года по делу N А55-18490/2022 (судья Медведев А.А.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Зинковского Андрея Николаевича (ОГРНИП 321631300048782, ИНН 632117753608), Самарская область, г.Тольятти
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г.Самара
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
- публичного акционерного общества "Россети Волга" в лице филиала "Самарские распределительные сети" (ОГРН: 1076450006280, ИНН: 6450925977), г.Самара
об оспаривании решения,
с участием в судебном заседании:
от Министерства имущественных отношений Самарской области - представителя Малинина М.С. (доверенность N 34 от 01.03.2022),
от ПАО "Россети Волга" - представителя Самарцева И.Ф. (доверенность от 22.01.2022), представителя Сергеевой И.В. (доверенность от 15.06.2022).
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Зинковский Андрей Николаевич (далее - ИП Зинковский А.Н., предприниматель) обратился в Автозаводский районный суд г.Тольятти Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании незаконным решения от 06.07.2021 (приказ N 1470) в части установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:33:0905011:46, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, пгт.Междуреченск, з-д ЖБК.
Определением Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 12.05.2022 дело передано по подсудности на рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "Россети Волга" в лице филиала "Самарские распределительные сети".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.09.2022 по делу N А55-18490/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, ИП Зинковский А.Н. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что суд первой инстанции принял незаконное и необоснованное решение. Судом не учтено, что из земельного участка выделен только один участок площадью 20 кв.м., остальные опоры ВЛ размещены на земле, принадлежащей предпринимателю. Суд не дал оценки тому обстоятельству, что публичный сервитут фактически обесценил землю. Суд не принял во внимание, что нормативно не установлена обязанность совмещать границы публичного сервитута с границей охранной зоны ВЛ. Суд не принял во внимание положения земельного законодательства, предусматривающие отказ в установлении публичного сервитута, если ограничение прав на землю повлекут невозможность использования или существенно затруднит использование земельного участка в соответствии с разрешенным использованием в течение более чем трех месяцев. Министерством необоснованно публичный сервитут установлен без взимания платы.
Подробно позиция предпринимателя изложена в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Министерство имущественных отношений Самарской области апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
Третье лицо, ПАО "Россети Волга" в лице филиала "Самарские распределительные сети" апелляционную жалобу также отклонило по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
ИП Зинковский А.Н. в судебное заседание не явился. Заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствии. Ранее в судебных заседаниях поддержал апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители Министерства имущественных отношений Самарской области и третьего лица апелляционную жалобу отклонили по основаниям, изложенным в представленных отзывах.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие предпринимателя, который был надлежащим образом извещен о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзывах на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в деле в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ИП Зинковскому А.Н. с 08.08.2019 принадлежит земельный участок с кадастровым номером 63:33:0905011:46, площадью 430523 кв.м., кадастровой стоимостью 394 548 498 руб., категория земель: земли населённых пунктов; вид использования: для производственной и жилой застройки, расположенный по адресу: Самарская обл., р-н Сызранский, пгт. Междуреченск, з-д ЖБК.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1470 от 06.07.2021 на основании ходатайств ПАО "Россети Волга" от 25.05.2021 и от 26.05.2021 в целях размещения объекта регионального значения - объекта электросетевого хозяйства: Сооружение ВЛ 110 кВ "Жигулёвская-1, Жигулёвская-2" установлен публичный сервитут площадью 42478 кв.м, в отношении части вышеуказанного земельного участка, без взимания платы.
Предприниматель, полагая, что установление публичного сервитута нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку приводит к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешённым использованием, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8, оспариваемое решение органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть признано судом незаконным, при наличии одновременно двух условий: оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие); обязанность по доказыванию наличия нарушенного права вследствие принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на заявителя.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" введена в действие глава V.7 (статьи 39.37-39.50) Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующая правоотношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута.
В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут) может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (пункт 2).
Публичный сервитут может устанавливаться, в том числе для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 8 пункта 4).
Пунктом 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что публичный сервитут может быть установлен для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, устанавливается решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в туннелях.
В рамках закрепленных Положением о Министерстве имущественных отношений Самарской области (далее - министерство), утвержденном постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 N 79, предметов ведения, министерство принимает решения об установлении и прекращении публичного сервитута в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами регионального значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для нужд Самарской области, для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 1 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
В силу пункта 3 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации в обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования, предусматривающего размещение объекта федерального, регионального или местного значения в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение инженерных сооружений федерального, регионального или местного значения, в целях проведения инженерных изысканий для их строительства, реконструкции, а также в целях строительства или реконструкции таких инженерных сооружений, если такие инженерные сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности подлежат отображению в документах территориального планирования.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, ПАО "Россети Волга" обратилось в министерство с ходатайством об установлении публичного сервитута в целях размещения объекта регионального значения - объекта электросетевого хозяйства:
Сооружения ВЛ 110 кВ "Жигулевская-1, Жигулевская 2", сроком на 49 лет (вх. N МИО/16174 от 26.05.2021).
Сооружение ВЛ 110 кВ "Жигулевская-1, Жигулевская 2" с кадастровым номером 63:01:0000000:24334, находится в собственности ПАО "Россети Волга", что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от 26.08.2008 и выпиской из ЕГРН от 23.04.2021.
В качестве обоснования необходимости установления публичного сервитута указано, что названный объект относится к объектам регионального значения и отражен на схеме территориального планирования Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2007 N 261, что подтверждается письмом Министерства строительства Самарской области от 30.04.2020 N МС/3178.
В целях принятия решения об установлении публичного сервитута министерством были получены сведения о правообладателях земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута.
Выписка из ЕГРН от 09.06.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:33:0905011:46 содержала сведения о правообладателе Зинковском А.Н.
Согласно статье 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении в течение сорока пяти дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 и 5 статьи 39.37 настоящего Кодекса, но не ранее чем тридцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.42 настоящего Кодекса.
Учитывая изложенное, министерством был принят приказ от 06.07.2021 N 1470 "Об установлении публичных сервитутов в целях размещения объектов регионального значения - объектов электросетевого хозяйства" которым в интересах ПАО "Россети Волга" в целях размещения объекта регионального значения - объекта электросетевого хозяйства: Сооружения ВЛ 110 кВ "Жигулевская-1, Жигулевская 2" был установлен публичный сервитут в отношении части земельного участка с кадастровым номером 63:33:0905011:46, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, п.г.т. Междуреченск, з-д ЖБК.
Пунктом 5 указанного приказа установлено, что плата за установленные публичные сервитуты не взимается.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обязан разместить решение об установлении публичного сервитута на своем официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет", обеспечить опубликование указанного решения в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки и (или) земли, в отношении которых установлен публичный сервитут, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, в отношении которых принято указанное решение, направить копию решения правообладателям земельных участков, направить обладателю публичного сервитута копию решения об установлении публичного сервитута.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 39.43 копия решения правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение об установлении публичного сервитута и сведения о правах на которые поступили в соответствии с пунктом 1 или 8 статьи 39.42 настоящего Кодекса, направляется с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным соответственно в выписке из Единого государственного реестра недвижимости и в заявлениях об учете прав (обременений прав) на земельные участки.
Указанные требования законодательства были выполнены министерством, что подтверждается письмами в адрес ПАО "Россети Волга" (от 07.07.2021 N МИО-ОЗ/8857-исх), администрацию муниципального района Сызранский Самарской области (от 07.07.2021 N МИО-ОЗ/8864-исх), письмами в адрес правообладателей земельных участков.
ИП Зинковскому А.Н. сообщение N МИО-ОЗ/8861 от 07.07.2021 направлено по адресу местонахождения земельного участка, указанному в выписке из ЕГРН: Самарская область, Сызранский район, п.г.т. Междуреченск, з-д ЖБК.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что приказ министерства от 06.07.2021 N 1470 "Об установлении публичных сервитутов в целях размещения объектов регионального значения - объектов электросетевого хозяйства" был принят в соответствии с требованиями законодательства.
Доводы ИП Зинковского А.Н. судом апелляционной инстанции не принимаются поскольку основаны на неправильном толковании норм земельного законодательства.
По основаниям предусмотренным пунктом 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут подлежит установлению в том числе в целях размещения объектов электросетевого хозяйства необходимых для организации электроснабжения населения.
Таким образом, определяющим фактором для установления публичного сервитута для целей эксплуатации существующего объекта является организация электроснабжения населения. При этом подтверждение публичного статуса такого линейного объекта не требуется. Содержание данной нормы позволяет установить публичный сервитут для эксплуатации существующего объекта даже в том случае, если такой объект не относится к объектам федерального, регионального или местного значения при условии, что право собственности на такой объект возникло до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов". Право собственности на сооружение ВЛ 110 кВ "Жигулевская-1, Жигулевская 2" с кадастровым номером 63:01:0000000:24334 возникло у ПАО "Россети Волга" 26.08.2008.
Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации утвержденной распоряжением Правительства РФ 03.04.2013 N 511-р, определено, что основной целью (миссией) деятельности электросетевого комплекса является долгосрочное обеспечение надежного, качественного и доступного энергоснабжения потребителей Российской Федерации путем организации максимально эффективной и соответствующей мировым стандартам сетевой инфраструктуры по тарифам на передачу электрической энергии, обеспечивающим приемлемый уровень затрат на электрическую энергию для российской экономики и инвестиционную привлекательность отрасли через адекватный возврат на капитал.
Целью функционирования распределительного электросетевого комплекса является долгосрочное обеспечение надежного, качественного и доступного энергоснабжения потребителей на всей территории соответствующего региона на этапе распределения электрической энергии за счет организации максимально эффективной инфраструктуры.
Таким образом, размещение объектов электросетевого хозяйства для граждан и юридических лиц является обязанностью государства, соответственно публичный сервитут устанавливается для обеспечения интересов ПАО "Россети Волга".
Распределительные ВЛ напряжением 110 кВ предназначены для электроснабжения предприятий и населенных пунктов крупных районов и соединяют распределительные пункты с потребителями.
Таким образом, условия, предусмотренные пункта 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации соблюдены.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации к ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются подготовленные в форме электронного документа сведения о границах территории, в отношении которой устанавливается публичный сервитут (далее - границы публичного сервитута), включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Пунктом 6 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что границы публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса, определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон. Границы публичного сервитута могут устанавливаться в пределах, превышающих размеры соответствующих охранных зон, в соответствии с расчетами, содержащимися в проектной документации линейного объекта, в случае, если размещение неотъемлемых технологических частей указанного линейного объекта на условиях публичного сервитута осуществляется за пределами границ таких охранных зон.
При этом, расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута (подпункт 1 пункта 3 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации), на необходимость предоставления которых настаивает предприниматель, должны быть приложены к обоснованию необходимости установления публичного сервитута, указанном в подпункте 5 пункта 1 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации, при отсутствии документов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть отсутствии документов территориального планирования, либо проекта планировки территории.
Ссылка предпринимателя на правовую позицию, содержащуюся в определении Верховного суда Российской Федерации от 17.04.2018 по делу N 306-ЭС17-20590 не применима при рассмотрении настоящего спора ввиду того, что по указанному делу рассматривался спор в рамках установления частного сервитута в границах координат, предложенных истцом, более того, судом не сделан вывод об императивности установки сервитута исключительно под опорами сооружения.
Действительно, законодательством не предусмотрено исчерпывающего перечня критериев, исходя из которых можно сделать вывод о том, какой способ установления публичного сервитута является наиболее целесообразным. Вместе с тем, исходя из содержания пункта 3 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации, при выборе того или иного способа установления сервитута необходимо руководствоваться такими критериями как:
необходимость обеспечения безопасной эксплуатации линейного объекта;
необходимость обеспечения безопасности населения, существующих зданий сооружения.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации в содержание понятия "размещение объекта" включается строительство, реконструкция и (или) эксплуатация объекта.
Таким образом, установление публичного сервитута в отношении линейного объекта осуществляется не только для размещения непосредственно самого линейного объекта, но и для осуществления технического обслуживания, ремонта, реконструкции такого объекта в период эксплуатации без оформления дополнительных соглашений и договоров с правообладателями земельных участков.
Статьей 104 и 106 ЗК РФ предусмотрено, что для безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.
Территории охранных зон у собственников, землепользователей и арендаторов не изымаются, но их использование по назначению должно осуществляться с соблюдением особых условий.
Определение охранной зоны не зависит от волеизъявления собственника земельного участка или сетевой организации, эксплуатирующей воздушную линию электропередачи.
Земельные участки в границах охранных зон воздушных линий электропередачи у собственников участков, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются, устанавливается лишь запрет на осуществление действий, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее по тексту - Правила) вышеуказанный земельный участок обременен охранной зоной Электросетевого комплекса ВЛ 110 кВ "Жигулевская-1, Жигулевская-2" (учетный номер 63.33.2.19), сведения о которой внесены в ЕГРН в 2011 году.
Согласно Правилам охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии, приведенном в приложении к Правилам (от 2 до 10 метров; для ВЛ 110 кВ - 10 метров).
В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий (пункт 2 Правил).
Согласно пункту 8 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе:
а) набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи;
б) размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов;
в) находиться в пределах огороженной территории и помещениях распределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительных устройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи;
г) размещать свалки;
д) производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).
В соответствии с п. 9 Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается:
а) складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов;
б) размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
в) использовать (запускать) любые летательные аппараты, в том числе воздушных змеев, спортивные модели летательных аппаратов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
г) бросать якоря с судов и осуществлять их проход с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);
д) осуществлять проход судов с поднятыми стрелами кранов и других механизмов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Согласно пункту 10 Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются:
а) строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений;
б) горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным затоплением земель;
в) посадка и вырубка деревьев и кустарников;
г) дноуглубительные, землечерпальные и погрузочно-разгрузочные работы, добыча рыбы, других водных животных и растений придонными орудиями лова, устройство водопоев, колка и заготовка льда (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);
д) проход судов, у которых расстояние по вертикали от верхнего крайнего габарита с грузом или без груза до нижней точки провеса проводов переходов воздушных линий электропередачи через водоемы менее минимально допустимого расстояния, в том числе с учетом максимального уровня подъема воды при паводке;
е) проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
ж) земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи);
з) полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
и) полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи).
Помимо указанных ограничений на основании пункта 16 Правил доступ к объектам электросетевого хозяйства для их эксплуатации и плановых (регламентных) работ осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Согласно сведениям ЕГРН право собственности ИП Зинковского А.Н., на земельный участок с кадастровым номером 63:33:0905011:46 зарегистрировано 05.11.2019.
При этом право собственности на Сооружение ВЛ 110 кВ "Жигулевская-1, Жигулевская 2" с кадастровым номером 63:01:0000000:24334 возникло 26.08.2008.
Таким образом, указанное сооружение существовало на местности задолго до приобретения предпринимателем прав на земельный участок и ему было известно о возможных рисках, связанных с приобретением указанного земельного участка.
Как указывает третье лицо, в границах земельного участка с кадастровым номером 63:33:0905011:46, находящегося по адресу: Самарская область, Сызранский р-н, пгт. Междуреченск, з-д ЖБК, расположен Электросетевой комплекс ВЛ 110 кВ "Жигулевская-1, Жигулевская-2", принадлежащий ПАО "Россети Волга" на праве собственности. Диспетчерское наименование объекта "ВЛ 110 кВ Жигулевская ГЭС-Переволоки тяговая с отпайкой на ПС Отвага тяговая, ВЛ 110 кВ Переволоки тяговая-Печерский Берег тяговая". Год постройки данного электросетевого комплекса - 1951.
В материалы дела представлен технический паспорт от 17.12.2002, выданный Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" (Самарский центр технической инвентаризации).
С года постройки до настоящего времени реконструкции вышеуказанного электросетевого комплекса с изменением местоположения опор и иных характеристик объекта не проводилась.
Государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 13.05.1991 N САМ 33-00-00-001415, выданным Администрацией Сызранского района АО "Самараэнерго" Жигулевские электрические сети был предоставлен земельный участок общей площадью 27,84 га, в том числе и для размещения указанного электросетевого комплекса.
В последующем право бессрочного пользования было переоформлено на право аренды. Земельные участки, на которых расположены опоры Электросетевого комплекса ВЛ 110 кВ "Жигулевская-1, Жигулевская-2", были исключены из площади земельного участка с кадастровым номером 63:33:0905011:46, сформированы в единый многоконтурный участок площадью 2865,2 кв.м., который был поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 63:33:0900000:1.
В соответствии со ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также на основании Постановления администрации Сызранского района от 22.03.2012 N 262 вышеуказанный земельный участок был предоставлен ПАО "Россети Волга" в аренду.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ПАО "Россети Волга" вправе установить публичный сервитут в целях размещения существующего инженерного сооружения (воздушная линия электропередачи) в пределах ширины охранной зоны, поскольку право на объект электросетевого хозяйства возникло до 01.09.2018 (пункт 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Предпринимателем ни в суде первой, ни апелляционной инстанции, не приведены доводы, обосновывающие невозможность использования после установления публичного сервитута в целом всего земельного участка площадью 430523 кв.м., а также обесценивание земли.
Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы ИП Зинковского А.Н. о необоснованности установления публичного сервитута без взимания платы.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 01.09.2018.
В целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права аренды земельного участка на публичный сервитут лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута в соответствии с правилами, установленными главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации. В этом случае право постоянного (бессрочного) пользования или договор аренды земельного участка прекращается на основании решения об установлении публичного сервитута.
Юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 01.09.2018 и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 01.01.2022.
Согласно статье 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе в следующих целях: размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).
Таким образом, юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 01.09.2018, имеют право обратиться в уполномоченный орган с ходатайством об установлении публичного сервитута на основании статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При этом в силу пункта 4 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" плата за публичный сервитут, устанавливаемый в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 настоящей статьи, не устанавливается в том числе в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 06.07.2021 N 1470 был установлен публичный сервитут в целях размещения объекта электросетевого хозяйства - Электросетевой комплекс ВЛ 110 кВ "Жигулевская-1, Жигулевская-2", который внесен в ЕГРН под реестровым номером 63:00-6.424.
Поскольку публичный сервитут в отношении части земельного участка с кадастровым номером 63:33:0905011:46 был установлен для размещения объектов электросетевого хозяйства, право собственности на которые у ПАО "Россети Волга" возникло до 01.09.2018, на основании пункта 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", плата за такой публичный сервитут в соответствии с пунктом 4 статьи 3.6 данного Закона не устанавливается.
Доводы ИП Зинковского А.Н., изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу.
Несогласие предпринимателя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании части 1 и 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на предпринимателя расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 сентября 2022 года по делу N А55-18490/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18490/2022
Истец: Зинковский Андрей Николаевич
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: ПАО "Россети Волга" в лице филиала "Самарские распределительные сети", ПАО "Россети Волга" в лице филиала "Самарские распределительные сети"